Скачать 163.44 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Борулахская средняя общеобразовательная школа»
ПРОГРАММА «Экология и здоровье человека» для учащихся 8 кл. Составила: Слепцова В.П. учитель биологии МОУ «Борулахская средняя общеобразовательная школа» 2013 – 2014 Пояснительная записка Вредные выбросы в атмосферу, неудовлетворительное качество питьевой воды, загрязнение почвы и водоемов, социальные проблемы общества вносят существенный вклад в ухудшение состояния здоровья населения, которое, в свою очередь, является интегральным ответом человеческого организма на изменения окружающей среды. Созданные в результате преобразовательной деятельности человека новые условия среды и биологическая стабильность организма нередко затрудняют его приспособительные возможности. В связи с этим приходится лечить не только больных людей, но и среду, в которой они живут. Человек настолько изменил окружающую среду, что для обеспечения своего здоровья он должен преобразить самого себя. Каждый человек сегодня обязан обладать определенными экологическими знаниями и владеть экологической культурой, которые будут способствовать формированию и развитию физически и нравственно здорового общества. Здоровье - не личное дело каждого человека. Здоровый человек живет полноценной жизнью и приносит большую пользу обществу. Здоровый образ жизни - это система поведения человека, включая физическую культуру, творческую активность, высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе, поэтому во многом наше здоровье зависит от нас самих. Элективный курс: « Экология и здоровье человека» предназначен для учащихся 8 класса, рассчитан на 34 часа (25 часов – теоретических, 9 часов – практических занятий) (табл. 1, 2). Структура курса: Таблица 1
Курс учитывает возрастные особенности детей и продолжает программный материал Н.И.Сонина «Биология. Человек», расширяя и углубляя знания учащихся о приемах сохранения здоровья, преодоления инерции вредных привычек. Важно, чтобы сам процесс обучения способствовал этому, поэтому при проведении занятий необходимо учитывать следующие требования валеологии:
Цель элективного курса «Экология и здоровье человека» - расширить знания учащихся о здоровье и факторах, влияющих на него. Курс способствует удовлетворению познавательных интересов в области экологии, валеологии, биологии и анатомии. Какое влияние вызывают факторы окружающей среды на организм человека? Как защитить организм от их влияния? Как сохранить и укрепить здоровье в сложных экологических условиях? Чтобы ответить на эти вопросы взаимодействия организма с окружающей средой, необходимо познакомится со строением и функционированием его систем. Задачи программы: 1. Формирование здорового стиля жизни безопасного поведения в обществе. 2. Информирование учащихся о вреде и последствиях употребления никотина, алкоголя, психоактивных и других форм, ведущих к саморазрушению, о правовых последствиях социально опасного поведения подростков. 3. Воспитание потребности в здоровом образе жизни, возможности приобретения умений и навыков жить в гармонии с самим собой и окружающим миром. Рабочая гипотеза: ученик должен уяснить для себя, почему здоровье человека - физическое и духовное, является главным богатством человека, каким образом здоровье зависит от окружающей среды. Тогда он сможет построить свою жизнь в современном обществе, в измененной окружающей среде таким образом, чтобы сохранить собственное здоровье и уменьшать в меру своих сил экологическую напряженность вокруг себя. Для выявления качества усвоения материала, результатов педагогической деятельности предлагается использование тестов и разработка учащимися творческой работы. После изучения курса «Экология и здоровье человека» учащиеся должны знать: - о факторах формирующих здоровья; - о факторах разрушающих здоровья; - знать способы укрепления здоровья; - о болезнях «поведения» и их последствиях; - о наследственности и здоровье; - элементарные санитарно-гигиенические нормы, способствующие сохранению здоровья. После изучения курса « Экология и здоровье человека» учащиеся должны уметь: - воспроизводить нужную информацию и противостоять вредным привычкам и пристрастиям; - избегать стрессовых ситуаций, плохого настроения, неумеренности и невоздержания во всех проявлениях; - учиться рефлексии и навыкам укрепления и улучшения своего здоровья. В процессе изучения курса вырабатываются определенные навыки: - позитивного и конструктивного отношения к собственной личности – способность познавать себя, свой характер, свои возможности. - самооценки, которые позволяют правильно вести себя и уметь оказывать само- и взаимопомощь. - правильного поведения в стрессовых ситуациях. - способность творчески решать различные задачи в любом виде деятельности. Учебно-тематический план Элективного курса «Экология и здоровья человека» Таблица 2
Содержание курса (34 часов) Раздел I: Введение (1 ч) Валеология – наука о сохранении и укреплении здоровья. Критерии здоровья человека. Понимание сущности здоровья. Раздел II: Окружающая среда и организм человека (2 ч) Человек и окружающая природная среда. Факторы среды. Адаптация организмов. Благоприятные зоны и зоны повышенной трудности. Особенности организмов и адаптация к условиям Крайнего Севера. Влияние климата на здоровье человека. Акклиматизация. Раздел III: Здоровье человека (3 ч) Критерии здоровья человека (духовное, физическое, психическое, социальное). Факторы сохранения здоровья (физические, химические, социальные, биологические). Защитные механизмы организма. Иммунитет. «Детка» П. Иванова. Практическая работа: самооценка здоровья Раздел IV: Экология и функциональная деятельность организма (4 ч) Влияние окружающей среды на функциональную деятельность систем организма человека - кровеносную, опорно-двигательную, пищеварительную, дыхательную, выделительную, репродуктивную. Зависимость нервной системы от биологических ритмов. Головной мозг-инструмент познания окружающей среды. Практическая работа: Состояние окружающей среды и заболевания органов дыхания. Практическая работа: Туберкулез - опасное заболевание. Раздел V: Физические факторы здоровья (3 ч) Тепловой режим. Холод-друг или враг. Электромагнитные поля: лечебный эффект и вред здоровью. Воздействие шума на организм. Радиация: естественные и искусственные источники. Раздел VI: Человек и химические факторы (7 ч.) Пища: проблема нитратов. Пищевые добавки. Какую воду мы пьём? Очистка воды. Химические загрязнения атмосферного воздуха. Лекарства - химические вещества. Лекарственная аллергия. Народная медицина. Бытовая химия. Помощь при отравлениях. Вредные привычки. Практическая работа: составление карты питания. Практическая работа: группы крови. Составление карты питания по группы крови. Раздел VII: Человек и социальные факторы (3 ч) Стресс - бич современности. Методы психологической регуляции. Экологичность жилища. Вредные привычки и борьба с ними (курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания). Оптимизация трудового процесса для сохранения здоровья. Психологический тренинг. Практическая работа: психологический тренинг. Практическая работа: экологичность жилища. Раздел VIII: Человек и биологические факторы (5 ч) Влияние живых организмов на здоровье человека. Вирусы и микробы. Переносчики болезней. Чем опасна домашняя пыль? Лекарственные растения. Грибы. Анималотерапия. Практическая работа: лекарственные растения. Раздел IX: Экология и человек (6 ч) Человек и среда его обитания. Космос и здоровье. Биоэнергетическое поле человека - гипотезы, открытия, факты. Зависимость постоянства внутренней среды организма от экологических условий среды его обитания. Здоровый' образ жизни и его влияние на природу человека. Значение культуры в формировании личности человека. Практическая работа: хронические болезни у школьников. Методические рекомендации по проведению занятий. Курс «Экология и здоровье человека» требует несколько отличий от общепринятой в школе формы проведения занятий. Это могут быть: - тренинги, - практикумы, - защита исследовательских проектов, - упражнения, игра, - анкетирование, - дискуссии. Примерные темы рефератов.
8. Закаливание и его влияние на здоровье. 9. Влияние окружающей среды на здоровье человека. 10. Вредные привычки и их влияние на здоровье. 11. Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. 12. Факторы, влияющие на здоровье и благополучие 13. Курение - фактор риска. 14. Загрязнение воздуха и его влияние на организм. Рекомендуемые темы творческих заданий:
Литература
|
На уроках пенье Составила учитель начальных классов моу «Лиманская средняя общеобразовательная школа №2» Сурикова Наталия Георгиевна | Урок для семьи 2008 Составила: Учитель моу «Берёзовская средняя общеобразовательная... Продолжить работу по созданию благоприятного психологического климата в классном коллективе | ||
Театрализованное представление Учитель биологии Свинтицкая Г. В., Моу – Снопотская средняя общеобразовательная школа | Плесень… Работу Ученик 7 «Б» класса Филиппов Савелий Сергеевич моу... Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский... | ||
Жукова Надежда Николаевна учитель биологии моу «Нижнекулойская средняя... | Элективный курс по биологии в 10-11 классах «Экология человека» Разработана... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа №17 | ||
Моу «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №2» Классен Светлана Викторовна, учитель математики моу «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №2», Оренбургская область,... | Расписание уроков для обучающихся 1 4 классов на 2012-2013 учебный... ... | ||
Рабочая программа по биологии для 9 класса Составитель: Манченко... В. В. Пасечника /авт сост. Г. М. Пальдяева. М.: Дрофа, 2009., полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями,... | Конспект урока физики «Путешествие в мире физических явлений» Конспект составила Степанова Ольга Николаевна, учитель математики и физики высшей категории моу «Средняя общеобразовательная школа... | ||
Жукова Надежда Николаевна учитель биологии, химии моу «Нижнекулойская... Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Горизонты гибридизации» | Исследование по литературе в 9 классе «А. С. Грибоедов: личность... Практикантки Ненаховой А. В., учитель моу "Рыбкинская средняя общеобразовательная школа" Иноземцева Л. Н | ||
Сценарий мероприятия для учащихся начальной школы «Давайте будем... Копылова Марина Анатольевна, учитель начальных классов моу "Щебзаводская средняя общеобразовательная школа" | Моу «Средняя общеобразовательная Монаковская школа» Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время как средство развития личности | ||
Сценарий мероприятия для учащихся начальной школы «Веселые уроки спорта» Копылова Марина Анатольевна, учитель начальных классов моу "Щебзаводская средняя общеобразовательная школа" | Конспект тема урока: Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание... Конспект составила Степанова Ольга Николаевна, учитель математики и физики высшей категории моу «Средняя общеобразовательная школа... |