Скачать 53.63 Kb.
|
Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (по В.Ф. Шаталову). Опыт работы учителя биологии Кульковой Т.С. по реализации данной технологии в 6 классах В начале XXI века появляется особое графическое средство обучения – рисуночно-идеографическое письмо. Оно представляет собой особую знаково-символическую систему, состоящую из отдельных изобразительных элементов пиктограмм и идеограмм. При создании последних автор руководствовался общими законами систематизации любых графических изображений: выделением в них существенного, упрощением формы и повторением отдельных элементов. Выделение существенного достигается путём преувеличения отличительных признаков изображаемых предметов и явлений. Упрощение формы обеспечивается использованием изображений геометрических фигур: окружности, овала, прямоугольника, квадрата, треугольника и т.п. Повторение происходит из-за многократного использования одинаковых графических элементов, которые должны отражать только основное содержание учебного материала, ведущие идеи и центральные понятия. Целью применения технологии Шаталова является формирование ЗУН и важнейших общеучебных способов умственных действий (СУД),обучение всех детей, с любыми умственными данными, ликвидация неуспеваемости., воспитание трудолюбия, самостоятельности Метод основан на активизации внутренних мыслительных процессов в ходе восприятия, обработки и воспроизведения информации в виде рисунков и пометок. Схема применения метода опорных конспектов: Введение новой информации - укрупненный блок; - опорный конспект. Самостоятельная работа дома (памятка учащемуся): Опорный конспект; учебник; помощь родителей. Первое повторение — фронтальный контроль (урок - контроль конспекта): -вес учащиеся воспроизводят конспект по памяти; -учитель проверяет работы по мере поступления. Второе повторение - обобщение и систематизация - подготовка к зачёту; - использование всех видов контроля; - взаимоопрос и взаимопомощь; - игровые элементы В течение первого полугодия учащиеся 6 А и 6 Б классов МОУ СОШ № 1 изучали биологию по методике В.Ф. Шаталова, то есть заучивали блоки материала, предложенные учителем. В качестве домашних заданий предлагалось составить опорный конспект-схему какой - либо темы, изученной на уроке. Ребят с удовольствием выполняли такие задания, проявляя творческие способности, самостоятельность, выдумку. Ребята составляли схемные конспекты по темам: «Бактерии», «Грибы», «Плесневые грибы», «Грибы – паразиты», «Одноклеточные водоросли», «Многоклеточные водоросли», «Мхи,», «Хвощи, плауны, папоротники», «Лишайники», «Голосеменные растения», «Строение семян», «Побег» Какую цель преследует учитель, давая задание такого характера? Прежде всего, узнать чему научился ученик за определённый промежуток времени (выявить его рост)? Вот основные вопросы, на которые должен ответить учитель, анализируя графические работы учащихся (есть ли рост у учеников в целом и в отдельности) по данной теме:
При изучении темы «Побег» была проведена проверочная работа, в которой ребята должны были составить опорный конспект по теме: «Побег и почки. Внешнее строение листа» Общий анализ графических работ сведён в таблицу. Контрольную работу выполняли 50 учащихся.
На основании анализа таблицы можно сделать вывод, что почти все учащиеся полностью усвоили учебный материал и запомнили строение побега. При просмотре графических работ учащихся можно заметить рост освоения методики, хотя и ещё очень незначительный. В начале применения данной методики учащиеся больше уделяют внимание рисункам, текстовым словам, а порой и целым предложениям, то к концу полугодия они набирают сумму знаков, символов используя только связующие фразы, биологические термины, понятия. Конспект получается менее загруженным, что дает отвечающему широту мыслительной деятельности при изложении материала, и он меньше привязан к конспекту. Анализ графического конспекта дает возможность учителю выяснить понимание учащимися основ изучаемого материала. Существует множество критериев, которые помогают определить это, наблюдая за рисунками учащихся: глубина и широта знаний — знает только в пределах изучаемого, или имеет опережающее, погружающее значение; оригинальность мышления — использование ЗУН с других областей науки, техники, личного опыта Рост учащегося очевиден как для учителя, так и для него самого, т.к. он получает удовлетворение от ответа. На этом этапе (индивидуальная защита графического конспекта), учащиеся начинают понимать значимость этого метода для себя (умение строить правильно и красиво предложения). Итогом применения метода В.Ф. Шаталова считается: Высокий % качества знаний Отсутствие неуспевающих учеников; Каждый учащийся приобщается к ежедневному трудовому напряжению, воспитывается трудолюбие, воля; Возникает познавательная самостоятельность, уверенность в своих силах, способностях; Формируются ответственность, честность, товарищество. Полная и всеобщая активность на уроке |
Конспект урока Тема урока «Файл и файловая система» Класс: 8 Учитель:... Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку, сообщает тему и цель урока | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Организационный момент. Учитель приветствует учеников. Производит осмотр класса и учеников. Проверяет готовность учеников к уроку.... | ||
План-конспект урока по информатике для 6 класса на тему «Информация... Цель урока: дать первичное представление о структуре компьютерной памяти и познакомить с системами счисления | Составитель М. Н. Бородин Изучение информатики ведется по базовой модели, и рассчитано на 34 учебных часа, 1 час в неделю. Всего 4 темы, к/р – 5; каждая к/р... | ||
Реферат для поступления в аспирантуру спбииран «тема» Реферат для поступления в аспирантуру спбии ран представляет собой фрагмент научно-исследовательской работы по профилю научной специальности,... | Урока: Обучающая Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку, сообщает тему и цель урока | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку, сообщает тему и цель урока | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитель приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитель проверяет готовность учащихся к уроку. Мотивирует учащихся на восприятие нового материала | Конспект урока по английскому языку для 2 класса. Сарапулова С. К Развивающая цель: развитие памяти, мышления, воображения, развитие способности к обобщению информации, развитие слуховой и зрительной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проверяет готовность учащихся к уроку, говорит о технике безопасности работы за компьютером | Реферат должен носить характер творческой самостоятельной научно-исследовательской... Реферат пишется поступающийом в случае отсутствия на момент поступления опубликованных научных работ. Если поступающий на момент... | ||
Развитие высших психических функций и их коррекция у детей с зпр Сеченов И. М. писал, что человек без памяти оставался бы вечно в положении новорожденного, все образы внешнего мира исчезали бы бесследно... | Конспект занятия группы здоровья во 2 классе Учитель: Н. А. Гадова,... Воспитание навыков коллективной работы, сознательного отношения к вопросам индивидуального здоровья | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитель приветствует учеников словами: «Здравствуйте, ребята. Садитесь». Проверяет готовность к уроку. Просит открыть тетрадь и записать... | Урок по информатике в 10 б классе на тему: «Устройства памяти компьютера.... Образовательная: познакомить учащихся с различными устройствами памяти компьютера, дать основные понятия, необходимые для начала... |