Задание для дистанционного обучения. Биология 10 класс ------------------------------------------------------------------------------------------------- Тема 1. Клетка – единица живого.
Учебник Д.К. Беляев «Биология. 10 – 11» , &&1 – 13. Задания:
1. Известно, что химические элементы выполняют в организме разнообразные жизненно важные функции. Укажите, о каких элементах идет речь (выпишите их название или химический символ)
1. Входят в структуру зубной эмали —
2.Обеспечивают проведение импульсов по нервным волокнам -
3.Необходимы для функционирования ферментов —
4.Входят в состав гормонов (в частности, тироксина) –
5.Являются структурными компонентами костной ткани —
6. Входят в состав витаминов -
7.Связывают и переносят кислород —
8.Принимает участие в свертывании крови — 2. Заполните пропуски в тексте.
Известно, что удобной формой резервирования органического вещества для энергетических и пластических (строительных) целей в клетке являются углеводы. При этом в растительных клетках углеводы откладываются в форме ……….., в животных — в форме……………… 3. Дайте определение нуклеиновых кислот.
Нуклеиновые кислоты — 4. Впишите недостающее слово.
Мономерами нуклеиновых кислот являются — 5. Назовите основные типы нуклеиновых кислот, встречающиеся в клетке.
1.________________ 2._________________________
а)______________________
б)______________________
в)______________________ 6. Укажите функции ДНК. 7. Выберите и подчеркните правильный вариант ответа на вопрос.
Какое из нижеперечисленных химических соединений является универсальным носителем энергии в клетке?
Ответ: молочная кислота, глюкоза, АТФ, жирные кислоты, витамин С, хлорофилл, глицерин, аминокислоты. 8. Назовите органоид клетки, в котором вырабатывается универсальный носитель энергии. 9. Перечислите основные этапы энергетического обмена.
1______________________ 2______________________ 3______________________ 10. Установите соответствие между двумя вариантами процесса брожения и их характеристиками.
А. Молочнокислое брожение Б. Спиртовое брожение
1.Источник энергии — глюкоза
2.Конечные продукты — диоксид углерода и этанол
3.Конечный продукт — молочная кислота
4.Не нуждается в кислороде
5.Выход энергии — две молекулы АТФ
6.КПД процесса — 40%
А: ……………. Б: …………….. 11. Установите соответствие между названием группы организмов и ее характеристикой.
Гетеротрофы Б. Хемотрофы В.Фототрофы
В качестве внешнего источника энергии используют энергию, освобождающуюся при окислительно-восстановительных реакциях.
В качестве внешнего источника энергии используют энергию света.
В качестве внешнего источника энергии используют энергию, освобождающуюся при окислении органических соединений.
А: …………… Б: …………….. В: …………… 12. Ответьте, как называется процесс биосинтеза органических соединений из неорганических, идущий за счет световой энергии. 13.Впишите недостающее слово.
Процесс биосинтеза органических соединений из неорганических, идущий за счет энергии, освобождающейся при окислительно-восстановительных реакциях, называется___________ 14.Установите соответствие.
А.Автотрофы Б.Хемотрофы В.Фототрофы
1.Зеленые растения 2.Нитрифицирующие бактерии
3.Железобактерии 4.Грибы 5.Животные
А: …………. Б: …………. В: …………. 15. Выберите и впишите правильный вариант окончания утверждения.
Источником молекулярного кислорода, образующегося в качестве побочного продукта при фотосинтезе, является_________ (вода, диоксид углерода). 16. Дайте сравнительную характеристику прокариот и эукариот по следующим позициям.
Заполните таблицу.
-
Признаки
| Прокариоты
| Эукариоты
| Уровень организации
|
|
| Ядро
|
|
| Белки, связанные с ДНК
|
|
| Режим функционирования генома («работают» все гены или только их часть)
|
|
| Митохондрии
|
|
| Пластиды
|
|
| Уровень энергопродукции
|
|
|
17. Заполните таблицу.
Таблица «Строение клетки»
-
Название органоида | Рисунок органоида
или его описание
| Значение в клетке
|
|
|
|
ПЛАН ЛЕКЦИИ ПО ТЕМЕ1. 1.Элементарный состав клетки. Неорганические вещества клетки.
2.Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды.
3. Органические вещества клетки. Белки.
4. Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты.
5.Прокариотические клетки.
6.Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма, органоиды цитоплазмы.
7.Эукариотическая клетка. Ядро.
8. Обеспечение клеток энергией: фотосинтез, энергетический обмен углеводов.
Опорные конспекты по теме 1.
Тема 2. Наследственная информация и реализация ее в клетке.
Учебник Д.К. Беляев «Биология. 10 – 11» , &&14 – 19. Задания:
№№ 4 (с.61); 3 (с.64).
1. Приведите определение генетического кода.
Генетический код — 2. Закончите предложение.
Единицей генетического кода является триплет, представляющий собой ______ 3.Вставьте необходимую цифру.
В генетическом коде насчитывается…………разных триплета, а аминокислот известно порядка 20 видов. 4. Объясните, что такое избыточность генетического кода и каково ее биологическое значение.
Избыточность генетического кода —_____________________________
Биологическое значение: __________________________ 5.Объясните, что представляют собой так называемые «знаки препинания» в молекулах ДНК и соответствующей иРНК. Укажите биологическое значение этих «знаков препинания». 6. Раскройте содержание такого свойства генетического кода, как специфичность.
Специфичность генетического кода —_______________________________ 7. Закончите предложение.
Такое свойство генетического кода, как единство для всего органического мира Земли — от вирусов и бактерий до человека, — называется……
8. Закончите предложение.
Узнавание и связывание определенной аминокислоты, доставка ее к месту трансляции и специфическое присоединение к соответствующему триплету иРНК осуществляется с помощью……. ПЛАН ЛЕКЦИИ ПО ТЕМЕ 2.
1. Генетическая информация. Удвоение ДНК.
2. Генетический код и его свойства.
3. Биосинтез белков.
4. Вирусы.
5. Генная и клеточная инженерия.
Опорные конспекты по теме 2.
Тема 3. Размножение и развитие организмов. Учебник Д.К. Беляев «Биология. 10 – 11» , &&20 – 25.
Задания:
1. Укажите (цифрами) соответствующие характеристики бесполого и полового размножения.
Бесполое размножение:_________ Половое размножение:______________
Характеристика:
1.Начало новому организму (организмам) дает соматическая клетка (клетки).
2.Начало новому организму (организмам) дает зигота, возникающая в результате слияния мужской и женской половых клеток.
3.В процессе размножения участвует одна особь.
4.В процессе размножения участвуют две особи разного пола. 2. Перечислите периоды митотического цикла.
1 3
2 4 3.Раскройте биологическое значение митоза.
Укажите фазы митоза и сделайте схематические рисунки, отражающие события, происходящие в клетке при определенной фазе митоза.
Заполните таблицу.
-
Название фазы митоза
| Схематический рисунок
| 1.
|
| 2.
|
| 3.
|
| 4.
| у растительной клетки
| у животной клетки
|
|
|
5.Впишите недостающие слова .
Мужские половые клетки называются ______________________,
а процесс их образования - __________________________;
женские половые клетки называются - __________________ ,
апроцесс их образования - __________________________. 6.Дайте краткое описание событий, происходящих в каждом периоде сперматогенеза.
Заполните таблицу.
Сперматогенез
-
7. Дайте краткое описание событий, происходящих в каждом периоде овогенеза.
Заполните таблицу.
Овогенез
-
8.Закончите предложение.
Наука, изучающая индивидуальное развитие организмов на стадии зародыша, называется…… 9. Дайте определение онтогенеза.
Онтогенез —
10. Назовите два периода онтогенеза и укажите событие, их разграничивающее.
1
2.__________________________________________________________ 11. Перед вами неполный список стадий эмбрионального периода. Впишите недостающие стадии.
_______________, дробление, _________________, органогенез.
ПЛАН ЛЕКЦИИ ПО ТЕМЕ 3.
1. Бесполое и половое размножение.
2. Деление клетки. Митоз.
3. Мейоз.
4. Ово- и сперматогенез. Оплодотворение.
5. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов
Опорные конспекты по теме 3.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 по ТЕМЕ №1 и ТЕМЕ №2.
1. Структуру двойной спирали имеет молекула:
1)ДНК 2)РНК 3)гемоглобин 4)глюкоза
2. Мономерами нуклеиновых кислот являются:
1)аминокислоты 2)жирные кислоты 3)нуклеотиды 4)молекулы глюкозы
3. Универсальным источником энергии в клетке является:
1)урацил 2)АТФ 3)аминокислота 4)РНК
4. В состав белков входит:
1)20 различных аминокислот 2)30 различных аминокислот
3)20 различных нуклеотидов 4)10 различных нуклеотидов
5. Расщепление в клетке одной молекулы глюкозы до углекислого газа и воды сопровождается синтезом:
1) 2 молекул АТФ 2) 10 молекул АТФ 3) 38 молекул АТФ 4) 78 молекул АТФ
6. В темновую фазу фотосинтеза происходит:
1)фотолиз воды 2)синтез АТФ
3)синтез углеводов из углекислого газа и воды 4)возбуждение хлорофилла фотоном света 7. Автотрофные организмы в качестве источника углерода используют:
1)глюкозу 2)крахмал 3)метан 4)углекислый газ
8. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1.Белки – это биологические полимеры. 2.Мономерами белков являются аминокислоты. 3.В состав белков входят 30 разных аминокислот. 4.Все аминокислоты могут синтезироваться в организме человека и животных. 5.Аминокислоты соединяются в молекуле белка нековалентными пептидными связями.
9. Фрагмент молекулы ДНК (ген) содержит 1326 нуклеотидных остатков. Сколько аминокислот входит в состав белка, который кодируется этим геном?
10.Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1.По типу питания организмы подразделяются на автотрофов и гетеротрофов. 2. Автотрофы – это зеленые растения, все остальные организмы являются гетеротрофами. 3. Автотрофы способны синтезировать органические вещества из углекислого газа и воды. 4.Все автотрофы способны к фотосинтезу. 5. Все гетеротрофы способны заглатывать твердую пищу.
11. Сколько молекул АТФ будет синтезировано в клетках эукариот при полном окислении фрагмента молекулы крахмала, состоящего из 10 остатков глюкозы. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2 по ТЕМЕ №3 1. В профазе митоза происходит:
1)расхождение гомологичных хромосом 2)спирализация гомологичных хромосом
3)разделение цитоплазмы 4)удвоение ДНК
2. Деспирализация хромосом при митозе происходит:
1)в интерфазе 2)в метафазе 3)в телофазе 4)в профазе
3. При первом делении мейоза к полюсам делящейся клетки расходятся:
1)целые хромосомы из гомологичных пар 2)сестринские хроматиды
3)фрагменты хромосом из гомологичных пар 4)фрагменты негомологичных хромосом
4. Расхождение хромосом к полюсам деления клетки при митозе происходит во время:
1)телофазы 2)профазы 3)анафазы 4)метафазы
5. В мейозе одна материнская диплоидная клетка дает начало:
1)двум диплоидным 2)четырем диплоидным 3) четырем гаплоидным 4)двум гаплоидным
6. Профаза 1 мейоза отличается от профазы митоза:
1)спирализацией хромосом 2)наличием конъюгации и кроссинговера
3)образованием веретена деления 4)разрушением хромосом
7. В профазу мейоза1, как и в профазу митоза:
1.происходит синтез белка происходит 2.деспирализация хромосом
2.происходит конъюгация хромосом 4.образуется веретено деления
8. Митозу соматической клетки предшествует:
1) Мейоз. 2) Интерфаза.
3) Образования веретена деления. 4) Расхождение хромосом к полюсам клетки.
9. В результате мейоза количество хромосом в образовавшихся ядрах:
1) Удваивается. 2) Остается прежним. 3) Уменьшается вдвое. 4) Утраивается. 10. Из эктодермы образуется:
1)половая система 2)кровеносная система 3)нервная система 4)легкие
11. Вегетативное размножение характерно для:
1)простейших 2)животных 3)вирусов 4)растений
12. Из энтодермы образуется:
1)легкие 2)мышцы 3)кровеносные сосуды 4)головной мозг
13. Из мезодермы образуется:
1)нервная система 2)скелет 3)легкие 4)кишечник
14. Самая крупная яйцеклетка у:
1)страуса 2)курицы 3)гидры 4)горбуши
15. Гаструляция – это процесс образования:
1) многослойного зародыша 2) многоклеточного зародыша
3)зиготы 4)половых клеток
16. Зигота – это:
1)гаплоидная половая клетка 2)оплодотворенная яйцеклетка
3)спора 4)полиплоидная клетка
17. Укажите последовательность явлений и процессов, происходящих при подготовке к митозу и во время него.
А)расхождение дочерних хроматид к полюсам клетки
Б)спирализация хромосом
В) деспирализация хромосом
Г)удвоение клеточной ДНК
Д)формирование интерфазных ядер дочерних клеток
Е)присоединение хромосом к нитям веретена деления
18. Укажите последовательность явлений и процессов, происходящих в процессе мейоза.
А)расхождение хроматид
Б)конъюгация гомологичных хромосом
В)образование четырех гаплоидных клеток
Г)спирализация хромосом делящейся диплоидной клетки
Д)расхождение гомологичных хромосом
Е)обмен участками между гомологичными хромосомами
|