Рабочая программа учителя





Скачать 284.8 Kb.
НазваниеРабочая программа учителя
страница1/2
Дата публикации19.11.2017
Размер284.8 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2


Рассмотрено

Руководитель РМО

Протокол №____

от «___» _________20 __г.



Согласовано

Заместитель директора по УВР МОУ «Грибоедовская СОШ»

_____ /______________/

ФИО

от «___» _________ 20 __г.


Утверждаю

Директор МОУ «Грибоедовская СОШ»

_____ /______________/

ФИО

Приказ №______

от «___» _________ 20 __г.



МОУ «Грибоедовская СОШ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

Дубовой Ольги Ивановны, 1 категория

Ф.И.О., категория

по биологии, 8 класс

предмет, класс и т.п.


20__ - 20__ учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа по биологии разработана на основе Программы основного общего образования по биологии 8 класс «Человек» . Авторы:, Н.И. Сонин, М.Р. Сапин (2006г.) и Государственного образовательного стандарта.

Предлагаемая программа предназначена для изучения курса «Человек» в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в V классе учебником «Природоведение» А.А. Плешакова и Н.И. Сонина и учебниками «Живой организм» Н.И. Сонина для учащихся 6 классов, «Многообразие живых организмов» для учащихся 7классов. Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии.
Задачи обучения: овладения учащимися знаниями об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.

Цели рабочей программы:
Обучающие цели :

  • Усвоение учащимися знаний о человеке как биосоциальном существе;

  • Формирование учащихся представлений об истории развития биологической науки, о значении биологических знаний в жизни людей;

  • Развитие знаний об основных методах биологической науки;

  • Овладение умениями применять биологические знания для обоснования жизнедеятельности и сохранения здоровья организма человека;

  • Развитие у учащихся умений проводить наблюдения за своим организмом.

Развивающие цели :

  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • Привитие к учащимся интереса к познанию своего организма и к профессиям, связанным с медициной.

Воспитательные цели :

  • Воспитание позитивного ценностного отношения к природе;

  • Формирование ценностного отношения к жизни как феномену;

  • Развитие у учащихся понимания ценности биологического разнообразия как условия сохранения жизни на Земле.

Тематическое и поурочное планирование к учебнику Н. И. Сонина, М.Р.Сапина «Человек» (М.; «Дрофа», 2011) составлено согласно следующей расчасовке на изучение отдельных тем:


Раздел/

тема


Название темы


Количество

часов


1.


Место человека в системе органического мира


2


2.


Происхождение человека


2


3.


Краткая история развития знаний о строении и функциях

организма человека


2


4.


Общий обзор строения и функций организма человека


3


5.


Координация и регуляция


12


6.


Опора и движение


8


7.


Внутренняя среда организма


4


8.


Транспорт веществ


5


9.


Дыхание


5


10.


Пищеварение


5


11.


Обмен веществ и энергии


2


12.


Выделение


2


13.


Покровы тела


3


14.


Размножение и развитие


3


15.


Высшая нервная деятельность


6


16.


Человек и его здоровье


6




ИТОГО


70


Содержание программы учебного курса


Тема 1. Место человека в системе органического мира (2ч) (Данная тема подлежит изучению, но не включена в Требования к уровню подготовки выпускников)

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

  • Демонстрация скелетов человека и позвоночных таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.

Тема 2. Происхождение человека (2ч)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

  • Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (2ч) (Данная тема подлежит изучению, но не включена в Требования к уровню подготовки выпускников)

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андрес Везалий.

  • Демонстрация портретов великих ученых –анатомов и физиологов.

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (3ч)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

  • Демонстрация схем систем органов человека.

  • Лабораторные и практические работы

Изучение микроскопического строения тканей*. Распознавание на таблицах органов и систем органов*.

Тема 5. Координация и регуляция (12ч)

Гуморальная регуляция
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно – гуморальная регуляция.

  • Демонстрация схем строения эндокринных желез; таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.

Нервная регуляция
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

  • Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.

  • Лабораторные и практические работы

Изучение головного мозга человека (по муляжам)*. Изучение изменения размера зрачка*.

Тема 6. Опора и движение (8ч)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно – двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении актвности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно – двигательной системы.

  • Демонстрации скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно – двигательной системы.

  • Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего строения костей*. Измерение массы и роста своего организма*. Выявления влияния статического и динамической работы на утомление мышц*.

Тема 7. Внутренняя среда организма (4ч)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.
Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.*

  • Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.

  • Лабораторная работа

Изучение микроскопического строения крови*.

Тема 8. Транспорт веществ (5ч)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевание органов кровообращения, их предупреждение.

  • Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток и органов кровообращения.

  • Лабораторные и практические работы

Измерение кровяного давления*. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений*.

Тема 9. Дыхание (5ч)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

  • Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.

  • Практическая работа

Определение частоты дыхания*.

Тема 10 Пищеварение (5ч)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения.*

  • Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов

  • Лабораторные и практические работы

Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал*. Определение норм рационального питания*.

Тема 11. Обмен веществ и энергии (2ч)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.*

Тема 12. Выделение (2ч)

Конечные продукты обмен веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

  • Демонстрация модели почек.

Тема 13. Покровы тела (3ч)
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

  • Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.

Тема 14. Размножение и развитие (3ч)
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Тема 15. Высшая нервная деятельность (6ч)
Рефлекс – основа нервной деятельности. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина.* Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Тема 16. Человек и его здоровье (3ч)
Соблюдение санитарно – гигиенических норм и правил здорового образ жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска, стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

  • Лабораторные и практические работы

Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений*. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье*.


* Курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников .


Требования к уровню знаний и умений учащихся, заканчивающих 8 класс.

В результате изучения предмета учащиеся должны:

знать/понимать

  • фундаментальные понятия биологии;

  • строение и основные процессы жизнедеятельности клетки;

  • строение и функции органов, систем органов, их нейрогуморальную регуляцию;

  • топографию органов в организме человека;

  • особенности строения организма человека, обусловленные трудовой деятельностью, прямохождением, социальным образом жизни;

  • особенности внутренней среды организма, иммунитета, обмена веществ, терморегуляции, рационального питания;

  • особенности роста и развития человеческого организма;

  • влияние факторов внешней среды на химическое, физическое и соматическое здоровье человека;

  • приемы оказания первой неотложной помощи при несчастных случаях;

  • влияние физической и умственной нагрузки на организм, факторы укрепляющие, сохраняющие здоровье;

  • влияние образа жизни и вредных привычек (алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания), ВИЧ-инфекция на организм человека;

уметь

  • распознавать органы и системы органов по таблицам, рисункам, влажным препаратам, фотографиям;

  • находить связь между строением и функциями органов;

  • объяснять влияние труда, отдыха, образа жизни и вредных привычек на организм человека;

  • работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

  • осуществлять элементарные приемы самонаблюдений за состоянием своего здоровья в целом и систем органов в отдельности;

  • оказывать элементарную доврачебную помощь при несчастных случаях;

  • распознавать отклонение от нормы в состоянии органов и систем органов;

  • работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат.


Учебно-методическое обеспечение:


1. Программы основного общего образования по биологии 8 класс «Человек». Авторы:, Н.И. Сонин, М.Р. Сапин (2006г.)

    1. Примерная программа.

    2. Учебник: Биология. Человек. 8 класс. /авт. Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. Москва, «Дрофа», 2011.

    3. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек». Авт. Н.И. Сонин. Москва, Дрофа, 2012



Рассмотрено

Руководитель РМО

Протокол №____

от «___» _________20 __г.



Согласовано

Заместитель директора по УВР МОУ «Грибоедовская СОШ»

_____ /______________/

ФИО

от «___» _________ 20 __г.


Утверждаю

Директор МОУ «Грибоедовская СОШ»

_____ /______________/

ФИО

Приказ №______

от «___» _________ 20 __г.




Календарно-тематическое планирование
По биологии

предмет

Класс___8______
Учитель Дубова Ольга Ивановна

Количество часов:

Всего 68 час; в неделю 2 час.
Контрольных работ – 5

Лабораторных и практических работ - 15

Учебник:

Биология. Человек. 8 класс. /авт. Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. Москва, «Дрофа», 2011

название, автор, издательство, год издания

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учителя iconРабочая программа по изобразительному искусству. 4 класс
Дополнительная литература для учителя: Обучение в 4 классе. Пособие для учителя четырёхлет нач шк. В 2 кн. Кн. 2; Под ред. Б. И....
Рабочая программа учителя iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Многие из нас с благодарностью вспоминают первого учителя, любимого учителя, лучшего учителя…
Рабочая программа учителя iconФилиал мкоу богородской сош нестиарская оош
Расстояние от стола учителя до первых столов составляет 0,8м, от доски до стола учителя 1м. В классе размещается 4 двухместных, одного...
Рабочая программа учителя iconРабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной...
Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 10. 2000 г. №751
Рабочая программа учителя iconПрограмма по английскому языку 3 класс Пояснительная
Н. Рабочая программа ориентирована на использование учебника М. З. Биболетовой, а также дополнительных пособий: для учителя (книга...
Рабочая программа учителя iconРабочая программа по географии 5 класс учителя географии
В отличие от примерных программ гос 2004 г примерные программы второго поколения предполагают самостоятельную работу учителя по распределению...
Рабочая программа учителя iconРабочая программа учителя географии сагьдиева Рамиля Шамиловича учителя...
В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений...
Рабочая программа учителя iconРабочая программа учебного курса по физике основного общего образования...
Рабочая программа предназначена для обучения обучающихся 7 класса, которые имеют средний уровень мотивации. Основная доля, а это...
Рабочая программа учителя iconРабочая программа по курсу «Информатика и икт» для 10 класса учителя информатики
Рабочая программа составлена на основе инструктивного письма мо и н рт №9127/13 от 09. 07. 2013
Рабочая программа учителя iconРабочая программа по предмету «Окружающий мир» учителя начальных классов
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций
Рабочая программа учителя iconРабочая программа по предмету «география» ( 7 -к класс ) учителя географии
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 7-го класса общеобразовательной средней школы
Рабочая программа учителя iconРабочая программа учителя

Рабочая программа учителя iconСценарий на День учителя Песня «Школьные годы чудесные»
Всех собравшихся в этом зале мы спешим поздравить с замечательным праздником – днем учителя. Дорогие наши учителя, в этот день мы...
Рабочая программа учителя iconНовинки библиотеки
Благодарим за подаренные книги Кашину В. П., зам директора по учебно-воспитательной работе, Сыропятову Н. Е., учителя русского языка...
Рабочая программа учителя iconРабочая программа учителя начальных классов первой квалификационной...
Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре
Рабочая программа учителя iconРабочая программа по изобразительному искусству учителя начальных классов
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для 3 класса на 2012 – 2013 учебный год составлена на основе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск