Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Березовская средняя общеобразовательная школа № 10.
Утверждаю:
и.о. Директора МБОУ
Березовская СОШ № 10
Н. Н.Сухарева
___________________
№_____
«___»_________2014 г. Рабочая программа
на 2014/2015 учебный год.
Учитель:
Категория:
Предмет: Биология
Класс: 9
Рассмотрено на заседании
МО педагогов
Естественно-математического
направления
«___»____________ 2014 г.
Протокол № ___
Руководитель МО
____________О. В. Полозова
Согласованно:
«_____»_________2014 г.
Заместитель директора по УВР
_____________ Н. Н. Сухарева Программа: авторская программа основного общего образования по биологии для 9 класса – авторы: В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова, Н.И.Сонин – М.: Дрофа, 2007 Учебник: 9 класс, Учебник для общеобразовательных учебных учреждений Авторы: В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова, Н.И.Сонин
Название: Биология. Общие закономерности.
Издательство: М.: Дрофа, 2006.- 282 с.
Количество часов в неделю:
по программе: ___2________
по учебному плану школы: ____2_____
практические работы: ______8_________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на базе авторской программы (авторы: В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова, Н. И. Сонин) основного общего образования по предмету «Общая биология» за 9 класс, которая рассчитана на 2 часа в неделю с общим количеством 70 часов за весь курс(авторская программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации), с учетом школьного учебного плана общее количество часов программы 70 часов.
Согласно федеральному компоненту учебного плана данный курс биологии полностью реализуется и соответствует программе.
При изучении темы «Развитие жизни на Земле» часовой объем программы увеличен на 1 час (с 3 часов до 4 часов) для закрепления и обобщения изученного материала темы.
При изучении раздела «Размножение и индивидуальное развитие организма» часовой объем программы увеличен на 1 час (с 5 часов до 6 часов) для закрепления и обобщения изученного материала раздела.
При изучении раздела «Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии» часовой объем программы увеличен на 2 часа (с 5 до 7 часов) для более подробного изучения темы «Формы взаимоотношений между организмами» и для закрепления и обобщения изученного материала раздела.
Для повторения и закрепления знаний учащихся по курсу «Общая биология» взяты 4 часа из резервного времени.
Дополнительные часы взяты из резервного времени, предусмотренного авторской программой. Цель: Изучение и формирование у учащихся теоретических и прикладных основ общей биологии. Задачи:
Научить учащихся пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения происхождения и развития жизни на Земле, а так же различных групп растений и животных, в том числе и человека.
Продолжить развитие у учащихся давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам.
Закрепить навык работы с микроскопом и изготовления простейших препаратов для микроскопических исследований.
Вырабатывать у учащихся навыки: решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале, работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план текста, конспект, реферат, владеть языком предмета.
Межпредметные связи:
Неорганическая химия, органическая химия, физическая и экономическая география, физика.
Для контроля уровня знаний учащихся используются такие виды и формы контроля как: дифференцированный, индивидуальный, письменный опрос, самостоятельная, проверочная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания.
Компетенции
|
Знать
| Особенности жизни как формы существования материи.
Роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации.
Фундаментальные понятия биологии.
Сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости.
Основные биологические теории: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза.
Соотношение социального и биологического в эволюции человека.
|
Уметь
| Пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а так же различных групп растений и животных, в том числе и человека.
Давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам.
Работать с микроскопом и изготавливать простейшие препараты для микроскопических исследований.
Решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале.
Работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат.
Владеть языком предмета.
Кратко пересказывать доступный по объему текст естественно-научного характера.
Пользоваться приборами и следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
Пользоваться правилами поведения в природной среде.
Оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
|
СТРУКТУРА КУРСА
№ п/п
| Тема
| Количество часов
|
| Введение.
| 1
|
1
| Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле.
Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.
|
2
| 2
| Развитие биологии в додарвиновский период.
| 2
| 3
| Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора.
| 5
| 4
| Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.
| 2
| 5
| Микроэволюция.
| 2
| 6
| Биологические последствия адаптации. Макроэволюция.
| 3
| 7
| Возникновение жизни на Земле.
| 2
| 8
| Развитие жизни на Земле.
| 4
|
9
| Раздел 2. Структурная организация живых организмов.
Химическая организация клетки.
|
2
| 10
| Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.
| 3
| 11
| Строение и функции клеток.
| 5
|
12
| Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов.
Размножение организмов.
|
2
| 13
| Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)
| 4
|
14
| Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов.
Закономерности наследования признаков.
|
10
| 15
| Закономерности изменчивости.
| 6
| 16
| Селекция растений, животных и микроорганизмов.
| 4
|
17
| Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.
Биосфера, ее структура и функции.
|
4
| 18
| Биосфера и человек.
| 3
| 19
| Заключение.
| 4
|
| Итого
| 70
| ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
№ п/п
| Тема
| Кол-во
| Сроки проведения
| 1
2
| Лабораторная работа №1
Изучение приспособлений организмов к среде обитания.
Лабораторная работа №2
Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.
| 1
1
| 1 четверть
| 3
| Лабораторная работа №3
Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах.
| 1
| 2 четверть
| 4
5
| Лабораторная работа №4
Решение генетических задач и составление простейших схем скрещивания.
Лабораторная работа №5
Построение вариационного ряда и вариационной кривой.
| 1
1
| 3 четверть
| 6
7
8
| Лабораторная работа №6
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
Лабораторная работа №7
Изучение и описание экосистем своей местности, выявление типов взаимодействий разных видов в данной экосистеме.
Лабораторная работа №8
Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.
| 1
1
1
| 4 четверть
|
| ИТОГО
| 8
|
| |