Скачать 126.54 Kb.
|
«Формирование толерантности» Тема формирования толерантности крайне актуальна сегодня, но мало кто представляет глубинную сущность самого этого явления. А как можно формировать что-то, не понимая сути? Поэтому начнем с Анатомии толерантности. Анатомия толерантности Посмотрите текст: «… в нормальном обществе должно быть первичным, категория толерантности подчинена ему. Без … толерантность теряет смысл. Но если … есть, то толерантность возникает автоматически». Как вы думаете, какое слово следует вставить вместо многоточия, чтобы оно оказалось верным? «Благополучие», «равенство», «образование», «воспитание» или «понимание»? Ниже вы узнаете правильный ответ. А пока немного теории. Термин толерантность пришёл в психологию из латинского языка. У древних римлян TOLERANTIA означало терпение, покорность. В дальнейшем этот термин нашёл применение не только в сфере человеческих отношений, но и в медицине и даже в математике. В основе толерантности лежит свойство неразличимости. То есть толерантность означает неспособность системы обнаруживать внедрение в нее постороннего элемента. Существует еще одна формулировка, на которую следует обратить внимание: физическая система, находящаяся под воздействием некого фактора, толерантна до тех пор, пока указанный фактор не произведет какое-либо изменение в ее структуре. Как это соотносится с психологическим термином толерантности? Речь идет не только о способности биологической системы обнаруживать внедрение в нее постороннего элемента, но и о сопротивлении ему. То есть, в данном случае, «толерантность» определяется как свойство биологической или социальной системы принимать другую систему или её элементы, не оказывая им сопротивления. Толерантность может быть высокой и низкой, конструктивной и деструктивный. Конструктивная толерантность – позитивная для системы. Деструктивная - напротив, негативная, разрушительная. При пересадке органов толерантность тканей и органов - явление позитивное. То есть мы имеем дело с конструктивной толерантностью. В то же время неспособность организма обнаружить вредоносные вирусы и выработать против них антитела, как вы понимаете, явление отрицательное. Недавно был описан печальный случай отравления поддельной водкой группы подростков. Там погиб самый физически здоровый парень. Других крутило и выворачивало наизнанку, но они выжили, а этот тихо уснул и не проснулся. Какое свойство противоположно толерантности? Сопротивляемость, нетерпимость?.. В науке это свойство обозначается термином - резистентность. Толерантность и резистентность являются крайними точками обозначения одного и того же процесса. Соответственно, резистентность так же, как и толерантность, бывает как конструктивной, так и деструктивной. Конструктивной резистентностью, к примеру, можно считать аллергический ответ организма на попадание в него вредных элементов. Деструктивная резистентность, в свою очередь, - это аналогичная реакция на нейтральный, в общем-то, элемент. В этом случае неадекватная защитная реакция организма может стать причиной его болезни, и даже гибели. Что предшествует ответу системы на воздействие некого внешнего фактора - агента? Регистрация этого агента «органами восприятия» и идентификация его с помощью «анализатора». А теперь о реакции на внедрение агента – какой она может быть? КАПИТУЛЯЦИЯ перед агентом КОММУНИКАЦИЯ с агентом НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ агента АССИМИЛЯЦИЯ (поглощение) агента СОПРОТИВЛЕНИЕ агенту ИЗГНАНИЕ агента УНИЧТОЖЕНИЕ агента В истории человечества нетерпимость присутствовала всегда, порождая войны, религиозные преследования и идеологические противостояния. В повседневной жизни она выражалась и выражается в фанатизме, стереотипах, оскорблениях, а в государственном масштабе - в расовой дискриминации, преследовании по национальному, религиозному признаку, в нарушении важнейших демократических свобод. Механизм толерантности проявляется на четырех уровнях: личность, семья, общество и государство. Мы не будем рассматривать толерантность в семье, так как это отдельная тема. А начнем с личностной. Но прежде – обещанный ответ на задание. Ответом первого задание является слово «равенство». А теперь еще одно упражнение: составьте список из 20-30 людей, с которыми вы общаетесь наиболее тесно, и по пятибалльной системе оцените уровень терпимости по отношению к ним. Затем выведите средний балл, суммировав полученные баллы и разделив их на количество людей в списке. Пока отложим список и вновь обратимся к теории. Почему люди в ряде случаев оказываются нетерпимыми к другим людям даже помимо своего желания? Некоторые специалисты по психике человека считают, что причина кроется в болевых раздражителях, которые, будучи когда-то записанными в памяти на подсознательном уровне, дремлют до поры, пока вновь случайно не встретятся в окружающей обстановке. Этой точки зрения придерживался ранний Зигмунд Фрейд, его же придерживается и ряд современных научных школ. Нечто неосознанно напоминает о боли, унижении, потере, создает психологический дискомфорт. Это могут быть как конкретные люди, так и что-то в их облике (внешний вид, манеры, тембр голоса, запах, стиль одеваться, двигаться, ходить, изъясняться и т.д.), а также отдельные предметы, явления и даже темы – например, темы разговора, ключевые слова. (по О.Я.Бондаренко) Вернемся к составленному вами списку. Выберете из списка человека, по отношению к которому вы поставили самый низкий коэффициент терпимости. Попытайтесь понять, что именно не дает вам возможности примириться с этим человеком. Не исключено, что в случае необъяснимой неприязни удастся обнаружить «болевой сигнал». В большинстве же случаев это будет поведение человека. Представьте этого же человека, но с другим поведением. Если неприязнь уходит, значит, дело действительно только в поведении. Поговорим о толерантности на общественном уровне. При проведении массового опроса на данную тему (вопрос звучал «Кто вас раздражает больше всего?») в качестве раздражителей были названы: фашисты, преступники, наркоманы, алкоголики, курильщики, проститутки, гомосексуалисты и лесбиянки, хиппи, рокеры, панки, нищие, бомжи, больные СПИДом, умственно отсталые, инвалиды, новые русские, чиновники, политики, журналисты, иностранцы, представители различных партий, некоторые национальности. Естественно, что у каждого человека эти раздражители индивидуальны. Однако существует и группа так называемых социальных рестимуляторов (болевых раздражителей), т.е. общих для значительного большинства членов общества. Рестимулирующей была для советского народа тема сталинских репрессий, а в более поздние времена - тема афганской и чеченской войн. Рестимулирующими событиями можно назвать местные, локальные конфликты для жителей тех регионов, в которых они произошли. Если что-то или кто-то рестимулирующе действует на другого человека или группу людей, то следствием является неадекватная реакция. Попробуйте провести с группой упражнение «Стычка в электричке» Участники выбирают группу людей, которая традиционно вызывает неприятие в обществе. Кому-то из участников предлагается сыграть роль этих людей. Остальным «пассажирам» раздают различные установки: - Эти люди Вам неприятны и Вы стараетесь держаться от них подальше, не вступая с ними в контакт. - Эти люди Вам любопытны, Вам интересно узнать, чем они живут. - Эти люди Вам непонятны и неприятны и Вы этого не скрываете, но Вы способны пойти на переговоры с ними, чтобы никто никому не мешал. - Вы считаете, что они такие же люди, как и все остальные и имеют право здесь находиться. - Вас раздражает, что эти люди нарушают привычный уклад. - Вы считаете, что этим людям не место рядом с нормальными гражданами. При обсуждении «отвергаемые» рассказывают о своих ощущениях и пытаются угадать, у кого из игроков какая установка была. Воссоздается схема различных видов реакции на внедряющихся агентов, которая давалась ранее. Выделяются два вида толерантности. Пассивная терпимость - это первичная форма толерантности, которая больше похожа на терпение, скрывающее за собой чувство превосходства. При пассивной толерантности отрицание и отторжение заменяются нейтральным безразличием, но дистанция сохраняется. Общение происходит в рамках обычной вежливости. Отношения сведены к минимальным контактам при крайней необходимости. Качественно другая фаза толерантности - сознательная терпимость, опирающаяся на понимание. Она возможна тогда, когда имеется достаточно информации о другой личности, группе людей, национальности, а главное - когда есть заинтересованность получить такую информацию. С пониманием пропадают ощущение опасности и потребность держать большую дистанцию, создавать барьеры. Активная терпимость, которая неизбежно накладывает отпечаток на все - поведение, общение, совместную деятельность. Возвращаясь к упражнению, вопрос людям, которые играли «подставные» роли: Удалось ли им проникнуться мироощущением людей, которых они изображали? Толерантность как особенность сознания или личностная черта не присуща человеку изначально и может никогда не появиться, не будучи специально воспитана, сформирована. Наоборот, человеку скорее органично присуща противоположная тенденция - настороженность, легко переходящая во враждебность по отношению к тем, кто от него отличается, на него не похож. Безотчетно другой, иной воспринимается как представляющий угрозу. При столкновении с вариациями мироощущения, облика и поведения почти бессознательно срабатывает механизм сравнения и оценивания: не такой, как я, - это значит хуже или лучше меня? Появляется соблазн самоутвердиться за счет противопоставления себя, как принадлежащего к достойной группе. (по О.Я.Бондаренко) Каким образом осуществляется воспитание? - В ходе игр и тренингов у подростка формируется адекватное отношение к действительности, к конкретным ситуациям, своему поведению и поведению окружающих. - Постоянное обсуждение всего происходящего позволяет подростку лучше понимать мотивацию поступков других людей. - Создание доброжелательной теплой обстановки позволяет участникам раскрыться и на практике убедиться в прогрессивности толерантных отношений. - Неожиданность, шоковые моменты являются неотъемлемой частью программы, так как позволяют выявить истинную картину и показать ситуации более ярко, объемно. Однако шок – это лишь катализатор, одна из форм, которая требует непременного выхода из ситуации и обсуждения, осознания ее. Формирование конструктивной толерантности зависит от трех факторов: развития, формирования и становления. 1.Фактор развития Не секрет, что в основе человеческих характеров лежит темперамент. Формируется он под влиянием физиологических факторов, это специфическая совокупность процессов возбуждения и торможения центральной нервной системы. Сочетания этих параметров дают нам четыре основных темперамента (по И.П.Павлову): сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик. Особенность темперамента сама по себе не определяет степень толерантности, и всё же, один из типов темперамента обладает большей предпосылкой для толерантности, а другой - наименьшей. Большие предпосылки для формирования толерантного отношения имеет сангвиник, а меньшие - меланхолик. 2. Фактор формирования Детеныш человека, так же как и многих животных, проходит в своем совершенствовании целый ряд этапов формирования потребностей. Существует шкала потребностей, сформулированная американцем Абрахамом Маслоу и дополненная Д.В.Зиновьевым. Одна из первых потребностей – это потребность в защите. Если на ранних этапах развития мозга и формирования психики, ребенок не будет чувствовать себя защищенным, психика приобретёт отрицательный знак возбуждения – тревожность, что негативно скажется на его отношение к окружающей действительности. Если же в жизни малыша его потребность в уверенности будет удовлетворена - будет формироваться уверенный, невозмутимый тип отношения к окружающей действительности на основе преобладания положительного знака возбуждения. Раз увеличивается степень тревожности, значит, снижающим степень конструктивной толерантности. Фрейд, Кеттель, Спилберг и Ханин высказывали мнение, - если страх - это боязнь чего-то конкретного, реальной угрозы, то тревожность - это безотчётный, иррациональный страх. При нарастании тревожности снижается способность обнаруживать реальную угрозу и таким образом снижается способность испытывать реальный страх. Тревожность - это благоприятная питательная эмоциональная среда для приятия ксенофобских мифов. 3. Фактор становления Потребность уверенности реализуется через познавательную деятельность и, в частности, её предпосылку - интерес. Положительный интерес - это мотив изучения предмета с целью выяснения его свойств, помогающих контакту или взаимодействию с ним. В качестве конкретного примера приводим Тренинг по межнациональной толерантности, рассчитанный на русскоязычных ребят, который мы проводили совместно с театральной студией «Росток» (г.Петрозаводск). Тренинг по межнациональной толерантности (автор Ирина Рынкевич, КРМОО Педагогический отряд «Параллели») Состав участников: около 60 человек – студенты и старшеклассники. Участники делятся на 6 групп по 10 человек.
Установка: Предлагается провести небольшое исследование, чтобы выяснить, насколько мы похожи или не похожи друг на друга с людьми другой национальности. В качестве материала будут использованы произведения устного народного творчества. Но для начала небольшая разминка – погружение в тему.
Упражнение «Найди аналог» Каждая группа получает пословицу другого народа. Задача: объяснить ее смысл и попытаться подобрать аналог русской пословицы. Верблюда под ковром не спрячешь (азербайджанская) – Шила в мешке не утаишь. Дали винограда – не спрашивай, из какого сада (узбекская) – Дареному коню в зубы не смотрят. На людях даже хвост ослу не обрежешь: одни скажут – коротко, другие – длинно (армянская) – Всем не угодишь. Посеял ячмень – не жди пшеницы (грузинская) – Что посеешь, то пожнешь. Скотина, стоявшая рядом с ослом, заржала по0ослиному (чеченская) – С волками жить – по волчьи выть. С кем поведешься – от того и наберешься. Без ветра трава не колышется (китайская) – Нет дыма без огня. Упражнение «Перевод сказок» Установка: Существуют два типа перевода. Один приближен к языку, с которого переводят: «Санчо надел пончо, пошел на ранчо», второй – к языку, на который переводят: «Санька надел армяк, пошел на гумно». Каждая группа получает сказку. Задача: заменить все, что не свойственно русским сказкам. Участники получают чеченскую, адыгейскую, азербайджанскую, казахскую, вьетнамскую и китайскую сказки. (см. прикрепленный документ к письму) Перед чтением сказок объявляется, что будет еще и импровизационная инсценировка. Группы просто распределяют роли, а каждый ориентируется по ходу сам.
При подведении итогов приходим к тому, что при замене отдельных слов сказка русской не становится, что свидетельствует о различиях в культуре. Однако если посмотреть на темы сказок, то они понятны и близки всем народам. А главное – они все интересны! Пример другого тренинга – тоже по межнациональной толерантности, но уже для смешанного состава. Участие в мероприятии принимали участие различные диаспоры. Тренинг по межнациональной толерантности Спектакль театральной студии «Росток» «Капля меда» Представление диаспор. Деление на смешанные группы (5 по 10 человек).
Для следующего упражнения группы переформируются – по диаспорам.
«Правильно говорят, бюрократия – понятие международное. Вчера я сдавал(а) документы на заграничный паспорт. Я пришел(ла) к началу работы паспортной службы и… оказался(лась) 35-ым(ой) в очереди! Мне пришлось ждать 4 часа, чтобы зайти в кабинет и сдать документы. Все это время я стоял(а) в узком коридоре, забитом людьми. Я не понимаю, неужели нельзя как-то продумать механизм, чтобы не издеваться над людьми?!» При обсуждении упор делается на то, что мы реагируем на интонации. Недовольство другого человека при непонимании сути его недовольства вызывает у нас тревогу. В том фрагменте, где угадываются слова «паспорт», мы догадываемся, о чем речь, и воспринимаем спокойнее. А ведь по сути человек не только не обвиняет нас в чем-то, но и берет нас в союзники, жалуясь на ситуацию.
Упражнение «Языковая волна» Участники встают в общий круг по диаспорам. По очереди (хором своей диаспорой), по кругу все произносят одну и ту же фразу «Спасибо за общение! До свидания!» - каждый на своем языке. |
Что интересного можно найти в интернете? Истина «Кто владеет информацией, тот владеет миром!» сегодня актуальна, как никогда. Хотите владеть миром? Тогда вам – в интернет!... | Конкурс ученических рефератов «Кругозор» реферат Тема: «Теория состоявшегося... В подтверждение этого можно вспомнить, что совсем недавно в нашей стране в школах переучивали левшей, и мало того даже сейчас можно... | ||
Пояснительная записка Многие учёные считают, что в наши дни у людей... Но сегодня очевидно и то, что современные дети не знают самого простого – как нужно относиться к природе и как нужно ее оберегать.... | Геометрия звёздного неба Первые понятия, такие как точка и круг, — оттуда. Геометрия звездного неба очень сложна и интересна поэтому начнем с самого многочисленого... | ||
Решение на потом, останется позади и, возможно, никогда не сможет... Действительно, это ключевые проблемы сегодня и именно поэтому я не касаюсь их в этой книге. Вместо этого речь пойдет о проблемах,... | Задача школы сегодня вооружить детей знаниями. Но одного этого для... Технология продуктивного чтения одно из направлений формирования читательской деятельности школьников | ||
Тема занятия Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, с чего мы начнем сегодня наше занятие? (начнем со знакомства). Нас зовут Ирина Сергеевна, Анна... | Самобытный мастер к 75 – летию со дня рождения Т. Х. Амирова Он словно предчувствовал, как мало ему дано. Он торопился успеть сделать как можно больше в шахматной композиции, поэтому искал что-то... | ||
Актуальна ли сегодня пьеса Мольера «Мещанин во дворянстве»? Я считаю, что пьеса Мольера «Мещанин во дворянстве» актуальна сегодня, потому что в этой пьесе автор высмеивает стремление Журдена... | План-Конспект родительского собрания Тема : Профилактика злоупотребления... Уважаемые родители! Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о том, как мы можем помочь нашим детям отказаться от приёма пав,... | ||
Функции языка Visual Basic. Выражения Если компьютер включен и Бейсик загружен, можно смело приступить к работе. Начнем с того, что вы хотите что-то вычислить. Бейсик... | Курсовая работа по теме: «Авторский договор» Я думаю мало кто мог предположить несколько лет назад, что встанет проблема нарушения авторских прав в такой сфере как оборот мелодий... | ||
Кто такой Заратустра у Ницше? Этот вопрос, как кажется, можно легко ответить. Ибо мы находим ответ у самого Ницше в ясно высказанных и даже напечатанных в разрядку... | Тема занятия: «Обучение прохождению простых туристских этапов (препятствий)... Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, с чего мы начнем сегодня наше занятие? (начнем со знакомства). Нас зовут Ирина Сергеевна, Анна... | ||
Как инквизиция помогла науке вопросы, уводящие от стереотипов Все живое и неживое во Вселенной находится во власти Господа и принадлежит Ему. Поэтому каждый должен пользоваться только тем, что... | Цель – Провести воспитательную работу о вреде курения. Задача Уважаемые родители! Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о том, как мы можем помочь нашим детям отказаться от приёма пав,... |