Скачать 0.51 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра биологии УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Дисциплина «Энтомология и защита растений» Блок дисциплин ОПП – Б3.В.5.3 Профессиональный цикл Направление подготовки 020400.62 «Биология» Квалификация выпускника - Бакалавр Форма обучения - очная Сыктывкар 2011 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра биологии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплина «Энтомология и защита растений» Блок дисциплин ОПП – Б3.В.5.3 Профессиональный цикл Направление подготовки 020400.62 «Биология» Квалификация выпускника - Бакалавр Форма обучения - очная
Сыктывкар 2011 Пояснительная записка 1. Цели и задачи освоения дисциплины: 1.1. Цель освоения дисциплины Курс «Энтомология и защита растений» - одна из основных зоологических дисциплин. Она очень важна в прикладном плане. Данная дисциплина предназначена для решения многих теоретических и практических проблем современной зоологии и биологии в целом. На экологической основе развивается сельскохозяйственная, лесная, медицинская энтомология. Без знания экологии насекомых невозможна рациональная борьба с вредителями, использование многочисленных полезных видов. Массовые вспышки численности насекомых, приносящие колоссальные убытки сельскому хозяйству, значение насекомых как переносчиков разнообразных болезней человека, животных и растений и многие другие вопросы заставляют заниматься энтомологией в самых разных ее аспектах. В рамках данного курса организмы изучаются в единстве с их средой, как живой компонент "блоков" биосферы – биогеоценозов, или экосистем. Данная дисциплина изучает вредителей сельскохозяйственных культур и разрабатывает меры по ограничению их численности и вредоносности в агроценозах. Цель данного курса - изучить особенности организации и биологии насекомых, познакомиться с разнообразием отрядов насекомых, рассмотреть общие вопросы экологии насекомых, а также основные особенности их морфо-физиологических адаптаций, сформировать у студентов целостное представление об отношениях насекомых с окружающей их средой, о роли насекомых в различных процессах, протекающих в биосфере, о значении насекомых в жизни человека, сформировать у студентов знания, умения и навыки по защите сельскохозяйственных культур от насекомых - вредителей. 1.2. Задачи освоения дисциплины Задачи курса «Энтомология и защита растений» заключаются в том, чтобы познакомиться с особенностями организации, биологии и разнообразием насекомых, с основными средами обитания насекомых, с особенностями действия физико-химических факторов в разных средах на насекомых, с основными биологическими особенностями насекомых - вредителей растений и мерами борьбы с ними. Основными задачами курса «Энтомология и защита растений» являются:
Теоретические знания, полученные студентами на лекциях и в ходе самостоятельной работы с учебниками и методической литературой, закрепляются проведением лабораторных занятий, на которых студенты повторяют, закрепляют на практике и расширяют изученный материал. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Место в учебном плане – Цикл Б3.В.5.3 – Профессиональный цикл. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Энтомология и защита растений» является специальным курсом, который читается для студентов-бакалавров IV курса. Материалы данного курса предусматривают обобщение знаний по зоологии, которые были получены в течение предшествующих лет обучения. В начале освоения дисциплины «Энтомология и защита растений» студент должен иметь достаточные знания в области всех зоологических курсов (физиология, большой практикум, зоология беспозвоночных животных, биология индивидуального развития, сравнительная анатомия животных и др.) в объеме программы бакалавриата по направлению «Биология», прослушав соответствующие курсы и имея по ним положительные оценки. В рамках курса «Энтомология и защита растений» предполагается более углубленная проработка всех имеющихся знаний студентов. В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие компетенции: ОК-1, 8; ПК-1, 2, 3, 5. Выпускник-бакалавр: ОК-1 – следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека; ОК-8 – проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения; ПК-1 – демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы; ПК-2 – использует методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов; ПК-3 – демонстрирует знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем; ПК-5 – применяет современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой. На материале курса студент должен проявлять способность к творчеству, системному мышлению, самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения, самостоятельно анализировать имеющуюся информацию, профессионально оформлять и представлять результаты исследовательских работ. Требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: особенности строения, биологии, экологии и разнообразия насекомых, в том числе, и вредителей растений; основные экологические факторы, определяющие развитие и распространение насекомых; основные таксономические группы насекомых и их роль в биосфере; экологическую роль различных групп насекомых в сообществах и экосистемах; особенности экологии представителей основных таксонов насекомых; основные виды насекомых - вредителей, их жизненные циклы, требования к условиям окружающей среды, вредоносность и распространение; современные системы защиты основных сельскохозяйственных культур от насекомых – вредителей. Уметь: разбираться в многообразии экологических форм насекомых; определять по внешнему виду важнейшие отряды насекомых и отличать последних от других беспозвоночных; определять важнейшие типы повреждений растений насекомыми; оперировать основными экологическими понятиями и аргументировать выводы, устанавливать взаимосвязи между средой и её факторами и разнообразием насекомых, как неотъемлемой компоненты природных сообществ и экосистем, диагностировать насекомых - вредителей по стадиям их развития и типам повреждения растений; подбирать наиболее эффективные и экологически безопасные защитные мероприятия против вредителей. Владеть: базовыми представлениями об основных закономерностях и современных достижениях экологии насекомых; навыками анализа роли, выполняемой различными группами насекомых в природных сообществах; методами учета вредителей с.-х. культур; методами составления систем защиты растений от вредителей. Интерактивная форма работы Лабораторные занятия по курсу «Энтомология и защита растений» (16 часов) проводятся в интерактивной форме с использованием интерактивной доски и мультимедийной системы. 4. Структура и содержание дисциплины «Экология насекомых» Объем дисциплины: Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа, в том числе самостоятельная работа в объеме не менее 32 часов. Виды учебной работы: Лекционные, лабораторные занятия, самостоятельная работа (реферирование, подготовка к лабораторным занятиям, подготовка к зачету). 4.1. Тематический план
4.2. Содержание дисциплины Тема 1. Введение. Предмет, задачи и методы энтомологии. Разнообразие, распространение и роль насекомых в природе и для человека. Студент должен знать: основные этапы развития, предмет, задачи и методы энтомологии. Студент должен уметь: ориентироваться в многообразии насекомых, объяснять причины, ограничивающие размеры беспозвоночных животных. Студент должен владеть: представлениями о преимуществах и недостатках мелких размеров насекомых, о роли беспозвоночных животных (в т.ч. и насекомых) в природе и значении их для человека. Содержание темы: Краткий очерк истории энтомологии. Энтомология как биологическая дисциплина. Основные этапы формирования энтомологии. Предмет, задачи, методы, основные разделы энтомологии. Разнообразие и распространение насекомых. Факторы, ограничивающие размеры насекомых. Гипотезы, объясняющие ограничение размеров членистоногих. Преимущества и недостатки мелких размеров насекомых. Насекомые – особая группа беспозвоночных животных. Роль беспозвоночных животных (в т.ч. насекомых) в природе и значение их для человека. Самостоятельная работа: Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления темы. Повторить основные задачи экологии, основные этапы развития экологии и разделы современной экологии. Рекомендуемая литература по теме: Основная: Бей - Биенко Г.Я. Общая энтомология. М.1980. 416 с. Бондаренко Н.В., Поспелов С.М., Персов М.П. Общая и с.-х. энтомология. Л.: Агропромиздат, 1991. 432 с. Защита растений от вредителей. Учебное пособие / под ред. В.В. Исаичева. М.: Колос, 2001. Сельскохозяйственная энтомология. Под ред. А.А. Мигулина. М.,1986. 446с. В.Б. Чернышев. Экология насекомых. М., изд-во МГУ, 1996. 304 с. Дополнительная: Осмоловский Г.В., Бондаренко Н.В. Энтомология. Изд. 2-е. Л.,1989. 359с. Плавильщиков Н.Н. Определитель насекомых: краткий определитель наиболее распространенных насекомых Европейской части России. М.: Топикал, 1994. 544 с. Практикум по сельскохозяйственной энтомологии. Учеб. пособие. Под ред. Н.В. Бондаренко. Л: Колос, 1976. Словарь-справочник энтомолога. Составители: Ю.А. Захваткин, В.В. Исаичев. М.: Нива России, 1992. 334 с. Л.В. Чеснова. Основные этапы развития экологии насекомых в СССР. М., «Наука», 1988. 176 с. Экология почвенных беспозвоночных. М., «Наука», 1973. 224 с. |
Программа наименование дисциплины фитопатология и энтомология Защита растений от вредителей: Учебник для вузов / под ред. В. В. Исаичева. М.: Колос, 2002. 472с с ил | Учебно-методический комплекс дисциплина «Энтомология» Охватывает нижнюю часть лампы. К узкому концу воронки (диаметр 6-10 см) подвешивается стеклянная банка, наполненная на 2/3 4 ным... | ||
Пояснительная записка Дисциплина «Ботаника. Систематика семенных растений» Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов по специальности 020803. 65 – Биоэкология | Учебно-методический комплекс дисциплины иностранный язык 090104.... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс правоведение Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин специальности и является обязательной... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физика» Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин специальности и является обязательной... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Английская драма от Шекспира до Шеридана (дисциплина по выбору студента): Учебно-методический комплекс дисциплины. Ооп 050300. 62... | Учебно-методический комплекс дисциплины дисциплина «всеобщее управление качеством» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Н. П. Мелешко, В. В. Полянский проблемы защиты прав потерпевших учебно–методический... Учебно–методический комплекс по курсу «Проблемы защита прав потерпевших» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Cпециальность 050102 Биология Ботаника с основами фитоценологии. Часть Анатомия и морфология растений: Учебно-методический комплекс по дисциплине для специальности... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Отечественная история... Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин специальности и является обязательной... | Учебно-методический комплекс дисциплины дисциплина «иностранный язык» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины /Сост.: И. И. Иванов; Бийский пед гос ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск:... | «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных... Дисциплина входит в цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин специальности и является дисциплиной по выбору студента.... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 01 Ботаника: систематика... В результате освоения программы курса «Систематика низших растений» специалист должен | Учебно-методический комплекс дисциплины В курсе физиологии растений рассматриваются протекающие в растительном организме метаболические процессы, обеспечивающие приспособление... |