Скачать 138.78 Kb.
|
Департамент образования города МосквыМосковский городской психолого-педагогический Университет(Кафедра Общей психологии) ПРОГРАММАкурса «Физиологии Центральной нервной системы»
Длительность курса – 120 часов Количество аудиторных часов - 20 часов ( изучается в 2 семестре) В том числе: Количество лекций - 16 часов Количество семинаров - 4 часов Самостоятельное изучение - 100 часов
Второй семестр первого курса. Обязательный курс. Базовым для данного курса является курс «Анатомия центральной нервной системы». Условия, необходимые для изучения курса: минимум знаний в области морфо-функциональной организации нервной системы, биохимических процессов, происходящих в живом организме. Знания и умения, которые должен получить студент в результате обучения: студент должен знать строение и основы деятельности нейрона, должен уметь продемонстрировать (на каком-либо примере) функционирования синапса, должен знать представителей основных медиаторных систем мозга и их роль в психической деятельности организма, должен знать строение и функции основных отделов головного и спинного мозга.
В курсе «Физиология ЦНС» рассматриваются особенности морфо-функциональной организации центральной нервной системы на различных уровнях: от клеточного (нейрон и глиальные клетки) до высших уровней ее организации (нейронные сети, сенсорные системы). Особое внимание уделяется механизмам межклеточной передачи и информационным субстанциям головного мозга (в том числе, медиаторам, модуляторам и факторам). Большая часть курса посвящена подробному рассмотрению на современном уровне функций основных отделов головного и спинного мозга и их связи с психическими и когнитивными функциями.
Часть 1. Морфо-функциональная организация нервных клеток. Раздел 1. Общие сведения о структуре и функциях нервных клеток. Тема 1.1. Потенциал покоя и потенциал действия. Строение нейрона. Строение и свойства мембраны клетки. Ионный состав клетки. Активный и пассивный транспорт ионов через мембрану. Природа потенциала покоя клетки. Деполяризация клетки и развитие потенциала действия. Понятие порога и рефрактерности. Закон «все или ничего». Калий-натриевый насос: его значение и принцип действия. Тема 1.2. Нейроглия и ее функции. Отличия глиальных клеток от нейронов. Роль нейроглии в обеспечении нейронов кислородом и питательными веществами. Гематоэнцефалический барьер. Реакция мозга на гипоксию и асфиксию. Другие функции нейроглии. Тема 1.3 Строение и функции аксона. Классификация нервных волокон. Миелинизированные и немиелинизированные аксоны. Механизм распространения возбуждения по миелинизированному и немиелинизированному волокну. Факторы, определяющие скорость проведения возбуждения по нервному волокну. Раздел 2. Межклеточная передача информации в ЦНС. Тема 2.1. Химические и электрические синапсы. Сравнение механизма передачи информации в химических и электрических синапсах. Строение и основные принципы функционирования химического синапса. Тема 2.2. Нервно-мышечный синапс. Концевая пластинка. Квантовая теория высвобождения медиатора. Миниатюрный потенциал концевой пластинки (МПКП). Процессы, происходящие в нервно-мышечном синапсе во время возбуждения. Связь между МПКП, потенциалом концевой пластинки (ПКП) и потенциалом действия (ПД). Тема 2.3. Возбуждение и торможение в ЦНС. Центральные возбуждающие и тормозные синапсы. Возбуждающие и тормозные постсинаптические потенциалы (ВПСП и ТПСП). Явление суммации в ЦНС. Пресинаптическое и постсинаптическое торможение. Раздел 3. Информационные субстанции мозга. Тема 3.1. Факторы, медиаторы и модуляторы. Фактор роста нервов. Рилизинг-факторы гипоталамуса. Критерии (признаки) медиатора. Отличия медиатора от модулятора. Принцип Дейла. Общие принципы действия медиаторов. Тема 3.2. Основные медиаторные системы мозга. Классификация медиаторов. Холинэргическая система (ацетилхолин и его функции). Моноаминергическая система: катехоламины (дофамин, норадреналин, адреналин) и серотонин. Медиаторы-аминокислоты. Нейропептиды как медиаторы и модуляторы. Опиоидные пептиды. Роль тахикининов и опиатных рецепторов в физиологии боли. Раздел 4. Основные принципы организации и функционирования сенсорных систем Тема 4.1. Функции рецепторов. Рецепторный потенциал. Трансдукция. Рецептивное поле. Адаптация рецептора. Кодирование информации в нервной системе. Способы кодирования. Тема 4.2. Типы рецепторов. Классификации рецепторов. Интерорецепторы и экстерорецепторы. Первичные и вторичные рецепторы. Классификация рецепторов по типу адекватного стимула. Часть 2. Интегративные функции ЦНС. Раздел 1. Нейронные сети. Тема 1.1. Типы и значение нервных сетей. Иерархические и локальные нервные сети. Дивергенция и конвергенция в нервных сетях. Тормозные и возбуждающие нервные сети. Принцип эмерджентности. Раздел 2. Спинной мозг. Тема 2.1. Функции спинного мозга. Проводящая функция спинного мозга: восходящие и нисходящие тракты. Рефлекторная функция спинного мозга: спинномозговые рефлексы, моно- и полисинаптические рефлексы. Тема 2.2. Вегетативная нервная система (ВНС). Расположение центров симпатического и парасимпатического отделов ВНС. Принципы вегетативной иннервации внутренних органов. Медиаторы ВНС. Основные различия в функциях симпатического и парасимпатического отделов ВНС и их влияние на функции различных внутренних органов. Раздел 3. Головной мозг. Тема 3.1. Ствол головного мозга. Общий план строения головного мозга. Продолговатый мозг: рефлексы и центры жизненно важных функций продолговатого мозга. Варолиев мост. Крыша среднего мозга (верхние и нижние бугры четверохолмия). Общий план строения мозжечка, его участие в регуляции двигательных актов. Тема 3.2. Промежуточный мозг. Таламус и его функции. Гипоталамус и его участие в нейро-гуморальных механизмах регуляции пищевого, питьевого, полового поведения и терморегуляции. Гипофиз – центральная железа внутренней секреции. Гипоталамо-гипофизарная система, ее роль в регуляции гомеостаза. Тема 3.3. Передний мозг. Большие полушария. Базальные ганглии (стрио-паллидарная система). Лимбическая система мозга и ее роль в регуляции эмоциональных реакций организма. Тема 3.4. Функциональная организация коры больших полушарий. Проекционные, ассоциативные и двигательные зоны коры. Функциональное значение лобных областей коры. Тема 3.5. Развитие нервной системы в онтогенезе. Эмбриональный период развития нервной системы. Интенсивное формирование нервных структур и связей в младенческом возрасте. Особенности развития нервной системы в младшем школьном и подростковом возрасте.
Семинары на втором семестре, 4 часа (по два на каждый семинар). Семинар 1. Роль гормонов в регуляции поведения человека. Железы внутренней секреции. Половая дифференцировка мозга. Семинар 2. Функциональная асимметрия головного мозга. Роль правого и левого полушарий в осуществлении психических функций.
Форма промежуточного контроля – контрольная работа. Форма итогового контроля - экзамен. 9. Примерная тематика рефератов. 10. Задания для контрольных работ Контрольная работа №1 Вариант 1
Вариант 2
Контрольная работа №2 Вариант 1
Вариант 2
11.Вопросы к зачету. Не планируются. 12.Вопросы для подготовки к экзамену.
13. Рекомендуемая литература. Основная литература:
Дополнительная литература:
Утверждено Ученым Советом факультета «Психология образования» протокол № от ………... |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «физиология центральной нервной системы» Изложение общей физиологии человека, частной физиологии систем будет способствовать развитию профессионального мышления, необходимого... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «анатомия центральной нервной системы» Цехмистренко Т. А. Анатомия центральной нервной системы. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 2009. – 38 с | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины физиология центральной нервной системы Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования... | М. В. Плотникова анатомия и физиология центральной нервной системы Плотникова М. В. Анатомия и физиология центральной нервной системы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа. Для студентов... | ||
Курс «Физиология центральной нервной системы». Данный курс реализуется... Выписка из образовательного стандарта по дисциплине «Физиология центральной нервной системы» | Учебно-методический комплекс б в. 16 Анатомия и физиология центральной нервной системы Цель дисциплины – сформировать у студентов целостное представление о строении и функционировании нервной системы | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «анатомия центральной нервной системы» Программа курса предназначена для студентов 1-го курса и является одной из основных дисциплин медико-биологического цикла. Изучение... | Анатомия центральной нервной системы Данный курс предназначен для студентов первого курса и тесно связан с дисциплиной "Физиология цнс", которая изучается на этом же... | ||
Рабочая программа дисциплины ен. Ф. 05 Анатомия центральной нервной системы | Учебно-методический комплекс дисциплины современные проблемы анатомии... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Рабочая программа элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы» Программа составлена на основе авторской программы элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы» О. В. Петунина рассчитанной... | Рабочая программа дисциплины «анатомия центральной нервной системы» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине Функциональная анатомия центральной нервной системы По направлению подготовки 030401 Клиническая психология (Квалификация «специалист») | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обучающая – познакомить учащихся с типами нервной деятельности, классификацией темпераментов; характерными признаками типов нервной... | ||
Рабочая программа Анатомия центральной нервной системы направление... Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» | 288 стандарт медицинской помощи больным детским церебральным параличом Сбор анамнеза и жалоб при патологии центральной нервной системы и головного мозга |