«Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»





Скачать 124.19 Kb.
Название«Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
Дата публикации20.02.2015
Размер124.19 Kb.
ТипСказка
100-bal.ru > Биология > Сказка
Исследовательский реферат.

«Сказка-ложь, да в ней намёк,

добрым молодцам урок».

(Воспитание сказкой).

Выполнила:

Абрамова Анна, 4 класс.

Руководитель: зав.библиотекой

Городенко О.А.

1

Оглавление.

1.ВВЕДЕНИЕ стр. 3-4

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ стр. 5-8

3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ стр. 9-11

4. ВЫВОД стр. 12

5. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА стр. 13

2

Введение.

Актуальность.

Сказки о Белоснежке и семи гномах, Красной Шапочке и Золушке, Колобке и Иване Царевиче передаются из поколения в поколение на протяжении веков. Мнения, что старые сказки и страшные и не играют никакой роли в развитии ребенка, ошибочны.

Это не просто увлекательные истории, которые нравятся детям. В сказках рассказывается о борьбе добра против зла, и есть герой, который всегда его побеждает.

Сказка – это практически маленькая модель мира, понятная детям. Все сказки выдуманы людьми, но каждая из них несет свою поучительную историю. Что, например, вместе можно справиться с любой трудностью, или что хорошие люди вознаграждаются за свои поступки, а зло получает по заслугам.

Сказки – это бесценный дар, оставленный нам нашими предками. Они передавались от одного человека другому, из поколения в поколение, и, сколько бы ни появлялось новых и современных рассказов и сказок, ничего не сможет заменить эту истинную старинную классику.

В сказке ребёнок проживает такие эмоциональные состояния, которых ему не хватает во внешней жизни. И каждая сказка подтвердит это. А в этом и заключается главный воспитательный момент данных произведений. Поэтому мной выбрана тема «Воспитание сказкой», которая не утрачивает своей актуальности в любые времена.

Цель исследования: раскрыть значимость сказки для детей, расшифровать сферы использования сказки, распознать сложные ситуации с помощью уроков, вынесенных из сказочных формул.

Задачи исследования:

-дать определение понятия «сказка»;

-рассмотреть основные принципы в построении сказки;

-определить возможности использования сказочных произведений в воспитании личности.

3.

Гипотеза: – сказки влияют на формирование личности.

Методы исследования:

- Теоретический (изучение и анализ литературы)

- Аналитический (анкетирование),

- Статистический.

Предмет исследования – сказка, её структура, виды сказок, возможности использования сказки для влияния на личность, для воспитания.

4.

Основная часть.

«Сказка-ложь, да в ней намёк,

добрым молодцам урок».

А.С. Пушкин.

Что такое сказка? « Сказка - повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил».

С.И Ожегов и Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка.

Ска́зка — жанр литературного творчества:

Сказка фольклорная — прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов.

Сказка литературная — произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору

Сказка - ложь оказывается самой правдой: она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учить нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и лжецов, ненавидеть врагов. Выдумка, неправда, ложь. Всё это сказки.

Сказка - настоящее достояние русского фольклора, не одну сотню лет передающееся из поколения в поколение, из уст в уста. Немало сказано в статьях, посвященных исследованию русских народных сказок, что формирование фольклорного повествования произошло в период доминирования язычества на Руси. Наши сказки - это сокровищница для любого исследования. Они исполнены житейской мудростью, невиданной фантастичностью. Ну, как могли наши предки так точно предугадать развитие авиастроения, когда писали про ковер-самолет.

Сказки любят все, даже взрослые. С самого раннего детства когда мы были маленькие, нам рассказывали сказки бабушки, дедушки, мамы и папы. А теперь мы учимся в школе и сами научились их читать. Читая сказки, мы проникаем в чудесный, загадочный, таинственный мир. В котором совершаются самые невероятные чудеса. Герои сказок превращаются во всевозможных животных или становятся диковинными цветами, или деревьями. Сказки помогают нам познавать мир, развиваться и приходить к пониманию таких понятий как «добро» и «зло».

5

Сказки учат нас честности, находчивости, любви к труду и многому другому, очень важному для нас.

- Учат бескорыстной любви к ближнему, преданности и самоотверженности.

- В каждой сказке есть доброта и привычка выручать друга из беды.

- Сказка помогает побеждать зло и жестокость.

Как появились сказки?

Творцы сказок жили трудно: пахали пашню, сеяли, жали, молотили, рубили лес, пряли и ткали, надеялись на лучшую долю. И в сказках люди думали о том же, выдумка внушала уверенность в победе над силами, враждебными человеку. Сказки не знают непоправимых бед, учат быть твёрдыми в бедах, не мириться со злом, бороться с ним. Народная сказка – это значит создал народ, а не кто-то один. Мы не знаем, кто первым рассказал «Колобок», поэтому считаем, что это народная сказка. В сказках всех народов мира жила мечта человека о счастье, о чудесных предметах и чудесах.

Все сказки в литературоведении делятся на три группы: сказки о животных, бытовые и волшебные.

Сказки о животных

Один из древнейших видов сказок – сказки о животных. Животные олицетворяют реальных носителей человеческих пороков в быту (жадность, глупость, трусость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие и т. п.).

Наиболее популярными сказками о животных являются сказки о лисе и волке. Образ лисы стабилен. Она рисуется как лживая, хитрая обманщица: во всех сказках она льстивая, мстительная, хитрая, расчетливая.

Другим героем, с которым часто сталкивается лиса, является волк. Он глуп, что и выражается в отношении народа к нему, пожирает козлят, собирается разорвать овцу, откармливает голодную собаку, чтобы ее съесть, остается без хвоста.

Еще одним героем сказок о животных является медведь. Он олицетворяет грубую силу, обладает властью над другими животными.

6

Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в роли слабых. Они выполняют подсобную роль, нередко находятся в услужении у «крупных» животных. Только кот и петух выступают в роли положительных героев. Они помогают обиженным, верны дружбе.

Волшебные сказки. В волшебной сказке перед слушателем возникает иной, чем в сказках о животных, особый, таинственный мир. В нем действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь.

Некоторые из волшебных сказок тесно связаны с мифологическими представлениями. Такие образы, как Морозко, Водяной, Солнце, Ветер, связаны со стихийными силами природы.

Герой волшебной сказки – мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое счастье. И если в начале сказки он может выступать как Иван-дурак, Емеля-дурак, то в конце обязательно превращается в красавца и молодца Ивана-царевича.

Положительному герою всегда помогают другие сказочные персонажи: Сивка-Бурка, Серый волк, и Елена Прекрасная. Даже такие персонажи, как Морозко и Баба Яга, помогают героям за их трудолюбие, воспитанность. Во всем этом выражены народные представления о человеческой морали и нравственности.

Рядом с основными героями в волшебной сказке всегда чудесные помощники: «Объедало», «Опивало», «Дубыня и Усыня». Другие владеют чудесными средствами: ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка.

Противники положительных героев – темные силы, страшные чудовища (Кащей Бессмертный, Баба Яга, Лихо одноглазое, Змей Горыныч). Они жестоки, коварны и алчны. Так выражается представление народа о насилии и зле. По своему содержанию и по своей форме волшебная сказка несет элементы чудесного, необычного. Композиция волшебных сказок отлична от композиции сказок о животных. Некоторые волшебные сказки начинаются с присказки – шутливой прибаутки, не связанной с сюжетом. Цель присказки – привлечь внимание слушателей. За ней следует зачин, начинающий повествование. Он переносит слушателей в сказочный мир, обозначает время и место действия, обстановку, действующих лиц. Завершается сказка концовкой. 7

В волшебных сказках троекратно повторяются эпизоды (с тремя змеями бьется на Калиновом мосту Иван-царевич, трех прекрасных царевен спасает Иван в подземном царстве). В них используются традиционные художественные средства выразительности: эпитеты (конь добрый, молодецкий, луг зеленый, травы шелковые, цветы лазоревые, море синее, леса дремучие), сравнения, метафоры, слова с уменьшительными суффиксами. Эти особенности волшебных сказок перекликаются с былинами, подчеркивают яркость повествования.

Бытовые сказки

Бытовые сказки отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. Бытовые сказки кратки. В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов, события в них можно определить как нелепые, смешные, странные.

Зачем детям нужны сказки?

Сказки развивают интеллект.
Сказки не только интересны. В то время как их читают, дети тихо и внимательно слушают - они переносятся в другой мир, воображение малышей просыпается. Сказки дают возможность детям создавать разные образы, сказки - призывают к творчеству. А кроме того, они позволяют детям обогатить свой словарный запас.

Сказки учат жизни. Сказки являются отражением нашей мечты, страхов и желаний и дают примеры решения повседневных проблем. Они показывают детям, как справиться со страхом, печалью. Кроме того, такие понятия, как злоба и алчность и т.д. объясняются детям в доступной форме. Прекрасные персонажи в большинстве случаев положительны. Поэтому маленькие дети отождествляют себя с ними, а следовательно, получают мотивацию вести себя лучше, быть добрее. Сказки дают надежду, что плохое можно победить, а хорошее получает вознаграждение. Дети чувствуют себя намного увереннее. 8


Сказки сближают детей и родителей.
Независимо от того, кто читает или рассказывает сказку, детям нравится, когда у вас есть время для них. Дети обнимаются со своими родителями или бабушками - дедушками, внимательно слушают и чувствуют себя в безопасности. Сказка помогает детям и родителям сблизиться, помогает создать доверительные отношения и решить некоторые проблемы и конфликты в семье.

Экспериментальная часть.

 Учащимся 4 класса (количество опрошенных 20 человек) были заданы следующие вопросы:

  1. Что такое сказка?

  2. Какие чувства вы испытываете при чтении сказок?

  3. Могут ли сказки повлиять на ваше воспитание?

  4. Какие жизненные уроки для себя вы взяли из прочитанных сказок?

  5. Твоя любимая сказка?

  6. Чему тебя научили такие сказки как «Гуси-лебеди», «Репка», «Заюшкина избушка»?

Были получены следующие результаты:

  1. Сказка – это:

• волшебство, чудеса

• придуманные истории

• то, что не бывает

• где говорят животные

• преувеличение

  • истории о чём-то, о ком-то

В сказках ребята видят добро, но ощущают и что-то выдуманное, невероятное, придуманное.

9

  1. При чтении ребята испытывают различные чувства:

• любопытство

• жалость, грусть

• радость

• интерес

  • переживание за героев

  • смех

  1. На вопрос могут ли сказки повлиять на ваше воспитание все ребята ответили «да, могут».

  2. Жизненные уроки, которые ребята взяли для себя из прочитанных сказок:

  • Не надо быть жадным, грубым, злым

  • Нельзя никому причинять вреда

  • Не надо хвастаться

  • Нельзя терять время понапрасну

  • Надо быть справедливым и добрым

  • Слушаться взрослых

  • Не надо врать

  1. Любимые сказки: «Золушка», «Спящая красавица», «По щучьему велению», «Репка», «Сказка о царе Салтане», «Морозко» и другие. Были и такие ответы «что все сказки нравятся».

  2. Сказка «Гуси-лебеди» учит нас помогать друг-другу, слушаться взрослых, нельзя уходить далеко от взрослых, оставлять родных в беде, быть смелым и добрым.

Сказка «Репка» учит помогать друг-другу, если стараться, то может все получиться, «один за всех и все за одного», нужно действовать сообща.

Сказка «Заюшкина-избушка» учит помогать слабым, быть добрым, различать добро и зло, не обижать маленьких, нельзя пускать в свой дом незнакомцев.

10

Интернет-сайт «Сказки и сказкотерапия» дает нам такие разъяснения влияния этих сказок на детей.

Сказка «Гуси – лебеди» рассказывает о том, что может случиться, если не слушаться родителей. В сказке заложен замечательный смысл: нужно помогать другим, и тогда добро вернется добром. Эта сказка еще и о том, что не все люди добрые и что от таких людей лучше держаться подальше. Но если даже что-то и случилось, то не бывает безвыходных ситуаций. Всегда есть выход – и убегать от опасности не унизительно.

Сказка «Репка» говорит о том, что стоит начать дело, и оно обязательно даст свои плоды. Это сказка о трудолюбии, но еще и о взаимовыручке и силе единства. С любой работой можно справиться сообща, причем помочь могут не только большие, но даже такие маленькие, как мышка.

Сказка «Заюшкина избушка» учит малыша различать добро и зло, сопереживать чужую радость и печаль, активно бороться со злом. К сказке можно подобрать пословицы: «На чужой каравай рот не разевай», «И на силу найдётся пересилок».

11

ВЫВОД:

  • На основании исследования можно сделать вывод о том, что ГИПОТЕЗА подтвердилась, то есть:

-из сказок можно извлекать жизненные уроки.

-сказки влияют на формирование личности.

Я считаю, что содержание исследования можно применять как развивающий методический материал:

-педагогам на уроках чтения, на классных часах;

-родителям в беседах по сказкам;

-всем кто причастен к воспитанию детей.

Сказки играют очень важную роль в образовании общего жизненного сценария, так как в них мощно звучит жизнеутверждающий мотив, который каждый ребёнок открывает для себя. Силы Добра, Разума, Света всегда в сказках побеждают Зло и Мрак. Этот оптимизм человек проносит через всю свою жизнь; он помогает ему одерживать крупные победы не только над окружающими, но и над самим собой. Это даёт человеку возможность верить в то, что Зло всегда будет наказано, Добро восторжествует.

Сказка открывает перед человеком ворота богатейшего мира культуры, помогая ему лучше ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

Сказки могут использоваться как развивающий материал: ученики сами придумывают сказки для разрешения разных жизненных ситуаций.

Что мне дало исследование:

За время исследования я работала с различными источниками информации, перечитала сказки. Мне понравилось проводить исследование потому что я выявила взгляды одноклассников, и помогла многим по-другому оценивать людей.

Я занимаюсь в кружке «Юного библиотекаря» где мы пробуем сами делать мультфильмы из конструктора «лего», и эта исследовательская работа вдохновила меня на создание фрагмента лего-сказки «Как злой король похитил принцессу». А с учениками 2 «Б» класса мы сделали свой иллюстрированный сборник сказок.

12

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Афанасьев А.Н. Сказки. М.: Детская литература, 1985.

  2. Интернет-сайт «Сказки и сказкотерапия» (проект 2008 года).

  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка»

  4. Интернет-энциклопедия wikipedia.


13


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» icon«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок…»
Мы подведем итог: Чему учат сказки А. С. Пушкина. И в чем же заключается сила и красота сказочного мира поэта
«Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» iconТема. К. Д. Ушинский. Сказка «Лиса и Козёл»
К. Д. Ушинского. Плакат «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», «В мире много сказок добрых и смешных, и прожить на...
«Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» iconКонспект урока в 1 классе по окружающему миру Тема: Народные сказки
Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Говорит народная мудрость. Приходилось ли вам извлекать какие-нибудь уроки из...
«Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На доске: «По страницам сказок», «Сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок», «В некотором царстве, в тридевятом государстве…»,...
«Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вся народная мудрость заложена в русских народных сказках, ведь недаром говорят: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам...
«Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» iconУрок 4 Особенности морали
Притчи- это вековая мудрость народов всего мира. Зло и добро, мир и война, любовь и ненависть, глупость и мудрость, лень и трудолюбие....
«Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок», — говорит народная мудрость. «Кладовая солнца» М. М. Пришвина — это настоящая...
«Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» iconСказка ложь, да в ней намёк…
Оборудование: Доска оформлена празднично: цветы, шары. На стенде портрет Г. Тукая. Другой стенд – выставка работ учащихся (рисунки...
«Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» iconСказка ложь, да в ней намёк… Краткое содержание проекта Проект рассчитан...
Название темы вашего учебного проекта: Идейный смысл и система образов в русской народной сказке «Царевна-лягушка»
«Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Сказка про хитрую ловушку», «Сказка про молоток и гвозди», «Сказка про Ойку-плаксу», «Сказка про самого большого зайца на свете»,...
«Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» iconДетская ложь: причины и решение проблемы
Детская ложь – это свидетельство не моральных, а психологических проблем ребенка
«Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» iconКлассный час : «Правда и ложь»
Цель: знакомство с понятиями правда и ложь, совершенствовать навыки культуры общения, воспитывать такие нравственные качества личности,...
«Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» iconКлассный час: «Правда и ложь».
Цель: знакомство с понятиями правда и ложь, совершенствовать навыки культуры общения, воспитывать такие нравственные качества личности,...
«Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» iconУрок литературного чтения во 2 классе учитель Морозова О. В
Давайте, ребята, улыбнемся друг другу и с добрым, хорошим настроением начнем наш урок. Садитесь
«Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» iconОткрытый урок по литературному чтению в 4 классе моу чертолинская...
Авторская литературная сказка.) Докажите. ( Это волшебная сказка, так как в этом художественном произведении есть вымысел и элементы...
«Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» iconСказка "Гадкий утенок". Цели
Урок литературного чтения в 3-м классе "Ганс Христиан Андерсен. Сказка "Гадкий утенок"


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск