Учебно-методический комплекс дисциплины «Методы ботанических исследований»





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «Методы ботанических исследований»
страница1/8
Дата публикации28.03.2015
Размер0.68 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Биология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Учебно-методический комплекс дисциплины «Методы ботанических исследований»
Разработал:

Соболева Е.В.

Идентификационный номер:

4(31)-050100.68- М1.В.ВД.2-2012 г.

Контрольный экземпляр находится на кафедре естественнонаучного образования

Лист 2-66





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ФИЛИАЛ ДВФУ В Г. уССУРИЙСКЕ


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


Методы ботанических исследований
Направление – 050100.68 Педагогическое образование
Магистерская программа - Экологическое образование
Форма подготовки очная

Школа педагогики

Кафедра естественнонаучного образования

курс 1 семестр 2

лекции 8 (час.)

практические занятия 26 час.

семинарские занятия не предусмотрены

лабораторные занятия не предусмотрены

консультации не предусмотрены

всего часов аудиторной нагрузки 34 (час.)

самостоятельная работа 74 (час)

реферативные работы не предусмотрены

контрольные работы не предусмотрены

зачет 2 семестр

экзамен не предусмотрен

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 января 2010 г. № 35)

Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры естественнонаучного образования 27.06.2012 г. Протокол №10


Составитель (ли): к.б.н., доцент Соболева Е.В.

Содержание


Аннотация…………………………………………………………………………3

Рабочая программа учебной дисциплины (РПУД)…………………………..9

Конспекты лекций………………………………………………………………19

Материалы практических занятий……………………………………………..48

Материалы для организации самостоятельной работы студентов………... 63

Контрольно-измерительные материалы………………………………………65

Список литературы…………………………………………………………….68

Глоссарий……………………………………………………………………….71

Дополнительные материалы………………………………………………….. 79

Аннотация учебно- методического комплекса дисциплины

«Методы ботанических исследований»


Учебно-методический комплекс дисциплины «Методы ботанических исследований» разработан для студентов 1 курса направления подготовки 050100.68 «Педагогическое образование» / «Экологическое образование» в соответствие с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению и положением об учебно-методических комплексах дисциплин образовательных программ высшего профессионального образования (утверждено приказом и.о. ректора ДВФУ от 17.04.2012 №12-13-87).

Дисциплина изучается в профессиональном (специальном) цикле, блоке дисциплин по выбору. Особенность построения учебно-методического комплекса связана с изучением дисциплины во 2 семестре и формированием научного мировоззрения магистрантов. Трудоемкость 3 зачетные единицы (108 ч.). Дисциплина входит в вариативную часть профессионального цикла, изучается во 2 семестре.

Цель дисциплины: ознакомление студентов с основными методами ботанических исследований. Основными задачами учебно-методического комплекса являются рассмотрение основных приемов научной деятельности, поиску научной информации, проведения самостоятельного научного исследования и представления результатов. Формирование представлений о методологических основах ботанических исследований. В рамках изучения дисциплины также рассматриваются вопросы участия в конференциях и конкурсов грантов.

Требования к уровню освоения содержания курса:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций.

Место дисциплины в учебном плане: Дисциплина изучается во 2 семестре в профессиональном (специальном) цикле, блок дисциплин по выбору. Трудоемкость составляет 3 зачетные единицы.

Содержание дисциплины: Методы ботанических исследований. В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать сложные и многофункциональные объекты. Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить живую систему, все ее аспекты и параметры. Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения. Этапы наблюдения:

- определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение);

- выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);

- выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать);

- выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи);

- обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

Методы опроса — беседа, интервью, анкетирование. Беседа — самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкеты. План беседы, интервью и анкета. Разработка вопросника.

Эксперимент — специально организованная проверка того или иного метода, приема работы эколога для выявления его эффективности. Собственно экологический эксперимент — проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций. Трудности экспериментального метода.

Теоретический анализ — выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых экологических явлений.

Индуктивные и дедуктивные методы ботанических исследований —логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный — от общего суждения к частному выводу.

Изучение литературы. Работа с литературой предполагает использование таких методов, как составление библиографии — перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой; реферирование — сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике; конспектирование — ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы; аннотирование — краткая запись общего содержания книги или статьи; цитирование — дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.

Математические и статистические методы ботанических исследований применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными из математических методов являются регистрация, ранжирование, шкалирование. С помощью статистических методов определяются средние величины полученных показателей: среднее арифметическое; медиана — показатель середины; степень рассеивания — дисперсия, или среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации и др. Практикумы.

Учебно-методический комплекс включает в себя рабочую учебную программу дисциплины, разбитые по темам конспекты лекций, материалы для проведения практических занятий с заданиями для студентов, материалы для организации самостоятельной работы студентов в виде тем для обсуждения, тем рефератов и докладов, контрольно-измерительные материалы, список литературы, глоссарий, дополнительные материалы в виде ссылок на электронные учебники.

Достоинствами данного УМКД являются логическое построение материала, связь с будущей профессией, опора на межпредметные и метапредметные связи.

Автор-составитель УМКД:

Доцент кафедры естественнонаучного образования Соболева Е.В.
Зав. кафедрой естественнонаучного образования Литвинова Е.А.

ABSTRACT

The teaching materials on the course "Methods of Botanical Research" are designed to train students in the program Environmental Education educational program. Field of study – 050100.68 “Pedagogical education”. (degree) to be earned – Master of Arts in Pedagogical education. Full-time program. Language of the program – Russian. The teaching materials are written in Russian.

These teaching materials on the course are developed in accordance with the curriculum of the educational program under the Federal State Educational Standard of Higher Professional Education (FSES HPE) 050100.68 “Pedagogical education” (Master's degree), approved by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (January 14, 2010, № 35).

The content of the teaching materials on the course are based on modern science and educational practice and reflects the author's approach to the subject matter.

Contents: Methods of botanical research. In accordance with the logic of scientific research carried out to develop methods of research. It is a set of theoretical and empirical methods, the combination of which gives the opportunity to explore the most confident and sophisticated multi-functional objects. The use of a number of techniques can fully explore the live system, all of its aspects and parameters. Observation - a purposeful perception of a phenomenon, during which the researcher obtains a specific factual material. In this case, keeping records (minutes) observations. Observation is usually prearranged plan with the release of specific objects of observation. The steps follow:

- Define objectives and goals (which, for what purpose is being monitored);

- Select the object, subject and situation (what to watch);

- Selection of the observation, the least affecting the object of study and most collect the necessary information (observe);

- Select the registration methods is observed (how to write);

- Processing and interpretation of information (what is the result).

The teaching materials on the course provide extensive use of active, creative and interactive lessons, combined with private study in order to create and develop the professional skills of the students.

The total number of the course’s credits – 3 credits (108 hours).

These teaching materials on the course include the following materials:

  1. Course syllabus;

  2. Lectures notes;

  3. Materials for practical training lessons;

  4. Materials for students’ private study;

  5. Test and examination materials;

  6. Reading list;

  7. Glossary;

  8. Additional materials.





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
филиал ДВФУ в г.Уссурийске

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Методы ботанических исследований
Направление – 050100.68 Педагогическое образование
Магистерская программа - Экологическое образование
Форма подготовки очная

Школа педагогики

Кафедра естественнонаучного образования

курс 1 семестр 2

лекции 8 (час.)

практические занятия 26 час.

семинарские занятия не предусмотрены

лабораторные занятия не предусмотрены

консультации не предусмотрены

всего часов аудиторной нагрузки 34 (час.)

самостоятельная работа 74 (час)

реферативные работы не предусмотрены

контрольные работы не предусмотрены

зачет 2 семестр

экзамен не предусмотрен

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 января 2010 г. № 35)

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры естественнонаучного образования 27.06.2012 г. Протокол №10
Составитель (ли): к.б.н., доцент Соболева Е.В.

Оборотная сторона титульного листа

I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ Е.А. Литвинова

(подпись) (и.о. фамилия)
Изменений нет.

II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ Е.А. Литвинова

(подпись) (и.о. фамилия)

АННОТАЦИЯ



Курс «Методы ботанических исследований» предназначен для студентов 1 курса направления подготовки 050100.68 «Педагогическое образование» / «Экологическое образование» Курс изучается во 2 семестре. Данная учебная дисциплина относится к вариативной части «Профессионального цикла» Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, что означает формирование в процессе обучения у студента знаний и компетенций: демонстрирует базовые представления о методах исследований, владеет средствами самостоятельного достижения должного уровня физической подготовленности, а также навыков самостоятельной работы в области постановки и интерпретации результатов экологических экспериментов. Учебная дисциплина является частью дисциплин в области биологии и экологии.

Целью изучения дисциплины «Методы ботанических исследований » является ознакомление студентов с основными методами и приемами проведения ботанических исследований. Основными задачами дисциплины являются рассмотрение основных приемов научной деятельности, поиску научной информации, проведения самостоятельного научного исследования и представления результатов. Формирование представлений о методологических основах ботанических исследований. В рамках изучения дисциплины также рассматриваются вопросы участия в конференциях и конкурсов грантов.

Задачи:

В ходе изучения дисциплины студент должен решать такие задачи как:

· 1. Формирование комплексного, междисциплинарного подхода к изучению экологической информации;

· 2 Изучение основных понятий, принципов и методов проведения ботанических исследований;

· 3 Приобретение навыков планирования и проведения ботанических исследований на примерах анализа конкретных биоценозов.

В результате изучения дисциплины студент должен:

уметь: применять методы ботанических исследований;

знать: приемы проведения ботанических исследований;

владеть навыками: планирования и проведения научного эксперимента и интерпретации полученных результатов.

Компетенции: дисциплина направлена на формирование компетенций магистра.

- способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);

В методическом плане дисциплина опирается на знания, полученные при изучении следующих учебных курсов: «Биогеография» и «Общая экология».

В процессе изучения дисциплины студенты знакомятся с методами ботанических исследований.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА (8 ч.)




  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «Методы ботанических исследований» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Методы маркетинговых исследований»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Методы ботанических исследований» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Методология и методы...
Дисциплина «Методология и методы психолого-педагогических исследований» представляет блок общепрофессиональных дисциплин Госстандарта....
Учебно-методический комплекс дисциплины «Методы ботанических исследований» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Методы маркетинговых исследований»
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Методы ботанических исследований» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Методы оптимальных решений»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных, практических и лабораторных...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Методы ботанических исследований» iconУчебно-методический комплекс дисциплины методология и методы научного исследования разработчики
Учебно-методический комплекс дисциплины методология и методы научного исследования
Учебно-методический комплекс дисциплины «Методы ботанических исследований» iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Методы ботанических исследований» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Средства и методы управления качеством»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Методы ботанических исследований» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Методология и методы научного исследования»

Учебно-методический комплекс дисциплины «Методы ботанических исследований» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Методология и методы научного исследования»
Учебно-методический комплекс дисциплины«Методология и методы научного исследования»
Учебно-методический комплекс дисциплины «Методы ботанических исследований» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины «Методы ботанических исследований» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Компьютерные технологии...

Учебно-методический комплекс дисциплины «Методы ботанических исследований» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Методы ботанических исследований» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Методы криминалистики» Для специальности
Требования к уровню освоения содержания дисциплины определены в Основной образовательной программе
Учебно-методический комплекс дисциплины «Методы ботанических исследований» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Методы ботанических исследований» iconМагистерская программа «Растениеводство» Цели и задачи дисциплины:...
Целью освоения дисциплины «Инструментальные методы исследований» является овладение инструментальными методами исследования почвенного...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Методы ботанических исследований» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск