Скачать 124.19 Kb.
|
Исследовательский реферат. «Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». (Воспитание сказкой). Выполнила: Абрамова Анна, 4 класс. Руководитель: зав.библиотекой Городенко О.А. 1 Оглавление. 1.ВВЕДЕНИЕ стр. 3-4 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ стр. 5-8 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ стр. 9-11 4. ВЫВОД стр. 12 5. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА стр. 13 2 Введение. Актуальность. Сказки о Белоснежке и семи гномах, Красной Шапочке и Золушке, Колобке и Иване Царевиче передаются из поколения в поколение на протяжении веков. Мнения, что старые сказки и страшные и не играют никакой роли в развитии ребенка, ошибочны. Это не просто увлекательные истории, которые нравятся детям. В сказках рассказывается о борьбе добра против зла, и есть герой, который всегда его побеждает. Сказка – это практически маленькая модель мира, понятная детям. Все сказки выдуманы людьми, но каждая из них несет свою поучительную историю. Что, например, вместе можно справиться с любой трудностью, или что хорошие люди вознаграждаются за свои поступки, а зло получает по заслугам. Сказки – это бесценный дар, оставленный нам нашими предками. Они передавались от одного человека другому, из поколения в поколение, и, сколько бы ни появлялось новых и современных рассказов и сказок, ничего не сможет заменить эту истинную старинную классику. В сказке ребёнок проживает такие эмоциональные состояния, которых ему не хватает во внешней жизни. И каждая сказка подтвердит это. А в этом и заключается главный воспитательный момент данных произведений. Поэтому мной выбрана тема «Воспитание сказкой», которая не утрачивает своей актуальности в любые времена. Цель исследования: раскрыть значимость сказки для детей, расшифровать сферы использования сказки, распознать сложные ситуации с помощью уроков, вынесенных из сказочных формул. Задачи исследования: -дать определение понятия «сказка»; -рассмотреть основные принципы в построении сказки; -определить возможности использования сказочных произведений в воспитании личности. 3. Гипотеза: – сказки влияют на формирование личности. Методы исследования: - Теоретический (изучение и анализ литературы) - Аналитический (анкетирование), - Статистический. Предмет исследования – сказка, её структура, виды сказок, возможности использования сказки для влияния на личность, для воспитания. 4. Основная часть. «Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». А.С. Пушкин. Что такое сказка? « Сказка - повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил». С.И Ожегов и Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка. Ска́зка — жанр литературного творчества: Сказка фольклорная — прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Сказка литературная — произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору Сказка - ложь оказывается самой правдой: она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учить нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и лжецов, ненавидеть врагов. Выдумка, неправда, ложь. Всё это сказки. Сказка - настоящее достояние русского фольклора, не одну сотню лет передающееся из поколения в поколение, из уст в уста. Немало сказано в статьях, посвященных исследованию русских народных сказок, что формирование фольклорного повествования произошло в период доминирования язычества на Руси. Наши сказки - это сокровищница для любого исследования. Они исполнены житейской мудростью, невиданной фантастичностью. Ну, как могли наши предки так точно предугадать развитие авиастроения, когда писали про ковер-самолет. Сказки любят все, даже взрослые. С самого раннего детства когда мы были маленькие, нам рассказывали сказки бабушки, дедушки, мамы и папы. А теперь мы учимся в школе и сами научились их читать. Читая сказки, мы проникаем в чудесный, загадочный, таинственный мир. В котором совершаются самые невероятные чудеса. Герои сказок превращаются во всевозможных животных или становятся диковинными цветами, или деревьями. Сказки помогают нам познавать мир, развиваться и приходить к пониманию таких понятий как «добро» и «зло». 5 Сказки учат нас честности, находчивости, любви к труду и многому другому, очень важному для нас. - Учат бескорыстной любви к ближнему, преданности и самоотверженности. - В каждой сказке есть доброта и привычка выручать друга из беды. - Сказка помогает побеждать зло и жестокость. Как появились сказки? Творцы сказок жили трудно: пахали пашню, сеяли, жали, молотили, рубили лес, пряли и ткали, надеялись на лучшую долю. И в сказках люди думали о том же, выдумка внушала уверенность в победе над силами, враждебными человеку. Сказки не знают непоправимых бед, учат быть твёрдыми в бедах, не мириться со злом, бороться с ним. Народная сказка – это значит создал народ, а не кто-то один. Мы не знаем, кто первым рассказал «Колобок», поэтому считаем, что это народная сказка. В сказках всех народов мира жила мечта человека о счастье, о чудесных предметах и чудесах. Все сказки в литературоведении делятся на три группы: сказки о животных, бытовые и волшебные. Сказки о животных Один из древнейших видов сказок – сказки о животных. Животные олицетворяют реальных носителей человеческих пороков в быту (жадность, глупость, трусость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие и т. п.). Наиболее популярными сказками о животных являются сказки о лисе и волке. Образ лисы стабилен. Она рисуется как лживая, хитрая обманщица: во всех сказках она льстивая, мстительная, хитрая, расчетливая. Другим героем, с которым часто сталкивается лиса, является волк. Он глуп, что и выражается в отношении народа к нему, пожирает козлят, собирается разорвать овцу, откармливает голодную собаку, чтобы ее съесть, остается без хвоста. Еще одним героем сказок о животных является медведь. Он олицетворяет грубую силу, обладает властью над другими животными. 6 Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в роли слабых. Они выполняют подсобную роль, нередко находятся в услужении у «крупных» животных. Только кот и петух выступают в роли положительных героев. Они помогают обиженным, верны дружбе. Волшебные сказки. В волшебной сказке перед слушателем возникает иной, чем в сказках о животных, особый, таинственный мир. В нем действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь. Некоторые из волшебных сказок тесно связаны с мифологическими представлениями. Такие образы, как Морозко, Водяной, Солнце, Ветер, связаны со стихийными силами природы. Герой волшебной сказки – мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое счастье. И если в начале сказки он может выступать как Иван-дурак, Емеля-дурак, то в конце обязательно превращается в красавца и молодца Ивана-царевича. Положительному герою всегда помогают другие сказочные персонажи: Сивка-Бурка, Серый волк, и Елена Прекрасная. Даже такие персонажи, как Морозко и Баба Яга, помогают героям за их трудолюбие, воспитанность. Во всем этом выражены народные представления о человеческой морали и нравственности. Рядом с основными героями в волшебной сказке всегда чудесные помощники: «Объедало», «Опивало», «Дубыня и Усыня». Другие владеют чудесными средствами: ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка. Противники положительных героев – темные силы, страшные чудовища (Кащей Бессмертный, Баба Яга, Лихо одноглазое, Змей Горыныч). Они жестоки, коварны и алчны. Так выражается представление народа о насилии и зле. По своему содержанию и по своей форме волшебная сказка несет элементы чудесного, необычного. Композиция волшебных сказок отлична от композиции сказок о животных. Некоторые волшебные сказки начинаются с присказки – шутливой прибаутки, не связанной с сюжетом. Цель присказки – привлечь внимание слушателей. За ней следует зачин, начинающий повествование. Он переносит слушателей в сказочный мир, обозначает время и место действия, обстановку, действующих лиц. Завершается сказка концовкой. 7 В волшебных сказках троекратно повторяются эпизоды (с тремя змеями бьется на Калиновом мосту Иван-царевич, трех прекрасных царевен спасает Иван в подземном царстве). В них используются традиционные художественные средства выразительности: эпитеты (конь добрый, молодецкий, луг зеленый, травы шелковые, цветы лазоревые, море синее, леса дремучие), сравнения, метафоры, слова с уменьшительными суффиксами. Эти особенности волшебных сказок перекликаются с былинами, подчеркивают яркость повествования. Бытовые сказки Бытовые сказки отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. Бытовые сказки кратки. В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов, события в них можно определить как нелепые, смешные, странные. Зачем детям нужны сказки? Сказки развивают интеллект. Сказки не только интересны. В то время как их читают, дети тихо и внимательно слушают - они переносятся в другой мир, воображение малышей просыпается. Сказки дают возможность детям создавать разные образы, сказки - призывают к творчеству. А кроме того, они позволяют детям обогатить свой словарный запас. Сказки учат жизни. Сказки являются отражением нашей мечты, страхов и желаний и дают примеры решения повседневных проблем. Они показывают детям, как справиться со страхом, печалью. Кроме того, такие понятия, как злоба и алчность и т.д. объясняются детям в доступной форме. Прекрасные персонажи в большинстве случаев положительны. Поэтому маленькие дети отождествляют себя с ними, а следовательно, получают мотивацию вести себя лучше, быть добрее. Сказки дают надежду, что плохое можно победить, а хорошее получает вознаграждение. Дети чувствуют себя намного увереннее. 8 Сказки сближают детей и родителей. Независимо от того, кто читает или рассказывает сказку, детям нравится, когда у вас есть время для них. Дети обнимаются со своими родителями или бабушками - дедушками, внимательно слушают и чувствуют себя в безопасности. Сказка помогает детям и родителям сблизиться, помогает создать доверительные отношения и решить некоторые проблемы и конфликты в семье. Экспериментальная часть. Учащимся 4 класса (количество опрошенных 20 человек) были заданы следующие вопросы:
Были получены следующие результаты:
• волшебство, чудеса • придуманные истории • то, что не бывает • где говорят животные • преувеличение
В сказках ребята видят добро, но ощущают и что-то выдуманное, невероятное, придуманное. 9
• любопытство • жалость, грусть • радость • интерес
Сказка «Репка» учит помогать друг-другу, если стараться, то может все получиться, «один за всех и все за одного», нужно действовать сообща. Сказка «Заюшкина-избушка» учит помогать слабым, быть добрым, различать добро и зло, не обижать маленьких, нельзя пускать в свой дом незнакомцев. 10 Интернет-сайт «Сказки и сказкотерапия» дает нам такие разъяснения влияния этих сказок на детей. Сказка «Гуси – лебеди» рассказывает о том, что может случиться, если не слушаться родителей. В сказке заложен замечательный смысл: нужно помогать другим, и тогда добро вернется добром. Эта сказка еще и о том, что не все люди добрые и что от таких людей лучше держаться подальше. Но если даже что-то и случилось, то не бывает безвыходных ситуаций. Всегда есть выход – и убегать от опасности не унизительно. Сказка «Репка» говорит о том, что стоит начать дело, и оно обязательно даст свои плоды. Это сказка о трудолюбии, но еще и о взаимовыручке и силе единства. С любой работой можно справиться сообща, причем помочь могут не только большие, но даже такие маленькие, как мышка. Сказка «Заюшкина избушка» учит малыша различать добро и зло, сопереживать чужую радость и печаль, активно бороться со злом. К сказке можно подобрать пословицы: «На чужой каравай рот не разевай», «И на силу найдётся пересилок». 11 ВЫВОД:
-из сказок можно извлекать жизненные уроки. -сказки влияют на формирование личности. Я считаю, что содержание исследования можно применять как развивающий методический материал: -педагогам на уроках чтения, на классных часах; -родителям в беседах по сказкам; -всем кто причастен к воспитанию детей. Сказки играют очень важную роль в образовании общего жизненного сценария, так как в них мощно звучит жизнеутверждающий мотив, который каждый ребёнок открывает для себя. Силы Добра, Разума, Света всегда в сказках побеждают Зло и Мрак. Этот оптимизм человек проносит через всю свою жизнь; он помогает ему одерживать крупные победы не только над окружающими, но и над самим собой. Это даёт человеку возможность верить в то, что Зло всегда будет наказано, Добро восторжествует. Сказка открывает перед человеком ворота богатейшего мира культуры, помогая ему лучше ориентироваться в различных жизненных ситуациях. Сказки могут использоваться как развивающий материал: ученики сами придумывают сказки для разрешения разных жизненных ситуаций. Что мне дало исследование: За время исследования я работала с различными источниками информации, перечитала сказки. Мне понравилось проводить исследование потому что я выявила взгляды одноклассников, и помогла многим по-другому оценивать людей. Я занимаюсь в кружке «Юного библиотекаря» где мы пробуем сами делать мультфильмы из конструктора «лего», и эта исследовательская работа вдохновила меня на создание фрагмента лего-сказки «Как злой король похитил принцессу». А с учениками 2 «Б» класса мы сделали свой иллюстрированный сборник сказок. 12 ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
13 |
«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок…» Мы подведем итог: Чему учат сказки А. С. Пушкина. И в чем же заключается сила и красота сказочного мира поэта | Тема. К. Д. Ушинский. Сказка «Лиса и Козёл» К. Д. Ушинского. Плакат «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», «В мире много сказок добрых и смешных, и прожить на... | ||
Конспект урока в 1 классе по окружающему миру Тема: Народные сказки Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Говорит народная мудрость. Приходилось ли вам извлекать какие-нибудь уроки из... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На доске: «По страницам сказок», «Сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок», «В некотором царстве, в тридевятом государстве…»,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вся народная мудрость заложена в русских народных сказках, ведь недаром говорят: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам... | Урок 4 Особенности морали Притчи- это вековая мудрость народов всего мира. Зло и добро, мир и война, любовь и ненависть, глупость и мудрость, лень и трудолюбие.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок», — говорит народная мудрость. «Кладовая солнца» М. М. Пришвина — это настоящая... | Сказка ложь, да в ней намёк… Оборудование: Доска оформлена празднично: цветы, шары. На стенде портрет Г. Тукая. Другой стенд – выставка работ учащихся (рисунки... | ||
Сказка ложь, да в ней намёк… Краткое содержание проекта Проект рассчитан... Название темы вашего учебного проекта: Идейный смысл и система образов в русской народной сказке «Царевна-лягушка» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Сказка про хитрую ловушку», «Сказка про молоток и гвозди», «Сказка про Ойку-плаксу», «Сказка про самого большого зайца на свете»,... | ||
Детская ложь: причины и решение проблемы Детская ложь – это свидетельство не моральных, а психологических проблем ребенка | Классный час : «Правда и ложь» Цель: знакомство с понятиями правда и ложь, совершенствовать навыки культуры общения, воспитывать такие нравственные качества личности,... | ||
Классный час: «Правда и ложь». Цель: знакомство с понятиями правда и ложь, совершенствовать навыки культуры общения, воспитывать такие нравственные качества личности,... | Урок литературного чтения во 2 классе учитель Морозова О. В Давайте, ребята, улыбнемся друг другу и с добрым, хорошим настроением начнем наш урок. Садитесь | ||
Открытый урок по литературному чтению в 4 классе моу чертолинская... Авторская литературная сказка.) Докажите. ( Это волшебная сказка, так как в этом художественном произведении есть вымысел и элементы... | Сказка "Гадкий утенок". Цели Урок литературного чтения в 3-м классе "Ганс Христиан Андерсен. Сказка "Гадкий утенок" |