Рабочая программа по биологии (8 класс) разработана на основе Примерной программы основного общего образования «Биология» 8 класс (базовый уровень) и авторской программы под редакцией Трайтака. Программа разработана в соответствии со следующими документам





Скачать 367.56 Kb.
НазваниеРабочая программа по биологии (8 класс) разработана на основе Примерной программы основного общего образования «Биология» 8 класс (базовый уровень) и авторской программы под редакцией Трайтака. Программа разработана в соответствии со следующими документам
страница1/4
Дата публикации05.10.2014
Размер367.56 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Воротская средняя общеобразовательная школа № 6.
Утверждаю:

Директор МБОУ

Воротской СОШ №6

Фомичева В.П.___________

Приказ №____от «_____» _____2013 г


Рабочая программа

5-9 класса – комплекта

по биологии 8 класса

на 2013-2014 учебный год

III уровня образования

(основная школа)


Программа разработана

учителем биологии

Скажинской Натальей Юрьевной.


Программа обсуждена на заседании ШМО

учителей общеобразовательных дисциплин

Протокол № __1__ от ______.2013 г.

Руководитель ______________________

Ворота 2013 г.

Пояснительная записка по биологии 8 класс.
Рабочая программа по биологии (8 класс) разработана на основе Примерной программы основного общего образования «Биология» 8 класс (базовый уровень) и авторской программы под редакцией Трайтака.

Программа разработана в соответствии со следующими документам:

  1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации №1089 от 05.03.2004 года)

  2. Примерной программы основного общего образования по биологии (Департамент государственной политики в сфере образования, 2004 год)

  3. Авторской программы по биологии: под редакцией Д.И. Трайтака

  4. Концепция национально – регионального компонента государственного стандарта общего образования РХ (утверждена коллегией МО и науки РХ от 25.06. 2004 г. протокол №4)

  5. Кодификатора элементов экзаменационных работ и требований к уровню подготовки выпускников для проведения государственной итоговой аттестации (в новой форме) по биологии

  6. Санитарно – эпидемиологических правил и нормативов (Постановление от 29.12.2010 №189 об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 – 10)

  7. Положение «О порядке и разработке утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов и дисциплин» утверждено директором ОУ Приказ «4 от 02.09.2013 г

Согласно учебного плана школы (приказ № 3 от 02.09.2013 г) на урок биологии выделено 2 часа на базовом уровне.

Используемые учебники в 8 классе 2007 – 2010 гг. соответствуют федеральному перечню учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ, к использованию в образовательном процессе, в образовательных учреждениях на 2013 – 2014 учебный год (Приказ Минобрнауки России №1067 от 19.12.2012). Приказу ОУ №140 – 1 от 04.04.2013 г).

Авторизованная и рабочая программа за 2012-2013 учебный год реализована в полном объеме.

Общая характеристика учебного предмета.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, способов деятельности. Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся понятия об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, прежде всего экологическую, природоохранительную грамотность.

Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирование их научного мировоззрения.

Общий обзор организма человека вполне подготавливает учащихся к рассмотрению механизма регуляции процессов жизнедеятельности. Сведения о регуляции используются при последующем изучении строения и функций систем органов. Применение функционального подхода повышает эффективность формирования понятия об организме, как едином целом, позволяет сориентировать учащихся на здоровый образ жизни. Для приобретения навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. Все практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

В школьном курсе биологии прослеживаются межпредметные связи как вертикальные (между ступенями образования) так и горизонтальные (на одной ступени образования) между биологией и другими курсами.

Химия: химические явления, химическое загрязнение окружающей среды, жиры, белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, гормоны, химия и здоровье.

География: охрана окружающей среды

Информатика: поиск информации, выполнение компьютерных презентаций

История: вклад ученых разных стран в становлении биологии как науки

Иностранный язык: в здоровом теле – здоровый дух.
Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о строении организма человека и  присущих ему закономерностях развития,  жизнедеятельности, о роли биологической науки в практической деятельности людей; психологии, гигиене, медицине и др. областях; методах познания живой природы в целом и человека в частности;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов протекающих в организме, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за организмом, биологических экспериментов, социометрических методик, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;  целесообразности здорового образа жизни;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для возможности  оказания первой медицинской помощи; соблюдение гигиенических норм и правил,  оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов.

В связи с внедрением в систему образования этнологических знаний и важностью повышении этнокультурологической компетентности выпускников школ, при изучении темы идет вкрапление в урок материала местного значения о Республике Хакасия.

Темы: «Происхождение человека», «Расы человека», «Происхождение человека», «Опора и движение» - влияние исторических и социально – экономических условий, тренировок на формирование и развития скелета кочевников и современных хакасов. Общность хакасского народа по фенотипу с монголами и другими тюркскими народами. «Высшая нервная деятельность», «Типы нервной деятельности» –типы нервной системы в зависимости от территории проживания и расовой принадлежности, определяет тип хакасского народа как сангвистический и на основе этого подходим к выводу о доброжелательности, покладистом и бесконфликтном совместном проживании на территории разных народов.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Характеристика класса: количество обучающихся 8 человек. Процент качества обучения за 2012 – 2013 учебный год средний, на «4» и «5» закончило 4, на «3» тоже 4 обучающихся . В целом класс с удовлетворительным потенциалом.

В связи с большим объемом изучаемого материала и дефицитом времени большинство практических работ включено в состав комбинированных уроков или уроков изучения нового материала и могут оцениваться по усмотрению учителя. Некоторые практические работы, требующие длительного выполнения, рекомендованы в качестве домашнего задания.

     Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения предмета «Биология» в 8 классе 68 часов из расчёта двух учебных часов в неделю.

  В курсе биологии 8 класса предусмотрено проведение 12 лабораторных работ.

Содержание образования


Раздел

Кол-во часов

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранении здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека.

ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

1

Место человека в системе животного мира. Сходство человека с животными. Отличия человека от животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современно человека. Расы.

СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

6

Клетка структурная и функциональная единица организма. Ткани организма человека, их строение и функции. Организм человека как единая система. Внутренняя среда организма человека. Гомеостаз.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА

6

Характеристика нервной системы человека: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нервы, нервные волокна и нервные узлы. Рефлекторная деятельность организма человека. Рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо, рефлекторные цепи.
Строение и функции спинного мозга. Головной мозг. Строение и функции коры больших полушарий. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия.

ОРГАНЫ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ. НЕЙРОГУМАРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА

4

Гуморальная регуляция функций в организме. Железы и их классификация. Железы внутренней секреции, особенности их строения и функций. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Гипофиз. Эпифиз. Щитовидная железа. Паращитовидные железы. Надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Гипоталамо-гипофизарная система регуляции функций организма и роль обратных связей в этом процессе. Взаимодействие систем нервной и гуморальной регуляции.

ОРГАНЫ ЧУВСТВ. АНАЛИЗАТОРЫ. СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ

6

Значение органов чувств в жизни человека. Виды ощущений. Рецепторы. Органы чувств. Анализаторы и сенсорные системы. Глаза и зрение. Зрительное восприятие. Оптическая система. Сетчатка — рецепторная часть глаза. Зрительные рецепторы: колбочки и палочки. Нарушения зрения: близорукость, дальнозоркость, цветовая слепота. Гигиена зрения. Ухо и слух. Звуковое восприятие. Строение и функции органа: наружное, среднее и внутреннее ухо. Гигиена слуха. Органы равновесия, обоняния, вкуса, мышечного и кожного. Взаимодействие анализаторов. Профилактика заболеваний органов чувств. Влияние экологических факторов на органы чувств.

ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

10

Потребности и мотивы поведения. Рефлекторная теория поведения. И.М. Сеченов и И. П. Павлов- основоположники учения о высших (психических) функциях нервной системы. Теория доминанты А. А. Ухтомского и теория функциональной системы поведения П. К. Анохина. Наследственные программы поведения: инстинкты и безусловные рефлексы. Запечатление (импринтинг). Ненаследственные программы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность, озарение (инсайт). Учение И. П. Павлова о двух сигнальных системах. Речь ее функции. Мышление. Поведение. Психика. Сон как форма приобретенного поведения. Виды сна. Сновидения. Гигиена сна. Память, ее значение и виды. Типы ВНД и темперамента. Разнообразие чувств: эмоции, стресс.

ПОКРОВЫ ТЕЛА

2

Кожа - наружный покров тела. Строение и функции. Производные кожи: волосы, ногти, потовые и молочные железы. Влияние на кожу факторов окружающей среды. Гигиена кожи. Уход за ногтями и волосами. Закаливание организма.

ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ (СИСТЕМА ОРГАНОВ ДВИЖЕНИЯ)

5

Скелет человека, его строение, значение и функции. Свойств состав, строение и соединение костей. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на его развитие.
Строение и функции мышц. Основные группы мышц тела человека. Работа и утомление мышц. Значение физических упражнений для формирования скелета и развития мышц. Нарушение нормального развития опорно-двигательной системы

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА

5

Состав внутренней среды организма: межклеточная жидкость -лимфа, кровь.
Состав и функции крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Донорство. Свертывание крови. Защитные функции крови. Роль фагоцитов, работы И. И. Мечникова по изучению фагоцитоза. Иммунитет и его виды. Дефекты иммунной системы. Роль предохранительных прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Понятие о гомеостазе.

КРОВООБРАЩЕНИЕ И ЛИМФОТОК

4

Кровообращение, его значение. Органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды (артерии, вены, капилляры). Круги кровообращения. Ток лимфы в организме. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Тоны сердца. Регуляция работы сердца. Синусный узел. Систолический объем сердца. Электрокардиография. Пульс. Особенности и причины движения крови по сосудам, перераспределение крови в организме. Скорость кровотока в сосудах. давление крови. Гигиена сердечнососудистой системы. Профилактика сердечнососудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Влияние факторов окружающей среды на работу сердечнососудистой системы.

ДЫХАНИЕ

4

Общая характеристика процесса дыхания человека. Органы дыхания, их строение и функции. Дыхательные движения. Легочные объёмы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Тренировка дыхательных мышц. Предупреждение повреждений голосового аппарата. Борьба с пылью и веществами, загрязняющими воздух. Вред табакокурения. Профилактика воздушно-капельных инфекций. Первая помощь при нарушении дыхания. Искусственное дыхание.

ПИЩЕВАРЕНИЕ

5

Питание и его роль в развитии организма. Пищеварение. Питательные вещества и пищевые продукты. Строение и функции органов пищеварения. Ферменты. Вклад И. П. Павлова в изучение пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Значение зубов и языка в механической обработке пищи. Слюна и слюнные железы. Рефлекс слюноотделения. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Нервная и гуморальная регуляция желудочной секреции. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в тонком и толстом кишечнике. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний. Профилактика пищевых отравлений.

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ

6

Общая характеристика обмена веществ. Виды обмена веществ: пластический, энергетический, общий, основной. Обмен органических веществ, его регуляция. Биологическая ценность белков пищи. Водно-минеральный обмен и его регуляция. Витамины, их роль в жизнедеятельности организма человека. Авитаминозы и гиповитаминозы. Питание. Нормы питания. Пищевые рационы. Усвояемость пищи. Терморегуляция организма человека. Первая помощь при тепловых и солнечных ударах, ожогах, обморожениях.

ВЫДЕЛЕНИЕ

2

Роль органов выделения в обмене веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование вторичной мочи и ее выведение из организма. Профилактика заболеваний мочевыделительной системы.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА

3

Строение мужских и женских половых систем. Половые клетки: яйцеклетка и сперматозоид. Созревание половых клеток. Оплодотворение. Развитие оплодотворенной яйцеклетки, зародыш. Плацента. Беременность и роды. Развитие человека после рождения. Период новорожденности, раннее детство, дошкольный период, школьный период, подростковый период. Юность. Физиологическая, психическая и социальная зрелость. Роль наследственности и социальных факторов в интеллектуальном развитии человека.


Практические работы

п/п

Название работы

Номер урока

1

Строение клетки

3

2

Животные ткани

5

3

Определение физического развития

6

4

Строение головного мозга

12

5

Строение глаза

20

6

Обнаружение слепого пятна

21

7

Химический состав костей

37

8

Исследование крови

43

9

Измерение давления

47

10

Измерение пульса в покое и при нагрузке

48

11

Измерение жизненной емкости легких

52

12

Действие слюны на пищу

56
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по биологии (8 класс) разработана на основе Примерной программы основного общего образования «Биология» 8 класс (базовый уровень) и авторской программы под редакцией Трайтака. Программа разработана в соответствии со следующими документам iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального...
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта и Примерной программы основного общего...
Рабочая программа по биологии (8 класс) разработана на основе Примерной программы основного общего образования «Биология» 8 класс (базовый уровень) и авторской программы под редакцией Трайтака. Программа разработана в соответствии со следующими документам iconРабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе федерального...
Программа разработана в соответствии с Примерной программой основного (общего) образования на основе авторской программы по биологии...
Рабочая программа по биологии (8 класс) разработана на основе Примерной программы основного общего образования «Биология» 8 класс (базовый уровень) и авторской программы под редакцией Трайтака. Программа разработана в соответствии со следующими документам iconПояснительная записка Рабочая учебная программа курса «Литература...
Коровиной В. Я. (Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Базовый уровень)10-11 (профильный). В. Я. Коровина,...
Рабочая программа по биологии (8 класс) разработана на основе Примерной программы основного общего образования «Биология» 8 класс (базовый уровень) и авторской программы под редакцией Трайтака. Программа разработана в соответствии со следующими документам iconРабочая программа по изо 7 класс, базовый уровень
Рабочая программа составлена в соответствии с гос, на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному...
Рабочая программа по биологии (8 класс) разработана на основе Примерной программы основного общего образования «Биология» 8 класс (базовый уровень) и авторской программы под редакцией Трайтака. Программа разработана в соответствии со следующими документам iconРабочая программа по изобразительному искусству 5 класс, базовый уровень
Рабочая программа составлена в соответствии с фгос ооо, на основе примерной программы основного общего образования по зобразительному...
Рабочая программа по биологии (8 класс) разработана на основе Примерной программы основного общего образования «Биология» 8 класс (базовый уровень) и авторской программы под редакцией Трайтака. Программа разработана в соответствии со следующими документам iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Федерального государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы В. Б....
Рабочая программа по биологии (8 класс) разработана на основе Примерной программы основного общего образования «Биология» 8 класс (базовый уровень) и авторской программы под редакцией Трайтака. Программа разработана в соответствии со следующими документам iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса по геометрии...
Примерной программы основного общего образования (базовый уровень) с учетом требований федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по биологии (8 класс) разработана на основе Примерной программы основного общего образования «Биология» 8 класс (базовый уровень) и авторской программы под редакцией Трайтака. Программа разработана в соответствии со следующими документам iconРабочая программа учебного курса география 6 класс
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по географии под редакцией А. И. Алексеева (М.: Просвещение, 2009), примерной...
Рабочая программа по биологии (8 класс) разработана на основе Примерной программы основного общего образования «Биология» 8 класс (базовый уровень) и авторской программы под редакцией Трайтака. Программа разработана в соответствии со следующими документам iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной...
Программа среднего (полного) общего образования по биологии. 10 – 11 классы. Базовый уровень. Под редакцией И. Б. Агафоновой, В....
Рабочая программа по биологии (8 класс) разработана на основе Примерной программы основного общего образования «Биология» 8 класс (базовый уровень) и авторской программы под редакцией Трайтака. Программа разработана в соответствии со следующими документам iconРабочая программа повышенного уровня сложности разработана на основе...
Сведения о примерной учебной программе, об авторской программе с указанием наименования этой программы, автора, года издания на основе...
Рабочая программа по биологии (8 класс) разработана на основе Примерной программы основного общего образования «Биология» 8 класс (базовый уровень) и авторской программы под редакцией Трайтака. Программа разработана в соответствии со следующими документам iconРабочая программа По технологии (девочки)
Программа разработана на основе : Примерной программы основного общего образования по технологии (базовый уровень) и Программы для...
Рабочая программа по биологии (8 класс) разработана на основе Примерной программы основного общего образования «Биология» 8 класс (базовый уровень) и авторской программы под редакцией Трайтака. Программа разработана в соответствии со следующими документам iconРабочая программа по биологии 10- 12 класс является логическим продолжением...
Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по...
Рабочая программа по биологии (8 класс) разработана на основе Примерной программы основного общего образования «Биология» 8 класс (базовый уровень) и авторской программы под редакцией Трайтака. Программа разработана в соответствии со следующими документам iconМахов С. И. География. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по географии под редакцией А. И. Алексеева (М.: Просвещение, 2009), примерной...
Рабочая программа по биологии (8 класс) разработана на основе Примерной программы основного общего образования «Биология» 8 класс (базовый уровень) и авторской программы под редакцией Трайтака. Программа разработана в соответствии со следующими документам iconРабочая программа по русскому языку, 8 «М» класс Пояснительная записка...
Рабочая программа разработана на основе программы основного общего образования по русскому языку под редакцией Разумовской М. М (5-9...
Рабочая программа по биологии (8 класс) разработана на основе Примерной программы основного общего образования «Биология» 8 класс (базовый уровень) и авторской программы под редакцией Трайтака. Программа разработана в соответствии со следующими документам iconАннотация рабочей программы по учебному предмету «Биология»
Программа разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, примерной программы...
Рабочая программа по биологии (8 класс) разработана на основе Примерной программы основного общего образования «Биология» 8 класс (базовый уровень) и авторской программы под редакцией Трайтака. Программа разработана в соответствии со следующими документам iconПрограмма по учебному предмету «Технология» для 5-8 классов создана...
Программа разработана на основе : Примерной программы основного общего образования по технологии (базовый уровень) и Программы для...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск