Утверждаю проректор по ур 2011 г





НазваниеУтверждаю проректор по ур 2011 г
страница1/4
Дата публикации22.06.2013
Размер0.56 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»





УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УР _________________ «____»_____________2011 г.







Основная образовательная программа высшего профессионального

образования

Направление подготовки 111100.62 – Зоотехния
Профиль подготовки: Технология производства продуктов животноводства
Квалификация (степень): бакалавр сельского хозяйства
Форма обучения: очная

Орел 2011 год




УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УР________ «____»_____________2011 г.





МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Рабочая программа дисциплины

Физиология и этология животных


Направление подготовки: 111100.62 – Зоотехния

Квалификация: бакалавр сельского хозяйства

Форма обучения: заочная

Орел 2011 год

Составитель: Попкова Т.В., к.б.н., доцент кафедры анатомии, физиологии и хирургии _________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание) «__» __________20__г.

Рецензент: Козлов А.С., д.б.н., профессор, зав. кафедрой зоогигиены и кормления с.-х. животных ___________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание) «__» __________20__г.

Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 111100.62 – Зоотехния (квалификация (степень) «бакалавр сельского хозяйства», профиль: Технология производства продуктов животноводства) и примерной учебной программой по физиологии и этологии животных

Программа обсуждена на заседании кафедры анатомии, физиологии и хирургии ФГОУ ВПО «Орловский государственный аграрный университет»

Зав. кафедрой: Малахова Н.А., к.в.н., доцент ___________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание) «__» __________20__г.

Проверено:

Начальник отдела менеджмента качества УМУ__________________________

  • Лист согласования рабочей программы

Декан факультета биотехнологии и ветеринарной медицины,

Масалов В.Н., д.б.н., профессор __________________

______________________________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание) «____» __________2012 г.

Программа принята учебно-методической комиссией по направлению подготовки:
ВПО __: 111100.62 – Зоотехния

_____________________________________________________

(направление)

протокол № ______ от «_____»____________ 2012 г.

Председатель учебно-методической комиссии по направлению подготовки__: 111100.62 – Зоотехния

Квалификация: бакалавр сельского хозяйства

Буяров В.С., д.с.-х.н., профессор ____________________

_____________________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание) «_____» __________2012 г.
Заведующий выпускающей кафедрой частной зоотехнии и биотехнологии

Ляшук Р.Н.,д.с-х. н., профессор ____________________

_______________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание) «_____» __________2012 г.

Директор научной библиотеки
Ишханова Е.В. _________________

_____________

(ФИО) «____» __________2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Цели и задачи дисциплины, требования к уровню освоения содержания дисциплины 6

  2. Место дисциплины в структуре ООП 7

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 8

4.Объем дисциплины и виды учебной работы 9

5.Содержание дисциплины 10

5.1.Содержание разделов дисциплины 10

5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами 16

5.3. Лабораторные занятия 16
5.5 Самостоятельная работа 18

5.6. Темы рефератов 22

5.7. Активные формы обучения во внеаудиторное время 23

6.0. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации 23

6.2 Экзаменационные вопросы по физиологии и этологии животных 23

6.3 Тестовые задания 29

6.4. Бланк ответов тестовых заданий 35

6.5. Формирование рейтинговой оценки. Критерии и методы оценки качества знаний студентов по дисциплине 37

6.6. Рейтинговая система оценки знаний студентов 39

7.Учебно-методическое и информационное обеспечение

дисциплины 39

8.Материально-техническое обеспечение дисциплины 44

  1. Цель освоения дисциплины

Развитие животноводства на основе оптимальных технологий требует всемерного улучшения подготовки высококвалифицированных специалистов сельского хозяйства. В решении этих задач большое значение приобретает изучение общебиологических дисциплин, среди которых одно из первостепенных мест занимает физиология и этология животных.

Физиология и этология животных относится к профессиональному циклу базовой (общепрофессиональной) части.

Цель дисциплины – всеобъемлющее познание механизмов и закономерностей осуществления процессов и функций, их регуляции.

Задачи физиологии и этологии животных многообразны и определяются, исходя из конечной цели.

Задачи изучения дисциплины:

- познание частных и общих механизмов и закономерностей деятельности клеток, тканей органов и целостного организма, механизмов нейрогуморальной регуляции физиологических процессов и функций у млекопитающих и птиц, качественного своеобразия физиологических процессов у продуктивных животных, поведенческих реакций и механизмов их формирования, роли отдельных факторов в обеспечении структурно-физиологической организации организма, его органов, в определении качества продукции, сырья;

- приобретение навыков по исследованию физиологических констант, функций и умений использования знаний физиологии и этологии в практике животноводства и профессиональной деятельности.

Важно научить студента, чтобы он, используя сумму теоретических и практических знаний по физиологии и этологии животных, хорошо ориентировался в потоке научно-технической информации, мог обобщать и творчески использовать ее в своей работе.


2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Физиология и этология животных взаимосвязана с другими дисциплинами, что отображено в следующей таблице.

Таблица 1 – Взаимосвязь физиологии и этологии животных с другими

дисциплинами

Предшествующая дисциплина

Разделы дисциплины

Последующая дисциплина

Наименование

Разделы

Наименование

Разделы

Зоология

Эволюционное учение. Систематика животных. Характеристика отдельных классов, семейств и видов млекопитающих и птиц

Введение. ЦНС. Высшая нервная деятельность. Лактация. Система крови. Обмен веществ и обмен энергии

Биохимия

Обмен белков, углеводов и жиров. Водно-солевой обмен

Анатомия домашних животных

Строение органов пищеварения, выделения, дыхания, кровообращения, желез внутренней секреции, половых органов самца и самки, ЦНС, органов чувств, системы крови

Пищеварение. Дыхание. Кровообращение. Размножение. Система крови. Эндокринология. Нервная система. Высшая нервная деятельность. Лактация. Выделение

Микробиология

Систематика микроорганизмов. Характеристика вирусов, бактерий, инфузорий, грибов и их роль для жизнедеятельности различных видов животных

Генетика с биометрией

Цитобиохимические основы наследственной закономерности наследования признаков при половом размножении, генетические основы онтогенеза, иммуногенетика, биометрия

Введение. Физиология размножения. Физиология системы крови. Физиология пищеварения

Кормление с.-х. животных

Особенности пищеварения у разных видов животных.

Биофизика

Макроскопическая биофизика, молекулярная биофизика

Введение. Физиология возбудимых тканей. Центральная нервная система

Зоогигиена

Адаптация животных к меняющимся условиям среды

В свою очередь, физиология служит основой для всех специальных зоотехнических дисциплин: зоогигиены, кормления, разведения, животноводства. Знание физиологии является базой для формирования зоотехнического мышления.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины «Физиология и этиология животных», обучающийся должен:

знать:

- физиологию возбудимых тканей, нервной системы, внутренней секреции, системы крови, кровообращения и лимфообращения, иммунной системы, дыхания, пищеварения, лактации, обмена веществ и энергии, процессов размножения, сенсорных систем, высшую нервную деятельность; (ПК-5)

- механизмы адаптации , стресса и гомеостаза;

- этологические особенности животных (ПК-11)

уметь:

- логически и последовательно обосновывать принятие технологических решений на основе полученных знаний; (ОК-11)

- исследовать физиологические константы, функции и применять полученные знания физиологии и этологии животных в практике животноводства (ПК-9)

- применять современные методы исследований в области животноводства (ПК-19)

владеть:

- теоретическими и практическими знаниями по физиологии и этологии животных;(ПК-2), (ПК-9)

- культурой мышления; (ОК-1)

- способностью к обобщению, анализу и восприятию информации;

постановкой цели и выбором путей ее достижения; (ПК-3)

- знаниями одного иностранного языка (ОК-15).
4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины «Физиологии и этологии животных» составляет 5 зачетных единиц.

Виды учебной нагрузки

Всего часов

Аудиторные занятия (всего)

28

В том числе




Лекции

12

Практические занятия (ПЗ)

-

Семинары (С)

-

Лабораторные занятия (ЛР)

16

Самостоятельная работа (всего)

162

В том числе




Выполнение контрольной работы

15

Подготовка к лабораторным занятиям

45

Подготовка к коллоквиуму, текущей аттестации

102

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)





Общая трудоемкость час
зач. ед.

190


5


5.Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины




п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела




1


Общая физиология возбудимых тканей

Понятие о физиологии, ее значение и классификация.

Физиологический покой, раздражимость и возбудимость. Классификация раздражителей. Определение возбудимости. Пороговая сила. Полезное время. Хронаксия. Лабильность. Биоэлектрические явления. Потенциал покоя и потенциал действия. Механизм возникновения возбуждения. Одиночный импульс возбуждения. Фазы возбудимости тканей. Ритмическое возбуждение. Парабиоз и его фазы.




2


Физиология центральной нервной системы


Общая характеристика строения и функций центральной нервной системы. Основные черты эволюции центральной нервной системы. Нейронная теория строения и функции нервной системы. Учение о рефлексе. Нервные центры и их физиологические свойства одностороннее проведение через центры. Замедление проведения возбуждения. Последействие. Суммация (во времени и пространстве). Облегчение. Иррадиация возбуждения. Обмен веществ в центральной нервной системе. Утомляемость нервной системы. Трансформация ритма и силы импульсов. Тонус. Пластичность. Доминанта.

Структура и функции спинного и заднего мозга

Структура и функции мозжечка и среднего мозга.

Структура и функции промежуточного мозга (гипоталамуса, таламуса, эпиталамуса).

Базальные ядра, ретикулярная формация, лимбическая система и их значение для жизнедеятельности организма.

Строение и функциональная роль коры больших полушарий головного мозга. Методы изучения функции коры больших полушарий головного мозга. Наблюдение за поведением. Раздражение коры Удаление коры. Запись биотоков.

Функциональные структурные особенности различных областей коры больших полушарий.

Нервная регуляция вегетативных функций. Вегетативный отдел нервной системы. Основной эффект раздражения симпатической и парасимпатической системы.




3

Физиология высшей нервной деятельности

Учение И.П. Павлова об условно-рефлекторной деятельности. Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий метод условных рефлексов. Кибернетические методы И.М. Сеченова, И.П. Павлова (детерминизм, анализ и синтез, принцип структур роста). Виды торможения в коре головного мозга. Условное и безусловное торможение. Индукция и фаза перехода от возбуждения к торможению. Аналитическая и синтетическая деятельность коры головного мозга. Две сигнальные системы действительности. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности.

Типы нервной системы и их связь с продуктивностью. Динамический стереотип.




4

Сенсорные системы (анализаторы)

Общие свойства сенсорных систем. Функции слуховой, зрительной, вкусовой, обонятельной, кожной, сенсорных систем. Роль анализаторов в познании окружающей среды.




5

Эндокринология

Общая характеристика желез внутренней секреции. Гормоны и их роль в организме. Паращитовидная железа. Щитовидная железа. Надпочечные железы. Поджелудочная железа, тимус, эпифиз. Эндокринная функция половых желез.

Гипофиз. Особенности строения и функции гипофиза. Гормоны аденогипофиза и их роль в организме. Взаимодействие гипофиза с другими железами внутренней секреции (принцип прямой и обратной связи). Гормоны средней и задней доли гипофиза. Роли гипоталамо-гипофизарной системы.




6

Этология

Этология, предмет и методы. Физиологические основы поведения животных.




7

Физиология адаптационных процессов

Адаптация животных к меняющимся условиям внешней среды. Стресс как адаптивный механизм восстановления гомеостаза. Влияние стресса на продуктивность животных.




8


Физиология пищеварения


Пищеварение в ротовой полости. Сущность пищеварения. Понятие о кормовом средстве. Методы изучения пищеварения. Значение слюны в пищеварительных процессах. Регуляция слюноотделения.

Пищеварение в желудке (сычуге). Секторные зоны желудка. Состав и свойства желудочного сока. Регуляция желудочного сокоотделения. Механизм перехода содержимого желудка в тонкий отдел кишечника.

Желудочное пищеварение у разных видов животных.

Пищеварение в кишечнике. Моторная функция кишечника. Пищеварение в тонком отделе кишечника. Состав и свойства кишечного сока. Состав и свойства поджелудочного сока и его деятельность в тонком отделе кишечника. Состав и роль желчи в пищеварительных процессах. Пищеварение в толстом отделе кишечника. Пристеночное пищеварение и всасывание.

Особенности пищеварения сельскохозяйственных животных и птиц. Процессы пищеварения в преджелудках жвачных. Физиологическое обоснование включения в рацион жвачных небелковых источников азота. Механизм отрыгивания корма. Желудочное пищеварение у молодняка жвачных в молочный период.





9

Физиология системы крови


Понятие о системе крови. Функции крови. Состав и объем крови у разных видов животных. Физико-химические свойства крови. Состав плазмы и сыворотки крови. Форменные элементы крови. Строение и функции форменных элементов крови. Гемоглобин, его производные и формы гемоглобина. Морфологический состав лейкоцитов. Лейкограмма.

Биологические свойства крови. Кроветворение. Современные представления о свертывании крови. Фагоцитоз. Группы крови. Процесс кроветворения и его регуляция.


10

Физиология кровообращения и лимфообращения

Кровообращение. Фазы сердечной деятельности. Проводящая система сердца. Автоматия сердца. Физиологические особенности сердечной мышцы. Регуляция сердечной деятельности. Методы изучения сердечной деятельности.

Состав и роль лимфы. Лимфообразование и лимфообращение. Факторы, определяющие движение лимфы. Функции лимфатических узлов.


11

Физиология дыхания




Сущность процесса дыхания. Внешнее дыхание. Механизм дыхания (фаза вдоха и выдоха). Типы дыхания. Значение верхних дыхательных путей. Жизненная емкость легких. Легочная вентиляция. Механизм газообмена в организме.

Регуляция дыхания. Роль хеморецепторов сосудов. Механизм первого вдоха. Изменение дыхания при мышечной работе. Апноэ. Дыхание в условиях повышенного и пониженного атмосферного давления.

12

Физиология обмена веществ и энергии


Обмен веществ. Методы изучения обмена веществ. Обмен белков. Обмен углеводов. Обмен жиров. Обмен воды и минеральных веществ.

Обмен энергии. Методы изучения обмена энергии. Прямая калориметрия. Газообмен (дыхательный коэффициент, калорический эквивалент). Основной и продуктивный обмен.

Терморегуляция. Теплообмен и регуляция температуры тела. Химическая и физическая терморегуляция.

13

Физиология выделительных процессов

Роль выделительных процессов для поддержания гомеостаза. Функция почек и их регуляция. Состав и количество мочи. Функции мочеточников и мочевого пузыря. Механизм и регуляция мочеиспускания. Выделительные функции пищеварительного тракта и легких.

Кожа и ее функции. Секреторная функция кожи. Потовые железы, состав и свойства пота. Регуляция потоотделения. Сальные железы и их значение. Секреция кожного сала и его состав. Значение жиропота овец. Копчиковые железы птиц. Волосяной покров животных. Физиология линьки.

14

Физиология размножения

Общие понятия о размножении. Половая и физиологическая зрелость. Физиология мужской половой системы. Сперматогенез, половой рефлекс. Сперма и ее физико-химические свойства.

Краткая характеристика половых органов самок. Половой цикл: овогенез и развитие, овуляция, течка, половая охота, время овуляции. Регуляция половых процессов. Половая доминанта. Фолликулин. Прогестерон. Оплодотворение. Беременность и роды.

15

Физиология лактации

Рост и развитие молочной железы и их регуляция: гуморальная, нервная. Молоко и молозиво. Теория молокообразования и предшественники составных частей молока. Регуляция процессов молокообразования, молоковыделения и молокоотдачи. Физиологические основы машинного доения. Влияние условий кормления и содержания на количество и состав молока.


5.2. Разделы дисциплин и виды занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

ПЗ

ЛЗ

Семинары

СРС

Всего часов

1

Общая физиология возбудимых тканей




-

-

-

16

16

2

Физиология центральной нервной системы

1

-

-

-

16

17

3

Физиология высшей нервной деятельности

1



-

-

10

11

4

Физиология сенсорных систем

-

-

-

-

10

10

5

Эндокринология

-

-

-

-

10

10

6

Этология

1

-

-

-

10

11

7

Физиология адаптационных процессов

1

-

-

-

10

11

8

Физиология пищеварения

2

-

4

-

10

16

9

Физиология системы крови

-

-

4

-

10

14

10

Физиология кровообращения и лимфообращения

-



-

-

10

10

11

Физиология дыхания

-



-

-

10

10

12

Физиология обмена веществ и энергии

2



2

-

10

14

13

Физиология выделительных процессов

-

-

-

-

10

10

14

Физиология размножения

2

-

-

-

10

12

15

Физиология лактации

2

-

4

-

10

16

5.3. Лабораторный практикум




п/п

№ раздела

дисциплины

Наименование лабораторных работ

Трудоемкость

(час.)

1

Общая физиология возбудимых тканей (1)

Правила работы с оборудованием, реактивами и животными. Методы фиксации животных. Наркоз животных.

Приготовление нервно-мышечного препарата. Изучение возбудимости нерва и мышцы. Биоэлектрические явления в возбудимых тканях. Парабиоз нерва.

2


2

Физиология пищеварения (8)

Получение и методы изучения свойств слюны. Методы получения и изучения желудочного и кишечного пищеварения.

4

3

Физиология системы крови (9)

Морфологический состав крови.

Подсчет общего количества эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов.

Определение лейкограммы.

4

4

Физиология обмена веществ и энергии (12)

Определение затрат энергии у животных по газообмену.



2

5

Физиология лактации (15)

Морфологический состав молока. Физико-химическое исследование молока и молозива. Физиологические основы машинного доения коров.

4


5.4. Самостоятельная работа

Контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Утверждаю проректор по ур 2011 г iconУтверждаю проректор по ур 2011 г
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Утверждаю проректор по ур 2011 г iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 11. 04. 2011. Протокол №10
Утверждаю проректор по ур 2011 г iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем, протокол №10 от 12 2011 г
Утверждаю проректор по ур 2011 г iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 11. 04. 2011. Протокол №10
Утверждаю проректор по ур 2011 г iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем, протокол №11 от 12. 05. 2011 г
Утверждаю проректор по ур 2011 г iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 11 апреля 2011 г., протокол №10
Утверждаю проректор по ур 2011 г iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании умк института гуманитарных наук 21. 04. 2011. Протокол №1
Утверждаю проректор по ур 2011 г iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании умк института гуманитарных наук 21. 04. 2011, протокол №1
Утверждаю проректор по ур 2011 г iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры новой истории и международных отношений 21. 04. 2011, протокол №3
Утверждаю проректор по ур 2011 г iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры новой истории и международных отношений 21. 04. 2011, протокол №3
Утверждаю проректор по ур 2011 г iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры менеджмента и экономической социологии «20» апреля 2011 г., протокол №8
Утверждаю проректор по ур 2011 г iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры менеджмента и экономической социологии «20» апреля 2011 г., протокол №8
Утверждаю проректор по ур 2011 г iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры новой истории и международных отношений 21. 04. 2011, протокол №3
Утверждаю проректор по ур 2011 г iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Первый проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании умк департамента Биологии от декабря 2011, протокол №
Утверждаю проректор по ур 2011 г iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры экологии и генетики (25. 03. 2011 протокол №12) Соответствует требованиям к содержанию, структуре...
Утверждаю проректор по ур 2011 г iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры экологии и генетики (25. 03. 2011 протокол №12) Соответствует требованиям к содержанию, структуре...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск