№ п/п
|
Основное содержание
|
Кол-во
часов
|
Дата
|
Способы работы с произведением
|
Вид урока
|
Форма контроля
|
Теория литературы
|
1
2
| 1) Введение. Русская литература на рубеже XIX - XX веков. 2) Сложности периодизации литературы XX века.
| 1
1
|
| Чтение и обсуждение статей В.И.Ленина «Партийная организация и партийная литература» и В.Я.Брюсова «Свобода слова».
| 1)Урок усвоения новых знаний.
2)Лекция с элементами беседы.
| Выяснение эмоционального восприятия. Выписки из статей В.И.Ленина и В.Я.Брюсова.
| Литературный процесс, сложности и противоречия.
|
3
| Реализм конца XIX - начала XX века.
И.А.Бунин. Очерк жизни и творчества. Традиции XIX века в лирике Бунина.
| 1
|
| Устные и письменные сообщения обучающихся по теме урока.
Создание презентации о жизни и творчестве писателя. Выразительное чтение с элементами анализа стихотворений.
Наблюдение над текстом.
| Урок усвоения новых знаний.
Лекция с элементами беседы.
| Работа над биографией Бунина
- составление конспекта о жизни и творчестве Бунина;
- написание реферата.
| Психологизм лирического произведения.
Философичность лирики.
|
4
| Осуждение бездуховности существования в рассказе «Господин из
Сан-Франциско».
| 1
|
| Выяснение проблематики рассказа. Наблюдение над текстом. Обсуждение сюжета и композиции рассказа.
| Комбиниро-ванный урок.
| Устные сообщения об образе миллионера.
| Реализм. Традиции и преемственность в искусстве.
|
5
| Рассказы И.А.Бунина
о любви («Чистый понедельник», «Темные аллеи», ,«Легкое дыхание»).
| 1
|
| Устные сообщения обучающихся по теме. Выразительное чтение фрагментов с комментариями. Выяснение, что нового в разработку темы любви внес писатель.
| Урок-семинар.
| Выяснение эмоционального восприятия.
| Тема любви в искусстве. Портрет литературного героя.
Индивидуальный стиль писателя.
|
6 -7
| 1) А.И.Куприн. Очерк жизни и творчества.
2) Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся».
| 2
|
| Доклады учеников о биографии А.И.Куприна.
Выяснение идеи и художественных особенностей повести «Олеся». Выяснение проблемы, какую роль в повести играет пейзаж.
| Урок усвоения новых знаний.
| Работа над биографией Куприна по группам :
- составление хронологической
таблицы;
- составление конспекта о жизни и творчестве Куприна.
| Портрет литературного героя. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Индивидуальный стиль писателя.
|
8
| Романтическое изображение любви в рассказах Куприна «Гранатовый браслет», «Суламифь». Мастерство Куприна – реалиста.
| 1
|
| Устные сообщения обучающихся по теме. Выразительное чтение фрагментов с комментариями. Выяснение, что нового в разработку темы любви внёс писатель, как он понимает любовь, и как он изображает чувства.
| Урок – семинар.
| Выяснение эмоционального восприятия. Выяснение проблемы, как Куприн изображает мир человеческих чувств. Ответы на вопросы.
| Индивидуальный стиль писателя. Мастерство реалистов конца 19 – начала 20 века.
|
9 Р/р
(1)
| Сочинение по творчеству И.А.Бунина и А.И Куприна.
| 1
|
| 1) Формулирование и обсуждение тем сочинений. 2)Определение основной идеи сочинения. 3)Определение жанра сочинения. 4)Систематизация материалов.
| Урок развития речи.
| Сочинение.
| Тема сочинения. Основная мысль.
Эпиграф. Цитата. Сложный план.
|
10
| Русская литература рубежа XIX – XX веков. Поэзия конца XIX - начала XX века.
Серебряный век русской поэзии.
1) Модернизм как одно из новых направлений. Символизм. Поэты-символисты.
| 6
1
|
| Работа по материалам учебника: составление тезисного плана. Доклады обучающихся о Брюсове. Выразительное чтение с элементами анализа стихотворений.
| 1)Урок усвоения новых знаний.
1)Комбиниро-ванный урок.
| Подготовка рефератов о жизни и творчестве
В.Я. Брюсова. Комментирование и анализ стихов.
| Литературное направление. Литературное направление начала XX
века.
Серебряный век русской поэзии.
Модернизм. Символизм. Образ-символ
Акмеизм. Футуризм.
|
11-12
| 1)Акмеизм как национальная форма неоромантизма. Поэты-акмеисты.
2) Романтический герой лирики Н.С.Гумилёва.
Трагическая судьба поэта после революции.
| 2
|
| Работа по матери-лам учебника: составление конспекта. Доклады обучающихся о Гумилёве. Вырази-тельное чтение с элементами анализа стихотворений.
| 1)Урок усвоения новых знаний.
2)Комбини-рованный урок.
| Подготовка рефератов о жизни и творчестве
Н.С.Гумилёва. Комментирование и анализ стихов.
| Русская классическая литература. Романтизм.
Акмеизм.
|
13-14
| 1)Футуризм. Отказ футуристов от старой культуры.
2)Поэты-футуристы.
| 2
|
| Работа по материалам учебника: составление конспекта. Сообщения обучающихся о поэтах-футуристах. Выразительное чтение с элементами анализа
| Урок усвоения новых знаний. Комбиниро-ванный урок.
| Тест по поэзии Серебряного века.
| Звукоподражание. Графический стих.
Футуризм.
|
15
Р/р
(2)
| Систематизация материалов к сочинению по поэзии Серебряного века.
| 1
|
| 1) Формулирование и обсуждение тем сочинений. 2)Определение основной идеи сочинения. 3)Систематизация материалов.
| Урок развития речи.
| Домашнее сочинение по поэзии Серебряного века.
| Тема сочинения. Основная мысль.
Эпиграф. Цитата. Сложный план.
|
| Советская литература. 1917-1941 годы.
| 48+4
|
|
|
|
|
|
16
| М.Горький. Жизнь. Творчество. Личность. Раннее творчество. Суровая правда жизни в рассказе «Челкаш».
| 1
|
| Доклады обучающихся о жизни и творчестве М.Горького. Создание презентации о жизни и творчестве писателя.
Наблюдение над композицией рассказа «Челкаш».
| Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы.
| Выяснение эмоционального восприятия. Выяснение, какова позиция автора и как она выражена
| Романтизм. Романтический рассказ. Романтический герой.
Романтический пейзаж.
|
17
| Романтический пафос революционных песен («Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике») и рассказа «Старуха Изергиль».
|
1
|
| Наблюдение над композицией революционных песен и романтических рассказов.
| Комбиниро-ванный урок.
| Выяснение, какова позиция автора и как она выражена.
Эссе об одном из романтических произведений М.Горького
| Романтический рассказ. Романтический герой.
Романтический пейзаж.
Легенда.
|
18
19 20
| 1)«На дне» - социально-философская драма.
Спор о назначении человека.
2) «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение.
3)Авторская позиция и способы её выражения в пьесе. Новаторство Горького-драматурга.
|
3
|
| Устные сообщения об истории создания пьесы. Наблюдение над текстом пьесы. Выписки: высказывания Луки о людях, о жизни, о правде, о вере; высказывания разных героев о правде.
Дискуссия о позиции героев пьесы и авторской позиции по отношению к вопросу о правде.
| 1)Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы.
2) Урок- дискуссия.
3)Комбиниро-ванный урок.
| Выяснение эмоционального восприятия. Выяснение, какова позиция автора и как она выражена. Письменный ответ на один из вопросов (по выбору обучающихся): 1)Какова авторская позиция по отношению к Луке?
2) Что понимают под «правдой» герои пьесы?
| Социально-философская драма как жанр драматургии.
Портрет героя литературного произведения.
Речевая характеристика героя литературного произведения.
|
21
| Литературный портрет как жанр. Своеобразие литературных портретов, созданных Горьким.
|
1
|
| Комментированное чтение одного из очерков; наблюдение над текстом. Выявление изобразительно-выразительных средств при помощи которых создаётся образ главного героя.
| Урок усвоения новых знаний.
| Сообщение по одному из очерков Горького.
| Жанр литературного портрета.
|
22
23
| 1) А.А Блок. Очерк жизни и творчества. Романтический мир раннего Блока.
2) Эволюция творчества. Глубокая проникновенная любовь к Родине в лирике А.А. Блока.
|
2
|
| Устные и письменные сообщения обучающихся по теме урока.
Создание презентации о жизни и творчестве писателя. Выразительное чтение с элементами анализа стихотворений.
| 1)Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы. 2)Комбини-рованный урок.
| Работа над биографией Блока. Выразительное чтение наизусть.
и анализ стихов.
| Модернизм. Символизм. Образ-символ.
Лирический стихотворный цикл. Биографическая основа лирических и лиро-эпических произведений.
|
24-25
| 1) Поэма «Двенадцать». Сюжет поэмы и её герои.
2)Неоднозначность трактовки финала. «Вечные» образы в поэме.
|
2
|
| Аналитическое чтение поэмы. Наблюдение над текстом.
| 1)Урок усвоения новых знаний.
2)Комбини-рованный урок.
| Выразительное чтение наизусть.
| Символизм. Образ-символ.
Лироэпическая поэма как жанр.
Индивидуальный стиль писателя.
|
26
Р/р
(3)
| Систематизация материалов к сочинению по поэзии
А.А. Блока.
| 1
|
| 1) Формулирование и обсуждение тем сочинений. 2)Определение основной идеи сочинения. 3)Систематизация материалов.
| Урок развития речи.
| Домашнее сочинение по поэзии А.А Блока
| Тема сочинения. Основная мысль.
Эпиграф. Цитата. Сложный план.
|
27-28
| 1) С.А. Есенин. Жизнь. Творчество. Личность. Трагическая судьба поэта после революции.
2) Глубокое чувство родной природы и Родины. Искренняя любовь «ко всему живому».
|
2
|
| Устные и письменные сообщения обучающихся по теме урока.
Выразительное чтение с элементами анализа стихотворений. Выяснение, какие художественные приемы и изобразительно-выразительные средства языка использует автор.
| 1)Урок усвоения новых знаний.
2)Комбиниро-ванный урок.
| Работа над биографией Есенина:
- составление конспекта о жизни и творчестве Есенина;
- написание реферата. Выразительное чтение наизусть.
и анализ стихов.
| Лирический стихотворный цикл. Биографическая основа лирических и лироэпических произведений.
|