Скачать 364.82 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _________________________/Л.М. Волосникова / __________ _____________ 201__г. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 020400.62 направление Биология, профили ботаника, зоология, физиология, генетика, биоэкология; форма обучения – очная «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы ________________ /Лепунова О.Н./ «______»___________201__г. Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных протокол №__ от «___»__________2011 г. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем _________стр. Зав. кафедрой ______________________ /Соловьев В.С./ «______»___________ 201__ г. Рассмотрено на заседании УМК Института математики, естественных наук и информационных технологий, отделение биологии Протокол №___ от «___»_______________2011 г. Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК _____________________/Фролова О.В./ «______»_____________201__ г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./ «______»_____________201__ г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Биологический факультетКафедра анатомии и физиологии человека и животныхЛепунова О.Н. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 020400.62 направления «Биология», профили: ботаника, зоология, физиология, генетика, биоэкология, форма обучения – очная Тюменский государственный университет 2011 Лепунова Ольга Николаевна. Основы медицинских знаний.Учебно-методический комплекс. Рабочая программадля студентов 020400.62 направления «Биология»,профили: ботаника, зоология, физиология, генетика, биоэкология.Форма обучения - очная.Тюмень, 2011, ___ стр.Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Основы медицинских знаний [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой анатомии и физиологии человека и животных. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Соловьев В.С. заведующий кафедрой (согласно Инструкции о порядке утверждения УМКД ООП ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет», утвержденной приказом ректора от 02.07.2008 №618)© Тюменский государственный университет, 2011. © Лепунова О.Н., 2011.
Цель курса – формирование у студентов представлений о здоровом образе жизни и о факторах, формирующих и разрушающих здоровье. Задачи курса: Изучение причин и проявлений расстройств здоровья при воздействии неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды организма человека. Рассмотрение вопросов рационального поведения, направленного на укрепление здоровья; систематизация знаний о правилах поведения в различных средах. Умение оказывать доврачебную помощь и осуществлять профилактические мероприятия, включая пропаганду медицинских знаний и гигиеническое воспитание. 1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Цикл Б.2, вариативная часть. Содержание дисциплины: Факторы специфической и неспецифической устойчивости организма, определяющие здоровье. Принципы рационального подхода к сохранению и укреплению здоровья. Влияние факторов внутренней и внешней среды на организм. Диагностика ряда заболеваний по клиническим проявлениям. Правила оказания первой доврачебной помощи. Умение проводить профилактические мероприятия. Изучение данной дисциплины необходимо для освоения следующих дисциплин – физиология человека и животных, биофизика,экология 1.3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО. В процессе освоения дисциплины выпускник должен обладать следующими компетенциями: Следует этическим нормам в отношении других людей и в отношении к природе (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на охрану здоровья человека (ОК-1). Использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения (ОК-8). Правильно ставит цели, проявляет настойчивость и выносливость в их достижении (ОК-15) Понимает и соблюдает нормы здорового образа жизни, владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-17). Демонстрирует знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции, применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем (ПК-3). Демонстрирует знание принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических, биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности (ПК-4). Демонстрирует базовые представления об основах биологии человека, профилактике и охране здоровья и использует их на практике, владеет средствами самостоятельного достижения должного уровня физической подготовленности (ПК-10). Пользуется нормативными документами, определяющими организацию и технику безопасности работ (ПК-20). В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
2. Структура и трудоемкость дисциплины. Семестр 6. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы или 72 часа. 3.Тематический план. Таблица 1. Тематический план
4. Образовательные технологии Таблица 2. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Таблица 3. Планирование самостоятельной работы студентов
Тема 1. Общее понятие о болезни и здоровье. Развитие учения о болезни. Биологическое значение болезней. Понятие нормы и здоровья. Патологический процесс, реакция, состояние. Иммунитет. Специфический иммунитет и неспецифическая устойчивость организма. Этиология - учение о причинах возникновения болезней, причинно-следственные взаимоотношения, роль внутренних и внешних факторов в процессе возникновения болезней. Патогенез – учение о развитии болезни, о механизме возникновения и развития патологического процесса. Единство этиологии и патогенеза. Стадии болезни. Симптомы и синдромы. Классификация заболеваний по течению и тяжести. Формы и стадии развития болезней. Классификация заболеваний по этиологическому признаку. Тема 2. Воспаление, лихорадка как общие реакции на повреждение. Признаки и основные компоненты воспаления – альтерация, экссудация, пролиферация. Значение факторов повреждения и расстройства кровообращения, артериальная и венозная гиперемия. Отек. Восстановительные процессы в очаге воспаления. Патологическая физиология тканевого роста: гипертрофия, гиперплазия, атрофия, дистрофия, дегенерация, некробиоз, некроз. Регенерация, заживление ран. Механизм возникновения лихорадки. Основные стадии лихорадки. Типы температурных кривых. Положительные и отрицательные свойства лихорадки. Тема 3. Болезни, вызванные воздействиями физических факторов внешней среды. Болезни, связанные с воздействием неблагоприятных метеорологических условий: гипертермия, тепловой удар, солнечный удар. Отморожение, общее охлаждение тела (гипотермия), замерзание. Метеотропность ряда заболеваний. Болезни, вызванные изменением атмосферного давления: горная болезнь, кессонная (декомпрессионная) болезнь, болезнь «взрывной» декомпрессии на большой высоте. Термические ожоги. Лучевая болезнь. Морская болезнь и другие болезненные состояния, обусловленные укачиванием. Поражения, вызываемые светом, электрическим током. Изменения, развивающиеся в организме при работе с токами высокой частоты. Влияние звука на организм. Вибрационная болезнь. Болезнь ускорений. Тема 4. Болезни, вызванные воздействием механических факторов. Закрытые повреждения: сотрясения, ушибы органов и тканей. Вывихи суставов, растяжения и разрывы связок, сухожилий. Травматический токсикоз или синдром длительного сдавливания. Открытые повреждения: раны, их классификация, признаки. Первичное, вторичное заживление ран. Осложнение открытых ранений: кровотечения, их определение и характеристика. Опасность кровотечений, способы их временной остановки путем пальцевого прижатия артерии, наложения давящей повязки, наложения стандартного и импровизированного жгута, закрутки. Хирургическая инфекция. Острая гнойная очаговая инфекция: фурункул, карбункул, флегмона, абсцесс, рожистое воспаление, гидроаденит, панариций, мастит, лимфангиты, лимфоаденит, флебит. Общая гнойная инфекция - сепсис. Острая аэробная инфекция - столбняк. Острая гнилостная инфекция. Переломы костей. Виды, признаки и осложнения. Первая медицинская помощь. Способы иммобилизации конечностей стандартными транспортными шинами и подручными средствами. Травматический шок. Классификация, фазы и степени шока. Основные противошоковые мероприятия при оказании первой медицинской помощи. Тема 5. Патологические состояния, вызванные воздействием на организм химических факторов Общая характеристика действиями прижигающих ядов. Воздействие крепких кислот: азотной, серной, соляной, “царской водки” (смеси соляной и азотной кислот), “паяльной кислоты” (раствор хлористого цинка в соляной кислоте), уксусной эссенции. Оказание первой помощи при ожогах и применении внутрь указанных кислот. Отравление крепкими (едкими) щелочами: едким натром (каустической содой, гидрат окиси натрия), едким калием (гидрат окиси калия), негашеной известью (окиси кальция), аммиаком, нашатырным спиртом. Особенности щелочных ожогов, симптоматология отравлений крепкими щелочами и оказание неотложной медицинской помощи. Воздействие на организм алкоголя, наркотических веществ и табакокурения. Влияние алкоголя на печень. Механизм действия. Клинические проявления. Влияние наркотических веществ на нервную систему. Алкоголизм, наркомания. Стадии развития заболеваний. Формирование психической и физической зависимости при приеме психотропных веществ. Отравления спиртами (этиловый или винный, метиловый или древесный, денатурированный спирт, “антифриз” и др.) и различными спиртными напитками. Отравления различными лекарственными препаратами: снотворными веществами – различными производные барбитуровой кислоты (люминал, веронал, мединал, барбамил, нембутал), хлоралгидратом, препаратами группы опия (морфин, промедол, героин, пантонон, фенадон) и др. Отравления ядами грибов, змей, пчел, ос, шмелей, шершней, скорпионов. Отравления веществами “бытовой” химии. Общие данные о профессиональных отравлениях. Типы течения профессиональных интоксикаций и их общая профилактика. |
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 11. 04. 2011. Протокол №10 | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 11. 04. 2011. Протокол №10 | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Лингвистика, профиль подготовки: Перевод и переводоведение (английское отделение) | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе «Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии» | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе «Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии» | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе «Лингвистика», профиль подготовки: Перевод и переводоведение (английское отделение) | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Психофизиологические механизмы адаптации человека и методы функциональной диагностики | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем, протокол №11 от 12. 05. 2011 г | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем, протокол №10 от 12 2011 г | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе «Информационные системы и технологии в административном управлении» очная форма обучения | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Рассмотрено на заседании умк института филологии и журналистики от 31. 10. 2013, протокол №1 | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Государственно-конфессиональные отношения: отечественный и зарубежный опыт правового регулирования | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |