Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Гармония дряхлости и старости»





Скачать 309.26 Kb.
НазваниеКонспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Гармония дряхлости и старости»
страница1/3
Дата публикации09.10.2013
Размер309.26 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
  1   2   3
Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н.И. «Гармония дряхлости и старости»
Жукова Надежда Николаевна

учитель биологии – химии

МОУ «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа»

Верховажский район Вологодская область



Тема: Основы экологии

Слайд 1.

Имя урока: Гармония дряхлости и старости

Тема урока: Характеристика естественной экосистемы пня

Слайд 2.

Образовательная цель: способствовать формированию понятийного поля «Характеристика экосистемы».

Воспитательная цель: способствовать формированию экологической культуры учащихся, эстетическому воспитанию.

Развивающая цель: способствовать формированию ОУУН: учебно-информационных, учебно-логических, учебно-организационных и учебно-коммуникативных умений.
Ребята! Что Вы понимаете под характеристикой экосистемы? Запишите в тетрадь. Проверим с помощью слайда.

Слайд 3.

1.Экосистема (примеры ЭС, биота, биотоп).

2.Компоненты ЭС (продуценты, консументы, редуценты).

3. Структура экосистемы: трофическая (цепи и сети питания), видовая.

4.Устойчивость и сукцессия ЭС.

5.Экологическая ниша («адрес» и «профессия» вида).

6.Биотические взаимоотношения (симбиоз, хищничество, паразитизм, квартирантство).
По ходу урока Вы будете заполнять бланк «Самооценка сформированности ОУУН». Поставьте количество баллов в 1-ю графу таблицы.
В мире существуют универсальное правило гармонии - правило золотого сечения, которое применяется и в архитектуре, и в математике, и в биологии, и в скульптуре, и в живописи. Эта вездесущая пропорция известна как золотое деление, золотое сечение, золотое соотношение, а также как Божественная пропорция.

Человек умеет чувствовать гармонию. Гармоничные структуры мы называем словом «красота». Действительно, всё пропорциональное - красиво, всё красивое – пропорционально! Красивое тело построено по закону «золотого» сечения. Красивое здание построено в «золотой» пропорции. По закону «золотого» сечения построена Солнечная система. Есть основания думать, что весь мир построен по принципу золотой пропорции.

Что бы мы ни взяли элементом исследования, “золотое сечение” будет везде; если даже нет видимого его соблюдения, то оно обязательно имеет место на энергетическом, молекулярном или клеточном уровнях. Все живое и все красивое — все подчиняется божественному закону, имя которому — «золотое сечение».

Слайд 4.

Кижи, флоксы бабочка адмирал, близнецы Ника и Виктория.
Я приглашаю вас в лес, в естественную лабораторию, где мы будем искать эталон красоты и гармонии. Но исследовать мы будем лишь один объект. Постарайтесь его определить по ходу чтения строчек стихотворения:
Слайд 5.

Мы идет лесной тропою,
Смотрим мы  по сторонам.
Пахнет травами и хвоей,
Бродят тени по стволам.

Слайд 6.

Мы заметим муравейник
И большой  замшелый пень;
Мы зайдем в смолистый ельник,
Где и в жаркий полдень тень.
Возле пня растет кислица,
В травах ландыши цветут,
Перепархивают птицы,
Заливаются, поют!

Слайд 7.

Скоро выйдем на опушку,
Сядем на упавший ствол
И послушаем кукушку,
Поглядим на танец пчел.[12]
Озвучивание ответов учащихся: опушка леса, дерево, лес, пень. Конечно, это пень.

Слайд 8.

ПЕНЬ, по Ожегову, - нижняя часть ствола срубленного, спиленного или сломленного дерева вместе с оставшимися в земле корнями и комлем.

Итак, мы остановились у пня. Ничем не примечательного на первый взгляд, обычного, такого же, как и другие. Но давайте, присмотримся к нему повнимательнее. У него ведь тоже есть, что нам поведать. Летом пень наряжается в мантию из мягкого зеленого волокнистого мха. А зимой надевает роскошную пушистую снежную шубу.
Назовите ассоциации, возникшие у вас при слове «пень». На парте у вас есть рисунок пня.

Записывайте всё на этом листе.

(Озвучивание ответов учащихся: сосновый, замшелый, гнилой, дряхлый, опёнки, пень-колода, трухлявый, «Сяду на пенек, съем пирожок», пень- стул, змея подколодная…)
Слайд 9.

А вот Дудоров И.И. в своем парке Чугла (памятник природы областного значения «Парк Дудорова») назвал пень «царским троном с царским грибом», и многие знаменитые люди не отказывались посидеть на нем. (наш земляк, поэт и прозаик, краевед Верещагин М.И., депутат Государственной Думы Лопатин В.Н. и др.)
Начнем нашу историю замшелого пня. В конце урока вы с уверенностью сможете ответить на вопрос:

Слайд 10.

Можем ли мы старый пень считать примером гармонии? Гармо́ния (греч. harmonia — связь, стройность, лад), соответствие, созвучие, согласие; соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое

Давайте вспомним, что такое экосистема.

Сначала мы поступим, как ученики со «стандартным», «стереотипным» мышлением: зачем читать строки определителя, если достаточно приложить растение, животное к фотографии, картинке и сказать – это… любка двулистная, бабочка переливница и пр. Зачем решать задачу, если можно её подогнать под ответ.
Слайд 11.

Обратимся к «матрешке экосистем», начнём с самой маленькой «матрёшки» - экосистемы муравейника. Учащиеся после демонстрации слайда заполняют шаблон.

Матрешка экосистем

Характеристика

Муравейник, кочка, лишайниковая подушка

Чем меньше размер экосистемы, тем теснее взаимосвязи между организмами.

Лесной биогеоценоз

Ельник - кисличник, сосняк – беломошник.

Географический ландшафт: водосборный бассейн

БГЦ связаны надземными и подземными водами, например, лес, луг, пашня; перенос семян растений; передвижения животных (кормовые территории)

Физико-географический район: Русская равнина, Западно-Сибирская низменность…

Связь общим климатом, геологическим строением территории, миграциями животных

Природные зоны: тропические леса, тайга, тундра, степи, пустыни… (биомы)

Определяется преобладающим типом растительности

Биосфера


Связь через атмосферу, Мировой океан, почву.


Слайд 12.

Проверьте: Ваша «матрешка» экосистем, начинающаяся с самой маленькой «матрешки» - пня, должна выглядеть так:


Экосистема - понятие безранговое. Это может быть система любого размера - от капли прудовой воды до биосферы в целом. В отличие от биогеоценоза понятие "экосистема" более широкое и охватывает сообщества любого ранга. Значит, пень может быть экосистемой!

Подтвердим это или опровергнем с помощью научных знаний.

Система – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность. Какие элементы входят в экосистему?

Экосистема - природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, связанными между собой обменом веществ и потоком энергии.

Слайд 13.

Следовательно, состоит из двух частей:

Экосистема

Биота = Биоценоз =

сообщество живого Биотоп = (территория, место обитания)

+ совокупность

абиотических факторов
Слайд 14.

Если пень – экосистема, то назовите элементы биоты и биотопа.
Пень
Биота Биотоп

Муравьи Древесина

Короеды Сердцевина остатки ствола дерева

Мох Кора

Брусника Корни
Мягко скажем: «Не густо». Раз у нас возникло учебное затруднение, поработаем с информацией, узнаем, кто в тереме живет, кто в высоком живет? Для этого обратимся к художественным текстам, подписывая на рисунке пня названия видов.
Слайд 15.

А. И. Пантелеев Отрывок из рассказа «У Щучьего озера»

Есть прелесть и в самой поздней осени - в этом безнадежном дожде, в этих острых, одуряющих запахах тления, в этих маленьких, сморщенных, посиневших от холода сыроежках, на ссохшихся беретиках которых лежат сосновые иголки, липнет брусничный лист и дрожит, сверкает, как слеза, дождевая капля. Шумит над головой лес. Мягко похлюпывает под ногами сизый мох. Рдяно алеют в своей нержавеющей зелени крупные бусины брусники. Косо, невпопад лежит рыжий, поникший папоротник. И никаких звуков - ничего, кроме шума дождя и шорохов леса.
Слайд 16.

Г.Скребицкий «На лесной полянке. Зима»

Лесная полянка покрыта белым пушистым снегом. Теперь на ней тихо и пусто, не то, что летом. Кажется - зимой на полянке никто и не живёт. Но это только так кажется. Возле куста из-под снега торчит старый, трухлявый пень. Это не просто пень, а настоящий терем-теремок. Немало в нём уютных зимних квартир для разных лесных обитателей. Под корой запрятались от холода мелкие букашки, и тут же устроился зимовать усатый жук-дровосек. А в норе между корнями, свернувшись в тугое колечко, улеглась проворная ящерица. Все забрались в старый пень, каждый занял в нём крохотную спаленку, да и заснул в ней на всю долгую зиму. [19]
        

Слайд 17.

Гляди-ка, появился —
На старом, замшелом пне
Молоденький листик-внучок. 

Михаил Бару

Слайд 18.

****Живет-поживает в роще старый березовый Пень. Каждый год, в первые дни осени живет он в ожидании чуда. Однажды ночью из-под него внезапно появляется на свет этакая веселая компания — дружное семейство опят — все, как один, малые детки на тонких упругих ножках, в рыжих шляпках, пахнущие мокрой землей и прелой древесиной. А когда семейство, наконец, опять появилось, старый Пень подумал: это они пришли, чтобы скрасить моё одиночество. [8]
Слайд 19.

Виталий Бианки «Солнечная ванна»

Ядовитая гадюка каждое утро вползает на сухой пенек и греется на солнце. Она ещё с трудом ползает, потому что кровь у неё сильно остыла на холоде. Согревшись на солнышке, гадюка оживает и отправляется на охоту за мышами да лягушками.[1]
Слайд 20.

Виталий Бианки «Бросают оружие»

Февраль – перезимок. Лесные богатыри – сохатые терлись рогами о стволы деревьев в чаще, скинули рога. Вон, рог лежит у пня. Правда, попорченный мышами за зиму. А теперь у них показались новые рога. Это еще незатвердевшие бугорки, покрытые кожей и пушистой шерстью.[1]
Свечение грибов

Светятся опята, создавая в лесу незабываемое зрелище. Вот как образно пишет П. Сафаров: "Поставив на ночь с полдесятка удочек над берегом лесного озера, я надел плащ и устало лег на моховой коврик, возле трухлявого пня. Высокий причудливый пень почти полностью оброс молодыми опятами. День угасал. В теплых сумерках догорала заря. Деревья стояли вокруг, словно безмолвные тени. Уснул быстро. Но в полночь меня разбудил громовой раскат. Откинув капюшон, я поднял голову. И тут же окаменел, затаив дыхание. В непроглядной тьме, прямо передо мной, сияя голубовато-фосфорическим светом, возвышался какой-то миниатюрный волшебный замок. - Да это пень светится! - догадался я.

Зрелище было невыразимое. Вокруг пня такая светлынь, хоть книжку читай: отчетливо виден каждый сухой стебелек, травинка. От верхушки до основания он как бы тлел то ярко сияющими, то тускло серебристыми пятнами. Свет излучал не только старый пень, но и облепившие его опята. Их толстенькие, в мохнатых манжетках, чешуйчатые ножки будто насквозь были пронизаны неугасимым свечением. А темные, отчетливо очерченные силуэты шляпок затейливо сплетались в узорные кружева. Не чудо ли это природы!".

Иногда можно увидеть аметистовый свет в трухе замшелого пня. Сине-зеленый свет часто излучают грибы-перестарки, которых называют грибы-люминофоры. У них фосфоресцируют нижние поверхности старых шляпок, пластинки, в которых светятся мельчайшие микроскопические бактерии.

Гнилые опенки, весенние сморчки и грибы-трутовики светятся в темноте перед сырой погодой и грозой. Не случайно грибы-люминофоры называют лесными синоптиками, их свечение - к перемене погоды, к ненастью. [18]
Проверим:

Биота:

1. Сыроежки

2.Мох

3. Брусника

4. Папоротник

5. Жук-дровосек

6. Ящерица

7. Всходы растений

8. Опята

9. Гадюка

10. Лось

(«букашки»- образное название всех насекомых)

Мы поработали с художественными и научно-популярными текстами. Они помогли нам в создании образа ПНЯ, мы нашли в них бытовые названия некоторых животных. Но для научного подхода, которым мы решили воспользоваться сегодня, этого явно недостаточно. Возьмем за основу тексты определителей.

Каждая экосистема включает три главных функциональных компонента. Вам теперь предстоит выполнить работу по определению компонентов экосистемы пня: продуцентов, консументов и редуцентов и составлению цепей питания. Напротив видового названия организма расставьте заглавные буквы П (продуцент), К (консумент) , Р (редуцент).

Поможет Вам схема

Слайд 21.

Трофическая структура, цепи питания.


Зоофаги = плотоядные = хищники

Всеядные

паразиты

Сапрофиты = детритофаги

Симбиотрофы

Пищевые цепи:

Детритная цепь (цепь разрушения): детрит (мертвые останки → детритофаг)

Пастбищная цепь (цепь выедания): растения → фитофаг → зоофаг

Паразитическая цепь: хозяин → паразит
Заполним таблицу «Видовая структура экосистемы пня»
Слайд 22.

Видовая структура экосистемы пня: (схема с гиперссылками)
Слайд 23.

Ящерица прыткая

Бегает среди камней,

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но – ах! –

Удрала, а хвост в руках.

Ящерицы уничтожают немалое количество слизней, мух, разных мелких насекомых.
Слайд 24.

Кивсяки (лат. Julida) — отряд двупарноногих многоножек - у них на туловищных сегментах имеется по две пары ног - наземные беспозвоночные, обитающие в лесной подстилке. Животные избегают сухости и дневного света. Поэтому днем мы их не видим: в это время они прячутся под различными укрытиями, которые покидают только ночью или после дождей

Тело взрослого кивсяка состоит из головы, сильно кальцинированных многочисленных (более 30) сегментов туловища, которые представляют собой надёжную защиту от механических повреждений. Длина взрослых кивсяков варьируется от 2 до 20—25 см. Пища кивсяков – лиственный опад и мёртвые корни, перегной - большинство из них сапрофаги, иногда они питаются живыми сочными корнями. Эти животные наравне с дождевыми червями играют важную роль в процессе почвообразования.

На каждом сегменте туловища у кивсяков имеется пара отверстий пахучих желез. Выделения этих желез ядовиты, у некоторых видов содержат синильную кислоту. Некоторые кивсяки имеют предупреждающую окраску с яркими полосами. Для многих животных, особенно млекопитающих, эти многоножки несъедобны – их выделения раздражают слизистые глаз и носоглотки. Правда, рептилии и птицы их поедают. [13]
Слайд 25.

Бурундук, как и белка, — древесный житель, любит места, заваленные буреломом и валежником, где удобно прятаться, в зарослях по берегам речек и ручьев.

Найти норку бурундука без помощи собаки очень трудно, так как вход в нее всегда старательно скрыт среди густого бурелома, под корнями, под стволом поваленного дерева, под камнем, или в выгнившем пне. Выкопанную землю бурундук уносит в своих защечных мешках и выбрасывает подальше от норы. В норе, которая бывает иногда довольно длинной — до трех метров, кроме камеры для гнезда, всегда имеются одна или две большие кладовые для запасов и один-два тупичка — «уборные». Жилая «комнатка» выстилается сухой травой и листьями. В ней хозяева спят ночью и проводят время зимней спячки. Здесь же родятся и растут маленькие бурундучата. Кладовые его наполняются самыми разнообразными продуктами: тут и пшеница, и овес, и разные дикие семена, и сушеные ягоды, и яблоки, и даже грибы. Иногда разные виды пищи бывают даже отделены один от другого сухими листьями. Количество запасов в норе бурундука, по точным данным, доходит до 6 килограммов.[3]

Слайд 26.

Брусника

Растёт по сухим и сырым хвойным и лиственным лесам, кустарникам, иногда на торфяных болотах.

Кустики брусники, побеги которой иногда должны прокладывать себе дорогу в гнилом пне между корой и древесиной, могут достигать в длину одного метра, между тем как растущие рядом на земле имеют обычно высоту от 8 до 15 см.

Цветёт в мае и июне. Венчики брусники во время цветения поникают, это защищает пыльцу от сырости. В пыльниках пыльца находится в виде плотной массы, но понемногу разрыхляется и высыпается порциями через дырочки, расположенные на концах пыльников.

Плоды — красные ягоды — держатся под снегом до весны.

Побеги брусники поражаются грибком Exobasidium vaccinii. При этом поражении стебель и листья скручиваются и получают бледно-розовую окраску. Издали такие побеги кажутся странными цветами и резко выделяются на фоне здоровых зелёных кустов брусники. Часто вследствие поражения грибком Melampsora Goeppertiana стебли удлиняются, скручиваются и дают впечатление метлы, а листья укорачиваются, нижние из них превращаются в чешуйки.

Ягоды брусники, резко выделяющиеся своим красным цветом на фоне зелёной листвы, поедаются животными и птицами. Птицы же разносят на большие пространства непереваренные семена и способствуют распространению брусники.

Корни брусники густо оплетены мицелием гриба. Нити гриба принимают почвенные растворы с минеральными веществами и передают их корням брусники. [2]
Слайд 27.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Гармония дряхлости и старости» iconЗначение: хозяйство + номос. 1 хоз-во 2 наука о хоз-ве
Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Горизонты гибридизации»
Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Гармония дряхлости и старости» iconЖукова Надежда Николаевна учитель биологии, химии моу «Нижнекулойская...
Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Горизонты гибридизации»
Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Гармония дряхлости и старости» icon«интерра 2011» «Сибирское Сколково: тройная спираль» Научно-образовательный...
Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Горизонты гибридизации»
Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Гармония дряхлости и старости» iconКонспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Гибридизация цитрусовых»
...
Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Гармония дряхлости и старости» iconПлан-конспект урока по русскому языку в третьем классе по программе «Гармония»
Планирование составлено на основе Федерального компонента гос. Стандарта ср обшего образования
Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Гармония дряхлости и старости» iconКонспект урока по Общей биологии в 9 классе
Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования
Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Гармония дряхлости и старости» iconРабочая программа по биологии 7 класс 2 часа в неделю
Программа предназначена для изучения биологии в 7 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения...
Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Гармония дряхлости и старости» iconКонспект урока окружающий мир по программе «Гармония»
Тип урока: Формирование предметных навыков и ууд, овладение новыми предметными умениями
Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Гармония дряхлости и старости» iconРабочая программа учебного курса биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов»
Программа предназначена для изучения биологии в 7 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения...
Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Гармония дряхлости и старости» iconКонспект урока математики в 1 классе по учебнику Л. Г. Петерсон
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Гармония дряхлости и старости» iconКонспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Гармония дряхлости и старости» iconМетодическая разработка урока с мультимедийным приложением
Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка
Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Гармония дряхлости и старости» iconЛитература по микробиологии. Ход урока Организация класса
Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка
Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Гармония дряхлости и старости» iconКонспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений...
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Гармония дряхлости и старости» iconУрок по общей биологии в 11 классе по программе Захарова В. Б
Этот урок мы посвятим учёному и гражданину Н. И. Вавилову
Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Гармония дряхлости и старости» iconКонспект урока математики в начальной школе
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск