ТЕМА УРОКА: «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ(ОБОБЩЕНИЕ).
Б.ГРЕБЕНЩИКОВ «ПО НЕБОМ ГОЛУБЫМ…» Конспект урока
Цели урока.
Обучающая:
- дать первоначальные навыки анализа стихотворения;
Развивающие: расширить знания учащихся о видах сказок;
- развивать навыки выразительного чтения;
- находить нужную информацию в поисковой сети Интернет.
Воспитывающие:
- пробудить интерес к поэзии и музыке,
- помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворения, понять настроение и чувство автора;
1 этап
Организационный момент
Учитель:
Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте,
как хорошо, что мы все вместе.
|
| II. Проверка домашнего задания.
Учитель:
Начинаем урок чтения. В течение нескольких уроков мы с вами читали сказки. Сказки сопровождают нас с детства. Давайте вспомним, как назывался раздел учебника, который мы изучали?
Ответы учащихся.
«И кот учёный свои мне сказки говорил…», т. е. народные сказки.
Учитель:
Какие сказки мы прочитали в этом разделе?
Ответы учащихся.
«Кот и лиса», « Никита-Кожемяка» и т.д.
Учитель:
Что такое сказка?
Ответы учащихся.
Сказка – один из видов устного народного творчества
Учитель:
На какие группы делятся сказки?
Ответы учащихся.
Волшебные, о животных, бытовые, богатырские.
Учитель:
Кто является героем бытовых сказок?
Ответы учащихся.
Люди.
Учитель:
А какую бытовую сказку мы читали?
Ответы учащихся.
«Как мужик гусей делил»
Учитель:
Кто является героем волшебных сказок?
Ответы учащихся.
Люди, фантастические существа.
Учитель:
Кто является героем богатырских сказок?
Ответы учащихся.
Богатыри.
Учитель:
Приведите примеры богатырей.
Ответы учащихся.
Никита Кожемяка, Алеша Попович, Илья Муромец…
Учитель:
Кто является героем сказок о животных?
Ответы учащихся.
Животные.
Учитель:
Назовите животных, которые часто встречаются в сказках?
Ответы учащихся.
Лиса, кот, добрый лев, сова…
Учитель:
Давайте вспомним, из каких частей состоят сказки?
Ответы учащихся.
Присказка, зачин-начало, концовка.
Учитель:
А теперь устная викторина « Знаешь ли ты сказки?»
Отрывок одной сказки нам приготовили ребята 1 группы. Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок,
Огни горят горючие,
Котлы кипят кипучие,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
Она ему отвечает:
Иванушка-братец!
Тяжел камень ко дну тянет.
Люта змея сердце высосала!
Учитель:
Вспомните продолжение сказки…
- « Не пей, братец,…»
Ответы учащихся.
А то козлёночком станешь.
А то телёночком станешь.
А то жерёбёночком станешь.
Учитель:
Ребята, какую сказку приготовила 1 группа
Ответы учащихся.
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Учитель:
Приглашается 2 группа:
«Емеля хоть был дурак, но знал, что рыба не говорит человеческим голосом, и очень испугался. А щука ему сказала: «Отпусти ты меня в воду на свободу! Я тебе со временем пригожусь, буду исполнять все твои приказания. Ты только скажи: « По щучьему веленью, а по моему прошенью – и всё для тебя будет».
Учитель:
«По щучьему велению, по моему хотенью…»
Ответы учащихся.
- Ступайте ведра сами домой…
- Печь, поезжай прямо к царю во дворец…
- Поезжайте сами сани в лес…
Ответы учащихся.
Это русская народная сказка «Про Емелю дурака» В класс входит девочка в костюме козы:
Жила – была коза, и было у нее семеро козлят. Собралась она в лес, позвала деток и говорит:
- Ребятушки, никого в дом не пускайте. Волк бродит по лесу. Только мне дверь отворяйте. Я приду и запою: «Ребятушки- козлятушки, отопритеся, отворитеся, ваша мама пришла молочка принесла… »
Учитель.
Ребята, из какой сказки наша героиня?
Ответы учащихся.
Из сказки «Волк и семеро козлят» Физкультминутка «Зеркало».
Один из детей зеркало, а другой отображает в зеркале своего любимого сказочного героя. Как только зеркало улыбнётся, меняетесь ролями.
Учитель:
А какие все эти сказки были? Как они называются?
Ответы учащихся.
Народные
Учитель:
Кто является автором народных сказок?
Ответы учащихся.
Народ.
|
Работа на интерактивной доске: Игра «Найди соответствие»
Ученики на фоне видеозаписи м/ф «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» читают отрывок из сказки.
Ученики на фоне видеозаписи М/Ф «Про Емелю дурака» читают отрывок из сказки
| III. Новая тема
Учитель
Сегодня мы закончили изучать народные сказки. Кроме народных сказок вы знаете, что есть и авторские сказки. Как вы считаете, какие сказки называются авторскими?
Ответы учащихся.
У сказок есть определенные авторы
Учитель
С сегодняшнего дня мы продолжаем изучать авторские сказки.
Прежде чем перейти к изучению авторских сказок, мы познакомимся с вами со стихотворением «Город». Как вы думаете, о чем будет идти речь в стихотворении?
Работа в группах.
Ответы учащихся.
О большом, о красивом, в нем всем хорошо…
Работа со стихотворением «Город».
Чтение учителем стихотворения (дети следят по учебнику)
Учитель:
Совпали ли ваши мнения?
Ответы учащихся.
Учитель:
Теперь будем работать вместе с вами над стихотворением. Читаем первую строфу.
1-я строфа:
Под небом голубым есть город золотой С прозрачными воротами и яркою звездой. А в городе том сад, всё травы да цветы, Гуляют там животные невиданной красы.
Учитель:
Каким вы представляете город?
Ответы учащихся.
Красивом, зеленым, необычном, цветущим…
Учитель:Имеет ли он границы?
Ответы учащихся.
Нет, ведь ворота прозрачные.
Учитель:
Что самое интересное в городе?
Ответы учащихся.
В городе животные невиданной красы
Учитель:
Что значит невиданной красы?
Ответы учащихся
Краса, которую никто не видел.
2- строфа.
Одно как жёлтый огнегривый лев, Другое - вол, исполненный очей, С ними золотой орёл небесный, Чей так светел взор незабываемый. Учитель:
Каких животных напоминают обитатели городского сада?
Ответы учащихся.
Льва, вола, орла.
Учитель:
На что обращают авторы внимание читателей?
Ответы учащихся.
На глаза.
Учитель:
Кто такой вол?
Ответы учащихся.
Это бык.
Учитель:
Объясните строчку «…Другое – вол, исполненный очей».
Ответы учащихся.
Большеглазый
3-строфа.
А в небе голубом горит одна звезда. Она твоя, о, ангел мой, она твоя всегда. Кто любит, тот любим. Кто светел, тот и свят. Пускай ведёт звезда тебя дорогой в дивный сад.
Учитель:
Что это за звезда? Чем она напоминает сказочный клубочек?
Ответы учащихся.
Она укажет всем дорогу в дивный сад).
Учитель:
Над какой строчкой авторы предлагают нам задуматься?
Ответы учащихся.
(« Кто любит, тот любим …».
Учитель:
Как вы понимаете смысл этих слов?
Ответы учащихся
Каждый человек должен быть добрым, любить близких, беречь и уважать их.
Учитель:
Почему над городом горит одна звезда?
Ответы учащихся.
Она указывает дорогу в дивный сад.
Учитель:
Существует легенда, что при рождении человека загорается на небе звезда. От того, чем наполнена жизнь человека, зависит его яркость. Если ты умеешь любить и душа у тебя светлая, то твои мечты сбудутся, тебе откроется дорога в дивный сад.
Примечание: Стихотворение «Город» имеет религиозный подтекст: речь идет о Вифлеемской звезде, единственной, возвестившей о рождении Христа.
Учитель
Итак, чему нас учит эта песня?
Беседа с учащимися о нравственности.
4- строфа.
Тебя там встретит огнегривый лев И синий вол, исполненный очей, С ними золотой орёл небесный, Чей так светел взор незабываемый.
Учитель:
Вы заметили, что слегка повторяется 2-строфа?
Как вы думаете, для чего?
Ответы учащихся.
(Авторам важна встреча с этими вымышленными животными; такое построение напоминает сказку с её повторами и песню, где есть припев.)
Учитель
На эти слова положена музыка, в результате получилась песня, которую я предлагаю вам послушать в исполнении ученицы 9 класса Петровой Насти. В этой песне вас ждут новые персонажи, можно ли это произведение отнести к сказке?
Песня «Город Золотой»
Учитель. Ребята, вам понравилась эта песня?
Ответы учащихся.
Учитель
Раньше вы её слышали?
Вопросы после чтения.
Учитель:
Итак, согласны ли вы, что это стихотворение о чудесной и прекрасной мечте в человеческой жизни является сказкой?
Ответы учащихся.
Согласны. Это волшебная сказка.
Учитель:
А в этом стихотворении присутствуют все части сказки?
Начнем с присказки
Ответы учащихся.
Присказки нет
Учитель:
Можно выделить зачин?
Ответы учащихся.
Да!
Дети зачитывают отрывки из стихотворения
Учитель:
А концовка?..
Ответы учащихся.
Нет.
Учитель:
В этой сказке концовки нет… Авторы предлагают читателям самим сделать вывод, придти к какому-то решению.
Учитель:
Вы назвали в числе авторов Б. Гребенщикова, но он не является автором . Как вы думаете, что объединяет этих людей?
Ответы учащихся
Учитель:
Андрей Волохонский, Алексей Хвостенко – написали текст, музыку к стихотворению написал …, а Борис Гребенщиков является исполнителем этой песни. Теперь это произведение нельзя представить без исполнителя, а Бориса Гребенщикова без этой песни.
Кто такой Б. Гребенщиков?
Ответы учащихся.
Родился 27 ноября в 195 4 году в Ленинграде. Отец у него был научным работником. Его мама долгое время работала художником в Ленинградском доме моделей. Его детей зовут – Алиса, Глеб, Василиса. Алиса известная актриса. В настоящее время он живёт и работает в Санкт - Петербурге.
Он является основателем и руководителем рок-группы «Аквариум». За 30 лет непрерывной работы он написал более 500 песен, создал более 40 музыкальных альбомов.
Учитель:
Давайте послушаем это произведение в его исполнении. Вы можете подпевать. Исполнение песни (дети подпевают)
|
Выход в ИНТЕРНЕТ В/К «Город Золотой» -
Б. Гребенщиков
| IV. Итог урока
Учитель:
Итак, вспомните цель нашего сегодняшнего урока, что нового вы сегодня узнали?
Ответы учащихся.
Сказки бывают не только народные, но и авторские.
К тексту сказки композиторы часто сочиняют музыку, и тогда получается песня.
Учитель:
Чем народные сказки отличаются от авторских?
Ответы учащихся.
В народных сказках установить конкретного автора невозможно. Передаваясь из поколения в поколение, сказки пополняются, меняются, но смысл остаются. Авторские сказки не меняются, и автором является 1-2 человека.
Учитель:
Сказки каких авторов вы читали?
Ответы учащихся.
В. Катаев, А. Пушкин, братья Гримм, Г. Х. Андерсен…
|
| V. Задание на дом
1) вспомните авторские сказки и приготовьте рисунки с любимыми персонажами из этих сказок.
2) стихотворение «Город золотой» выучить наизусть.
|
| |