Урок усвоения новых знаний





Скачать 59.91 Kb.
НазваниеУрок усвоения новых знаний
Дата публикации01.07.2013
Размер59.91 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Урок теоретического обучения

дисциплина «Материаловедение»

Тема урока: «Введение в материаловедение»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цели:

  1. образовательная:

    • формировать мотивацию к изучению дисциплины;

  2. развивающая:

способствовать развитию ключевых компетенций - способности к анализу, сравнивать, делать выводы

3. воспитательная:

  • способствовать формированию личностных и коммуникативных компетенций: умение работать в коллективе, сотрудничество и взаимопомощь


Межпредметные связи:

  1. Химия: «Металлы»

  2. Физика: «Свойства твердых тел», «Кристаллические тела»,

  3. История древнего мира

Форма проведения: работа в группах

Материально-техническое оснащение урока:

  1. Электронная презентация урока

  2. Раздаточный материал:

  • Комплекты заданий для групп (Приложение 1, 2)

3. Компьютер с мультимедийной установкой
Ход урока.

1. Организационная часть.

      • Знакомство с группой

      • Организация групп учащихся, проверка готовности к уроку

  1. Вводная часть (8) Звучит музыка (слайд 1). Сегодня мы будем говорить о науке, которая открывает новые материалы, изменяет свойства уже известных с помощью различных способов воздействия на него.

  • Сообщение темы и цели урока

  • Сообщение критериев оценки работы учащихся на уроке

3. Основная часть (изучение нового материала).

Внимание на экран (слайд 2). Вопрос: «Что общего между этими дисциплинами?». Затрудняетесь ответить? Предлагаю справиться с этим, составив из лежащих у вас на столах буквах, слово. Материал.

Правильно это слово материал (слайд 3). Материал от латинского «materialis» – вещественный, вещество, предметы, идущие на изготовление чего-нибудь, сырьё. Материаловедение - это раздел науки, изучающий изменения свойств материалов в зависимости от различных факторов.

Материаловедение относится к числу основополагающих дисциплин для машиностроительных специальностей. Это связано с тем, что получение, разработка новых материалов, способы их обработки являются основой современного производства. Проектирование конкурентоспособных изделий, невозможно без достаточного уровня знаний в области материаловедения.

Материаловедение является основой для изучения многих специальных дисциплин.

Знание структуры и свойств материалов приводит к созданию принципиально новых продуктов и даже отраслей индустрии.

Разнообразие свойств материалов является главным фактором, предопределяющим их широкое применение в технике. Материалы обладают отличающимися друг от друга свойствами, причем каждое зависит от особенностей внутреннего строения материала. В связи с этим материаловедение как наука занимается изучением строения материала в тесной связи с их свойствами.

Какие металлы окружали человека в древние времена? (слайд 4)

В древнекаменном веке (палеолите), начало которого отстоит от нас на сотни тысяч лет, человек пользовался «инструментами» из камня. В начале это были грубые, нешлифованные клинья-рубила, которые изготовляли, раскалывая найденные камни подходящей формы. За многие тысячелетия приемы обработки камня постепенно совершенствовались. Металлов человек палеолита не знал. Вероятно, время от времени ему случайно попадались встречающиеся в природе куски металлов (самородки), и он использовал их как необычные украшения. Может быть, он обнаруживал, что такие куски—в противоположность хрупким камням—поддаются ковке. Но о технике обработки металлов тогда еще не было и речи.
С окончанием последнего большого ледникового периода, около десяти тысяч лет назад, на смену палеолиту пришел средний, а затем новый каменный век (неолит). Человек научился шлифовать и сверлить каменные орудия.
Удивительным техническим достижением людей периода неолита можно считать добычу кремней в настоящих шахтах. Накопленный при этом опыт пригодился людям потом для добычи руды. Нельзя точно установить, когда именно люди начали добывать и обрабатывать металлы. Можно лишь предполагать, какой из металлов первым нашел практическое применение. Как вы думаете, какой это был металл? (слайд 5) Очевидно, это были металлы, которые встречаются в природе в чистом виде—в самородках. Тогда речь может идти только о меди и золоте. (слайд 6). Железо тоже встречается в природе в чистом виде (в метеоритах), но чрезвычайно редко; еще реже можно найти самородное железо в горных породах. Скорее всего, золото было первым металлом, который люди стали использовать. Правда, из него нельзя было сделать орудия труда или оружие, но знакомство и обращение с золотом принесло людям опыт, который пригодился им в дальнейшем при обработке других металлов.

А какие материалы окружают нас сегодня? Предлагаю вам составить список изделий и материалов, которые вас окружают в определенных местах. (Приложение 1). На выполнение задания 5 минут.

1 группа – квартира

2 группа – учебное заведение

3 группа – предприятие (цех, автомастерская)

Выступление от групп.

Основными материалами, используемыми в машиностроении, являются, и еще долго будут оставаться металлы и их сплавы. Поэтому основной частью материаловедения является металловедение, в развитии которого, ведущую роль сыграли российские ученые: Аносов П.П., Чернов Д.К., Курнаков Н.С., Гуляев А.П. и другие (слайд 7).

Металлы наиболее распространенные и широко используемые материалы в производстве и в быту человека. Особенно велико значение металлов в наше время. Металл произошёл от греческого слова «metallon» (выкапываю, добываю из земли), которое обозначает копи, рудники. В наши дни трудно найти такую область производства, научно-технической деятельности человека или просто его быта, где металлы не играли бы существенной роли.

Металлы появились у человека не вдруг, не в результате какого-то революционного скачка в развитии общества – они постепенно входили в его жизнь в течение некоторого переходного периода между каменным веком и веком металлов.

А сколько металлов вы знаете? Предлагаю каждой группе по очереди называть известные вам металлы.

Всего 110 химических элементов, из них 22 неметалла, остальные – металлы. (слайд 8) Разделение на металлы и неметаллы (слайд 9)

Предлагаю вам простую лампочку, сколько в ней используется металлов? (Слайд 10, 11). В автомобиле используют более 50 металлов. А сколько различных металлов необходимо для изготовления сотового телефона?

Сегодня очень трудно представить, что люди когда-то могли обходиться без металлов. Давайте представим на минуту, что металлы вдруг исчезли из употребления. Что откроется перед вами? Страшный, пустынный мир. С улиц исчезнут все машины, не будут летать самолеты и мчаться по рельсам поезда. Вследствие разрушения всех подземных коммуникаций, на улицах наших городов будут зиять огромные ямы, провалы, трещины. Нет телевидения, радио, телеграфа и телефона – связь между континентами, странами, людьми становиться труднодоступной. Нет электричества – кругом воцаряется мрак и тишина. В руках женщины каменная игла и каменный нож, а у мужчин – каменные топоры, палицы, деревянный лук. То есть мы вернемся к первобытному обществу, началу истории.

Материаловедение подготавливает вас к освоению специальных дисциплин, изучающих основные производственные технологии и процессы. Знание основ материаловедения необходимо специалисту, работающему в сфере эксплуатации современных машин и конструкций.

О роли металловедения в профессии.

Предлагаю вам попробовать разобраться в критических ситуациях, в которые можно попасть в наше непростое время. Для каждой группы свое задание (Приложение 2), на выполнение 5 минут:

Космический корабль (слайд 12)

Подводная лодка (слайд 13)

Корабль (слайд 14)

Выступление от групп.

Пословицы и поговорки о металлах (слайд 15).

Поведение итогов. Оценивание коллективной и индивидуальной работы учащихся.

Домашнее задание. Составьте список материалов, знание которых необходимо в вашей будущей профессиональной деятельности.
Литература.


  1. Мезенин Н.А. Занимательно о железе. – М.: «Металлургия», 1972. 200с.

  2. Сергеева Т.А., Уварова Т.А. Проектирование учебного занятия, Методические рекомендации. – М.: ИРПО, 2000. 84с.

  3. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: Учеб. Для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2004. – 224 с.

  4. Иванов Г. И. Формулы творчества, или Как научиться изобретать: Кн. Для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1994. – 208 с.

  5. Гнедина Т. Е. Физика и творчество в твоей профессии: кн. Для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1988. – 159 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок усвоения новых знаний iconДмитриевич Дисциплина «Инженерная графика»
Тип урока. Урок усвоения новых знаний. Применения знаний, умений на практике с использованием икт
Урок усвоения новых знаний iconУрок сообщения и усвоения новых знаний
Цель тренинга: формирование установки и накопление необходимых знаний и опыта для конструктивного выхода из конфликтных ситуаций
Урок усвоения новых знаний iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип урока: Контроль знаний (тест), урок усвоения новых знаний и выполнение практической работы
Урок усвоения новых знаний iconУрок усвоения новых знаний
Охватывает не только лексический, но и другие уровни русского языка
Урок усвоения новых знаний iconУрок русского языка в 1-м классе Тема Произношение и написание слов с сочетаниями
Дидактическая цель: создать условия для усвоения новых знаний, обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний
Урок усвоения новых знаний iconТема: согласные звуки [ д ],[ д ']. Буквы д, д. Цели
Структура урока: этапы: подготовительный, усвоения новых знаний, первичной проверки усвоения, итог
Урок усвоения новых знаний iconУрок усвоения новых знаний
Цель: Проверить полученные знания по теме «Особенности природы и страны Африки», обобщить пройденный материал
Урок усвоения новых знаний iconПравописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени
Тип урока: урок усвоения новых знаний через работу с информационными источниками
Урок усвоения новых знаний iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок усвоения новых знаний: «Правописание суффиксов –иц, -ец у имен существительных»
Урок усвоения новых знаний icon1 Урок усвоения новых знаний
Чтение и обсуждение статей В. И. Ленина «Партийная организация и партийная литература» и В. Я. Брюсова «Свобода слова»
Урок усвоения новых знаний iconУрок усвоения новых знаний, групповое занятие с элементами исследовательской деятельности
Мелехин А. В., доктор юридических наук, профессор кафедры административного, финансового и коммерческого права
Урок усвоения новых знаний iconУрок усвоения новых знаний
Приветствие. Запись отсутствующих. Организация рабочего места учеников Психологическая настройка учеников к предстоящей работе
Урок усвоения новых знаний iconУрок усвоения новых знаний по теме «Глаголы совершенного и несовершенного вида»
...
Урок усвоения новых знаний iconУрок по теме «Многообразие и значение земноводных»
Создать содержательные и организационные условия для осознания и осмысления блока новой и известной учебной информации; применения...
Урок усвоения новых знаний iconУрока: урок усвоения новых знаний Цели урока
Оборудование: доска, мультимедийная установка, презентация, среда пргграммирования Паскаль авс, рму, рмп
Урок усвоения новых знаний iconУрок усвоения новых знаний
Цель урока: изучить строение атома алюминия; свойства простого вещества и соединений алюминия, его получение и применение


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск