Программа курса «Физиологии Центральной нервной системы»





Скачать 138.78 Kb.
НазваниеПрограмма курса «Физиологии Центральной нервной системы»
Дата публикации30.03.2015
Размер138.78 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Биология > Программа курса

Департамент образования города Москвы

Московский городской психолого-педагогический Университет




(Кафедра Общей психологии)

ПРОГРАММА



курса

«Физиологии Центральной нервной системы»


  1. Автор и составитель программы – кандидат биологических наук, доцент А.В.Ковалева.

  2. Рецензент:

Длительность курса – 120 часов

Количество аудиторных часов - 20 часов ( изучается в 2 семестре)

В том числе:

Количество лекций - 16 часов

Количество семинаров - 4 часов

Самостоятельное изучение - 100 часов


  1. Место курса в учебном плане.

Второй семестр первого курса.

Обязательный курс.

Базовым для данного курса является курс «Анатомия центральной нервной системы».

Условия, необходимые для изучения курса: минимум знаний в области морфо-функциональной организации нервной системы, биохимических процессов, происходящих в живом организме.

Знания и умения, которые должен получить студент в результате обучения: студент должен знать строение и основы деятельности нейрона, должен уметь продемонстрировать (на каком-либо примере) функционирования синапса, должен знать представителей основных медиаторных систем мозга и их роль в психической деятельности организма, должен знать строение и функции основных отделов головного и спинного мозга.


  1. Аннотация курса.

В курсе «Физиология ЦНС» рассматриваются особенности морфо-функциональной организации центральной нервной системы на различных уровнях: от клеточного (нейрон и глиальные клетки) до высших уровней ее организации (нейронные сети, сенсорные системы). Особое внимание уделяется механизмам межклеточной передачи и информационным субстанциям головного мозга (в том числе, медиаторам, модуляторам и факторам). Большая часть курса посвящена подробному рассмотрению на современном уровне функций основных отделов головного и спинного мозга и их связи с психическими и когнитивными функциями.


  1. Тематический план и расчет часов по видам занятий.




Номера и наименование тем

Кол-во часов по заочной дистанционной форме




Лекц

Семи

нары

Самостоят

1.Часть (Морфо-функциональная организация нервных клеток)










1.1.Раздел (Общие сведения о структуре и функциях нервных клеток)

2




18

1.1 (Потенциал покоя и потенциал действия)

½





8

1.2 (Нейроглия и ее функции)


½





5

1.3 (Строение и функции аксона)

1




5

1.2.Раздел (Межклеточная передача информации)

2




12

2.1 (Химические и электрические синапсы)

1/2





4

2.2 (Нервно-мышечный синапс)

1





4

2.3 (Возбуждение и торможение в ЦНС)

1/2




4

1.3.Раздел (Информацион-

ные субстанции мозга)

2




14

3.1 (Факторы, медиаторы и модуляторы)

1




6

3.2 (Основные медиаторные системы мозга)

1




8

1.4.Раздел (Рецепторы)

1




12

4.1 (Функции рецепторов)

1/2





6

4.2 (Типы рецепторов)

1/2





6

2.Часть Интегративные функции ЦНС










2.1.Раздел (Нейронные сети)

1




12

1.1 (Типы нервных сетей)

½





6

1.2 (Значение нервных сетей)

½





6

2.2.Раздел (Спинной мозг)

2




12

2.1 (Принципы строения спинного мозга)







4

2.2 (Функции спинного мозга)

1





4

2.3 (Вегетативная нервная система)

1





4

2.3.Раздел (Головной мозг)

6




20

3.1 (Ствол головного мозга)

1





4

3.2 (Промежуточный мозг)

1


2

4

3.3 (Передний мозг)

1





4

3.4 (Функциональная организация коры головного мозга)

2


2

4

3.5 (Развитие нервной системы в онтогенезе)

1





4

Всего

16

4

100



  1. Содержание курса.

Часть 1. Морфо-функциональная организация нервных клеток.

Раздел 1. Общие сведения о структуре и функциях нервных клеток.

Тема 1.1. Потенциал покоя и потенциал действия.

Строение нейрона. Строение и свойства мембраны клетки. Ионный состав клетки. Активный и пассивный транспорт ионов через мембрану. Природа потенциала покоя клетки. Деполяризация клетки и развитие потенциала действия. Понятие порога и рефрактерности. Закон «все или ничего». Калий-натриевый насос: его значение и принцип действия.

Тема 1.2. Нейроглия и ее функции.

Отличия глиальных клеток от нейронов. Роль нейроглии в обеспечении нейронов кислородом и питательными веществами. Гематоэнцефалический барьер. Реакция мозга на гипоксию и асфиксию. Другие функции нейроглии.

Тема 1.3 Строение и функции аксона.

Классификация нервных волокон. Миелинизированные и немиелинизированные аксоны. Механизм распространения возбуждения по миелинизированному и немиелинизированному волокну. Факторы, определяющие скорость проведения возбуждения по нервному волокну.
Раздел 2. Межклеточная передача информации в ЦНС.

Тема 2.1. Химические и электрические синапсы.

Сравнение механизма передачи информации в химических и электрических синапсах. Строение и основные принципы функционирования химического синапса.

Тема 2.2. Нервно-мышечный синапс.

Концевая пластинка. Квантовая теория высвобождения медиатора. Миниатюрный потенциал концевой пластинки (МПКП). Процессы, происходящие в нервно-мышечном синапсе во время возбуждения. Связь между МПКП, потенциалом концевой пластинки (ПКП) и потенциалом действия (ПД).

Тема 2.3. Возбуждение и торможение в ЦНС.

Центральные возбуждающие и тормозные синапсы. Возбуждающие и тормозные постсинаптические потенциалы (ВПСП и ТПСП). Явление суммации в ЦНС. Пресинаптическое и постсинаптическое торможение.
Раздел 3. Информационные субстанции мозга.

Тема 3.1. Факторы, медиаторы и модуляторы.

Фактор роста нервов. Рилизинг-факторы гипоталамуса. Критерии (признаки) медиатора. Отличия медиатора от модулятора. Принцип Дейла. Общие принципы действия медиаторов.

Тема 3.2. Основные медиаторные системы мозга.

Классификация медиаторов. Холинэргическая система (ацетилхолин и его функции). Моноаминергическая система: катехоламины (дофамин, норадреналин, адреналин) и серотонин. Медиаторы-аминокислоты. Нейропептиды как медиаторы и модуляторы. Опиоидные пептиды. Роль тахикининов и опиатных рецепторов в физиологии боли.
Раздел 4. Основные принципы организации и функционирования сенсорных систем

Тема 4.1. Функции рецепторов.

Рецепторный потенциал. Трансдукция. Рецептивное поле. Адаптация рецептора. Кодирование информации в нервной системе. Способы кодирования.

Тема 4.2. Типы рецепторов.

Классификации рецепторов. Интерорецепторы и экстерорецепторы. Первичные и вторичные рецепторы. Классификация рецепторов по типу адекватного стимула.
Часть 2. Интегративные функции ЦНС.

Раздел 1. Нейронные сети.

Тема 1.1. Типы и значение нервных сетей.

Иерархические и локальные нервные сети. Дивергенция и конвергенция в нервных сетях. Тормозные и возбуждающие нервные сети. Принцип эмерджентности.
Раздел 2. Спинной мозг.

Тема 2.1. Функции спинного мозга.

Проводящая функция спинного мозга: восходящие и нисходящие тракты. Рефлекторная функция спинного мозга: спинномозговые рефлексы, моно- и полисинаптические рефлексы.

Тема 2.2. Вегетативная нервная система (ВНС).

Расположение центров симпатического и парасимпатического отделов ВНС. Принципы вегетативной иннервации внутренних органов. Медиаторы ВНС. Основные различия в функциях симпатического и парасимпатического отделов ВНС и их влияние на функции различных внутренних органов.
Раздел 3. Головной мозг.

Тема 3.1. Ствол головного мозга.

Общий план строения головного мозга. Продолговатый мозг: рефлексы и центры жизненно важных функций продолговатого мозга. Варолиев мост. Крыша среднего мозга (верхние и нижние бугры четверохолмия). Общий план строения мозжечка, его участие в регуляции двигательных актов.

Тема 3.2. Промежуточный мозг.

Таламус и его функции. Гипоталамус и его участие в нейро-гуморальных механизмах регуляции пищевого, питьевого, полового поведения и терморегуляции. Гипофиз – центральная железа внутренней секреции. Гипоталамо-гипофизарная система, ее роль в регуляции гомеостаза.

Тема 3.3. Передний мозг.

Большие полушария. Базальные ганглии (стрио-паллидарная система). Лимбическая система мозга и ее роль в регуляции эмоциональных реакций организма.

Тема 3.4. Функциональная организация коры больших полушарий.

Проекционные, ассоциативные и двигательные зоны коры. Функциональное значение лобных областей коры.

Тема 3.5. Развитие нервной системы в онтогенезе.

Эмбриональный период развития нервной системы. Интенсивное формирование нервных структур и связей в младенческом возрасте. Особенности развития нервной системы в младшем школьном и подростковом возрасте.


  1. Примерная тематика семинаров.

Семинары на втором семестре, 4 часа (по два на каждый семинар).

Семинар 1.

Роль гормонов в регуляции поведения человека. Железы внутренней секреции. Половая дифференцировка мозга.

Семинар 2.

Функциональная асимметрия головного мозга. Роль правого и левого полушарий в осуществлении психических функций.


  1. Формы контроля.

Форма промежуточного контроля – контрольная работа. Форма итогового контроля - экзамен.

9. Примерная тематика рефератов.
10. Задания для контрольных работ

Контрольная работа №1

Вариант 1

  1. Какие ионы участвуют в формировании потенциала покоя нервной клетки? Что такое активный и пассивный транспорт ионов?

  2. Опишите механизм проведения возбуждения по миелинизированному волокну.

  3. Функции различных клеток нейроглии.

  4. Сравните химический и электрический синапс. Какой тип синапсов чаше встречается у высокоразвитых организмов и почему?

  5. Перечислите основные критерии (признаки) медиатора в нервной системе.

Вариант 2

  1. Нарисуйте график развития потенциала действия (ПД) и опишите движение ионов через мембрану клетки в процесс развития ПД.

  2. Приведите классификацию нервных волокон. От чего зависит скорость проведения возбуждения по нервному волокну?

  3. Что такое гематоэнцефалический барьер? Каково его значение для нервной системы?

  4. Опишите механизм работы нервно-мышечного синапса.

  5. Перечислите основные отличия модулятора в нервной системе от медиатора.


Контрольная работа №2

Вариант 1

  1. Какова роль медиатора ацетилхолина в нервной системе?

  2. Медиаторы-аминокислоты и их роль в нервной системе.

  3. Какие медиаторы и каким образом участвуют в регуляции проведения болевых сигналов в организме?

  4. Какие бывают виды суммации возбуждающих и тормозных постсинаптических потенциалов?

  5. Нарисуйте схемы локальных тормозных и возбуждающих сетей.


Вариант 2

  1. Перечислите медиаторы группы моноаминов. С какими психическими заболеваниями (особенностями) могут быть связаны нарушения в моноаминэргической системе головного мозга?

  2. Перечислите основные группы пептидных медиаторов нервной системы. Опишите значение системы эндогенных опиоидов для организма человека.

  3. Как возникают возбуждающие и тормозные постсинаптические потенциалы?

  4. Опишите явления постсинаптического и пресинаптического торможения.

  5. Типы нейронных сетей.

11.Вопросы к зачету.

Не планируются.

12.Вопросы для подготовки к экзамену.

  1. Природа потенциала покоя и ионный состав клетки.

  2. Классификация медиаторов.

  3. Условия возникновения ПД. Закон "все или ничего".

  4. Ацетилхолин и его функции.

  5. Абсолютная и относительная рефрактерность.

  6. Медиаторы группы катехоламинов: места синтеза и основные функции.

  7. Активный и пассивный ионный транспорт. Функциональная роль и механизм работы ионных каналов и насосов.

  8. Основные принципы функционирования сенсорных систем.

  9. Симпатический отдел вегетативной нервной системы и его роль в регуляции жизнедеятельности организма.

  10. Парасимпатический отдел вегетативной нервной системы и его роль в регуляции жизнедеятельности организма.

  11. Механизм распространения возбуждения по миелинизированным и немиелинизированным нервным волокнам.

  12. Функции продолговатого мозга.

  13. Синапсы: их строение и функции.

  14. Функции среднего мозга.

  15. Ретикулярная формация ствола мозга. Особенности строения и функции.

  16. Процессы, происходящие в нервно-мышечном синапсе.

  17. Рецепторные клетки: их значение и классификация.

  18. Квантовая теория высвобождения медиаторов. Связь между МПКП, ПКП и ПД.

  19. Функции мозжечка.

  20. ВПСП и ТПСП: их происхождение и функции. Суммация в ЦНС.

  21. Функции таламуса.

  22. Функции гипоталамуса.

  23. Типы нейронных сетей.

  24. Серотонин: места синтеза и функции.

  25. Постсинаптическое и пресинаптическое торможение.

  26. Рецепторный потенциал. Трансдукция.

  27. Критерии (признаки) медиатора.

  28. Функции спинного мозга.

  29. Медиаторы-аминокислоты: представители и их функции.

  30. Гипоталамо-гипофизарная система. Общий принцип действия.

  31. Нейропептиды как медиаторы и модуляторы в ЦНС: основные представители и их функции.

  32. Функции различных областей коры головного мозга.

  33. Гипофиз и его гормоны.

  34. Периферические железы внутренней секреции, их гормоны и функциональная роль в организме.

  35. Локальные тормозные сети.

  36. Моно- и полисинаптические рефлексы.

  37. Функции базальных ганглиев.

  38. Лимбическая система.

  39. Морфо-функциональная организация коры больших полушарий головного мозга.

  40. Болевая чувствительность.


13. Рекомендуемая литература.

Основная литература:

  1. Физиология человека: в 3-х томах, т. 1. Пер. с англ./ Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. – М.: МИР, 1996 (?). – 272 с.

  2. Физиология центральной нервной системы: Учеб. Пособие/ Т.В. Алейникова, В.Н. Думбай, Г.А. Кураев, Г.Л. Фельдман. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 384 с. - (Учебники "Феникса").

  3. Шульговский В.В. Физиология центральной нервной системы. Учебник – М.: МГУ, 1997. – 397 с.

  4. Шульговский В.В. Основы нейрофизиологии: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2000. - с. 277.

  5. Вартанян И.А. Физиология сенсорных систем: Руководство / Серия «Мир медицины». – СПб.: Издательство «Лань», 1999. – 224 с.


Дополнительная литература:

  1. Биохимия мозга: Учеб. пособие / Под ред. И.П. Ашмарина, П.В. Струкалова, Н.Д. Ещенко. – СПб.: Изд-во СпбГУ, 1999, - 328 с.

  2. Држевецкая И.А. Основы физиологии обмена веществ и эндокринной системы: Учеб. пособие для биол. и мед. спец. вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1994 - 256 с.: илл.

  3. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию: Учебное пособие по курсу: «Общая и возрастная психофизиология». М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1997. – 240 с.



Утверждено Ученым Советом факультета

«Психология образования»

протокол № от ………...

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса «Физиологии Центральной нервной системы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «физиология центральной нервной системы»
Изложение общей физиологии человека, частной физиологии систем будет способствовать развитию профессиональ­ного мышления, необходимого...
Программа курса «Физиологии Центральной нервной системы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «анатомия центральной нервной системы»
Цехмистренко Т. А. Анатомия центральной нервной системы. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 2009. – 38 с
Программа курса «Физиологии Центральной нервной системы» iconУчебно-методический комплекс дисциплины физиология центральной нервной системы
Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования...
Программа курса «Физиологии Центральной нервной системы» iconМ. В. Плотникова анатомия и физиология центральной нервной системы
Плотникова М. В. Анатомия и физиология центральной нервной системы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа. Для студентов...
Программа курса «Физиологии Центральной нервной системы» iconКурс «Физиология центральной нервной системы». Данный курс реализуется...
Выписка из образовательного стандарта по дисциплине «Физиология центральной нервной системы»
Программа курса «Физиологии Центральной нервной системы» iconУчебно-методический комплекс б в. 16 Анатомия и физиология центральной нервной системы
Цель дисциплины – сформировать у студентов целостное представление о строении и функционировании нервной системы
Программа курса «Физиологии Центральной нервной системы» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «анатомия центральной нервной системы»
Программа курса предназначена для студентов 1-го курса и является одной из основных дисциплин медико-биологического цикла. Изучение...
Программа курса «Физиологии Центральной нервной системы» iconАнатомия центральной нервной системы
Данный курс предназначен для студентов первого курса и тесно связан с дисциплиной "Физиология цнс", которая изучается на этом же...
Программа курса «Физиологии Центральной нервной системы» iconРабочая программа дисциплины ен. Ф. 05 Анатомия центральной нервной системы

Программа курса «Физиологии Центральной нервной системы» iconУчебно-методический комплекс дисциплины современные проблемы анатомии...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Программа курса «Физиологии Центральной нервной системы» iconРабочая программа элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы»
Программа составлена на основе авторской программы элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы» О. В. Петунина рассчитанной...
Программа курса «Физиологии Центральной нервной системы» iconРабочая программа дисциплины «анатомия центральной нервной системы»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа курса «Физиологии Центральной нервной системы» iconРабочая учебная программа по дисциплине Функциональная анатомия центральной нервной системы
По направлению подготовки 030401 Клиническая психология (Квалификация «специалист»)
Программа курса «Физиологии Центральной нервной системы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обучающая – познакомить учащихся с типами нервной деятельности, классификацией темпераментов; характерными признаками типов нервной...
Программа курса «Физиологии Центральной нервной системы» iconРабочая программа Анатомия центральной нервной системы направление...
Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Программа курса «Физиологии Центральной нервной системы» icon288 стандарт медицинской помощи больным детским церебральным параличом
Сбор анамнеза и жалоб при патологии центральной нервной системы и головного мозга


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск