Скачать 213.85 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Вал Рассмотрено: Согласовано: Утверждено: На заседании МО учителей Зам. директора по УР Директором МБОУ СОШ с.Вал _____________ ________ /Чазова Т.А./ ________ /Шаповал Н.В./ Протокол №__ от __г Руководитель МО ____________ Рабочая программа по предмету биология для 6 класса (1часа в неделю, 34 часа в год) Составитель: Кравец Анастасия Ивановна 2013-2014 учебный год. Пояснительная записка 6 класс Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» Н.И. Сонина, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов: 1. Закона «Об образовании» от 10.02.1992 года № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 года № 12 – ФЗ с изменениями, внесёнными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 года №13 – П и дополнениями, внесёнными Федеральными законами); 2. Приказа Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; 3. Приказа Департамента образования от 20.06.2007 года № 415 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования»; 4. САНПиН 2.4.2 № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 года, регистрационный № 3997; 5. Учебного плана МОУ ООШ с.Роговое на 2010 – 2011 учебный год 6. Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина 7. Сборника нормативных документов. Биология. Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2004.- 174с. Курс «Биология. Живой организм» предназначен для изучения основ биологии в шестых классах общеобразовательных учреждений и является логическим продолжением курса «Природоведение. 5 класс» (авторы А.А.Плешаков, Н.И.Сонин). Цель: формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. ^ Изучение биологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Курс «Живой организм» и РП построены на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для приобретения практических навыков по использованию полученных знаний и повышения уровня знаний в РП включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Лабораторные и практические работы проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Заявленное в программах разнообразие работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем работ и форм их проведения с учетом материального обеспечения школы, профиля класса и резерва времени. Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Плановых контрольных уроков _3ч.; лабораторных работ^ 12, практических работ 4 , 2 экскурсии РП ориентирована на использование учебника: Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений/ Н.И.Сонин. – 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 174 с. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм». – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 47 с. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, рисунков. Работа с рисунками позволит диагностировать сформированность умения распознавать биологические объекты. Эти задания рекомендуется выполнять по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и отработки навыков сравнения, сопоставления целесообразно выполнять в качестве домашнего задания. Для повышения уровня мотивации учащихся к изучению данного курса имеется мультимедийное приложение, как составляющая часть УМК автора Сонина Н.И. Для самостоятельной работы учащихся при проведении фронтальных опросов, быстрого определения уровня знаний учащихся можно применить дидактические карточки: Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: дидактические карточки-задания к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм»/ Н.И.Сонин, Н.В.Кириленкова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 32 с.
Уровень образованности обучающихся осуществляется по следующим составляющим результата образования: предметно – информационной (знает), ценностно – ориентационной (умеет), деятельностно - коммуникативной (применяет). В инвариантной части учебного плана на учебный предмет федерального значения « Биология» в 6 классе выделено 1 час в неделю, всего 35 часов, 1 час выделен за счёт регионального компонента. Календарно - тематический план по объему скорректировано в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки учащихся 6 класса. Рабочая программа предназначена для учеников общеобразовательных школ со средним уровнем подготовки. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА В результате изучения курса учащиеся должны усвоить:
Должны называть (приводить примеры):
Характеризовать (описывать):
Обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):
Определять (распознавать, узнавать, сравнивать):
Соблюдать правила:
Владеть умениями:
ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ (34Ч – 1Ч В НЕДЕЛЮ) Курс «Живой организм» построен на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗДЕЛАМ
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РАЗДЕЛ 1 Строение и свойства живых организмов (10ч) Основные свойства живых организмов (1ч) Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Химический состав клеток (1ч) Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Лабораторные работы Определение физических свойств белков, жиров, углеводов. Строение растительной и животной клеток (2ч) Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Лабораторные и практические работы Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах). Ткани растений и животных (2ч) Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции. Лабораторная работа Ткани живых организмов. Органы и системы органов (3ч) Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения. Лабораторная работа Распознавание органов у растений и животных. Растения и животные как целостные организмы (1ч) Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда. РАЗДЕЛ 2 Жизнедеятельность организма (23 ч) Питание и пищеварение (4 ч) Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение. - Демонстрация действий желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями; роли света и воды в жизни растений. Дыхание (2 ч) Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. - Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Передвижение веществ в организме (2 ч) Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа, кровь и ее составные части (плазма. Клетки крови). - Практическая работа Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю. - Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю; строения клеток крови лягушки и человека. Выделение (2 ч) Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии. Опорные системы (2 ч) Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. - Лабораторная работа Разнообразие опорных систем животных. - Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых. Движение (2 ч) Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. - Лабораторные и практические работы Движение инфузории туфельки. Перемещение дождевого червя. Регуляция процессов жизнедеятельности (3ч) Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. .регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений. - Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного и мигательного рефлексов, моделей нервных систем. Органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми веществами. Размножение (3 ч) Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. -Практическая работа Вегетативное размножение комнатных растений. - Демонстрация способов размножения растений; разнообразия и строения соцветий. Рост и развитие (3 ч) Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие. - Лабораторные и практические работы Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале). -Демонстрация способов распространения плодов и семян; прорастание семян. РАЗДЕЛ 3 Среда обитания. Факторы среды (1 ч) Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов. - Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов. Природные сообщества (1 ч) Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания. -Демонстрация моделей экологических систем. БИОЛОГИЯ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебно-методический комплект: Учебник: Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений/ Н.И.Сонин. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 174 с. Рабочая тетрадь: Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм». – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. Методическое пособие для учителя: Уроки по курсу Н.И.Сонина «Биология. 6 класс. Живой организм» / авт.-сост. В.И.Сивоглазов. - М.: изд. Дрофа, 2006 г. Дидактические материалы: Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: дидактические карточки-задания к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм»/ Н.И.Сонин, Н.В.Кириленкова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. . Ресурсное обеспечение Для учащихся: Учебник «Биология. Живой организм», 6 класс, Н.И.Сонин, изд. Дрофа, 2010 г. Н.И.Сонин «Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс. – М.: Дрофа, 2010. Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений / И.А.Акперова, Н.Б.Сысолятина, Н.И.Сонин. - М.: изд. Дрофа, 2006 г. Рабочая тетрадь: Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм». – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. Для учителя: 1. Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. – М.: Дрофа, 2005. 2. Козлова Т.А. Биология в таблицах. 6-11 кл: Справ. пособие.- М.: Дрофа, 2004. 3. Рабочие программы по биологии 6-11 класс (по программам Н.И.Сонина, В.Б.Захарова; В.В.Пасечника; И.Н.Пономаревой)/ авт.-сост. И.П.Чередниченко, М.В.Оданович. – М.: Глобус, 2008. 4. Биология. Живой организм. 6 класс: Поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина /Авт.-сот. М.В.Высоцкая.- Волгоград: Учитель, 2005. 5. Дидактические карточки-задания к учебнику «Биология. Живой организм», 6 класс, Н.И.Сонин / Н.И.Сонин, В.Н.Кириленкова. – М.: изд. Дрофа, 2006 г. 7. Уроки по курсу Н.И.Сонина «Биология. 6 класс. Живой организм» / авт.-сост. В.И.Сивоглазов. - М.: изд. Дрофа, 2006 г 8. Красная книга Кировской области. – Екатеринбург, 2001. – 287с. 9. Методика обучения биологии: Учеб. пособие / В.С.Конюшко, С.Е. Павлюченко, С.В. Чубаро. – Мн.: Книжный дом, 2004. – 115с. MULTIMEDIA – поддержка курса:
|
Рабочая программа по предмету «биология» мбоу «Черемшанская кадетская школа-интернат» Рабочая программа по биологии для 6 класса Биология – 6 (Раздел Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники) разработана на основе | Рабочая программа по предмету «Биология Человека» для 8 класса Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 8 классе основной общеобразовательной школы по учебнику: «Биология. Человек»,... | ||
Рабочая программа По предмету «Общая биология» 10 класс Базовый уровень на 2011 2012 год Программа предназначена на изучение предмета «общая биология» об общеобразовательных учреждениях | Рабочая программа По предмету «Общая биология» 10 класс Базовый уровень 2012- 2013 год Программа предназначена на изучение предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях | ||
Рабочая программа По предмету «Общая биология» 10 класс Базовый уровень 2012- 2013 учебный год Программа предназначена на изучение предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях | Рабочая программа по предмету «биология» | ||
Рабочая программа по учебному предмету «биология» | Рабочая программа по предмету «биология» А. А. Каменский, Е. М. Криксунов, В. В. Пасечник «Биология. Введение в общую биологию и экологию»-М.: Дрофа,2007, имеющего гриф «Рекомендовано... | ||
Рабочая программа по предмету «Биология» Практикум для учащихся 10-11 кл общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. Авторы : Г. М. Дымшиц, О. В. Саблина, Л. В. Высоцкая,... | Рабочая программа педагога краснослободцевой Елены Григорьевны, учителя... Сухорукова Л. Н, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. Биология. Разнообразие живых организмов 7 класс. / Издательство «Просвещение».... | ||
Рабочая программа по предмету «Биология» в 7 классе на 2013 2014 учебный год | Рабочая программа учителя биологии высшей квалификационной категории... «Животные» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой //Программы для общеобразовательных учреждений. Биология, 5-11... | ||
Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету... Программа вступительных испытаний для абитуриента Академии вэгу по предмету «Биология» составлена на основе федерального компонента... | Рабочая программа по биологии 5 9 классы Рабочая программа по учебному предмету Биология составлена на основе следующих нормативных документов | ||
Рабочая программа По предмету «Биология. Многообразие живых организмов»... Программа предназначена на изучение предмета «Биология. Многообразие живых организмов» в образовательных учреждениях | Рабочая программа по предмету «Биология. Общие закономерности» Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: Сонин Н. И., В.... |