Технологическая карта урока Литературное чтение 1 класс Тема урока: К. Д. Ушинский « Наше Отечество ». Выполнила: Егубова Ада Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ лицея №5.
УМК : « Школа России»
Учебник: «Азбука» в 2-х частях, 2-ая часть, В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина.
Тип урока: изучение нового материала Цель урока: Познакомить учащихся с произведением К. Д. Ушинского « Наше Отечество ». Учить правильному, плавному, осознанному чтению.
Планируемый
результат обучения,
в т. ч. и формирование УУД.
| Обучающиеся учатся:
- правильному, плавному, осознанному слоговому чтению с элементами чтения целыми словами;
- соотносить содержание с темой чтения, выделять особенности произведения;
- определять тему и главную мысль текста;
- правильно строить ответы на поставленные вопросы;
- составлять связный текст на основе иллюстрации и вопросов учителя; Познавательные УУД: использовать общие приемы решения учебных задач, контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности; Коммуникативные УУД: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания; Личностные УУД: формирование основ гражданской идентичности, как представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; Регулятивные УУД: принимать и удерживать учебную задачу. Соблюдать последовательность действий при анализе текста.
| Основные понятия
| Отечество, Родина, мать, Россия.
| Межпредметные связи
| «Окружающий мир», «Изобразительное искусство».
| Ресурсы
| - компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;
- видеофрагмент;
- программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word;
- кроссворд для работы в парах (на столах учеников);
- Азбука (стр. 86-87);
- рисунки детей "Что для меня значит Родина";
|
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формируемые
УУД
| I. Организа-
ционный
момент.
| - Ребята, у нас сегодня на уроке гости.
Поздороваемся с ними, и мы начинаем урок литературного чтения.
- Посмотрите видеосюжет.
- Подумайте и скажите:
- О чем мы будем сегодня говорить на уроке?
- Итак, ребята, как вы думаете, о чем же мы будем сегодня говорить на уроке?
| Самоконтроль готовности.
Настрой на работу.
/ Просмотр видеоролика. / / О Родине, о Отечестве. /
| Регулятивные УУД:
1) принимать и удерживать учебную задачу,
| II. Сообщение
темы и целей
урока.
| - Сегодня на уроке мы с вами поговорим о нашей Родине и ответим на вопрос:
- Есть ли разница между словами Родина и Отечество?
Какое простое и непростое слово… Родина.
- Так что же такое Родина?
- В каком городе мы с вами живем?
- А какая это область?
- А как называется место, где мы родились и живем?
Правильно, ребята, большая Родина всегда начинается с малой – своей семьи, двора и дома, детского сада и школы, леса и реки.
|
/ Родина – это место, где мы родились и живем, это наш дом, наши друзья, родители, солнышко, природа. /
/в городе Ельце. /
/ Липецкая область. /
/ Наша малая родина. /
| Коммуникатив-
ные УУД:
1) развиваем
умение слушать и понимать других; Регулятивные
УУД:
1) уметь слушать в соответствии с целевой установкой
| III. Проверка домашнего
задания.
| - Ребята, дома вы должны были нарисовать рисунки на тему « Моя Родина».
Вот на доске некоторые из ваших рисунков.
- Кто хочет рассказать о том, что для него – Родина?
Давайте послушаем.
Хорошо. Все вы молодцы, для кого-то Родина – это значит мама, для кого-то родной город, двор, любимая горка.
Каждый из нас представляет ее по-разному, но объединяет нас то, что мы очень сильно любим свою Родину!
Любим маму, город, улицу, дом, горку.
|
/ Рассказы детей /
/ Для меня Родина – это доброе солнышко, прекрасные деревья и травы. Родина – это моя любимая, ласковая, нежная мамочка и т. д. /
| Регулятивные:
1) уметь слушать в соответствии с целевой установкой; Коммуникатив-
ные УУД:
1) развиваем
умение слушать и понимать других.
| IV. Изучение
нового
материала. 1. Введение
в тему.
2. Работа
с учебником.
| На предыдущих уроках литературного чтения и окружающего мира мы с вами уже читали произведения разных писателей о родной земле, о нашей стране, о нашем городе, т. е. о Родине.
Сегодня мы продолжим эту тему, познакомимся и прочитаем произведение К. Д. Ушинского « Наше Отечество.»(слайд 1 )
Рассказ о писателе.
Посмотрите, пожалуйста, на портрет писателя. / слайд 2 /
Константин Дмитриевич Ушинский родился в 1824 году в городе Туле. Константин Дмитриевич Ушинский - знаменитый русский педагог и удивительный писатель. Очень много своих произведений он посвятил детям. В интересных рассказах он раскрывал перед детьми многообразие окружающего мира, прививал детям правильные понятия о жизни. По его учебникам «Детский мир» и «Родное слово», предназначенным не только для школы, но и для семьи, многие поколения русских людей учились грамоте и чтению.
С тех пор прошло много времени, но рассказы Ушинского и сейчас мы можем прочитать на страницах современных учебников и книг. Среди их произведений, представленных на нашей книжной выставке, есть всеми любимые, Русские сказки о природе; «Родное слово», «Детский мир», «Плутишка кот», «Утренние лучи» и другие его произведения. Все эти книги удивительно интересные, ярко и красочно проиллюстрированы, и я думаю, что после нашего урока у вас обязательно появится желание прочитать некоторые из этих произведений. ( Слайд 3 ) - Откройте учебники.
Рассмотрите иллюстрацию на стр. 87.
- Кто изображен на иллюстрации?
Обратите внимание на расцветку его свитера.
- Что вам напоминают эти цвета? - Почему мальчик улыбается?
- Какое историческое время изображено? - Почему вы так думаете?
- Что изображено справа от мальчика?
- Почему сражаются воины?
Ребята, история страны не всегда была простой, неоднократно пришлось русским воинам защищать наше Отечество от врагов.
- Что вы можете сказать о рисунке слева от мальчика?
Правильно ребята, это Летописец – человек, который записывал все происходящее, все исторические события в стране, государстве в книгу. Именно из этих книг мы узнаем об истории нашей Родины.
- Что изображено за спиной у мальчика?
- Как вы определили?
- Ребята, а что у нас сейчас действующий президент?
Правильно, ребята, это город Москва – главный город нашей страны, нашего государства. Москву называют сердцем нашей Родины
Рассмотрите иллюстрацию на стр. 86.
- Здесь изображен герб города Москвы.
- Кто изображен на гербе?
- Кто знает, как зовут этого всадника?
Изображение этого человека мы можем увидеть на флаге Москвы.
Победоносец – это человек приносящий победу.
| Принятие учебной задачи.
Восприятие текста.
/ Мальчик. /
/ Белый, синий, красный – цвета полос напоминают флаг России./
/ Он радуется, что живет в России./
( В верхней части иллюстрации изображено - настоящее, а в нижней – прошлое.)
/ Летит самолет, видны многоэтажные дома, над Кремлем развевается флаг России. /
/ В нижней части справа изображены воины в доспехах на лошадях, с пикой и с мечом. /
/ Один из них защищает свою землю,
свое отечество. /
/ Слева изображен человек, который пишет гусиным пером на свитке. /
/ Столица нашей Родины – Москва. /
/ Красная площадь, Кремль, Спасская башня с часами, собор Василия Блаженного, Дом правительства, исторический музей. /
/ Владимир Владимирович Путин. /
/ Всадник, который убивает змея. /
/ Георгий – Победоносец. /
|
Регулятивные
УУД: 1) уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
Коммуникатив-
ные УУД: 1) развиваем
умение слушать и понимать других; 2) уметь
оформлять свои
мысли в устной форме.
Познавательные УУД:
1)уметь
осуществлять актуализацию
личного
жизненного
опыта;
2) уметь преобразовывать информацию
из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);
3)уметь
осуществлять
анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков;
4) уметь
осуществлять
поиск
необходимой информации для выполнения
учебного задания с использованием учебной
литературы.
| Физкультминутка.
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
| Личностные УУД:
1) умение
применять правила охраны своего здоровья
| 3. Словарная
работа.
4. Первично
восприятие
текста.
5. Само-
стоятельное
чтение.
6. Чтение
рассказа
учащимися.
Анализ
отрывка.
| Ребята, в тексте, который мы сейчас будем читать, встретятся трудные для понимания слова. Давайте, мы их объясним. Я называю слово, вы хором повторяете.
Испокон веку – издавна, с давних пор. / слайд 4 /
Государство – страна, держава, земля. Это группа людей, объединённых общим языком, общей территорией, культурой и историей. / слайд 5 / Чтение учителем.
- А теперь я прочитаю рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество», а вы подумайте:
- Почему речь на уроке идет о Родине, рассказ называется «Наше Отечество»?
/ Чтение учителем. /
- Итак, ребята, давайте разберемся:
Есть ли разница между этими словами?
Вот видите, ребята, 2 разных ответа и 2 разных мнения.
В течение урока нам предстоит выяснить кто из вас прав.
- А сейчас, ребята, самостоятельно, вдумчиво, шепотом почитаем рассказ и подумаем, поразмышляем над его содержанием.
- Кто ответит, почему Ушинский назвал рассказ «Наше Отечество»?
- Как иначе можно озаглавить этот рассказ?
- Сейчас будем читать рассказ вслух по цепочке.
- Поставьте пальчик на начало. Начинай,…, читать. Все следим.
Молодцы!
А теперь поработаем с текстом.
- Прочитайте 1 предложение.
- Как Ушинский ласково называет Россию?
- Найдите и прочтите в тексте:
- Как автор объясняет значение слова отечество?
- Как думаете, от какого слова образовалось слово “отечество”? - Найдите в тексте и прочитайте:
- Почему Ушинский называет наше отечество Родиной?
- Найдите в этой части текста и подчеркните слова, близкие слову Родина?
Молодцы, а теперь, ребята, найдите слова, которыми автор описывает действия Родины, сравнивая её с мамой. А чтобы вам немного помочь, я открою 1 слово:
/ Посмотрите на экран: Вскормила / слайд 6 /
Проверим, все ли слова вы нашли.
Открываю остальные:
Вспоила,
Выучила,
Защищает,
Бережёт,
Читаем еще раз вслух. / слайд 7 /
Вот какие хорошие и добрые слова нашел Ушинский, чтобы сказать о Родине, как о маме, как мамочка своего ребенка кормит, поит, учит, защищает и бережет, так и Родина наша каждого человека вскормила, вспоила, выучила, защищает и бережет.
- Читаем последний абзац хором.
- Найдите в этом предложении пословицу. Прочитайте ее.
/ Одна у человека родная мать – одна у него и Родина. / Молодцы.
В этой пословице, ребята, автор передал главную мысль всего рассказа.
- Какова же главная мысль этого рассказа?
- И если Родина у нас одна, как и мама, то, как к ней надо относиться? Маму свою любят, заботятся о ней, также надо любить и заботиться о своей родной земле, Родине.
- А теперь еще раз просмотрите текст и давайте вспомним и назовем все слова, которыми Ушинский называет Россию?
- Как думаете, что общего между ними?
А сейчас я приглашаю к доске Диму, он прочитает нам очень красивое стихотворение Владимира Орлова « О Родине.»
Поэты и писатели – словом, художники – красками, музыканты – звуками вызывают прекрасные чувства любви и уважения к нашей Родине, Отечестве. Заставляют заботиться о ней, умножать ее богатства.
|
Дети слушают чтение. / Да есть. Я считаю, что Отечество – это государство, а Родина – место, где мы родились. А я считаю, что это одно
и то же. /
/ Потому что про Родину, про Отечество, про Россию. /
/ Наша Родина, Наша Россия. /
(Чтение по цепочке.)
(следят и слушают) / Матушкой. /
/ Слово “отечество” произошло от слова отец. «Отче» - отец, отчество (по отцу), т.е. там жили отцы и деды. / / В ней мы родились, говорим на родном языке, в ней все для нас родное./
/ Родились, родным, родное. / (Дети ищут, называют…)
Вспоила,
Выучила,
Защищает,
Бережёт,
Читают еще раз вслух.
(Дети читают…)
/ Одна у человека родная мать – одна у
него и Родина. /
/ Родина, как и мать у нас одна. / / Её надо любить, беречь, защищать, охранять. /
/ Отечество, Родина, мать, государство, земля. / / Это самые дорогие слова, это есть у каждого человека. /
(Ребенок читает стихотворение)
Я узнал, что у меня
Есть огромная семья:
И тропинка и лесок
В поле каждый колосок…
Речка, небо голубое –
Это все мое родное.
Это – Родина моя!
Всех люблю на свете я?
|
Регулятивные
УУД:
1) развиваем
умение
высказывать своё предположение
на основе работы
с материалом
учебника; 2) оценивать
учебные действия
в соответствии с поставленной
задачей;
3) прогнозировать предстоящую
работу
(составлять план);
4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД: 1)уметь
осуществлять актуализацию
личного
жизненного
опыта; 2) уметь находить ответы на вопросы
в тексте; 3)уметь преобразовывать информацию
из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);
4)уметь
осуществлять
анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков; 5) уметь
определять
главную мысль
текста; 6) уметь
осуществлять
поиск
необходимой информации для выполнения
учебного задания с использованием учебной
литературы. Коммуникатив-
ные УУД:
1) уметь
участвовать в
учебном диалоге
при обсуждении прочитанного;
2) уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
3) уметь договариваться и приходить к
общему решению
в совместной деятельности;
4) уметь
осуществлять взаимный контроль
и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
| Физкультминутка.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу
В сторону руки – плавно помашем –
Это к нам птицы летят
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад.
| Личностные
УУД:
умение
применять
правила охраны
своего здоровья.
| V. Разгадай
кроссворд:
(ключевое
слово
РОДИНА.)
| - Я предлагаю вам разгадать кроссворд и узнать слово, которое здесь спрятано.
- Посмотрим на доску и прочитаем 1 загадку.
Зелена, а не луг,
Белена, не снег,
Кудрява, а не человек. / слайд 8 /
- Читаем дальше.
Издалека долго
Течет река… / слайд 9 /
В летний зной хорошо напиться из него водицы / слайд 10 /
Самые маленькие в семье / слайд 11 /
Что выше леса,
Краше солнца,
Без огня горит? / слайд 12 /
Самое дорогое и первое слово, которое вы произнесли. / слайд 13 /
- Какое слово вы разгадали?
Молодцы. Посмотрим, так ли получилось у вас? / слайд 14 /
- Ребята, а что же для каждого из нас Родина?
Правильно, ребята.
- Так есть ли разница между словами Родина и Отчизна?
- Почему же человеку близка и любима его Родина?
Правильно, ребята. Все мы дети своей родины.
- А что же может сделать каждый из нас для ее процветания?
Русские люди всегда любили, защищали и заботились о своей Родине. Они создали много пословиц, поговорок, загадок о Родине и Отечестве.
| (Работа в парах .)
Отгадывают загадки.
( Березка. )
( Волга. ) ( Родник. )
( Дети. )
( Солнце. ) ( Мама. )
/ Родина. /
/ Это - мать, отечество, семья, место, где мы живем. / / Нет, эти слова обозначают одно и то же./ / Потому что у нас она одна, как мама. В ней все родное и близкое. Потому что мы родились в ней. Родина - это самое дорогое место для человека. /
/ Беречь природу, сохранять и
приумножать ее богатства, всегда думать
о ней, прославлять ее словами и
поступками. /
| Познавательные УУД:
1) развиваем
умение
использовать
общие приемы решения учебных задач;
2) развиваем
умения извлекать информацию из
текста;
3) развиваем
умения контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности;
Коммуникати-
вные УУД:
1) развиваем
умение слушать
и понимать
других;
2) строить
речевое
высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) оформлять
свои мысли в
устной форме;
4) умение
работать в паре и в группах;
5) умение выделять существенную информацию из
текста загадки.
| VI. Закрепление. Игра
« Собери
Пословицу».
| - Выполним задания для закрепления.
1. Работа с пословицами (сложить из частей). / слайд 15 / Пословицы о Родине, Отечестве прославляют землю русскую. В каждой пословице о Родине, Отечестве прослеживается огромная любовь к матушке России.
- Продолжи пословицу:
Родина – мать, умей …
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Ребята, а что значит любить свою Родину, свое Отечество!
А это значит:
1. Знать историю Родины и Отечества.
2. Сохранять и преумножать ее богатства.
3. Беречь природу.
4. Всегда думать об Отечестве, прославлять его словами и поступками.
5. Уметь передать свою гордость за Родину другим.
| (Складывают из частей)
- Если дружба велика, кто за Родину стоит горой.
- За Отечество тот врага губит.
- Тот герой, будет Родина крепка.
- Кто Отечество любит жизнь отдают.
Отвечают: (за нее постоять).
/ Родина самое дорогое место для человека, как мать. И мы должны любить ее, беречь и наш дом защищать ее от врагов. /
|
Познавательные
УУД: 1) уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные УУД: 1) принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные УУД: 1) уметь оформлять свои мысли в устной форме.
| VIII. Итог.
| - Наш урок подошел к концу.
- С каким произведением вы познакомились на уроке?
- Кто запомнил имя автора?
- Ребята, а какие важные слова вы будете использовать в своей речи, когда будете говорить о нашей стране?
В начале урока, я просила вас ответить на вопрос:
- Как вы считаете, ответили мы на него?
К какому же выводу мы пришли:
-«Есть ли разница между словами Родина и Отечество?
Да, ребята, эти слова одного и того же значения, это слова синонимы.
- Что же для нас Россия?
|
/ «Наше Отечество». / / К.Д. Ушинский. /
/ Родина, Отечество. /
/ Да, ответили. / / Нет, эти слова обозначают одно и то же./
/ Это Родина, это мое Отечество, это место, где мы родились и живем. /
| Познавательные
УУД:
1) уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте. Личностные
УУД:
1) способность к самооценке
на основе критериев успешности учебной деятельности.
| VII. Д./з.:
дома найти
пословицы
о Родине.
| - Какой праздник наша страна отмечала в феврале?
Все вы будущие защитники Отечества, нашей большой Родины и когда вырастете, сможете сделать много доброго, полезного и красивого, чтобы Россия стала ещё сильнее и краше.
А пока вы должны хорошо и прилежно учиться.
Сегодня вы все очень хорошо поработали, были активными и дружными.
Урок окончен.
Всем спасибо!
| / День Защитника Отечества. /
| Регулятивные
УУД:
1) уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
| |