Скачать 0.56 Mb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования « Ставропольская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Учебно-методическая разработка по частной микробиологии с вирусологией для студентов стоматологического факультета Ставрополь, 2012г. УДК 616- 093/ 098 (07) ББК 52.64я73 У-91 Учебно-методическая разработка по частной микробиологии с вирусологией для студентов стоматологического факультета.- Ставрополь: Изд: СГМА, 2012.-68с. Составители: зав. каф. проф. И.А. Базиков; проф. Т.В Таран. доценты: А.Х. Казиев, Е.В. Лысогора, ассистенты: И. В. Климанович, В.А. Лысогора, М. М. Минасян, Е.В. Чекрыгина. В учебно-методической разработке представлен план практических занятий по частной микробиологии с вирусологией для студентов стоматологического факультета список теоретических вопросов по каждой теме. Предложен список учебной литературы и тематический план лекций. Предназначен для студентов 2-го курса стоматологического факультета при изучении частной микробиологии, вирусологии. Рецензенты: Ходжаян А.Б. д.м.н., профессор, заведующая кафедрой биологии СтГМА; Тимченко Л.Д. профессор кафедры общей биологии СГУ Разрешено к печати редакционно-издательским советом СтГМА УДК 616- 093/ 098 (07) ББК 52.64я73 У-91 Ставропольская государственная Медицинская академия,2012 ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ ПО ЧАСТНОЙ МИКРОБИОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО факультета ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ, ОБСУЖДАЕМЫХ НА ЛЕКЦИЯХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЧАСТНОЙ МИКРОБИОЛОГИИ, ВИРУСОЛОГИИ
1. Что содержит препарат? 2. Как его получают? 3.Для чего его применяют? ЗАНЯТИЕ 1 Тема: «ОБЩАЯ ВИРУСОЛОГИЯ».Цель - научится применять полученные знания по общей микробиологии в частной, ознакомится с устройством и особенностями работы вирусологической лаборатории. Разобрать лабораторные методы исследования применяемые при вирусных заболеваниях, научится определять титр вирусов в РГА, ставить и учитывать реакцию торможения гемагглютинации применение которых необходимо будущим специалистам в рамках обязанностей врача. I. Вопросы для обсуждения: 1. Обсуждение теоретических и практических вопросов по теме занятия по общепринятой схеме. II. практическая работа: Методы лабораторных исследований при вирусных заболеваниях: 1. Вирусоскопический: микроскопия мазков с внутриклеточными включениями (Тельца Бабеша - Негри, Морозова – Пашена, Гварниери, мазок - отпечаток со слизистой носа, РИФ). 2. Вирусологический: а) выделение вирусов из инфекционного материала (культура клеток, куриный эмбрион, животные); б) определение вируса в материале (ЦПД, реакция гемагглютинации, гемадсорбции); в) идентификация выделенного вируса (РСК, преципитация, РИФ, РТГА, РГА, цветная проба, реакция нейтрализации вируса и др.); г) учет РГА, РТГА, определение титра взвеси вируса (антигена) на культуре клеток (цветная проба). 3. Биологический: методы заражения животных, определение вирусного инфицирования. Реакция нейтрализации вируса на животных. 4. Серологический: а) реакции иммунитета, РТГА, РН, РСК, РИФ, ИФА, РНГА, преципитации, задержки ЦПД и др. б) учет реакции нейтрализации для обнаружения титра антител (цветная проба, РН). III. Вопросы для самоподготовки: а) Какие методы используются для культивирования вирусов. б) Как заражают новорожденных мышей? в) Что собой представляют тельца Бабеша -Негри и какими методами их окрашивают? г) Что такое культура ткани? д) Ткани каких органов используются для получения культур клеток? е) Какие среды и солевые растворы применяют для выращивания и обработки культур ткани? ж) Какого возраста эмбрионы используются для заражения? з) Зачем делают пересев клеток при поддержании штамма культуры клеток в лабораторных условиях. и) Какого возраста эмбрионы используются для заражения? к) Как определяют место расположения при овоскопии? л) Как обрабатывается эмбрион перед заражением? м) Какие существуют методы заражения куриного эмбриона? н) Как обнаруживают наличия вируса в культуре клеток? о) С какой целью может быть использован метод цветных проб? п) Как ставят реакцию гемадсорбции? Как выглядит положительная реакция гемадсорбции? р) Что собой представляет метод бляшек? с) Как обнаруживают вирус в курином эмбрионе? т) Как вскрывают зараженный эмбрион? у) Как обнаруживают вирус гриппа в курином эмбрионе? ф) Как вскрывают зараженный эмбрион? х) Почему происходит реакция агглютинации эритроцитов в присутствии вируса гриппа? Каков механизм этой реакции? ц) Что такое реакция торможения (нейтрализация) гемагглютинации? Для чего она используется? ч) Как обнаруживают изменения в хорионаллантоисной оболочке, вызванные вирусом? IV. Письменное задание: 1. Записать методику заражения куриного эмбриона. 2. Перечислить ингредиенты для постановки РГА. 3. Перечислить ингредиенты для постановки РТГА. 19.Бухарин О.В. Персистенция патогенных бактерий. – М.: Медицина, 1999. 20.Краткий терминологический словарь микробиолога-биотехнолога / Под ред. Ю.А. Овчинникова. – М.: АН СССР, 1989 г. 21.Елинов Н.П. Основы биотехнологии. – С-Петербург: Изд. фирма «Наука», 1995 г. 22.Микробиология А.А. Воробьев, А.С. Быков, Е.П. Пашков, А.М.Рыбакова. – М., 1998 г. ЗАНЯТИЕ 2 Тема: «МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГРИППА И ЗАБОЛЕВАНИЙ ПОЛОСТИ РТА, ВЫЗЫВАЕМЫХ ВИРУСОМ ГЕРПЕСА» Цель - научится применять полученные знания по общей микробиологии в частной. Разобрать лабораторные методы исследования применяемые при вирусных заболеваниях, научится определять титр вирусов в РСК, ставить и учитывать реакцию торможения гемагглютинации применение которых необходимо будущим специалистам в рамках обязанностей врача. Ознакомится с основными респираторными инфекциями, вызываемые вирусами, их лабораторной диагностики. Разобрать особенности иммунитета и механизм действия интерферона. . Семейство: Orthomyxoviridae Семейство: Herpesviridae Род: Influenzavirus Род: Alphaherpesvirus. Вид: Грипп А Вид: Virus herpes simplex Грипп В Virus herpes zoster I. Вопросы для обсуждения Обсуждение теоретических и практических вопросов по теме занятия по общепринятой схеме. II. Практическая работа: Методы лабораторной диагностики гриппа и герпеса: 1. Вирусоскопический: риноцитоскопия, РИФ; 2. Вирусологический: а) Произвести забор материала от больного респираторными вирусными инфекциями (носоглоточный смыв, соскобы с герпетических высыпаний, содержимое пузырьков). Метод подготовки исследуемого материала к посеву на куриный эмбрион. б) Методика выращивания чистой культуры вируса с использованием куриного эмбриона, культуры клеток. Постановка РГА для доказательства накопления вирусов в клетках и идентификация вирусов в РТГА, РСК и др. 3. Поставить РТГА, провести учет этой реакции. 4. Профилактика и лечение респираторных вирусных инфекций с помощью биопрепаратов. Диагностические препараты. III. Вопросы для самоподготовки: а) Дайте общую характеристику ортомиксовирусов, герпесвирусов. б) Какую структуру имеет вирион гриппа, герпеса? в) Какие микробиологические методы применяются для диагностики вирусных респираторных и герпетических инфекций? г) В чем особенность серологических методов диагностики ОРВИ? д) Какими методами выделяется культура вируса гриппа и вируса герпеса? е) Каким методом обнаруживается наличие вируса гриппа, выращенного на курином эмбрионе? ж) На чем основана РТГА? Каковы особенности ее постановки и учета результатов при обнаружении противогриппозных антител? IV. Письменной задание:
ЗАНЯТИЕ 3 Тема: «МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЭНТЕРОВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЙ И ВИРУСНЫХ ГЕПАТИТОВ». Цель – научится применять полученные знания по общей микробиологии в частной. Разобрать лабораторные методы исследования применяемые при вирусных заболеваниях печени и ЦНС, научится определять титр вирусов в РСК, реакции нейтрализации вирусов методом цветной пробы, ставить и учитывать реакцию торможения гемагглютинации, ознакомится с РИФ, ИФА, ПЦР применение которых необходимо будущим специалистам в рамках обязанностей врача. Семейство: Picornaviridae Род: Enterovirus Виды: возбудитель полиомиелита – Poliovirus poliomielitis возбудитель Коксаки А, В возбудитель EСНО. ВИРУСЫ ВЫЗЫВАЮЩИЕ ГЕПАТИТЫ: Семейство: Picornaviridae Род: Hepatovirus Вид: HAV. Семейство: Hepadnaviridae Род: Orthohepadnavirus Вид: HBV. Семейство: гепатит Е - подобные вирусы Вид: HЕV. Семейство: Flaviviridae Род: Hepacivirus Вид: HCV, HDV. Семейство: Deltavirus Вид: HDV (дефектный) Семейство: Circinoviridae Вид: HTTV I. Вопросы для обсуждения 1. Обсуждение теоретических и практических вопросов по теме занятия по общепринятой схеме. II. Практическая работа: 1. Вирусологический метод диагностики полиомиелита: а) выращивание вируса на культурах клеток и лабораторных животных; б) идентификация вирусов в реакции нейтрализации методом цветной пробы. 2. Серологический метод: Обсуждение реакций, применяемых для серодиагностики заболеваний, вызываемых ЕСНО (РТГА), вирусами КОКСАКИ А и В (реакция нейтрализации и цветной пробы), вирусами полиомиелита (РН, преципитации, РСК, ИФА). 3. Диагностика вирусных гепатитов. а) диагностика вирусного гепатита В: - определение австралийского антигена в крови больного иммуноферментным методом, методом встречного иммуноэлектрофореза, РСК, преципитации. ПЦР - диагностика. Определение антител к НВS -антигену. б) диагностика вирусного гепатита А: - обнаружение вируса в фекалиях больного с помощью ИФА, РИА, РЭМ. Подготовка исследуемого материала. - серодиагностика - определение нарастания титра антител с помощью ИФА. в) Методы серодиагностики при НСV, НDV вирусных инфекциях. 4. Специфическая профилактика и лечение энтеровирусных инфекций. III. Вопросы для самоподготовки: а) Какова классификация пикорновирусов? б) Дайте общую характеристику группы энтеровирусов? в) Какие вирусологические методы применяют для диагностики полиомиелита и других энтеровирусных заболеваний? г) Как выделяют вирус полиомиелита от больных? д) Какие серологические методы диагностики могут быть использованы при заболевании полиомиелитом? е) Какие заболевания вызывают вирусы Коксаки и Есно? ж) Какие способы применяются для обнаружения и выделения вирусов Коксаки? з) Как обнаруживают и идентифицируют вирусы Коксаки А и В? и) Как определяется цитопатическое действие вируса полиомиелита? к) Каковы пути заражения А-, F– гепатитами? л) Дать характеристику вирусных В , С- и Е- гепатитов? н) Что такое интерферон? IV. Письменное задание:
ЗАНЯТИЕ 4 ИТОГОВОЕ ПО ТЕМЕ: «МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЙ» Цель – закрепление теоретических знаний, применение которых необходимо будущим специалистам в рамках обязанностей врача. ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ:
ЗАНЯТИЕ 5 |
Методическое пособие по частной микробиологии с вирусологией и иммунологией... Методическое пособие по частной микробиологии для студентов стоматологического факультета. Ставрополь – Изд: сгма, С. 38 | Методические разработки к практическим занятиям и вопросы самоподготовки... Методические разработки к практическим занятиям и вопросы самоподготовки для студентов по общей микробиологии стоматологического... | ||
Экзаменационные вопросы по микробиологии и вирусологии микрофлора... Медицинская микробиология. Предмет и задачи микробиологии. Этапы развития медицинской микробиологии. Работы Л. Пастера и Р. Коха... | Календарно-тематический план внеаудиторной самостоятельной работы... | ||
Конспект Компьютерный вирус Методические разработки к практическим занятиям и вопросы самоподготовки для студентов по общей микробиологии стоматологического... | Программа практических занятий по общей микробиологии для студентов... Современное представление об инфекционном процессе. Динамика развития инфекционного процесса | ||
Тема: «Компьютерные вирусы и антивирусные программы». Цели урока Методические разработки к практическим занятиям и вопросы самоподготовки для студентов по общей микробиологии стоматологического... | Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине... Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине “Медицина катастроф” для студентов 4 курса стоматологического... | ||
Методическая разработка по изучению Конституции Российской Федерации... Создание условий для формирования у детей уважения к Основному Закону Российской Федерации | Методические указания для подготовки к экзамену по патологической... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «омская государственная медицинская академия»... | ||
Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине... Тема №38: “Подготовка лечебно-профилактического учреждения к работе в чрезвычайных ситуациях” | Учебно-методическое пособие по английскому языку Предисловие Методическая разработка предназначена для студентов IV курса очного и заочного отделений филологического факультета. Целью является... | ||
Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине... ... | Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине... ... | ||
Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине... Тема №36: “Задачи, организационная структура и основы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф” | Методическая разработка для проведения семинара по учебной дисциплине... Тема №36: “Задачи, организационная структура и основы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф” |