Утверждаю проректор по ур 2011 г





НазваниеУтверждаю проректор по ур 2011 г
страница1/4
Дата публикации22.06.2013
Размер0.61 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3   4




УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УР________ «____»_____________2011 г.





МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Рабочая программа дисциплины

Физиология и этология животных


Направление подготовки: 111801.65 – «Ветеринария»

Квалификация: специалист

Форма обучения: очная

Орел 2011 год

Составитель: Попкова Т.В., к.б.н., доцент кафедры анатомии, физиологии и хирургии _________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание) «__» __________2011 г.

Рецензент: Шеховцова Т.А., к.б.н., доцент кафедры зоогигиены и кормления с.-х. животных ___________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание) «__» __________2011 г.

Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 111801.65 – Ветеринария (квалификация (степень) «специалист») и примерной учебной программой по физиологии и этологии животных

Программа обсуждена на заседании кафедры анатомии, физиологии и хирургии ФГОУ ВПО «Орловский государственный аграрный университет»

Зав. кафедрой: Малахова Н.А., к.в.н., доцент ___________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание) «__» __________2011 г.

Проверено:

Начальник отдела менеджмента качества УМУ__________________________

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Декан факультета биотехнологии и ветеринарной медицины:

Масалов Владимир Николаевич, доктор биологических наук, профессор

________________ «_____» __________________ 2011 г.
Программа рассмотрена и принята на заседании методической комиссии факультета биотехнологии и ветеринарной медицины
Протокол № _____ «_____» __________________ 2011 г.

Председатель методической комиссии: Буяров Виктор Сергеевич,

доктор сельскохозяйственных наук, профессор

________________ «_____» __________________ 2011 г.

Директор научной библиотеки: Ишханова Евгения Владимировна

________________ «_____» __________________ 2011 г.


СОДЕРЖАНИЕ


  1. Цели и задачи дисциплины, требования к уровню освоения содержания дисциплины 5

  2. Место дисциплины в структуре ООП 6

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 6

4.Объем дисциплины и виды учебной работы 8

5.Содержание дисциплины 9

5.1.Содержание разделов дисциплины 9

5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами 14

5.3. Лабораторные занятия 15

5.4.Практические занятия 17

5.5 Самостоятельная работа 18

5.6. Темы рефератов 22

5.7. Активные формы обучения во внеаудиторное время 23

6.0. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации 24

6.1. Вопросы к зачету по физиологии и этологии животных 24

6.2 Экзаменационные вопросы по физиологии и этологии животных 26

6.3 Тестовые задания 33

6.4. Бланк ответов тестовых заданий 39

6.5. Формирование рейтинговой оценки. Критерии и методы оценки качества знаний студентов по дисциплине 41

6.6. Рейтинговая система оценки знаний студентов 41

7.Учебно-методическое и информационное обеспечение

дисциплины 43

8.Материально-техническое обеспечение дисциплины 49


  1. Цель освоения дисциплины

Физиология и этология животных относится к обще профессиональному ветеринарно-биологическому циклу базовой части.

Развитие животноводства на основе оптимальных технологий требует всемерного улучшения подготовки высококвалифицированных специалистов сельского хозяйства. В решении этих задач большое значение приобретает изучение общебиологических дисциплин, среди которых одно из первостепенных мест занимает физиология и этология животных.

Цель дисциплины – формирование фундаментальных и профессиональных знаний о физиологических процессах и функциях в организме млекопитающих и птиц, об их качественном своеобразии в организме продуктивных сельскохозяйственных, домашних, лабораторных и экзотических животных, необходимых ветеринарному врачу для научного обоснования мероприятий, связанных с созданием оптимальных условий содержания, кормления и эксплуатации животных, предупреждением заболеваний, оценкой здоровья, характера и степени нарушений деятельности организма.

Задачи изучения дисциплины:

- познание частных и общих механизмов и закономерностей деятельности клеток, тканей органов и целостного организма, механизмов нейрогуморальной регуляции физиологических процессов и функций у млекопитающих и птиц, качественного своеобразия физиологических процессов у продуктивных животных, поведенческих реакций и механизмов их формирования;

- приобретение навыков по исследованию физиологических констант, функций и умений использования знаний физиологии и этологии в практике животноводства и ветеринарии.

Важно научить студента, чтобы он, используя сумму теоретических и практических знаний по физиологии и этологии животных, хорошо ориентировался в потоке научно-технической информации, мог обобщать и творчески использовать ее в своей работе.
2. Место дисциплины в структуре ООП специалитета

Физиология и этология животных взаимосвязана с другими дисциплинами. Она имеет много точек соприкосновения с физикой, химией, широко используя их законы и методы, т. к. многие физические и химические процессы лежат в основе физиологических процессов и функций организма. Широкое применение в физиологии получили методы моделирования. Законы экологии в физиологии и этологии используются при изучении приспособительных изменений функций к определенным условиям обитания.

Физиология опирается на данные анатомии, гистологии и цитологии, биохимии, т. к. все процессы жизнедеятельности организма протекают у животных в определенных структурах организма, и в основе их лежат биохимические процессы.

В свою очередь физиология служит основой для всех специальных ветеринарных дисциплин: зоогигиены, клинической диагностики, патологической физиологии, фармакологии и др.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины «Физиология и этиология животных», обучающийся должен:
знать: осуществление физиологических процессов и функций и их качественное своеобразие в организме разных видов животных;( ПК-5)

- механизмы их нейрогуморальной регуляции;

- поведенческие реакции и механизмы их формирования, основные поведенческие детерминанты;
уметь: исследовать физиологические константы, функции; (ПК-6)

- применять полученные знания физиологии и этологии животных в практике животноводства и ветеринарии; (ПК-4)

- использовать инновационные методы научных исследований в ветеринарии; (ПК-2)

- логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
- хорошо ориентироваться в потоке научно-технической информации, обобщать и творчески использовать ее в своей работе.
владеть: культурой мышления;(ОК-1)

- способностью к обобщению, анализу, восприятию информации;(ОК-1)

- постановкой цели и выбору путей ее достижения;

- знаниями иностранного и латинского языка, теоретическими и практическими знаниями по физиологии и этологии животных; ,(ОК-8)

- навыками по исследованию физиологических констант функций;

- методами наблюдения и эксперимента;

- навыками работы на лабораторном оборудовании; (ПК-3);

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины «Физиология и этология животных» составляет 10 зачетных единиц.

Виды учебной нагрузки

Всего часов

Семестры

3

4

Аудиторные занятия (всего)

180

90

90

В том числе










Лекции

68

34

34

Практические занятия (ПЗ)

32

16

16

Семинары (С)

-

-

-

Лабораторные занятия (ЛР)

80

40

40

Самостоятельная работа (всего)

180

90

90

В том числе










Реферат

90

45

45

Подготовка к лабораторным занятиям

40

20

20

Подготовка к коллоквиуму, текущей аттестации

50

25

25

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)





зачет

экзамен

Общая трудоемкость час
зач. ед.

360

180

180

10

5

5

5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины




п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела




1

Введение

Понятие о физиологии, ее значение и классификация. Связь с другими науками Основные этапы развития физиологии. Основные функции организма.




2

Общая физиология возбудимых тканей

Физиологический покой, раздражимость и возбудимость. Классификация раздражителей. Определение возбудимости. Пороговая сила. Полезное время. Хронаксия. Лабильность. Биоэлектрические явления. Потенциал покоя и потенциал действия. Механизм возникновения возбуждения. Одиночный импульс возбуждения. Фазы возбудимости тканей. Ритмическое возбуждение. Парабиоз и его фазы.




3


Физиология центральной нервной системы


Общая характеристика строения и функций центральной нервной системы. Основные черты эволюции центральной нервной системы. Нейронная теория строения и функции нервной системы. Учение о рефлексе. Нервные центры и их физиологические свойства. одностороннее проведение через центры. Замедление проведения возбуждения. Последействие. Суммация (во времени и пространстве). Облегчение. Иррадиация возбуждения. Обмен веществ в центральной нервной системе. Утомляемость нервной системы. Трансформация ритма и силы импульсов. Тонус. Пластичность. Доминанта.

Структура и функции спинного и заднего мозга

Структура и функции мозжечка и среднего мозга.

Структура и функции промежуточного мозга (гипоталамуса, таламуса, эпиталамуса).

Базальные ядра, ретикулярная формация, лимбическая система и их значение для жизнедеятельности организма.

Строение и функциональная роль коры больших полушарий головного мозга. Методы изучения функций коры больших полушарий головного мозга. Наблюдение за поведением. Раздражение коры. Удаление коры. Запись биотоков.

Функциональные структурные особенности различных областей коры больших полушарий.

Нервная регуляция вегетативных функций. Вегетативный отдел нервной системы. Основной эффект раздражения симпатической и парасимпатической системы.




4

Физиология высшей нервной деятельности

Учение И.П. Павлова об условно-рефлекторной деятельности. Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий. метод условных рефлексов. Кибернетические методы И.М. Сеченова, И.П. Павлова (детерминизм, анализ и синтез, принцип структур роста). Виды торможения в коре головного мозга. Условное и безусловное торможение. Индукция и фаза перехода от возбуждения к торможению. Аналитическая и синтетическая деятельность коры головного мозга. Две сигнальные системы действительности. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности.

Типы нервной системы и их связь с продуктивностью. Динамический стереотип.




5

Сенсорные системы (анализаторы)

Общие свойства сенсорных систем. Функции слуховой, зрительной, вкусовой, обонятельной, кожной, сенсорных систем. Роль анализаторов в познании окружающей среды.




6

Эндокринология

Общая характеристика желез внутренней секреции. Гормоны и их роль в организме. Паращитовидная железа. Щитовидная железа. Надпочечные железы. Поджелудочная железа, тимус, эпифиз. Эндокринная функция половых желез.

Гипофиз. Особенности строения и функции гипофиза. Гормоны аденогипофиза и их роль в организме. Взаимодействие гипофиза с другими железами внутренней секреции (принцип прямой и обратной связи). Гормоны средней и задней доли гипофиза. Роли гипоталамо-гипофизарной системы.




7

Этология

Этология, предмет и методы. Физиологические основы поведения животных.




8

Физиология адаптационных процессов

Адаптация животных к меняющимся условиям внешней среды. Стресс как адаптивный механизм восстановления гомеостаза. Влияние стресса на продуктивность животных.




9


Физиология пищеварения


Пищеварение в ротовой полости. Сущность пищеварения. Понятие о кормовом средстве. Методы изучения пищеварения. Значение слюны в пищеварительных процессах. Регуляция слюноотделения.

Пищеварение в желудке (сычуге). Секторные зоны желудка. Состав и свойства желудочного сока. Регуляция желудочного сокоотделения. Механизм перехода содержимого желудка в тонкий отдел кишечника.

Желудочное пищеварение у разных видов животных.

Пищеварение в кишечнике. Моторная функция кишечника. Пищеварение в тонком отделе кишечника. Состав и свойства кишечного сока. Состав и свойства поджелудочного сока и его деятельность в тонком отделе кишечника. Состав и роль желчи в пищеварительных процессах. Пищеварение в толстом отделе кишечника. Пристеночное пищеварение и всасывание.

Особенности пищеварения сельскохозяйственных животных и птиц. Процессы пищеварения в преджелудках жвачных. Физиологическое обоснование включения в рацион жвачных небелковых источников азота. Механизм отрыгивания корма. Желудочное пищеварение у молодняка жвачных в молочный период.





10

Физиология системы крови


Понятие о системе крови. Функции крови. Состав и объем крови у разных видов животных. Физико-химические свойства крови. Состав плазмы и сыворотки крови. Форменные элементы крови. Строение и функции форменных элементов крови. Гемоглобин, его производные и формы гемоглобина. Морфологический состав лейкоцитов. Лейкограмма.

Биологические свойства крови. Кроветворение. Современные представления о свертывании крови. Фагоцитоз. Группы крови. Процесс кроветворения и его регуляция.


11

Физиология кровообращения и лимфообращения

Кровообращение. Фазы сердечной деятельности. Проводящая система сердца. Автоматия сердца. Физиологические особенности сердечной мышцы. Регуляция сердечной деятельности. Методы изучения сердечной деятельности.

Состав и роль лимфы. Лимфообразование и лимфообращение. Факторы, определяющие движение лимфы. Функции лимфатических узлов.


12

Физиология дыхания




Сущность процесса дыхания. Внешнее дыхание. Механизм дыхания (фаза вдоха и выдоха). Типы дыхания. Значение верхних дыхательных путей. Жизненная емкость легких. Легочная вентиляция. Механизм газообмена в организме.

Регуляция дыхания. Роль хеморецепторов сосудов. Механизм первого вдоха. Изменение дыхания при мышечной работе. Апноэ. Дыхание в условиях повышенного и пониженного атмосферного давления.

13

Физиология обмена веществ и энергии


Обмен веществ. Методы изучения обмена веществ. Обмен белков. Обмен углеводов. Обмен жиров. Обмен воды и минеральных веществ.

Обмен энергии. Методы изучения обмена энергии. Прямая калориметрия. Газообмен (дыхательный коэффициент, калорический эквивалент). Основной и продуктивный обмен.

Терморегуляция. Теплообмен и регуляция температуры тела. Химическая и физическая терморегуляция.

14

Физиология выделительных процессов

Роль выделительных процессов для поддержания гомеостаза. Функция почек и их регуляция. Состав и количество мочи. Функции мочеточников и мочевого пузыря. Механизм и регуляция мочеиспускания. Выделительные функции пищеварительного тракта и легких.

Кожа и ее функции. Секреторная функция кожи. Потовые железы, состав и свойства пота. Регуляция потоотделения. Сальные железы и их значение. Секреция кожного сала и его состав. Значение жиропота овец. Копчиковые железы птиц. Волосяной покров животных. Физиология линьки.

15

Физиология размножения

Общие понятия о размножении. Половая и физиологическая зрелость. Физиология мужской половой системы. Сперматогенез, половой рефлекс. Сперма и ее физико-химические свойства.

Краткая характеристика половых органов самок. Половой цикл: овогенез и развитие, овуляция, течка, половая охота, время овуляции. Регуляция половых процессов. Половая доминанта. Фолликулин. Прогестерон. Оплодотворение. Беременность и роды.

16

Физиология лактации

Рост и развитие молочной железы и их регуляция: гуморальная, нервная. Молоко и молозиво. Теория молокообразования и предшественники составных частей молока. Регуляция процессов молокообразования, молоковыделения и молокоотдачи. Физиологические основы машинного доения. Влияние условий кормления и содержания на количество и состав молока.


5.2. Разделы дисциплины и виды занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекции.

ПЗ

ЛЗ

Семинары

СРС

Всего часов

1

Введения

2

-

4

-

10

16

2

Общая физиология возбудимых тканей

2

-

8

-

20

30

3

Физиология центральной нервной системы

14

8

16

-

10

44

4

Физиология высшей нервной деятельности

6

8

4

-

10

28

5

Физиология сенсорных систем

2

-

4

-

20

30

6

Эндокринология

8

-

4

-

20

32

7

Этология

2

-

-

-

8

10

8

Физиология адаптационных процессов

4

-

-

-

8

12

9

Физиология пищеварения

8

4

12

-

8

32

10

Физиология системы крови

2

-

8

-

10

20

11

Физиология кровообращения и лимфообращения

4

4

4

-

12

24

12

Физиология дыхания

2

4

4

-

6

16

13

Физиология обмена веществ и энергии

4

4

4

-

12

24

14

Физиология выделительных процессов

2

-

-

-

6

8

15

Физиология размножения

4

-

4

-

12

20

16

Физиология лактации

2

-

4

-

8

14



5.3. Лабораторные занятия




п/п

№ раздела

дисциплины

Наименование лабораторных работ

Трудоемкость

(час.)

1

Введение (1)

Техника безопасности при работе в лаборатории физиологии. Правила работы с оборудованием, реактивами и животными. Методы фиксации животных. Наркоз животных.

4

2

Общая физиология возбудимых тканей (2)

Приготовление нервно-мышечного препарата. Изучение возбудимости нерва и мышцы. Биоэлектрические явления в возбудимых тканях. Парабиоз нерва.

8

3

Физиология центральной нервной системы(3)

Рефлекс и рефлекторная дуга. Спинномозговые рефлексы и их рецептивные поля. Свойства нервных центров. Нервная регуляция тонуса мышц. Коллоквиум.

16

4

Физиология высшей нервной деятельности(4)

Условно-рефлекторная деятельность. Методики выработки условных рефлексов. Динамический стереотип.


4

5

Физиология сенсорных систем(5)

Исследование функциональной способности сенсорных систем.



4

6

Эндокринология(6)

Функциональное значение гормонов надпочечников и гипофиза.

4


7

Физиология пищеварения(9)

Получение и методы изучения свойств слюны. Методы получения и изучения желудочного и кишечного пищеварения.

Исследование рубцового содержимого у крупного рогатого скота. Роль желчи в пищеварении.

Коллоквиум.

12


8

Физиология системы крови(10)

Морфологический состав крови.

Подсчет общего количества эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов.

Определение лейкограммы.

Биологические свойства крови.

Коллоквиум.

8

9

Физиология кровообращения и лимфообращения(11)

Работа сердца и физиологические свойства сердечной мышцы.


4

10

Физиология дыхания(12)

Изучение функций органов дыхания. Определение жизненной емкости легких. Обобщение знаний по физиологии органов кровообращения, дыхания.

4

11

Физиология обмена веществ и энергии(13)

Определение затрат энергии у животных по газообмену.



4

12

Физиология размножения(15)

Определение фаз полового цикла по влагалищным мазкам.

4

13

Физиология лактации(16)

Морфологический состав молока. Физико-химическое исследование молока и молозива. Физиологические основы машинного доения коров.

4



5.4. Практические занятия




п/п

№ раздела

дисциплины

Наименование практических работ

Трудоемкость

(час.)

1

Физиология центральной нервной системы (3)

Исследование некоторых безусловных рефлексов у сельскохозяйственных или лабораторных животных

8

2

Физиология высшей нервной деятельности (4)

Ознакомление с методиками образования условных рефлексов. Выработка двигательно-пищевых и оборонительных рефлексов у сельскохозяйственных или лабораторных животных

8

3

Физиология пищеварения(9)

Определение внешних показателей работы желудочно-кишечного тракта

4

4

Физиология кровообращения и лимфообращения (11)

Определение внешних показателей работы сердечно-сосудистой системы

4

5

Физиология дыхания (12)

Определение общих физиологических показателей органов дыхания

4

6

Физиология обмена веществ и энергии(13)

Измерение температуры различных участков тела животного

4

5.5. Самостоятельная работа

Контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Утверждаю проректор по ур 2011 г iconУтверждаю проректор по ур 2011 г
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Утверждаю проректор по ур 2011 г iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 11. 04. 2011. Протокол №10
Утверждаю проректор по ур 2011 г iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем, протокол №10 от 12 2011 г
Утверждаю проректор по ур 2011 г iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 11. 04. 2011. Протокол №10
Утверждаю проректор по ур 2011 г iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем, протокол №11 от 12. 05. 2011 г
Утверждаю проректор по ур 2011 г iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 11 апреля 2011 г., протокол №10
Утверждаю проректор по ур 2011 г iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании умк института гуманитарных наук 21. 04. 2011. Протокол №1
Утверждаю проректор по ур 2011 г iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании умк института гуманитарных наук 21. 04. 2011, протокол №1
Утверждаю проректор по ур 2011 г iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры новой истории и международных отношений 21. 04. 2011, протокол №3
Утверждаю проректор по ур 2011 г iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры новой истории и международных отношений 21. 04. 2011, протокол №3
Утверждаю проректор по ур 2011 г iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры менеджмента и экономической социологии «20» апреля 2011 г., протокол №8
Утверждаю проректор по ур 2011 г iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры менеджмента и экономической социологии «20» апреля 2011 г., протокол №8
Утверждаю проректор по ур 2011 г iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры новой истории и международных отношений 21. 04. 2011, протокол №3
Утверждаю проректор по ур 2011 г iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Первый проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании умк департамента Биологии от декабря 2011, протокол №
Утверждаю проректор по ур 2011 г iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры экологии и генетики (25. 03. 2011 протокол №12) Соответствует требованиям к содержанию, структуре...
Утверждаю проректор по ур 2011 г iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры экологии и генетики (25. 03. 2011 протокол №12) Соответствует требованиям к содержанию, структуре...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск