Скачать 0.74 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.П. АСТАФЬЕВА» Кафедра физиологии человека и методики обучения биологии УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ Специальность 050102.65 – Биология Квалификация - учитель биологии СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка .................................................................................3
Банк контрольных заданий и вопросов……………..……..… Вопросы к зачету…………………………………….…………
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА УМК по дисциплине специализации «Формирование мыслительной деятельности учащихся на уроках биологии» отвечает требованиям Стандарта второго поколения профессиональной подготовки учителей биологии и входит в цикл дисциплин предметной подготовки (ДПП). Данная дисциплина учитывает специфику психолого-педагогической и методической подготовки студентов в КГПУ им. В.П. Астафьева по специальности «Учитель биологии». УМК названной дисциплины специализации представляет собой совокупность взаимосвязанных организационных документов и учебно-методических материалов, определяющих цели, содержание дисциплины профессиональной образовательной программы (специальность 032400 – Биология), а также методики использования материалов, необходимых для всех видов аудиторных занятий и организации внеаудиторной работы обучаемых. Разработанный УМКД включает в себя полную совокупность образовательных ресурсов, необходимых для самостоятельного изучения учебной дисциплины «Формирование мыслительной деятельности учащихся на уроках биологии». Программа состоит из «Введения», в котором определены цели, задачи преподавания курса. Далее в рабочую модульную программу входит содержание теоретического курса, распределенного по двум модулям. Первый модуль содержит материал, раскрывающий сущность технологии развивающего обучения по биологии в средней и полной общеобразовательной школе. В данном модуле включены психолого-педагогические и методические основы формирования приемов логического мышления в процессе обучения биологии, дается характеристика мышлению как основному процессу познания, теориям мышления о связи обучения и развития, его типам и видам, приемам мыслительной деятельности, таких как анализ, синтез, сравнение, классификация, абстрагирование и обобщение, а также рассматриваются мыслительные (логические) приемы как составная часть методических приемов и методов обучения биологии. Второй модуль включает материал по формированию и развитию приемов мыслительной деятельности на уроках биологии: этапы обучения приемам мышления, словарь мыслительных умений, алгоритм процесса научения приемам логического мышления, развитие мышления учащихся средствами учебника биологии, вопросы и задания, практикующие приемы мышления, изучение массового и передового опыта учителей биологии, работающих в данном направлении. Далее в рабочей модульной программе расположена тематическая карта дисциплины, представляющая собой перечень модулей курса с указанием бюджета времени на аудиторную и самостоятельную работу по каждому модулю. За ними следует технологическая карта самостоятельной работы студентов, включающая график самостоятельной работы; тематика рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ по проблеме формирования и развития мышления учащихся в процессе обучения биологии; формы и методы контроля усвоения материала учебной дисциплины. Далее в УМКД располагается ресурсное обеспечение дисциплины: карта литературного обеспечения, карта обеспеченности учебными материалами, специализированными аудиториями и оборудованием. УМКД обеспечен рейтинг-контролем, в котором определено количество баллов и формы работы в дисциплинарных модулях, помещен журнал рейтинга. В УМКД содержатся методические рекомендации для студентов по написанию и оформлению курсовых работ, по подготовке зачету и т.п. Завершается УМКД учебными материалами на бумажных носителях, в состав которых входит рукопись учебного пособия «Т.В. Голикова. Логические приемы в составе методов обучения биологии. Красноярск, 2012». МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.П. АСТАФЬЕВА» Кафедра физиологии человека и методики обучения биологии ФОРМИРОВАНИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА дисциплины специализации Специальность 050102.65 – Биология Квалификация - учитель биологии Рабочая программа составлена Т.В. Голиковой, к. пед. наук, доцентом Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры методики обучения биологии 17.11. 2010 г. Протокол № 5. Заведующий кафедрой Н.З. Смирнова, д. пед. наук, профессор Одобрено НМСС (научно-методическим советом специальности) …………………………………………………………………………………………………… "……." ……………… 201…г. Председатель НМСС …………………………………………………………………….……. (ф.и.о., подпись) 1.1. ВЫПИСКА ИЗ ГОС ВПО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УТВЕРЖДАЮ Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации А.Г. Свинаренко «31» января 2005 г. Номер государственной регистрации № 697 пед/сп (новый) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Специальность 032400 Биология Квалификация учитель биологии Вводится в действие с момента переутверждения вместо ранее утвержденного (14.04.2000 г., № 377 пед/сп) Москва 2005
1.2. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (в сборниках государственных программ и сети-интернет не найдена) 1.3. РАБОЧАЯ МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Формирование мыслительной деятельности учащихся на уроках биологии» 1.3.1. ВВЕДЕНИЕ
Данный курс входит в цикл дисциплин предметной подготовки студентов (ДПП. ДС)
1.3.2. СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЬ I. Технология развивающего обучения. 1. Мышление как психологический процесс познания личности. Значение формирования и развития мышления учащихся в процессе предметного обучения. Анализ противоречий, вызванных необходимостью развития у школьников мыслительной деятельности и готовностью участников образовательного процесса к такому роду деятельности. Познавательные процессы. Мышление. Общая характеристика мышления. Научное мышление. Этапы формирования мышления. Чувственное познание и мышление. Мышление и речь. Критерий истинности мышления – общественная практика. Типы и виды мышления. Эмпирическое и теоретическое, разумное и рассудочное, дискурсивное и интуитивное, творческое и критическое мышление. Виды мышления: практически-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое, их характеристика, соотношение возрастных особенностей учащихся и видов мышления. Развитие мышления. Критерии развития мышления: степень осознанности мыслительного процесса; степень владения мыслительной деятельностью; степень умения осуществлять перенос приемов мышления в новые условия; степень сформированности различных видов мышления; величина тезауруса (запас знаний, их системность) учащихся, появление новых способов усвоения знаний; состояние и динамичность умственных качеств учащихся – самостоятельность, глубина, критичность, гибкость, последовательность, быстрота и т.д.; степень умения творчески решать задачи, ориентироваться в новых условиях, быть оперативным в действиях; способность учащихся усваивать логические суждения и использовать их в учебной деятельности. Теории мышления о связи обучения и развития. Теория Ж. Пиаже: обучение и развитие – два независимых процесса. Теория Л.С. Выготского: обучение не есть развитие, но правильно организованное обучение ведет за собой развитие. Теория Б.Г. Ананьева: развитие – результат определенного взаимодействия природно-наследственных, социальных и воспитательных факторов. Теория П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной: поэтапное формирование умственных действий. Работы Е.Н. Кабановой-Меллер по «переносу» усвоенных приемов умственной деятельности в новые условия. Мышление и логика. Законы формальной логики: тождества, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания. 2. Дидактические основы развития мышления учащихся. Решение проблемы соотношения развития и обучения в работах ученых-дидактов. Теория развивающего обучения младших школьников по Л.В. Занкову. Обучение на высоком уровне трудности. Ведущая роль теоретических знаний. Изучение программного материала быстрым темпом. Осознание школьниками процесса учения. Теория содержательного обобщения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Понятия не даются как «готовое знание». Усвоение знаний общего и абстрактного характера предшествует знакомству с более частными и конкретными знаниями. При изучении предметно-материальных источников тех или иных понятий школьники первоначально должны обнаружить генетически исходную, всеобщую связь, определяющую содержание и структуру всего объекта данных понятий. Необходимость воспроизведения установленной связи в особых предметных, графических или знаковых моделях. У школьников формируются такие предметные действия, посредством которых они могут в учебном материале выявить, а затем воспроизвести в моделях существенную связь объекта. Учащиеся должны постепенно и своевременно переходить от предметных действий к их выполнению в умственном плане. Использование принципов развивающего обучения младших школьников в процессе обучения биологии учащихся основной и полной ступени общеобразовательной школы. 3. Приемы мыслительной деятельности. Понимание мышления как совокупности приемов мыслительной деятельности. Обсуждение различных трактовок понятия «приемы мышления»: мыслительные, логические, умственные, интеллектуальные, познавательные. Соотношение понятий приема мышления и операции мышления. Основные приемы мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация, абстрагирование, обобщение. Их характеристика: определение приема, условия его применения, последовательность действий при выполнении приема. Классификации приемов мыслительной деятельности, используемые в образовательно-воспитательном процессе по биологии в школе. Соотношение методов обучения биологии и методических приемов в работах Н.М. Верзилина. Классификация методических приемов по их функциональным особенностям. Организационные, технические и логические методические приемы обучения биологии. Функции логических приемов: развивающая, обучающая, контролирующая, самообразовательная. МОДУЛЬ II. Обучение учащихся приемам мыслительной деятельности по биологии. 4. Методика формирования приемов мыслительной деятельности при изучении биологии в 6 классе. Методические принципы, способствующие управлению развитием мышления учащихся. Возможности школьного биологического раздела «Бактерии. Грибы. Растения» в обучении учащихся приемам мыслительной деятельности. Психолого-педагогические и возрастные особенности детей младшего подросткового возраста (11-12 лет). Диагностика уровня сформированности мыслительных умений. Статистические методы А.А. Кыверялга, В.П. Беспалько и др. Корреляция уровня сформированности знаний учащихся и уровня владения ими мыслительными приемами. Этапы обучения приемам логического мышления: определение уровня сформированности мыслительных умений, активное научение учащихся приемам мышления, тренировка и контроль за степенью сформированности мыслительных умений. Словарь приемов мыслительной деятельности. Алгоритм выполнения приема. Формирование начальных логических приемов: анализа-синтеза, сравнения. Графическая схема как прием аналитико-синтетической деятельности. 5. Развитие мыслительной деятельности учащихся при обучении биологии в 7-9 классах основной общеобразовательной школы. Последовательность и систематичность формирования и развития мыслительной деятельности учащихся на протяжении всего процесса обучения в общеобразовательной школе. Специфика школьных биологических разделов «Животные», «Человек», «Общая биология», позволяющая стимулировать развитие приемов мышления. Психическое, физическое и интеллектуальное развитие школьников среднего и старшего подросткового возраста как условие высокого уровня организации умственной деятельности. Перенос мыслительных приемов. Совершенствование мыслительной деятельности учащихся через приемы классификации, абстрагирования и обобщения. 6. Развитие мышления учащихся средствами учебника биологии. Возможности учебника биологии как основного средства обучения в развитии логического мышления. Структура учебника биологии. Анализ текстов и внетекстовых компонентов с позиции обсуждаемой проблемы. Вопросы и задания аппарата организации усвоения школьного учебника биологии и рабочей тетради на печатной основе, и использование их в развитии интеллектуальных умений школьников. Методика составления вопросов и заданий, в том числе тестового характера, практикующих приемы логического мышления. Роль, место и значение вопросов и заданий по биологии. Классификация вопросов по характеру познавательной деятельности. Вопросы репродуктивные, продуктивные, творческие. Схема составления вопросов и заданий по разделам школьной биологии. Вопросы и задания на анализ-синтез, на выделение характерных признаков, на сравнение и сопоставление, на классификацию, на обобщение и умение делать выводы. 1.3.3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ «Формирование мыслительной деятельности учащихся на уроках биологии» для студентов образовательной профессиональной программы по специальности 050102.65 – Биология по заочной форме обучения
1.3.4. КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Формирование мыслительной деятельности учащихся на уроках биологии» для студентов образовательной профессиональной программы по специальности 050102.65 – Биология по заочной форме обучения
1.3.7. ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ На 20 /20 учебный год
1.3.6. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ специализации «Формирование мыслительной деятельности учащихся на уроках биологии» БАНК КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ И ВОПРОСОВ Вопросы и задания тренировочного характера:
|
Методические рекомендации по дисциплине для преподавателей, методические... Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке умк дисциплины/модуля/спецкурса | Пояснительная записка Учебно-методические материалы по дисциплине «Отечественная история» Учебно-методические материалы по дисциплине «Отечественная история» составлены на основе Государственного образовательного стандарта... | ||
Методические рекомендации для студентов Контрольно-измерительные... Профиль/название программы: Предпринимательская деятельность в системе образования | Методические рекомендации по организации изучения дисциплины методические... Умк по дисциплине б в. 13 «Силовая подготовка» составлен в соответствии с фгос, с учебным планом по направлению подготовки 034300.... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы педиатрии и гигиены... «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» включает три блока документов: организационные документы, методические... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы педиатрии и гигиены... «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» включает три блока документов: организационные документы, методические... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы педиатрии и гигиены... «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» включает три блока документов: организационные документы, методические... | Учебно методические материалы по дисциплине специализации “семейная психология и педагогика” Учебно- методические материалы по дисциплине специализации “Семейная психология и педагогика”- нальчик. Каб. Балк ун-т, 2009 | ||
Учебно-методический комплекс педагогика учебная программа, методические... Методические материалы для студентов дневного отделения | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Шмо работало над проблемой: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках химии, биологии, технологии, географии с использованием... | ||
Методические рекомендации по использованию икт на уроках биологии Заключение Теоретические основы использования информационных технологий при обучении школьников на уроках биологии | Методические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной... Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики | ||
Уроках биологии ... | Пояснительная записка Тематический план Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На поддержку и углубление содержания основной учебной программы направлены следующие учебно-методические комплексы (учебные программы,... | Методические рекомендации по его выполнению пояснительная записка Промежуточный контроль по дисциплине «введение в специальность «реклама и связи с общественностью» и методические рекомендации по... |