Тема Клетка – единица живого





Скачать 164.23 Kb.
НазваниеТема Клетка – единица живого
Дата публикации22.09.2013
Размер164.23 Kb.
ТипУчебник
100-bal.ru > Биология > Учебник
Задание для дистанционного обучения.
Биология
10 класс
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Тема 1. Клетка – единица живого.

Учебник Д.К. Беляев «Биология. 10 – 11» , &&1 – 13.
Задания:

1. Известно, что химические элементы выполняют в организ­ме разнообразные жизненно важные функции. Укажите, о ка­ких элементах идет речь (выпишите их название или химиче­ский символ)

1. Входят в структуру зубной эмали —

2.Обеспечивают проведение импульсов по нервным волокнам -

3.Необходимы для функционирования ферментов —

4.Входят в состав гормонов (в частности, тироксина) –

5.Являются структурными компонентами костной ткани —

6. Входят в состав витаминов -

7.Связывают и переносят кислород —

8.Принимает участие в свертывании крови —
2. Заполните пропуски в тексте.

Известно, что удобной формой резервирования органиче­ского вещества для энергетических и пластических (стро­ительных) целей в клетке являются углеводы. При этом в растительных клетках углеводы откладываются в форме ……….., в животных — в форме………………
3. Дайте определение нуклеиновых кислот.

Нуклеиновые кислоты —
4. Впишите недостающее слово.

Мономерами нуклеиновых кислот являются —
5. Назовите основные типы нуклеиновых кислот, встречаю­щиеся в клетке.

1.________________ 2._________________________

а)______________________

б)______________________

в)______________________
6. Укажите функции ДНК.
7. Выберите и подчеркните правильный вариант ответа на вопрос.

Какое из нижеперечисленных химических соединений яв­ляется универсальным носителем энергии в клетке?

Ответ: молочная кислота, глюкоза, АТФ, жирные кислоты, витамин С, хлорофилл, глицерин, аминокислоты.
8. Назовите органоид клетки, в котором вырабатывается уни­версальный носитель энергии.
9. Перечислите основные этапы энергетического обмена.

1______________________ 2______________________ 3______________________
10. Установите соответствие между двумя вариантами процесса брожения и их характеристиками.

А. Молочнокислое брожение Б. Спиртовое брожение

1.Источник энергии — глюкоза

2.Конечные продукты — диоксид углерода и этанол

3.Конечный продукт — молочная кислота

4.Не нуждается в кислороде

5.Выход энергии — две молекулы АТФ

6.КПД процесса — 40%

А: ……………. Б: ……………..
11. Установите соответствие между названием группы орга­низмов и ее характеристикой.

    1. Гетеротрофы Б. Хемотрофы В.Фототрофы

      1. В качестве внешнего источника энергии используют энергию, освобождающуюся при окислительно-восстановительных реакциях.

      2. В качестве внешнего источника энергии используют энергию света.

      3. В качестве внешнего источника энергии используют энергию, освобождающуюся при окислении органиче­ских соединений.

А: …………… Б: …………….. В: ……………
12. Ответьте, как называется процесс биосинтеза органиче­ских соединений из неорганических, идущий за счет световой энергии.
13.Впишите недостающее слово.

Процесс биосинтеза органических соединений из неоргани­ческих, идущий за счет энергии, освобождающейся при окислительно-восстановительных реакциях, называется___________
14.Установите соответствие.

А.Автотрофы Б.Хемотрофы В.Фототрофы

1.Зеленые растения 2.Нитрифицирующие бактерии

3.Железобактерии 4.Грибы 5.Животные

А: …………. Б: …………. В: ………….
15. Выберите и впишите правильный вариант окончания ут­верждения.

Источником молекулярного кислорода, образующегося в качестве побочного продукта при фотосинтезе, является_________ (вода, диоксид углерода).
16. Дайте сравнительную характеристику прокариот и эукариот по следующим позициям.

Заполните таблицу.

Признаки

Прокариоты

Эукариоты

Уровень организации







Ядро







Белки, связанные с ДНК







Режим функционирова­ния генома («работают» все гены или только их часть)







Митохондрии







Пластиды







Уровень энергопродукции








17. Заполните таблицу.

Таблица «Строение клетки»

Название органоида


Рисунок органоида

или его описание

Значение в клетке











ПЛАН ЛЕКЦИИ ПО ТЕМЕ1.
1.Элементарный состав клетки. Неорганические вещества клетки.

2.Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды.

3. Органические вещества клетки. Белки.

4. Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты.

5.Прокариотические клетки.

6.Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма, органоиды цитоплазмы.

7.Эукариотическая клетка. Ядро.

8. Обеспечение клеток энергией: фотосинтез, энергетический обмен углеводов.

Опорные конспекты по теме 1.









Тема 2. Наследственная информация и реализация ее в клетке.

Учебник Д.К. Беляев «Биология. 10 – 11» , &&14 – 19.
Задания:

№№ 4 (с.61); 3 (с.64).

1. Приведите определение генетического кода.

Генетический код —
2. Закончите предложение.

Единицей генетического кода является триплет, представ­ляющий собой ______
3.Вставьте необходимую цифру.

В генетическом коде насчитывается…………раз­ных триплета, а аминокислот известно порядка 20 видов.
4. Объясните, что такое избыточность генетического кода и каково ее биологическое значение.

Избыточность генетического кода —_____________________________

Биологическое значение: __________________________
5.Объясните, что представляют собой так называемые «знаки препинания» в молекулах ДНК и соответствующей иРНК. Укажите биологическое значение этих «знаков препинания».
6. Раскройте содержание такого свойства генетического кода, как специфичность.

Специфичность генетического кода —_______________________________
7. Закончите предложение.

Такое свойство генетического кода, как единство для всего органического мира Земли — от вирусов и бактерий до че­ловека, — называется……



8. Закончите предложение.

Узнавание и связывание определенной аминокислоты, до­ставка ее к месту трансляции и специфическое присоедине­ние к соответствующему триплету иРНК осуществляется с помощью…….
ПЛАН ЛЕКЦИИ ПО ТЕМЕ 2.

1. Генетическая информация. Удвоение ДНК.

2. Генетический код и его свойства.

3. Биосинтез белков.

4. Вирусы.

5. Генная и клеточная инженерия.

Опорные конспекты по теме 2.


Тема 3. Размножение и развитие организмов.
Учебник Д.К. Беляев «Биология. 10 – 11» , &&20 – 25.

Задания:

1. Укажите (цифрами) соответствующие характеристики бес­полого и полового размножения.

Бесполое размножение:_________ Половое размножение:______________

Характеристика:

1.Начало новому организму (организмам) дает соматическая клетка (клетки).

2.Начало новому организму (организмам) дает зигота, возникающая в результате слияния мужской и женской половых клеток.

3.В процессе размножения участвует одна особь.

4.В процессе размножения участвуют две особи разного пола.
2. Перечислите периоды митотического цикла.

1 3

2 4
3.Раскройте биологическое значение митоза.


      1. Укажите фазы митоза и сделайте схематические рисунки, отражающие события, происходящие в клетке при определен­ной фазе митоза.

Заполните таблицу.

Название фазы митоза

Схематический рисунок

1.




2.




3.




4.

у растительной клетки

у животной клетки








5.Впишите недостающие слова .

Мужские половые клетки называются ______________________,

а процесс их образования - __________________________;

женские половые клетки называются - __________________ ,

апроцесс их образования - __________________________.
6.Дайте краткое описание событий, происходящих в каждом периоде сперматогенеза.

Заполните таблицу.

Сперматогенез

Периоды

События




















7. Дайте краткое описание событий, происходящих в каждом периоде овогенеза.

Заполните таблицу.

Овогенез

Периоды

События




















8.Закончите предложение.

Наука, изучающая индивидуальное развитие организмов на стадии зародыша, называется……
9. Дайте определение онтогенеза.

Онтогенез —



10. Назовите два периода онтогенеза и укажите событие, их разграничивающее.

1

2.__________________________________________________________
11. Перед вами неполный список стадий эмбрионального пери­ода. Впишите недостающие стадии.

_______________, дробление, _________________, органогенез.


ПЛАН ЛЕКЦИИ ПО ТЕМЕ 3.

1. Бесполое и половое размножение.

2. Деление клетки. Митоз.

3. Мейоз.

4. Ово- и сперматогенез. Оплодотворение.

5. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов

Опорные конспекты по теме 3.








КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 по ТЕМЕ №1 и ТЕМЕ №2.

1. Структуру двойной спирали имеет молекула:

1)ДНК 2)РНК 3)гемоглобин 4)глюкоза

2. Мономерами нуклеиновых кислот являются:

1)аминокислоты 2)жирные кислоты 3)нуклеотиды 4)молекулы глюкозы

3. Универсальным источником энергии в клетке является:

1)урацил 2)АТФ 3)аминокислота 4)РНК

4. В состав белков входит:

1)20 различных аминокислот 2)30 различных аминокислот

3)20 различных нуклеотидов 4)10 различных нуклеотидов

5. Расщепление в клетке одной молекулы глюкозы до углекислого газа и воды сопровождается синтезом:

1) 2 молекул АТФ 2) 10 молекул АТФ 3) 38 молекул АТФ 4) 78 молекул АТФ

6. В темновую фазу фотосинтеза происходит:

1)фотолиз воды 2)синтез АТФ

3)синтез углеводов из углекислого газа и воды 4)возбуждение хлорофилла фотоном света
7. Автотрофные организмы в качестве источника углерода используют:

1)глюкозу 2)крахмал 3)метан 4)углекислый газ

8. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1.Белки – это биологические полимеры. 2.Мономерами белков являются аминокислоты. 3.В состав белков входят 30 разных аминокислот. 4.Все аминокислоты могут синтезироваться в организме человека и животных. 5.Аминокислоты соединяются в молекуле белка нековалентными пептидными связями.

9. Фрагмент молекулы ДНК (ген) содержит 1326 нуклеотидных остатков. Сколько аминокислот входит в состав белка, который кодируется этим геном?

10.Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1.По типу питания организмы подразделяются на автотрофов и гетеротрофов. 2. Автотрофы – это зеленые растения, все остальные организмы являются гетеротрофами. 3. Автотрофы способны синтезировать органические вещества из углекислого газа и воды. 4.Все автотрофы способны к фотосинтезу. 5. Все гетеротрофы способны заглатывать твердую пищу.

11. Сколько молекул АТФ будет синтезировано в клетках эукариот при полном окислении фрагмента молекулы крахмала, состоящего из 10 остатков глюкозы.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2 по ТЕМЕ №3
1. В профазе митоза происходит:

1)расхождение гомологичных хромосом 2)спирализация гомологичных хромосом

3)разделение цитоплазмы 4)удвоение ДНК

2. Деспирализация хромосом при митозе происходит:

1)в интерфазе 2)в метафазе 3)в телофазе 4)в профазе

3. При первом делении мейоза к полюсам делящейся клетки расходятся:

1)целые хромосомы из гомологичных пар 2)сестринские хроматиды

3)фрагменты хромосом из гомологичных пар 4)фрагменты негомологичных хромосом

4. Расхождение хромосом к полюсам деления клетки при митозе происходит во время:

1)телофазы 2)профазы 3)анафазы 4)метафазы

5. В мейозе одна материнская диплоидная клетка дает начало:

1)двум диплоидным 2)четырем диплоидным 3) четырем гаплоидным 4)двум гаплоидным

6. Профаза 1 мейоза отличается от профазы митоза:

1)спирализацией хромосом 2)наличием конъюгации и кроссинговера

3)образованием веретена деления 4)разрушением хромосом

7. В профазу мейоза1, как и в профазу митоза:

1.происходит синтез белка происходит 2.деспирализация хромосом

2.происходит конъюгация хромосом 4.образуется веретено деления

8. Митозу соматической клетки предшествует:

1) Мейоз. 2) Интерфаза.

3) Образования веретена деления. 4) Расхождение хромосом к полюсам клетки.

9. В результате мейоза количество хромосом в образовавшихся ядрах:

1) Удваивается. 2) Остается прежним. 3) Уменьшается вдвое. 4) Утраивается.
10. Из эктодермы образуется:

1)половая система 2)кровеносная система 3)нервная система 4)легкие

11. Вегетативное размножение характерно для:

1)простейших 2)животных 3)вирусов 4)растений

12. Из энтодермы образуется:

1)легкие 2)мышцы 3)кровеносные сосуды 4)головной мозг

13. Из мезодермы образуется:

1)нервная система 2)скелет 3)легкие 4)кишечник

14. Самая крупная яйцеклетка у:

1)страуса 2)курицы 3)гидры 4)горбуши

15. Гаструляция – это процесс образования:

1) многослойного зародыша 2) многоклеточного зародыша

3)зиготы 4)половых клеток

16. Зигота – это:

1)гаплоидная половая клетка 2)оплодотворенная яйцеклетка

3)спора 4)полиплоидная клетка

17. Укажите последовательность явлений и процессов, происходящих при подготовке к митозу и во время него.

А)расхождение дочерних хроматид к полюсам клетки

Б)спирализация хромосом

В) деспирализация хромосом

Г)удвоение клеточной ДНК

Д)формирование интерфазных ядер дочерних клеток

Е)присоединение хромосом к нитям веретена деления

















18. Укажите последовательность явлений и процессов, происходящих в процессе мейоза.

А)расхождение хроматид

Б)конъюгация гомологичных хромосом

В)образование четырех гаплоидных клеток

Г)спирализация хромосом делящейся диплоидной клетки

Д)расхождение гомологичных хромосом

Е)обмен участками между гомологичными хромосомами






















Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема Клетка – единица живого iconТематический план лекционного курса Дисциплины «Биология» Для специальности...
Биология – наука о живых системах. Задачи и методы изучения. Формы жизни. Уровни организации живого. Клетка – структурная единица...
Тема Клетка – единица живого iconЦитология наука о клетке. Клетка струтурная и функциональная единица живого
Программные задачи: Воспитывать чувство гордости за родную страну, которая стала первой в освоении космоса. Обогатить и расширить...
Тема Клетка – единица живого iconКонспект урока биологии 10 класс Учитель: Полиектова Е. Ф. Тема:...
Оборудование: компьютер, макет челюсти, плакаты «Строение зуба», «Развитие кариеса». Зеркала (индивидуальные), карточки для практических...
Тема Клетка – единица живого iconПриложение. Если тема проходится в виде блочно-модульного способа...
Продолжить формирование понятия о том, что в основе всего живого лежит клетка; развивать приемы учебной деятельности
Тема Клетка – единица живого iconРеферат по Биологии Тема: ”Клетка”
У многоклеточных форм клетки входят в состав тканей, их жизнедеятельность подчинена координирующему влиянию целостного организма....
Тема Клетка – единица живого iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вывод: Клетка- структурная единица живых организмов. Состоит из ядра, цитоплазмы и оболочки. В многоклеточном организме клетки бывают...
Тема Клетка – единица живого iconРеферат Введение
Возраст же термина “клетка” насчитывает свыше 300 лет. Впервые название «клетка» в середине XVII в применил Р. Гук. Рассматривая...
Тема Клетка – единица живого iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Петрухина Е. П. Имя В. И. Даля в школьном обучении родному языку. // Текст как единица анализа и единица обучения. Сборник научных...
Тема Клетка – единица живого iconТема урока: Количество вещества. Моль единица количества вещества
Тема урока: Металлы, положение в пс, физические свойства, нахождение в природе, применение
Тема Клетка – единица живого iconТема: «Клетка основа живых организмов»
Программа предназначена для профильного курса учащихся 10-11 классов, общеобразовательной школы
Тема Клетка – единица живого iconСлайд Итак, тема мастер-класса: «Тест как дидактическая единица русского...
Тема: «Возможности умк «Школа 2100» и учителя начальных классов в подготовке учащихся к успешной сдаче егэ»
Тема Клетка – единица живого iconРецензия на книгу Р. К. Потапова и В. В. Потапов «Язык, речь, личность», 491 стр
Фонема как единица языка, звук как единица речи. Фонологические школы. Методы фонологического анализа. Морфонология. Интонация и...
Тема Клетка – единица живого iconРеферату Тема: Лес душа всего живого
Ни один не назвал тему природы, видимо, считая её неинтересной. А когда этих учеников спросили, какая тема важна в наше время, и...
Тема Клетка – единица живого iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: «Прокариоическая клетка – бактерии, их строение, разнообразие и значение в жизни человека, и в природе»
Тема Клетка – единица живого iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Теоретическая фонетика»...
Фонема как единица языка, звук как единица речи. Фонологические школы. Методы фонологического анализа. Морфонология. Интонация и...
Тема Клетка – единица живого iconТема: «Здравствуй, природа»
Самостоятельная работа по биологии учениКА(ЦЫ) 7 кл. По теме: «Многообразие живого мира и наука систематика. Царство Прокариоты»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск