Скачать 70.43 Kb.
|
Литературное чтение в 1 классе. Тема. К.Д.Ушинский. Сказка «Лиса и Козёл» УМК «Планета знаний» Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: традиционный Цели: знакомство со сказкой К.Д.Ушинского «Лиса и козёл» Задачи: 1. Совершенствование навыка чтения целыми словами, развитие умения работать с текстом. 2. Упражнение в выразительном чтении диалога действующих персонажей, обучение умению давать оценочные суждения героям сказок; умению слушать и слышать своих товарищей, 3. Воспитание интереса к произведениям писателя Оборудование: учебник Э.Э.Кац «Литературное чтение» 1 класс, рисунки лисы и козла, пословицы, карточки с характеристикой героев, карточки с личиками: грустное, серьёзное, весёлое, портрет К.Д.Ушинского. Плакат «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», «В мире много сказок добрых и смешных, и прожить на свете нам нельзя без них», компьютер, проектор, магнитофон. Ход урока: 1. Организационный момент. (слайд 1)Учитель: Прозвенел звонок, начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Игра «Обмен настроением» Учитель: Улыбнитесь друг другу. Тому, кто улыбается, смеется, Все в жизни удается. - А какое у вас сейчас настроение? - Я очень рада видеть ваши веселые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. 2. Фонетическая зарядка. Учитель: Итак, мы начинаем урок литературного чтения как всегда с фонетической разминки, чтобы наш язычок всё правильно выговаривал. 1. Споем песенку гласных (с разным ударением) А-У-И-О-Ы (написано на доске) (слайд 2) 2. Скороговорка «Дали карапузу кукурузу, а карапуз просит арбуз" (далеко, ближе, близко) (одними губами, тихо, громко) 3. Чистоговорка (слайд 3) (хором) - Жи- жи- жи - сказку расскажи. - Ша-ша-ша - сказка хороша. - Ву-ву-ву - сказка наяву. - Ра-ра-ра - нам читать пора. 3 Актуализация знаний. Постановка целей урока.Учитель: Ребята, вы любите сказки читать? (слайд 4) Какие сказки мы читали на уроках? Назовите из них те, которые больше всех вам понравились. К каким сказкам они относятся? Ученики: К народным (слайд 4) Учитель: Чему учат сказки? Ученики: Эти сказки учат добру, честности, смелости, трудолюбию. Учитель: Сегодня на уроке мы начинаем знакомиться с произведениями нового раздела. Откройте книгу на с.81. Прочитайте, как называется раздел? Ученики: Авторские сказки (слайд 4) Учитель: Как вы, думаете, это какие сказки? Ученики: Это сказки, которые написал автор. Учитель: Давайте вспомним, какие сказки относятся к народным, а какие к авторским? Интеллектуальная игра “Угадай-ка!” (слайд 5-6)(лайд)ым)ближе, близко)99999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999далеко, ближе, близко" – Знаете ли вы сказочных героев, которые нарисованы на этом слайде? Из какой он сказки? – К какой сказке она относится? Народная или авторская? Кто автор? 4. Изучение нового материала.Учитель: Начнем изучение авторских сказок с изучения сказки известного писателя – Константина Дмитриевича Ушинского. (слайд 7) К. Д. Ушинский детство свое провел на Украине в маленьком городке Новгород-Северске и учился в тамошней гимназии. После гимназии Ушинский учился в Московском университете и стал учителем. Ушинский очень любил детей и очень им сочувствовал: учиться им было трудно. Учебники, по которым они учились, были скучными и непонятными. И Ушинский решил написать для детей учебник, по которому детям было бы учиться легко и интересно. (слайд 8) Он составил два таких учебника для начальной школы. Они назывались «Родное слово» и «Детский мир». В этих учебниках было все понятно, и рассказы были такие интересные, что, если их начнешь читать, то не оторвешься. Вот эти книги Ушинского я советую вам прочитать. (обратить внимание на выставку книг писателя) В свои книги Ушинский поместил сказки. Некоторые из них он слышал в детстве и теперь пересказал нам, а некоторые придумал сам. Учитель: Давайте послушаем одну из этих сказок. - А о ком она будет, угадайте в загадке. (слайд 9) Посмотрите-ка, какая – Вся горит, как золотая. Ходит в шубке дорогой, Хвост пушистый и большой. (лиса) - С бородой, а не старый, с рогами, да не бык, с пухом, а не птица. (козел) (вывесить картинки) Учитель: Как вы думаете, о чем будет эта сказка? Ученики: Возможно о дружбе лисы и козла. Учитель: Настало время познакомиться со сказкой “Лиса и козел”. Отложите книги на край парты, сядьте удобно. (слушание аудиозаписи сказки на магнитофоне и рассматривание слайдов (10-16) Остановка посередине, после слов Козла – «Вкусная ли водица?») Учитель: Как вы думаете, что ответит Лиса Козлу? Ученики: Лиса ответит козлу, что вода вкусная. Учитель: Что произойдёт дальше? Ученики: Козёл попросит воды попить, прыгнет в колодец, вытащит лису. Учитель: Послушаем и выясним кто прав. 5. Проверка первичного восприятия текста. (слайд 17) Учитель: Понравилась ли вам сказка? А что особенно запомнилось? Почему лиса попала в колодец? Ученики: Лиса попала в колодец, потому что не смотрела под ноги. Учитель: А зачем заглянул туда Козёл? Ученики: Ему интересно было, пить захотел. Учитель: Как лиса объяснила козлу свое пребывание в колодце? Зачем она обманула козла? Ученики: Потому что хитрая была. Учитель: Почему козел поверил ей? Ученики: Потому что глупый, доверчивый. Учитель: Хорошо ли поступила Лиса? Ученики: Лиса поступила плохо, не правильно. Учитель: А как бы поступили вы? Ученики: Попросили помощи. ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ. 6. Чтение произведения детьми. Учитель: Давайте почитаем эту сказку вслух по цепочке и найдем непонятные слова. (чтение детьми) Учитель: Какие слова требую объяснения? Ученики: На ворон зазевалась, от нечего делать, прыгнул сдуру, насилу отыскали. (слайд 18) 7. Работа в группе по карточкам, (дети выбирают характеристику героя, затем крепят на доску под рисунками лисы и козла) Учитель: Что можно сказать о Лисе? Выберите подходящие слова. (хитрая, лживая, коварная – в словаре, грубая, справедливая,). Учитель: Какой был Козел? Выберите подходящие слова. (глупый, доверчивый, находчивый, упрямый, самовлюблённый – в словаре) Учитель: Какие слова требуют объяснения? Ученики: Коварная, самовлюблённый. Учитель: Где найдёт ответ? (работа со словарём) Кто из героев вам больше всего понравился? Ученики: Лиса, козёл, никто не понравился, оба плохие. 8. Физминутка 9. Чтение по ролям Учитель: А теперь, попытаемся прочитать по ролям. Сколько действующих лиц? (чтение по ролям) Учитель: В начале сказки написано: “Идет козел, умная голова…” Кто так думает, что у козла “умная голова”: другие животные и люди или сам козел? (слайд 19) Ученики: Так думает сам козёл. Учитель: Всерьез или с насмешкой Ушинский сказал о козле “умная голова”? Как назвала Лиса Козла? Почему? Ученики: Бородатый дурень, потому что у него борода, и он глупый. Учитель: Какой совет дали бы козлу? Ученики: Быть осторожнее, не гулять далеко от дома, не верить лисе. Учитель: Чему может научить эта сказка? Ученики: Нужно всегда думать головой. 10. Работа с пословицами. (Пословицы написаны на листочках и закреплены на доске) За глупой головой и ногам плохо. Голова дана для того, чтобы думать. Лисица семерых волков проведет Учитель: Подходят эти пословицы к сказке? Как их понимаете? 11. Итог. Рефлексия.Учитель: С какой сказкой познакомились? Ученики: Лиса и козёл. Учитель: Кто автор этой сказки? Ученики: К.Д.Ушинский. Учитель: Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. (слайд 20) Какой урок вы вынесли из этой сказки? Ученики: Сначала нужно подумать, а потом делать что-то. Учитель: Если вам понравилась ваша работа на уроке – выберите улыбающееся личико. - Если не совсем довольны своей работой – выберите грустное личико. - Если считаете, что могли бы работать лучше – выберите серьёзное личико. - Спасибо за урок! (слайд 21) Приложение. Карточки, характеристиками героев. Для лисы Для козла коварная глупый хитрая доверчивый лживая находчивый грубая упрямый справедливая самовлюблённый |
Тема урока: «Лиса и журавль» (русская народная сказка) Цель: Учить детей работать с текстом; развивать потребность в постоянном общении с искусством | Тема: «Лиса и волк» (русская сказка) Коррегировать и развивать память, мышление, внимание, связную разговорную речь, пополнять активный и пассивный словарь учащихся,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Сказка про хитрую ловушку», «Сказка про молоток и гвозди», «Сказка про Ойку-плаксу», «Сказка про самого большого зайца на свете»,... | Сказка А. С. Пушкина опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане": вступление; тема моря (Черномора и богатырей); тема песни белки «Во саду ли, в... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Русские народные сказки: Хаврошечка. Русские народные сказки о животных: Зимовье зверей, Кот, лиса и петух, Лиса и заяц, Бычок смоляной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «У солнышка в гостях», «Два жадных медвежонка», «Петушок и бобовое зернышко», «Лиса и журавль», «Рукавичка», «Три брата», «Страшный... | ||
Конспект урока «Устное народное творчество» Урок №15 «Лиса и журавль»... ... | Тема урока: мир природы в авторских сказках. «Проказы старухи зимы» К. Д. Ушинский | ||
Тема. Пьеса — драматическое произведение. С. Маршак «Сказка про козла». Цели Формирование представления о литературном жанре- пьесе. Ознакомление с пьесой С. Маршака «Сказка про козла» | Тема: К. Ушинский «Утренние лучи» Цели: Содействие формированию умения работать с художественными произведениями разных жанров | ||
Краткое содержание проекта Русская народная сказка. Примером взята... Русская народная сказка. Примером взята волшебная сказка «Царевна лягушка». Русская народная сказка проникнута пафосом гуманистических... | П. П. Ершов «Конёк-горбунок» А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила», «Сказка о попе и работнике... | ||
Урок-Викторина Тема: «Волшебные сказки» Цели урока: формировать умение отличать волшебные сказки от сказок другого содержания; приобщить ребят к чтению сказок, вызвать интерес... | Тема: «Лиса и Журавль» на сказочном дворе ... | ||
Урока Литературное чтение 1 класс Тема урока: К. Д. Ушинский «Наше Отечество» Учебник: «Азбука» в 2-х частях, 2-ая часть, В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина | Сказка о рыбаке и рыбке Тема: Знакомство со сказкой А. С. Пушкина “ Сказка о рыбаке и рыбке” Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведением нашего любимого писателя Александра Сергеевича Пушкина. Встретимся с героями... |