Тема формирования толерантности крайне актуальна сегодня, но мало кто представляет глубинную сущность самого этого явления. А как можно формировать что-то, не понимая сути? Поэтому начнем с





Скачать 126.54 Kb.
НазваниеТема формирования толерантности крайне актуальна сегодня, но мало кто представляет глубинную сущность самого этого явления. А как можно формировать что-то, не понимая сути? Поэтому начнем с
Дата публикации25.06.2013
Размер126.54 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > Биология > Вопрос
«Формирование толерантности»

Тема формирования толерантности крайне актуальна сегодня, но мало кто представляет глубинную сущность самого этого явления. А как можно формировать что-то, не понимая сути? Поэтому начнем с Анатомии толерантности.

Анатомия толерантности

Посмотрите текст: «… в нормальном обществе должно быть первичным, категория толерантности подчинена ему. Без … толерантность теряет смысл. Но если … есть, то толерантность возникает автоматически». Как вы думаете, какое слово следует вставить вместо многоточия, чтобы оно оказалось верным? «Благополучие», «равенство», «образование», «воспитание» или «понимание»? Ниже вы узнаете правильный ответ. А пока немного теории.

Термин толерантность пришёл в психологию из латинского языка. У древних римлян TOLERANTIA означало терпение, покорность. В дальнейшем этот термин нашёл применение не только в сфере человеческих отношений, но и в медицине и даже в математике. В основе толерантности лежит свойство неразличимости. То есть толерантность означает неспособность системы обнаруживать внедрение в нее постороннего элемента. Существует еще одна формулировка, на которую следует обратить внимание: физическая система, находящаяся под воздействием некого фактора, толерантна до тех пор, пока указанный фактор не произведет какое-либо изменение в ее структуре.

Как это соотносится с психологическим термином толерантности?

Речь идет не только о способности биологической системы обнаруживать внедрение в нее постороннего элемента, но и о сопротивлении ему. То есть, в данном случае, «толерантность» определяется как свойство биологической или социальной системы принимать другую систему или её элементы, не оказывая им сопротивления.

Толерантность может быть высокой и низкой, конструктивной и деструктивный.

Конструктивная толерантность – позитивная для системы.

Деструктивная - напротив, негативная, разрушительная.

При пересадке органов толерантность тканей и органов - явление позитивное. То есть мы имеем дело с конструктивной толерантностью.

В то же время неспособность организма обнаружить вредоносные вирусы и выработать против них антитела, как вы понимаете, явление отрицательное.

Недавно был описан печальный случай отравления поддельной водкой группы подростков. Там погиб самый физически здоровый парень. Других крутило и выворачивало наизнанку, но они выжили, а этот тихо уснул и не проснулся.
Какое свойство противоположно толерантности? Сопротивляемость, нетерпимость?..

В науке это свойство обозначается термином - резистентность. Толерантность и резистентность являются крайними точками обозначения одного и того же процесса. Соответственно, резистентность так же, как и толерантность, бывает как конструктивной, так и деструктивной.

Конструктивной резистентностью, к примеру, можно считать аллергический ответ организма на попадание в него вредных элементов.

Деструктивная резистентность, в свою очередь, - это аналогичная реакция на нейтральный, в общем-то, элемент. В этом случае неадекватная защитная реакция организма может стать причиной его болезни, и даже гибели.

Что предшествует ответу системы на воздействие некого внешнего фактора - агента? Регистрация этого агента «органами восприятия» и идентификация его с помощью «анализатора». А теперь о реакции на внедрение агента – какой она может быть?
КАПИТУЛЯЦИЯ перед агентом

КОММУНИКАЦИЯ с агентом

НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ агента

АССИМИЛЯЦИЯ (поглощение) агента

СОПРОТИВЛЕНИЕ агенту

ИЗГНАНИЕ агента

УНИЧТОЖЕНИЕ агента

В истории человечества нетерпимость присутствовала всегда, порождая войны, религиозные преследования и идеологические противостояния. В повседневной жизни она выражалась и выражается в фанатизме, стереотипах, оскорблениях, а в государственном масштабе - в расовой дискриминации, преследовании по национальному, религиозному признаку, в нарушении важнейших демократических свобод.

Механизм толерантности проявляется на четырех уровнях: личность, семья, общество и государство. Мы не будем рассматривать толерантность в семье, так как это отдельная тема. А начнем с личностной. Но прежде – обещанный ответ на задание.

Ответом первого задание является слово «равенство». А теперь еще одно упражнение: составьте список из 20-30 людей, с которыми вы общаетесь наиболее тесно, и по пятибалльной системе оцените уровень терпимости по отношению к ним. Затем выведите средний балл, суммировав полученные баллы и разделив их на количество людей в списке. Пока отложим список и вновь обратимся к теории.
Почему люди в ряде случаев оказываются нетерпимыми к другим людям даже помимо своего желания? Некоторые специалисты по психике человека считают, что причина кроется в болевых раздражителях, которые, будучи когда-то записанными в памяти на подсознательном уровне, дремлют до поры, пока вновь случайно не встретятся в окружающей обстановке. Этой точки зрения придерживался ранний Зигмунд Фрейд, его же придерживается и ряд современных научных школ. Нечто неосознанно напоминает о боли, унижении, потере, создает психологический дискомфорт. Это могут быть как конкретные люди, так и что-то в их облике (внешний вид, манеры, тембр голоса, запах, стиль одеваться, двигаться, ходить, изъясняться и т.д.), а также отдельные предметы, явления и даже темы – например, темы разговора, ключевые слова. (по О.Я.Бондаренко)

Вернемся к составленному вами списку. Выберете из списка человека, по отношению к которому вы поставили самый низкий коэффициент терпимости. Попытайтесь понять, что именно не дает вам возможности примириться с этим человеком.

Не исключено, что в случае необъяснимой неприязни удастся обнаружить «болевой сигнал». В большинстве же случаев это будет поведение человека. Представьте этого же человека, но с другим поведением. Если неприязнь уходит, значит, дело действительно только в поведении.

Поговорим о толерантности на общественном уровне. При проведении массового опроса на данную тему (вопрос звучал «Кто вас раздражает больше всего?») в качестве раздражителей были названы: фашисты, преступники, наркоманы, алкоголики, курильщики, проститутки, гомосексуалисты и лесбиянки, хиппи, рокеры, панки, нищие, бомжи, больные СПИДом, умственно отсталые, инвалиды, новые русские, чиновники, политики, журналисты, иностранцы, представители различных партий, некоторые национальности.
Естественно, что у каждого человека эти раздражители индивидуальны. Однако существует и группа так называемых социальных рестимуляторов (болевых раздражителей), т.е. общих для значительного большинства членов общества. Рестимулирующей была для советского народа тема сталинских репрессий, а в более поздние времена - тема афганской и чеченской войн. Рестимулирующими событиями можно назвать местные, локальные конфликты для жителей тех регионов, в которых они произошли.

Если что-то или кто-то рестимулирующе действует на другого человека или группу людей, то следствием является неадекватная реакция.

Попробуйте провести с группой упражнение «Стычка в электричке»

Участники выбирают группу людей, которая традиционно вызывает неприятие в обществе. Кому-то из участников предлагается сыграть роль этих людей. Остальным «пассажирам» раздают различные установки:

- Эти люди Вам неприятны и Вы стараетесь держаться от них подальше, не вступая с ними в контакт.

- Эти люди Вам любопытны, Вам интересно узнать, чем они живут.

- Эти люди Вам непонятны и неприятны и Вы этого не скрываете, но Вы способны пойти на переговоры с ними, чтобы никто никому не мешал.

- Вы считаете, что они такие же люди, как и все остальные и имеют право здесь находиться.

- Вас раздражает, что эти люди нарушают привычный уклад.

- Вы считаете, что этим людям не место рядом с нормальными гражданами.

При обсуждении «отвергаемые» рассказывают о своих ощущениях и пытаются угадать, у кого из игроков какая установка была. Воссоздается схема различных видов реакции на внедряющихся агентов, которая давалась ранее.

Выделяются два вида толерантности.

Пассивная терпимость - это первичная форма толерантности, которая больше похожа на терпение, скрывающее за собой чувство превосходства.

При пассивной толерантности отрицание и отторжение заменяются нейтральным безразличием, но дистанция сохраняется. Общение происходит в рамках обычной вежливости. Отношения сведены к минимальным контактам при крайней необходимости.

Качественно другая фаза толерантности - сознательная терпимость, опирающаяся на понимание. Она возможна тогда, когда имеется достаточно информации о другой личности, группе людей, национальности, а главное - когда есть заинтересованность получить такую информацию. С пониманием пропадают ощущение опасности и потребность держать большую дистанцию, создавать барьеры. Активная терпимость, которая неизбежно накладывает отпечаток на все - поведение, общение, совместную деятельность.

Возвращаясь к упражнению, вопрос людям, которые играли «подставные» роли: Удалось ли им проникнуться мироощущением людей, которых они изображали?
Толерантность как особенность сознания или личностная черта не присуща человеку изначально и может никогда не появиться, не будучи специально воспитана, сформирована. Наоборот, человеку скорее органично присуща противоположная тенденция - настороженность, легко переходящая во враждебность по отношению к тем, кто от него отличается, на него не похож. Безотчетно другой, иной воспринимается как представляющий угрозу.

При столкновении с вариациями мироощущения, облика и поведения почти бессознательно срабатывает механизм сравнения и оценивания: не такой, как я, - это значит хуже или лучше меня? Появляется соблазн самоутвердиться за счет противопоставления себя, как принадлежащего к достойной группе. (по О.Я.Бондаренко)

Каким образом осуществляется воспитание?

- В ходе игр и тренингов у подростка формируется адекватное отношение к действительности, к конкретным ситуациям, своему поведению и поведению окружающих.

- Постоянное обсуждение всего происходящего позволяет подростку лучше понимать мотивацию поступков других людей.

- Создание доброжелательной теплой обстановки позволяет участникам раскрыться и на практике убедиться в прогрессивности толерантных отношений.

- Неожиданность, шоковые моменты являются неотъемлемой частью программы, так как позволяют выявить истинную картину и показать ситуации более ярко, объемно. Однако шок – это лишь катализатор, одна из форм, которая требует непременного выхода из ситуации и обсуждения, осознания ее.

Формирование конструктивной толерантности зависит от трех факторов: развития, формирования и становления.

1.Фактор развития

Не секрет, что в основе человеческих характеров лежит темперамент. Формируется он под влиянием физиологических факторов, это специфическая совокупность процессов возбуждения и торможения центральной нервной системы. Сочетания этих параметров дают нам четыре основных темперамента (по И.П.Павлову): сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.

Особенность темперамента сама по себе не определяет степень толерантности, и всё же, один из типов темперамента обладает большей предпосылкой для толерантности, а другой - наименьшей. Большие предпосылки для формирования толерантного отношения имеет сангвиник, а меньшие - меланхолик.

2. Фактор формирования

Детеныш человека, так же как и многих животных, проходит в своем совершенствовании целый ряд этапов формирования потребностей. Существует шкала потребностей, сформулированная американцем Абрахамом Маслоу и дополненная Д.В.Зиновьевым.

Одна из первых потребностей – это потребность в защите. Если на ранних этапах развития мозга и формирования психики, ребенок не будет чувствовать себя защищенным, психика приобретёт отрицательный знак возбуждения – тревожность, что негативно скажется на его отношение к окружающей действительности. Если же в жизни малыша его потребность в уверенности будет удовлетворена - будет формироваться уверенный, невозмутимый тип отношения к окружающей действительности на основе преобладания положительного знака возбуждения.

Раз увеличивается степень тревожности, значит, снижающим степень конструктивной толерантности. Фрейд, Кеттель, Спилберг и Ханин высказывали мнение, - если страх - это боязнь чего-то конкретного, реальной угрозы, то тревожность - это безотчётный, иррациональный страх. При нарастании тревожности снижается способность обнаруживать реальную угрозу и таким образом снижается способность испытывать реальный страх. Тревожность - это благоприятная питательная эмоциональная среда для приятия ксенофобских мифов.

3. Фактор становления

Потребность уверенности реализуется через познавательную деятельность и, в частности, её предпосылку - интерес. Положительный интерес - это мотив изучения предмета с целью выяснения его свойств, помогающих контакту или взаимодействию с ним.

В качестве конкретного примера приводим Тренинг по межнациональной толерантности, рассчитанный на русскоязычных ребят, который мы проводили совместно с театральной студией «Росток» (г.Петрозаводск).

Тренинг по межнациональной толерантности

(автор Ирина Рынкевич, КРМОО Педагогический отряд «Параллели»)

Состав участников: около 60 человек – студенты и старшеклассники.

Участники делятся на 6 групп по 10 человек.

студия росток

Тренинг проводился совместно с театральной студией «Росток» (г.Петрозаводск) и до его проведения демонстрировался спектакль «Капля мёда»по произведению Ованеса Туманяна.


Установка: Предлагается провести небольшое исследование, чтобы выяснить, насколько мы похожи или не похожи друг на друга с людьми другой национальности. В качестве материала будут использованы произведения устного народного творчества. Но для начала небольшая разминка – погружение в тему.

Упражнение «Имя наоборот»

Участникам предлагается прочитать свое имя наоборот, представить, что это слово из незнакомого языка и попытаться предположить, что бы это слово могло значить. Предупредить участников, что не нужно опираться на созвучие с русскими словами.

группа тани

Упражнение «Найди аналог»

Каждая группа получает пословицу другого народа. Задача: объяснить ее смысл и попытаться подобрать аналог русской пословицы.

Верблюда под ковром не спрячешь (азербайджанская) – Шила в мешке не утаишь.

Дали винограда – не спрашивай, из какого сада (узбекская) – Дареному коню в зубы не смотрят.

На людях даже хвост ослу не обрежешь: одни скажут – коротко, другие – длинно (армянская) – Всем не угодишь.

Посеял ячмень – не жди пшеницы (грузинская) – Что посеешь, то пожнешь.

Скотина, стоявшая рядом с ослом, заржала по0ослиному (чеченская) – С волками жить – по волчьи выть. С кем поведешься – от того и наберешься.

Без ветра трава не колышется (китайская) – Нет дыма без огня.

Упражнение «Перевод сказок»

Установка: Существуют два типа перевода. Один приближен к языку, с которого переводят: «Санчо надел пончо, пошел на ранчо», второй – к языку, на который переводят: «Санька надел армяк, пошел на гумно». Каждая группа получает сказку. Задача: заменить все, что не свойственно русским сказкам.

Участники получают чеченскую, адыгейскую, азербайджанскую, казахскую, вьетнамскую и китайскую сказки. (см. прикрепленный документ к письму)

Перед чтением сказок объявляется, что будет еще и импровизационная инсценировка. Группы просто распределяют роли, а каждый ориентируется по ходу сам.

сказка 4++

сказка 2++

При подведении итогов приходим к тому, что при замене отдельных слов сказка русской не становится, что свидетельствует о различиях в культуре. Однако если посмотреть на темы сказок, то они понятны и близки всем народам. А главное – они все интересны!

Пример другого тренинга – тоже по межнациональной толерантности, но уже для смешанного состава. Участие в мероприятии принимали участие различные диаспоры.

Тренинг по межнациональной толерантности

Спектакль театральной студии «Росток» «Капля меда»

Представление диаспор.

Деление на смешанные группы (5 по 10 человек).

группа 4

Упражнение «История из имен»

Каждый из участников представляется и говорит, что означает его имя. Получившиеся слова необходимо объединить в небольшой истории. Выполнив задание, группа зачитывает историю и представляет своих участников.


Для следующего упражнения группы переформируются – по диаспорам.

Упражнение «Восприятие без перевода»

На первом этапе две группы получают небольшие тексты. Задача: одному из участников эмоционально воспроизвести текст на родном языке. Участникам, не знающим данный язык, важно сосредоточиться на своих ощущениях. Тексты следующие:

«У моего соседа есть собака. Когда он задерживается допоздна, собака громко лает и воет. В наших домах слышимость, сами знаете, какая. И когда среди ночи большая собака воет во весь голос, уснуть невозможно. А когда сосед выводит собаку гулять, он спускает ее с поводка, и она несется вниз по лестнице, сбивая всех на своём пути. Я люблю домашних животных, но соседа вместе с его собакой просто ненавижу!»

монолог

«Правильно говорят, бюрократия – понятие международное. Вчера я сдавал(а) документы на заграничный паспорт. Я пришел(ла) к началу работы паспортной службы и… оказался(лась) 35-ым(ой) в очереди! Мне пришлось ждать 4 часа, чтобы зайти в кабинет и сдать документы. Все это время я стоял(а) в узком коридоре, забитом людьми. Я не понимаю, неужели нельзя как-то продумать механизм, чтобы не издеваться над людьми?!»

При обсуждении упор делается на то, что мы реагируем на интонации. Недовольство другого человека при непонимании сути его недовольства вызывает у нас тревогу. В том фрагменте, где угадываются слова «паспорт», мы догадываемся, о чем речь, и воспринимаем спокойнее. А ведь по сути человек не только не обвиняет нас в чем-то, но и берет нас в союзники, жалуясь на ситуацию.

комплимент 2

На втором этапе упражнения тем же группам предлагается сделать кому-то в зале комплимент на том же языке, на котором только что высказывалось недовольство. Желательно, чтобы комплимент был не коротким – предложения три, чтобы можно было успеть осознать свое ощущение.


Упражнение «Языковая волна»

Участники встают в общий круг по диаспорам. По очереди (хором своей диаспорой), по кругу все произносят одну и ту же фразу «Спасибо за общение! До свидания!» - каждый на своем языке.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема формирования толерантности крайне актуальна сегодня, но мало кто представляет глубинную сущность самого этого явления. А как можно формировать что-то, не понимая сути? Поэтому начнем с iconЧто интересного можно найти в интернете?
Истина «Кто владеет информацией, тот владеет миром!» сегодня актуальна, как никогда. Хотите владеть миром? Тогда вам – в интернет!...
Тема формирования толерантности крайне актуальна сегодня, но мало кто представляет глубинную сущность самого этого явления. А как можно формировать что-то, не понимая сути? Поэтому начнем с iconКонкурс ученических рефератов «Кругозор» реферат Тема: «Теория состоявшегося...
В подтверждение этого можно вспомнить, что совсем недавно в нашей стране в школах переучивали левшей, и мало того даже сейчас можно...
Тема формирования толерантности крайне актуальна сегодня, но мало кто представляет глубинную сущность самого этого явления. А как можно формировать что-то, не понимая сути? Поэтому начнем с iconПояснительная записка Многие учёные считают, что в наши дни у людей...
Но сегодня очевидно и то, что современные дети не знают самого простого – как нужно относиться к природе и как нужно ее оберегать....
Тема формирования толерантности крайне актуальна сегодня, но мало кто представляет глубинную сущность самого этого явления. А как можно формировать что-то, не понимая сути? Поэтому начнем с iconГеометрия звёздного неба
Первые понятия, такие как точка и круг, — оттуда. Геометрия звездного неба очень сложна и интересна поэтому начнем с самого многочисленого...
Тема формирования толерантности крайне актуальна сегодня, но мало кто представляет глубинную сущность самого этого явления. А как можно формировать что-то, не понимая сути? Поэтому начнем с iconРешение на потом, останется позади и, возможно, никогда не сможет...
Действительно, это ключевые проблемы сегодня и именно поэтому я не касаюсь их в этой книге. Вместо этого речь пойдет о проблемах,...
Тема формирования толерантности крайне актуальна сегодня, но мало кто представляет глубинную сущность самого этого явления. А как можно формировать что-то, не понимая сути? Поэтому начнем с iconЗадача школы сегодня вооружить детей знаниями. Но одного этого для...
Технология продуктивного чтения одно из направлений формирования читательской деятельности школьников
Тема формирования толерантности крайне актуальна сегодня, но мало кто представляет глубинную сущность самого этого явления. А как можно формировать что-то, не понимая сути? Поэтому начнем с iconТема занятия
Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, с чего мы начнем сегодня наше занятие? (начнем со знакомства). Нас зовут Ирина Сергеевна, Анна...
Тема формирования толерантности крайне актуальна сегодня, но мало кто представляет глубинную сущность самого этого явления. А как можно формировать что-то, не понимая сути? Поэтому начнем с iconСамобытный мастер к 75 – летию со дня рождения Т. Х. Амирова
Он словно предчувствовал, как мало ему дано. Он торопился успеть сделать как можно больше в шахматной композиции, поэтому искал что-то...
Тема формирования толерантности крайне актуальна сегодня, но мало кто представляет глубинную сущность самого этого явления. А как можно формировать что-то, не понимая сути? Поэтому начнем с iconАктуальна ли сегодня пьеса Мольера «Мещанин во дворянстве»?
Я считаю, что пьеса Мольера «Мещанин во дворянстве» актуальна сегодня, потому что в этой пьесе автор высмеивает стремление Журдена...
Тема формирования толерантности крайне актуальна сегодня, но мало кто представляет глубинную сущность самого этого явления. А как можно формировать что-то, не понимая сути? Поэтому начнем с iconПлан-Конспект родительского собрания Тема : Профилактика злоупотребления...
Уважаемые родители! Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о том, как мы можем помочь нашим детям отказаться от приёма пав,...
Тема формирования толерантности крайне актуальна сегодня, но мало кто представляет глубинную сущность самого этого явления. А как можно формировать что-то, не понимая сути? Поэтому начнем с iconФункции языка Visual Basic. Выражения
Если компьютер включен и Бейсик загружен, можно смело приступить к работе. Начнем с того, что вы хотите что-то вычислить. Бейсик...
Тема формирования толерантности крайне актуальна сегодня, но мало кто представляет глубинную сущность самого этого явления. А как можно формировать что-то, не понимая сути? Поэтому начнем с iconКурсовая работа по теме: «Авторский договор»
Я думаю мало кто мог предположить несколько лет назад, что встанет проблема нарушения авторских прав в такой сфере как оборот мелодий...
Тема формирования толерантности крайне актуальна сегодня, но мало кто представляет глубинную сущность самого этого явления. А как можно формировать что-то, не понимая сути? Поэтому начнем с iconКто такой Заратустра у Ницше?
Этот вопрос, как кажется, можно легко ответить. Ибо мы находим ответ у самого Ницше в ясно высказанных и даже напечатанных в разрядку...
Тема формирования толерантности крайне актуальна сегодня, но мало кто представляет глубинную сущность самого этого явления. А как можно формировать что-то, не понимая сути? Поэтому начнем с iconТема занятия: «Обучение прохождению простых туристских этапов (препятствий)...
Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, с чего мы начнем сегодня наше занятие? (начнем со знакомства). Нас зовут Ирина Сергеевна, Анна...
Тема формирования толерантности крайне актуальна сегодня, но мало кто представляет глубинную сущность самого этого явления. А как можно формировать что-то, не понимая сути? Поэтому начнем с iconКак инквизиция помогла науке вопросы, уводящие от стереотипов
Все живое и неживое во Вселенной находится во власти Господа и принадлежит Ему. Поэтому каждый должен пользоваться только тем, что...
Тема формирования толерантности крайне актуальна сегодня, но мало кто представляет глубинную сущность самого этого явления. А как можно формировать что-то, не понимая сути? Поэтому начнем с iconЦель – Провести воспитательную работу о вреде курения. Задача
Уважаемые родители! Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о том, как мы можем помочь нашим детям отказаться от приёма пав,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск