Скачать 174.81 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Видновская средняя общеобразовательная школа №7 УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Видновская СОШ №7 __________ /Казаковская О.И./ Приказ №170-А от 29.08. 2014 г Рабочая программа по биологии 6В класс (базовый уровень) Составитель: Родиюк Нина Владимировна, учитель биологии первой категории. 2014-2015 учебный год Пояснительная записка. Рабочая программа курса «Растения. Бактерии, грибы и лишайники» составлена на основании Примерной программы основного общего образования (базовый уровень), БУП2004 года и авторской программы по биологии в основной школе – автор И.Н.Пономарева, отражает ее содержание и ориентирована на учебник 6 класса «Биология. Растения. Бактерии, грибы и лишайники». В.П.Викторов, Н.И.Никишов. Изд.центр Владос 2003 год для общеобразовательных школ. Выбор учебника производился по следующим причинам:
На изучение курса биологии в 6 классе (базовый уровень) отводится 35 часов. Согласно действующему Базисному учебному плану , рабочая программа предусматривает изучение его в объеме 1 час в неделю. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии основного общего образования. В рабочей программе предусмотрено изменение порядка прохождения тем, а именно: тема «Клеточное строение растений» изучается после темы «Органы растения», что буквально соответствует выбранному учебнику. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний, в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой и авторской. При выполнении лабораторных работ используются гербарные образцы растений , произрастающих в Московской области. Выполнение лабораторных работ направлено на формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умение наблюдать, распознавать объекты, сравнивать и анализировать, оценивать. В рабочей программе нашло отражение сокращение учебного материала выбранного учебника, согласно с авторской программой И.Н Пономаревой. В рабочей программе сформулированы основные цели и задачи изучения биологии в данном курсе, раскрыто содержание основных тем, дана постановка учебного эксперимента, практические методики по уходу за растениями, предложены фенологические наблюдения и методы исследования, тесты и самостоятельная работа с учебником и рабочей тетрадью. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ. Основные цели школьного курса « Биология. Растения. Бактерии, грибы и лишайники» : - просветить учащихся в области таких наук как ботаника, цитология, систематика, подготовить их к изучению общей биологии, познакомить со значением растений в жизни человека и всей планеты Земля, дать представление об основных сельскохозяйственных растениях, воспитывать бережное отношение к природе, научить принимать правильные решения в области природопользования, объяснить значение бактерий, грибов и лишайников. Задачи этого курса: -получение системы знаний о структурно-функциональной организации растительного организма, представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе; -получить представление о многообразии живых организмах и принципах их классификации; -ознакомить учащихся с простейшими методами изучения растений, постановкой опытов и экспериментов , применяемых в биологии. Содержание курса. Тема№1 Введение. Общее знакомство с растениями. -3 часа, из них : Лабораторная работа №1 «Строение цветка». Тема№2 Клеточное строение растений -2 часа, из них Лабораторная работа №2 № Строение клеток кожицы лука» Тема№3 Органы цветковых растений -10 часов. Из них Лабораторная работа№3«Изучение строения семян фасоли и пшеницы». Лабораторная работа №4 «Внешнее строение корней у проростков фасоли». Лабораторная работа №5 « Внешнее строение корневища, клубня и луковицы». Тема№4 Основные процессы жизнедеятельности растений -6 часов, из них Лабораторная работа №6 « Черенкование комнатных растений» Тема№5 Основные отделы царства растений -7 часов, из них Лабораторная работа №7 « Изучение шишек и семян голосеменных растений» Тема№6 Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле -2 часа. Тема№7 Царство Бактерии -1 час. Тема№8 Раздел№1Царство Грибы.-1 час Лабораторная работа №8 «Изучение строения плесневых грибов» Раздел№2. Лишайники. -1 час Тема№9 Природные сообщества. -1 час Итоговая контрольная работа за 6 класс -1 час. ИТОГО: 35 часа в год. Лабораторных работ-8шт. Содержание курса. Тема№1.Введение-3 часа. Основные царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные. Наука о расте6ниях – ботаника. Роль в природе и жизни человека. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Признаки растений. Высшие и низшие растения. Основные органы растений Семенные и споровые растения. Растение – живой организм (биосистема). Демонстрации: Наглядные пособия (муляжи, плакаты, таблицы). Лабораторная работа№1. ««Строение цветка». Тема№2. Строение растительной клетки- 2 часа. Строение клетки, оболочка, поры, вакуоль, цитоплазма, ядро. Особенности строение мякоти листа. Хлоропласты, хлорофилл. Поступление веществ в клетку, движение цитоплазмы. Деление и рост. Ткань. Виды тканей: покровные, механические, проводящие, основные. Функции основных видов тканей. Демонстрации: Микропрепараты тканей растения, таблицы, плакаты. Лабораторная работа №2 № Строение клеток кожицы лука» Тема№3.Органы цветковых растений-10 часов. Строение корня. Строение почки. Строение листа. Строение стебля. Строение цветка. Строение плода. Строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм. Особенности строения семян однодольных и двудольных растений. Демонстрации: Таблицы, муляжи, коллекции. Лабораторная работа№3«Изучение строения семян фасоли и пшеницы». Лабораторная работа №4 «Внешнее строение корней у проростков фасоли». Лабораторная работа №5 « Внешнее строение корневища, клубня и луковицы». Тема№4.Основные процессы жизнедеятельности растений.-6 часов. Корневое питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ из почвы .Нитраты: рост листьев и стеблей. Калий: рост подземных побегов, холодостойкость. Фосфор: ускоренное созревание плодов, холодостойкость. Воздушное питание растений. Космическая роль зеленых растений. Фотосинтез. Локализация процессов. Условия и необходимые вещества и продукты. Значение дыхания. Опыты, подтверждающие дыхание. Значение воды в жизни растений. Экологические группы растений по отношению к воде. Этапы и механизмы водообмена. Вегетативное размножение. Его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения. Размножение растений: половое и бесполое. Опыление и оплодотворение у растений. Биологическое значение полового и бесполого размножения. Рост и индивидуальное развитие. Взаимосвязь роста и развития в жизнедеятельности растения. Зависимость от условий среды. Демонстрации: Таблицы, плакаты, магнитные карточки, разборные модели. Лабораторная работа №6 « Черенкование комнатных растений» Тема№5.Основные отделы царства растений.-7 часов. Основные признаки водорослей. Слоевище, ризоиды. Зеленые, бурые, красные водоросли. Места обитания и распространение. Значение водорослей в природе и в жизни человека. Основные признаки мхов. Споровые высшие растения. Изменения в строении растений в связи с выходом на сушу. Листостебельные мхи: кукушкин лен и сфагнум (на выбор). Основные признаки папоротников. Многообразие папоротников. Голосеменные растения. Особенности строения голосеменных растений: появление семян, развитие корневой системы. Значение голосеменных растений. Разнообразие голосеменных: хвойные растения (сосна, ель). Особенности строения покрытосеменных растений. Органы цветкового растения. Жизненные формы покрытосеменных. Признаки класса Двудольные. Сельскохозяйственные растения: овощные, плодово - ягодные, масличные, кормовые культуры. Признаки класса однодольных. Признаки строения растений семейства Злаковые и Лилейные. Демонстрации: Гербарий, плакаты, определители растений, таблицы. Лабораторная работа №7 « Изучение шишек и семян голосеменных растений» Тема№6. Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле.-2 часа. Понятие об эволюции растительного мира как процессе усложнения растений и растительного мира. Приспособления к условиям существования. Дикорастущие и культурные растения. Многообразие и происхождение культурных растений. Центры происхождения культурных растений. Демонстрации: Карты, таблицы, плакаты, презентации. Тема№7. Царство бактерии-1 час Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения. Питание размножение, образование спор. Значение бактерий в природе и жизни человека. Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочно – кислые, болезнетворные бактерии. Демонстрации: плакаты, таблицы. Тема№8. Раздел №1.Царство грибы.-1 час. Признаки царства Грибы. Строение грибов: грибница, плодовое тел Разнообразие грибов по способу питания. Особенности строения плесневых грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл, дрожжи. Особенности строения шляпочных грибов. Мицелий. Микориза. Шляпочные грибы (съедобные и ядовитые) , наиболее часто встречающиеся в Московской области. Демонстрации: муляжи шляпочных грибов, природные объекты: трутовик . Лабораторная работа №8 «Изучение строения плесневых грибов» Раздел№2. Отдел лишайники.-1 час. Лишайники. Строение и значение. Демонстрации: природные объекты- гербарий и энциклопедия лишайников( презентация). Тема№9. Природные сообщества.-1 час. Фитоценоз. Естественные природные сообщества: лес, степь. Пищевые цепи. Роль растений в круговороте веществ. Демонстрации: Таблицы и плакаты, презентации. Итоговая контрольная работа.-1 час. Итого: 35 часов. Лабораторных работ-8 шт. Требования к уровню подготовки выпускников. В результате изучения курса биологии в 6 классе раздел «Биология. Растения. Бактерии, грибы и лишайники» на базовом уровне учащиеся должны знать: -основные понятия по разделам строение и функции органов цветковых растений; -классификацию цветковых растений и их хозяйственное назначение; -отделы растений; -строение и жизнедеятельность бактерий , грибов и лишайников; -структуру и состав растительных сообществ; -значение растений для жизни на планете Земля. обладать умениями и навыками: -распознавать органы растения; -находить связь между строением и функциями органов; -вести фенологические наблюдения; -размножать комнатные растения; -ухаживать за растениями; -проводить простейшие опыты и эксперименты; -пользоваться микроскопом, готовить препараты; -работать с учебником и дополнительной литературой справочного характера. Календарно-тематическое планирование уроков.
Список литературы и методическое обеспечение уроков. 1.Сборник нормативных документов БИОЛОГИЯ Федеральный компонент государственного стандарта. 2.Примерная программа по биологии основного общего образования. 3.Федеральный базисный учебный план. 4.Учебник для 6 класса « Биология. Растения. Бактерии, грибы и лишайники» автор В.П.Викторов, А.И.Никишов Изд.центр Владос 2003 год. 5.Программа биология в основной школе автор И.Н.Пономарева. Вентана-Граф» 2006 год. 2.Поурочные задания, тесты, контрольные работы для 6-7 класса под редакцией Г.И. Лернера. 3.Электронные уроки и тесты. Биология в школе. Растительный мир. Просвещение МЕДИА. 4. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. 2 СД фирмы 1С: Школа. 5.Электронный атлас для школьника. Ботаника 6-7 класс. 1 СД фирмы Новый диск. 6.Сборник дифференцированных заданий 5-7 классы , 1 СД – издательство Учитель. Рабочая программа предусматривает использование другой литературы в рамках требований Примерной программы по биологии основного общего образования. Дополнительная литература для самостоятельной работы учащихся. 1.Биология.6 класс. Авт. М.Б. Беркенблит. Изд. Бином. 2008г. 2.Биология 6 класс. Тесты. Авт. Одинович. М.В. 3.Биологоия.6 класс. Занимательные материалы. Авт. Цыбасова В.И. Изд. Корифей. Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся. Кроме того, при ведении курса в 6 классе на каждом уроке используется серия мультимедийных уроков и презентаций, разработанная учителем Родиюк Н.В. и учащимися школы, а также материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов http://school-collection.edu.ru/) . Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ www.bio.1 september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября» www.bio.nature.ru – научные новости биологии www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий» www.ukazka/ru-ext,yst –учебные материалы www.rusedu.info- учебные материалы www.pedsovet.ru – учебные материалы Дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой включает: - учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.); - учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации самостоятельной работы учащихся,) - инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания биологического образования); -система электронного голосования «Вердикт» для тестовой проверки знаний учащихся; - варианты разноуровневых и творческих домашних заданий; - материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету (перечень тем рефератов и исследований по учебной дисциплине, требования к НИР, рекомендуемая литература). Материально-техническое обеспечение преподавания учебного предмета «Биология» ориентировано на реализацию федерального компонента Государственного образовательного стандарта по биологии (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы). Средства обучения (ИСО, ТСО, наглядные средства обучения). СОГЛАСОВАНО На заседании ШМО Протокол №______ От «________»_/__________/ «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР _____________ / Онохова В.Г./ «_______________» /___________/ |
Приказ №170-а от 29. 08. 2014 г рабочая программа по биологии 6А, класс базовый уровень Буп2004 года и авторской программы по биологии в основной школе – автор И. Н. Пономарева, отражает ее содержание и ориентирована... | Рабочая программа (базовый уровень) по биологии для 7 а,б классов на 2014 2015 учебный год Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: В. В. Латюшин, В.... | ||
Рабочая учебная программа по биологии на 2013-2014 учебный год Разработано на основе примерной Программы для общеобразовательных учреждений: Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. / авторы... | Рабочая программа по биологии 10- 12 класс является логическим продолжением... Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Федерального... «Биосферный уровень организации жизни», «Биогеоценотический уровень организации жизни», «Популяционно – видовой уровень организации... | Рабочая программа по биологии «Биология. Общая биология» Базовый уровень. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы... | ||
Рабочая программа по химии, 8 класс, базовый уровень сергеевой оксаны сергеевны Данная рабочая программа по химии предназначена для учащихся 8 класса, (базовый уровень) муниципального бюджетного образовательного... | Рабочая программа по биологии 10 11 класс Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) для 10-11... | ||
Рабочая программа по биологии 7 класс (уровень базовый) ... | Рабочая программа по биологии 7 класс (уровень базовый) ... | ||
Рабочая программа по биологии 10-11 класс Программа И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова «Биология. Базовый уровень.» В соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством... | Рабочая программа по биологии (8 класс) разработана на основе Примерной... Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации №1089... | ||
Рабочая программа по биологии 7 класс (уровень базовый) Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Байлянгар | Рабочая программа по биологии уровень: базовый Учебник: Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев Н. И. Биология. Человек. 8 класс. Дрофа, 2012 | ||
О. В. Антышева Приказ №317 от 25. 08. 2014 г «Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике и икт (базовый уровень)»... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной... Программа среднего (полного) общего образования по биологии. 10 – 11 классы. Базовый уровень. Под редакцией И. Б. Агафоновой, В.... |