Урок чтения по теме: К. Д. Ушинский "Наше Отечество"





Скачать 63.53 Kb.
НазваниеУрок чтения по теме: К. Д. Ушинский "Наше Отечество"
Дата публикации22.09.2014
Размер63.53 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
 Урок чтения по теме: К. Д. Ушинский   "Наше  Отечество".

Цели урока:

- формировать навыки правильного, осознанного чтения, направленного на восприятие, осмысление читаемого. Учить комментировать и анализировать содержание рассказа.

- формировать знания детей о Родине, России, её символах. Воспитывать уважение и любовь к Родине;

- работать над обогащением словарного запаса, выяснять значение непонятных слов.

- развивать навыки устной речи; познавательный  интерес к изучению нового; способствовать развитию гармоничной личности детей, применяя здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: портрет К.Д.Ушинского, слоги, герб города Москвы, иллюстрации природы, фонограмма песни "С чего начинается Родина", пословицы
I. Организационный момент

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку "5".

II. Актуализация знаний. Разгадывание слова.

- Что мы изучали на уроках чтения, начиная с первого сентября?

- А для чего нам это было нужно?

- Сколько всего букв вы изучили?

- Рассыпались буквы. Соберите их и вы узнаете  слово, которое подскажет нам тему нашего урока. (Р О Д И Н А)

- Какое слово  получилось? (Родина)

Валя С. – схема слова «Родина», Лиза – кол-во слогов, звуков, букв.

- Подумайте и скажите, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?

III. Сообщение темы и целей урока

- Сегодня на уроке мы поговорим о нашей Родине, узнаем, что называют Родиной, подумаем, почему человеку близка  и любима его Родина, продолжим работу над правильным, красивым, выразительным чтением, будем учиться рассуждать.

IV. Беседа о том, что такое Родина.

- Какое простое и непростое слово… Родина. Так что же такое Родина?

Родина – определенное место, где ты родился. Чаще всего родиной мы называем свой город, район, двор, где играли, росли, дружили.    

Большая  Родина  всегда  начинается  с  малой - своей  семьи,  двора  и  дома,  леса  и  речки, детского  сада  и  школы.

- Что вы рассказали бы детям из других стран о нашей школе, чтобы им захотелось учиться вместе с вами?

Идёт презентация «Родина»,  учитель читает стихотворение:

Учитель: Если скажут слово «Родина»,

           Сразу в памяти встает

           Старый дом, в саду смородина,

           Толстый тополь у ворот.

                 Или степь от маков красная.

                 Золотая целина.

                 Родина бывает разная,

                 Но у всех она одна!

Физминутка  

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу

В сторону руки - плавно помашем –

Это к нам птицы летят

Как они тихо садятся

Покажем – крылья сложим назад.
 Очень давно, в давние времена нашу землю называли Русью.

Презентация.

- А как сейчас её называют? (Россия)

Россией нашу страну стали называть недавно, в конце прошлого века (ХХ век) Названий у нашей страны было много, но в каждое из них народ вкладывал огромную любовь, защищал её, гордился ей.

- Как ещё называют нашу Родину, вы узнаете, когда прочитаете рассказ, который написал  великий  русский педагог и писатель К.Д. Ушинский.

VI. Работа с книгой

1. Подготовка к чтению рассказа.

Презентация

Это портрет Константина Дмитриевича Ушинского – автора текста «Наше Отечество». К. Д. Ушинский работал учителем и считал, что все ученики должны обязательно читать хорошие книги, чувствовать и понимать народную мудрость, выраженную в пословицах, загадках, сказках. Он создал несколько книг для детей. По его учебнику «Родное слово» многие поколения русских людей учились грамоте и чтению.

- Прочитайте название рассказа.

- Как вы понимаете слово "Отечество"?

- Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам ещё раз познакомиться. Меня зовут Марина. Это имя собственное. Имя есть у каждого человека. Оно сопровождает его всю жизнь. Каждому из вас очень приятно, когда вас называют по имени. Когда вы станете старше, вас будут называть не только по имени, но и по отчеству. К примеру,  вы зовёте меня Марина Анатольевна: Марина, дочь Анатолия.

- Что означает слово отчество?  От какого слова оно произошло?  (Отче, отец)

- Значит, здесь жили наши предки.

Недаром и место, где родился человек,  стали называть красивым словом – Отечество.

Повесить слово на доску.

2. Словарная работа.  Презентация

   - Посмотрите на иллюстрацию на с. 87

- Кого вы видите в нижнем левом углу?  

- Что он делает?

- Как в прошлом называли этого человека, который записывал всё происходящее, все исторические события? (Летописец)

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Люди русские знать должны

О делах родной страны?

- Что обозначает выражение «испокон веку»?   (В “Словаре” Ожегова – издавна, с давних времён.) (Показать “Словарь”.)

- «Государство» - страна.

3. Первичное чтение произведения учителем.

4. Беседа по содержанию:

- Как называется рассказ, который я вам прочитала?

- Что нового вы узнали из рассказа?

5. Чтение рассказа по цепочке

6. Выборочное чтение:

- Почему автор называет Россию  Отечеством?                                                                            - Почему автор называет Россию  Родиной?

- Почему автор называет Россию  матерью?

- Прочитайте 3 предложение. Что вы можете о нём сказать?

- Можно ли это предложение разделить на несколько более коротких?

Работа в парах. Поочерёдное чтение.

- У каждого из нас есть своя мама, но есть и общая мать – наша земля.

(Повесить на доску слово «МАТЬ»)

Мать растит, воспитывает, кормит, учит ходить, мыслить. Потом выросший ребенок никогда не даст в обиду свою мать и в старости  воздаст ей добром за те бессонные ночи, муки, слезы, пот, которые отдала она, чтобы он стал человеком.                      

 7. Беседа по иллюстрации

- Какое историческое время изображено на иллюстрации? (Прошлое) на с. 86

- Кто изображён на иллюстрации?

- Как зовут этого всадника?

- Что он делает?

- Где или на чём вы могли видеть изображение святого Георгия-Победоносца? (На флаге Москвы, Победоносец – приносящий победу)

Слайд. Флаг Москвы

        - В озере близ Ливанских гор обитал громадный змий, пожиравший людей. Жители каждый день по приказу царя должны были приносить в жертву по жребию своих детей. Очередь дошла и до самого царя. Когда его дочь, горько плача, ожидала своего смертного часа, неожиданно пред ней предстал на коне великомученик Георгий. Он копьём пронзил гортань змею. Девушке он повелел связать змея поясом и как пса вести в город.  

- Рассмотрите иллюстрацию на с. 87.

- Какое историческое время изображено на иллюстрации? (Прошлое и настоящее)

- А как изображено настоящее?

- Почему мальчик такой счастливый?

- Обратите внимание на расцветку его свитера. Что нам напоминают его цвета?

- А есть ли на земле другие государства?

- Где вы уже побывали, в каких странах?

- Скучали вы по родному дому? Почему?

- Хотелось ли вам возвратиться домой?

- Может быть у человека две или три Родины?

- Почему?

- Прочитайте, как об этом сказано в тексте.

- Родина – это дом. И, уезжая куда-то надолго, мы говорим: «Хочу домой»,

хочу туда, где родные стены, где родные люди, друзья, любимые.

Родина – ты сам,  как представитель нации. Мы говорим «родной язык»,

«родная природа». Множество языков ты выучишь, стран увидишь, культур изучишь, но всегда и везде у тебя будет одна Родина. О Родине сложено много пословиц.

 8. Игра "Собери     пословицу"

1.Своя земля и / в горсти мила.

2. Родина - мать, умей…(за нее постоять).

3.Всякому мила / своя сторона.

4.Любовь к Родине / сильнее смерти.

5.Родина краше солнца,/ дороже золота.

6.Каждому свой / край сладок.

Слайд «Проверь себя»

- Пословицы о Родине прославляют землю русскую. В каждой пословице о Родине  прослеживается огромная любовь к матушке России.

- Издавна символом России считают русскую берёзку. Берёзка воспета в поэзии и прозе, в музыке, живописи, фольклоре. Презентация. Берёзки.

Дети читают стихи. Антон, Ангелина, Ксюша.

Рефлексия. Берёзки.
VIII. Итог урока

-Понравился ли вам урок? Достигли ли мы поставленных целей?

Давайте прочитаем и запомним, как мы называем нашу Родину.

(Чтение с доски хором, стоя.)

Отечество

Родина

Мать
IX. Рекомендации на дом.

Нарисовать на альбомном листе пейзаж с берёзкой.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок чтения по теме: К. Д. Ушинский \"Наше Отечество\" iconУрока Литературное чтение 1 класс Тема урока: К. Д. Ушинский «Наше Отечество»
Учебник: «Азбука» в 2-х частях, 2-ая часть, В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина
Урок чтения по теме: К. Д. Ушинский \"Наше Отечество\" iconУрок усвоения новых знаний
...
Урок чтения по теме: К. Д. Ушинский \"Наше Отечество\" iconКонспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: «Стихотворение И. Сурикова «Детство»
Оборудование: портрет Ф. И тютчева, плакат с годами его жизни; иллюстрации о зиме; грамзапись пьесы П. И. Чайковского из цикла «Времена...
Урок чтения по теме: К. Д. Ушинский \"Наше Отечество\" iconУрок по теме «Choosing a career»
Цель урока: Совершенствовать навыки устной речи, чтения по теме «Выбор профессии»
Урок чтения по теме: К. Д. Ушинский \"Наше Отечество\" iconДоклад на Правительство 02. 06. 2011
Действительно, работа эта, несмотря на плановость её, требует деликатного внимательного отношения к ветеранам Великой Отечественной...
Урок чтения по теме: К. Д. Ушинский \"Наше Отечество\" iconУрок по теме «cinema» Конспект открытого урока английского языка по теме "Кино"
Цели урока: систематизировать знания чащихся по теме “Кино”; совершенсвовать знания, умения, навыкиучащихся в области устной речи,...
Урок чтения по теме: К. Д. Ушинский \"Наше Отечество\" iconФестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Новосибирска Урок литературного чтения в 1 классе по теме Е. Я. Ильина «Шум и Шумок» Приложение1
Урок чтения по теме: К. Д. Ушинский \"Наше Отечество\" iconУрок по теме: "Мы и наше здоровье"
Ребята! Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны главного чуда света – человека
Урок чтения по теме: К. Д. Ушинский \"Наше Отечество\" iconКонспект урока чтения в 8 классе по теме: Стихотворение Ф. И. Тютчева...
Оборудование: портрет Ф. И тютчева, плакат с годами его жизни; иллюстрации о зиме; грамзапись пьесы П. И. Чайковского из цикла «Времена...
Урок чтения по теме: К. Д. Ушинский \"Наше Отечество\" iconНазвание книги
...
Урок чтения по теме: К. Д. Ушинский \"Наше Отечество\" iconУрок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С....
Сегодня мы проводим интегрированный урок. Это урок, который соединяет в себе два предмета литературное чтение
Урок чтения по теме: К. Д. Ушинский \"Наше Отечество\" iconУрок по теме «Весна» 2010 г. Цель урока: обобщить и систематизировать...
Данный урок связан с темой по самообразованию «Эмоциональное развитие детей с нарушением слуха на уроках чтения»
Урок чтения по теме: К. Д. Ушинский \"Наше Отечество\" iconУрок в шестом классе по теме «Животные в нашей жизни»
Задачи урока: активизация навыков монологической речи по теме «Животные в нашей жизни»;актуализация навыков письма, чтения и аудирования;...
Урок чтения по теме: К. Д. Ушинский \"Наше Отечество\" iconУрока литературного чтения в 3 классе по теме: Взаимоотношения людей и животных
Данный урок проводился в классе, который обучается по программе «Школа-2100». Это шестое занятие в системе уроков по теме «Животные...
Урок чтения по теме: К. Д. Ушинский \"Наше Отечество\" iconРоссии Введение «Открытый урок чтения»
«Открытый урок чтения» (далее Урок) это комплекс мероприятий, проводимых в образовательных учреждениях Центром развития русского...
Урок чтения по теме: К. Д. Ушинский \"Наше Отечество\" iconОкружающий мир — вводный курс истории и обществознания "Мое Отечество"...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск