Методические рекомендации Пентехина Л. И., к п. н





Скачать 446.63 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации Пентехина Л. И., к п. н
страница1/3
Дата публикации14.08.2013
Размер446.63 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Биология > Методические рекомендации
  1   2   3
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28»


Педагогическая диагностика уровня образованности по биологии

в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования


Методические рекомендации
Пентехина Л.И., к.п.н.,

Заслуженный учитель РФ,

заместитель директора по НМР

МБОУ СОШ № 28

город Ульяновск

2013 год

1. МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ОБРАЗОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ

В современной педагогической практике широко применяется педагогическое тестирование, как в процессе обучения, так и с целью контроля знаний и умений учащихся. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования регламентируют содержательную основу тестовых оценочных средств, ориентированы на проверку не только усвоенного учащимися определенного объема предметных знаний, но и проверку уровня сформированности универсальных учебных действий.

Практически по всем учебным предметам появилась методическая литература и пособия по тестированию. Однако у педагогов возникают вопросы, которые связаны с пользованием тестами, интерпретацией ответов учащихся и их оцениванием. В связи с этим у педагогов необходимо формировать определенную компетентность в использовании готовых тестов и умении разрабатывать собственные. Большинство из изданных пособий следует рассматривать как сборники тестовых заданий, которые при соответствующей доработке вполне можно использовать для создания тестового инструментария. Педагоги должны быть знакомы с обоснованными и надежными процедурами проведения тестирования при решении стандартных и исследовательских учебных задач, обладать достаточным объемом информационного материала для самостоятельного составления тестов разного уровня сложности и целевой направленности. В педагогическом коллективе целесообразно выработать единые подходы к разработке и использованию тестов, определить их формат и шкалу оценивания.

Педагогический тест – это совокупность взаимосвязанных заданий возрастающей сложности, позволяющих объективно оценить уровень предметных и метапредметных знаний учащихся, а также их умений использовать универсальные учебные действия при работе с содержанием учебного материала.

Тест формируется из определенного количества тестовых заданий в зависимости от цели тестирования и времени, отводимого на выполнение теста.

По цели тестовые задания можно разделить на обучающие и контрольные.

По форме тестовые задания обычно делят на основные группы:

- задания с выбором правильного ответа (к заданиям прилагаются готовые варианты ответов на выбор);

- задания открытой формы (ответы вписывает ученик самостоятельно);

- задания на установление правильного соответствия (к элементам одного множества требуется поставить в соответствие элементы другого множества);

- задания на установление определенной последовательности.

Правила формулирования тестовых заданий:

- задания должны быть краткими, четкими, однозначными для понимания, содержать не более одного придаточного предложения;

- задания должны быть понятны для всех опрашиваемых;

- число альтернативных ответов должно быть одинаково (чаще всего не менее четырех);

- задания должны быть различной сложности (не менее чем трехуровневые);

- в заданиях не должно быть намека на правильный ответ;

- задания на выявление определенных знаний не должны зависеть от других заданий;

- в заданиях с выборочным ответом правильные ответы должны распределяться в случайном порядке;

- в открытых заданиях следует избегать большого количества пропусков в одном предложении, пропущенные слова должны быть ключевыми для правильного выполнения задания.

Правила композиции ответов к заданиям:

- противоположность (подбираются ответы, содержание которых противоположно по смыслу, т.е. антонимы;

- противоречие (используются понятия, которые являются видами одного и того же рода, но при этом одно понятие указывает на некоторый признак, а другое этот признак отрицает, не заменяя его другим);

- классификация (подбираются ответы, которые не противостоят один другому, а отражают две основные стороны или грани явления, процесса);

- кумуляция (содержание одного ответа вбирает в себя содержание другого ответа и, кроме того, содержит дополнительную информацию);

- цепочка (последнее слово первого ответа становится первым словом второго ответа и т.д.);

- формулировки неверных вариантов ответов к заданиям должны быть достаточно правдоподобными, чаще всего строятся на типичных ошибках учащихся.

Принципы отбора содержания тестовых заданий:

- значимость (в тест включают те элементы знаний, которые можно отнести к наиболее важным, ключевым, основополагающим, составляющие содержание государственного стандарта по предмету);

- научная достоверность (только то содержание предмета включается в тест, которое является объективно истинным и поддается рациональной аргументации);

- соответствие содержания теста уровню современного состояния науки;

- репрезентативность (в тест включаются значимые элементы содержания учебного предмета, достаточные для полноты контроля, являющиеся структурными для данной науки);

- возрастающая сложность заданий;

- вариативность содержания (содержание теста изменяется по мере развития науки, а также в случае постоянного невыполнения учащимися отдельных заданий);

- системность содержания (задания подбираются по содержанию в соответствии с требованиями системности знаний);

- комплексность и сбалансированность содержания теста (подбор заданий, комплексно отражающих основные разделы и темы курса, сбалансированность теоретического материала, понятий, законов, закономерностей, гипотез и фактов);

- взаимосвязь содержания и формы (под содержание учебного материала подбирается форма тестового задания).

В результате тестирования получают количественные показатели, которые являются объективной стандартизированной мерой уровня образованности учащихся по предмету. Качество теста зависит от того, насколько точно его задания выявляют знания, которые подлежат измерению, и насколько точно тест отражает контролируемую область знаний (валидность и надежность теста).

Валидность указывает, что тест измеряет и насколько хорошо он выполняет эту функцию. Содержательная валидность теста связана с тем, что задания должны включать все единицы изучаемого материала по предмету. О функциональной валидности теста судят по достижению поставленных целей обучения, исходя из овладения учащимися универсальными учебными действиями. У обучающихся должны быть сформированы не только системные знания по предмету, но и метапредметные, а также умения использовать изученный материал в различных ситуациях, применять знания общенаучных закономерностей при объяснении конкретных явлений и фактов повседневной жизни.

Надежность теста характеризуется определенной устойчивостью результатов тестирования при повторном контроле.

В педагогической практике тесты используются для индивидуального и группового определения уровня образованности по предмету. При этом необходимо соблюдать определенные требования:

- одинаковость условий тестирования для всех учащихся;

- ограниченное время тестирования в зависимости от целевого назначения теста;

- создание спокойной благоприятной обстановки во время тестирования;

- подготовленное оборудование для тестирования и четкие для понимания учащихся инструкции;

- количество баллов за выполнение заданий зависит от уровня сложности задания и определения оцениваемых элементов;

- результаты тестирования подвергаются статистическому и поэлементному анализу.

Таким образом, тест – это инструмент, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения, заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения уровня образованности ученика по предмету, изменение которого возможно в процессе систематического обучения. В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования результаты образованности учащихся включают достижение определенного уровня предметных знаний, умений и навыков, а также овладение универсальными учебными действиями. На выявление именно этих показателей и направлена педагогическая диагностика в форме тестирования.

Педагогическая диагностика в форме тестирования включает несколько этапов. Сначала педагог подбирает или составляет как можно больше тестовых заданий разного уровня сложности. Работа над банком тестовых заданий заключается в том, что педагог продумывает содержательные и в то же время интересные формулировки самих заданий и вариантов ответов. Затем тестовые задания распределяются по уровням сложности.

1-й уровень сложности – репродуктивный (фактологический). Это самые простые задания на понятийный аппарат изучаемого предмета, содержат знания о фактах и количественных данных. Обычно такие задания начинаются с вопросительных слов: что это такое, как называется, где находится, когда произошло, какой признак, перечислите, дайте определение, назовите и т.п.

2-й уровень – продуктивный (конструктивный). С помощью таких заданий проверяются умения ученика применять полученные знания в определенной стандартной ситуации, умения преобразовывать имеющиеся знания на основе универсальных учебных действий. Чаще всего такие задания начинаются с вопросительных слов: почему, зачем, отчего, с какой целью, определите взаимосвязь, объясните и т.п.

3-й уровень – творческий (эвристический). Это самые сложные задания проверяют умения ученика применять знания в нестандартной ситуации, использовать знания из других предметов, характеризуют навыки системного применения имеющихся знаний при активных мыслительных операциях. Выполнение таких заданий основано на развитых универсальных учебных действиях анализа-синтеза, индукции-дедукции, систематизации-классификации, умении прогнозировать и других.

После подбора тестовых заданий разного уровня сложности нужно составить тест и описать методику тестирования. Прежде всего, педагог должен определить общее количество тестовых заданий в зависимости от цели теста и времени тестирования. В общее количество тестовых заданий целесообразно включать:

- до 25 % заданий первого уровня сложности (репродуктивного);

- до 50 % заданий второго уровня сложности (конструктивного);

- до 25 % заданий третьего уровня сложности (творческого).

Вариативность количества заданий разного уровня сложности зависит и от состава класса и от уровня образовательной программы по предмету (базовый или профильный).

Примерно половина заданий конструктивного уровня отражает практическую направленность знаний учащихся, их системность и умения пользоваться понятийным аппаратом изучаемого предмета, что соответствует направленности современного образования, регламентировано федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования нового поколения, включающими обязательность овладения универсальными учебными действиями.

Методика педагогического тестирования состоит из нескольких частей. Первая часть – это общие положения, где формулируются цели и задачи тестирования, дается краткая характеристика тестовых заданий. Вторая часть – технология тестирования определяет время и содержание инструкции для учащихся в ходе выполнения теста. Третья часть – технология обработки результатов тестирования. Это самая объемная часть методики предлагает образцы выполнения каждого тестового задания, где обосновывается максимальное количество баллов за правильный ответ и процедура снижения баллов при разных вариантах ответа ученика.

Задания разного уровня сложности должны быть оценены количеством баллов, которое увеличивается по мере усложнения вопроса. Однако резких колебаний быть не должно, иначе это повлияет на общую сумму баллов и шкалу оценивания.

Тест для учащихся всего класса содержит несколько вариантов, не менее двух. Задания обоих вариантов должны быть примерно одинаковой трудности (по времени и содержанию).

После проверки выполненного теста подсчитывается общая сумма баллов (максимальная) за тест, и на этой основе определяются интервалы, которые будут соответствовать одной из оценок (отметок). Педагог должен предусмотреть образец регистрационного бланка ответов для учащихся и ведомость результатов педагогического тестирования класса.

Несмотря на определенную степень формализованности контроля знаний и умений в тестовой форме, необходимо помнить и о постоянной мотивации учащихся в обучении. С этой целью формулировки заданий и их представление следует максимально разнообразить. Тестовый контроль уровня образованности по предмету следует использовать в сочетании с другими формами проверки знаний, умений, навыков и способов деятельности.

2. ОБРАЗЦЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Тестовый контроль предполагает обучение учащихся работе с заданиями разного вида, которые приводятся на примере предмета биологии.

1. Учащиеся выбирают из предложенных вариантов ответов один (или несколько), по их мнению, правильный и обозначают буквой, стоящей около него.

Пример: В процессе фотосинтеза в растении:

а) происходит расщепление органических веществ с освобождением энергии;

б) образуются органические вещества из неорганических;

в) накапливается энергия солнечного света;

г) освобождается кислород и выделяется в атмосферу.

(ответ: а, б, г)

2. Иногда задание предусматривает соблюдение строго определенной последовательности в записи ответов. Это требуется в тех случаях, когда из данных в беспорядке ответов нужно определить последовательность процессов или явлений.

Пример: Какова последовательность процессов жизнедеятельности у деревьев весной?

а) появляются молодые листья;

б) начинается сокодвижение;

в) корни начинают поглощать воду и минеральные соли;

г) почки набухают и развертываются.

(ответ: в, б, г, а)

3. Приведённые выше задания требуют утвердительного ответа на вопрос. Иногда в вопрос включаются отрицательная частица «не», слова «нельзя», «не следует» и т.п. При выполнении заданий этого типа учащиеся должны обратить на это внимание. Учитель может выделить отрицание в вопросе шрифтом или подчеркнуть.

Пример: Какую функцию не выполняет стебель?

а) передвижение органических веществ;

б) передвижение минеральных веществ;

в) опорную;

г) поглощение воды и минеральных солей.

(ответ: г)

4. Задания с выбором ответа не всегда имеют форму вопроса, а могут быть сформулированы в утвердительной форме.

Пример: Глубина посева семян зависит от:

а) формы семян;

б) количества высеваемых семян;

в) размера семян; содержания в них питательных веществ;

г) всхожести семян.

(ответ: в)

5. Иногда учащимся предлагается задание, в котором приводится определение, и надо выбрать его название.

Пример: Процесс образования органических веществ в растении с использованием энергии солнечного света называется:

а) дыханием;

б) испарением;

в) фотосинтезом;

г) размножением.

(ответ: в)

6. Значительно сложнее задания, в которых даётся термин, а учащимся необходимо выбрать его правильное определение.

Пример: Нейрон — это:

а) нервный импульс;

б) нервная клетка;

в) нерв;

г) серое вещество мозга.

(ответ: б)

7. Среди заданий с выбором одного ответа наиболее сложны те, в которых предлагается выбрать из ряда правильных ответов один, характеризующий главный признак.

Пример: Основная функция корня заключается в:

а) поглощении воды и минеральных солей;

б) передвижении органических веществ;

в) укреплении растения в почве;

г) размножении растений.

(ответ: а, в)

8. Для тестовой проверки знаний можно использовать рисунки. Задания с рисунками развивают образное мышление учащихся, учат распознавать объекты и устанавливать связи между ними, проверяют сформированность умения наблюдать.

Пример: Рассмотрите рисунок и определите, какой буквой обозначена покровная ткань.

Пример: Среди изображённых на рисунке двудольных выберите растения семейства крестоцветных.

Пример: Расположите животных, изображённых на рисунке, в порядке их усложнения в процессе эволюции.

9. Тесты на выбор правильной гипотезы, метода исследования.

Пример: Как доказать, что растения испаряют воду?

а) обильно полить растение и наблюдать за ним;

б) поместить лист растения в колбу и наблюдать;

в) нагреть лист растения и наблюдать за ним;

г) рассмотреть лист под микроскопом.

(ответ: б)

10. Тесты с выбором нескольких правильных ответов. Пример: Какова роль листа в жизни растения?

а) осуществляет поглощение воды и минеральных солей;

б) в нём происходит фотосинтез;

в) выполняет функцию испарения воды;

г) может выполнить функцию размножения.

(ответ: б, в, г)

11. Тестовые задания на классификацию объектов и процессов.

Пример: Определите, в каких сосудах течёт венозная, а в каких арте­риальная кровь. Соответствующие буквы занесите в таблицу:

артериальная кровь




венозная кровь




а) в венах малого круга;

б) в венах большого круга;

в) в артериях большого круга;


артериальная кровь

а, в

венозная кровь

б, г
г) в артериях малого круга. Ответ:

12. Учащимся предлагается несколько ответов с

заданной последова­тельностью явлений и предлагается определить правильную.

Пример: Определите правильно составленную цепь питания:

а) плотва цапля окунь водоросли;

б) цапля водоросли окунь плотва;

в) водоросли плотва окунь цапля;

г) водоросли окунь плотва цапля.

(ответ: в)

13. Задания с алгоритмом ответа (с пропуском в тексте ряда слов).

Пример: Вставьте пропущенные слова в текст о процессах жизнедеятельности, протекающих в клетке: «Разнообразные вещества проникают в клетку через .... Синтез белков из аминокислот осуществляется в ... , а сложные углеводы синтезируются в ... . Молекулы белков, жиров и углеводов окисляются в ... . При этом освобождается энергия, которая запасается в молекулах ....».
3. МЕТОДИКА ВВОДНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ

Цели тестирования:

1. Установить уровень успешности усвоения учащимися содержания предыдущих курсов ботаники и зоологии.

2. Уточнить пробелы образовательных умений и навыков учащихся общебиологического введения в новый курс.

3. Определить прогноз успешности обучения учащихся в курсе «Человек и его здоровье».

Задачи:

1. Определить объём и уровень усвоения учащимися базового минимума биологической подготовки за предыдущий период обучения.

2. Определить уровень умений учащихся пользоваться системой основополагающих биологических понятий.

3. Определить закономерность развития познавательных возможностей учащихся в обучении.

Для составления вводного теста учителю необходимо выделить стержневые темы, разделы, понятия, явления, лежащие в основе понимания всех общих закономерностей развития растительного и животного мира. Задания вводного теста составляют систему знаний ученика, раскрывают его биологическое мышление на конкретном материале и в целом биологической эволюции, а также практическую направленность изученного предметного содержания курсов ботаники и зоологии.

Тестовые задания проверяют, с одной стороны, объём и уровень усвоения содержания учебного материала, а с другой, умения учащихся методологически владеть теорией.

Результаты вводного тестирования позволяют получить реальные стартовые данные учащихся, которые будут основой педагогической деятель­ности учителя на ближайшее время (корректировка знаний и последующее обучение).

Общебиологическое введение в курс «Человек и его здоровье» (стержневые вопросы):

1. Клеточная теория строения всех живых организмов.

2. Единство происхождения всех живых организмов.

3. Понятие биологической эволюции.

4. Общебиологические закономерности развития всех живых организмов.

5. Взаимосвязь биологии и социокультурного фона жизнедеятельности человека (практическая направленность биологического содержания).

3.1. ТЕХНОЛОГИЯ ВВОДНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

Время выполнения теста 20 минут.

Учащимся сообщается цель и задачи тестирования. Тест включает задания двух уровней сложности:

Первый вариант - задания 1, 2, 4, 9, 11



репродуктивный уровень (осведомлённость по предмету)




Второй вариант - задания 1, 2, 7, 9, 11

Первый вариант - задания 3, 5, 6, 7, 8, 10, 12




конструктивный уровень (практическое применение знаний)



Второй вариант — задания 3, 4, 5, 6, 8, 10, 12.

Все ответы заносятся в регистрационный бланк.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации Пентехина Л. И., к п. н iconМетодические рекомендации по проведению научно-практических исследований...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ на индивидуальные темы
Методические рекомендации Пентехина Л. И., к п. н iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации Пентехина Л. И., к п. н iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации Пентехина Л. И., к п. н iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации Пентехина Л. И., к п. н iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации Пентехина Л. И., к п. н iconМетодические документы, разработанные для обеспечения образовательного...
Методические рекомендации по планированию, организации и проведению практических занятий
Методические рекомендации Пентехина Л. И., к п. н iconМетодические рекомендации к изучению курса «Обществознание 10-11кл»....
Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение. 10-11» под ред. Л. Н. Боголюбова
Методические рекомендации Пентехина Л. И., к п. н iconМетодические рекомендации по выполнению дипломных работ
Методические рекомендации предназначены для студентов Московской банковской школы
Методические рекомендации Пентехина Л. И., к п. н iconМетодические рекомендации Бузулук, 2012
Методические рекомендации предназначены для преподавателей физики начального профессионального образования
Методические рекомендации Пентехина Л. И., к п. н iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы
Примерная тематика и методические рекомендации для подготовки курсовых работ и рефератов
Методические рекомендации Пентехина Л. И., к п. н iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению дискуссии Методические...
Приложение Рейтинг популярных профессий за последние 5-ть лет
Методические рекомендации Пентехина Л. И., к п. н iconМетодические рекомендации по выполнению и защите курсовых работ
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины «Международное частное право»
Методические рекомендации Пентехина Л. И., к п. н iconМетодические рекомендации
Мандриков В. Б. Методические рекомендации для студентов по написанию рефератов с физкультурно-оздоровительной тематикой Волгоград,...
Методические рекомендации Пентехина Л. И., к п. н iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы
Примерная тематика и методические рекомендации для подготовки курсовых работ и рефератов
Методические рекомендации Пентехина Л. И., к п. н iconМетодические рекомендации по написанию рефератов составитель
Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей филиала
Методические рекомендации Пентехина Л. И., к п. н iconМетодические рекомендации по выполнению и оформлению курсовых работ для студентов
Методические рекомендации подготовлены доцентом кафедры фармации Кондратьевой Г. К


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск