Скачать 146.94 Kb.
|
Урок № 46 Центральная нервная система. Спинной мозг, его строение и функции. Цели урока: 1. Закрепить и скорректировать знания о составных частях центрального отдела нервной системы; 2. Дать знания о морфологии спинного мозга, его рефлекторной и проводящей функции; 3. Разобрать принцип действия дуги безусловных спинного мозга рефлексов и показать его связь с головным мозгом; 4. Развивать умения работать с учебником, таблицами, схемами. Оборудование: таблицы и модели с изображением спинного мозга, схем спинно-мозговых рефлексов, скелет человека, таблица «Строение нервной системы», БЭНП «Биология», компьютер, проектор. Ход урока
-Работа с карточками Карточка №1 Нарисуйте по памяти схему рефлекторной дуги оборонительного рефлекса отдёргивания человеком руки от горячего предмета. Подпишите части рефлекторной дуги. Карточка №2 Рассмотрите рисунок. Заполните таблицу, указав части рефлекторной дуги коленного (сухожильного) рефлекса и функцию каждой из них.
Карточка №3 Объясните значение терминов: рефлекс, рефлекторная дуга, рефлексогенная зона, безусловный рефлекс, трёхнейронная рефлекторная дуга, обратная связь. Карточка №4
Карточка №5 После фронтальной работы дать устный ответ по предложенному рисунку. Определите по рисунку, как реагирует лягушка, в которой удалён головной мозг, на действия раздражителей. Будет ли она реагировать на механические и химические раздражители, если у неё будет удалён спинной мозг? Ответ поясните. Фронтальная работа (на доске через проектор).
Из перечня (1-10) выберите правильные ответы на вопросы (1-14) и зашифруйте их:
Ответы: 1 – 10; 2 – 8; 3 – 7,9; 4 – 3; 5 - 5; 6 -1; 7 – 2; 8 – 4; 9 – 6; 10 – 8; 11 – 7; 12 – 7; 13 – 3,5,1,4; 14 – 6; Беседа по 14 пункту: «Ответная реакция слюнной железы на вид лимона» При попадании пищи в полость рта возникает безусловно-рефлекторная реакция, выражающаяся в отделении слюны. Но эта же реакция слюноотделения возникает и в том случае, если непосредственное действие раздражителя отсутствует, а на органы чувств действуют его сигналы: вид пищи, запах и т.д. - Как это возможно? Реакции, возникающие при действии сигналов, называются (по Павлову) условно-рефлекторными. Условные реакции есть результат накопления индивидуального опыта. В естественных условиях подобные рефлексы формируются очень быстро. Если стимул, на который человек раньше не реагировал (цвет, внешний вид, запах, слово…), будет совпадать во времени с раздражителем, вызывающим безусловный рефлекс, то этот стимул постепенно (часто при однократном сочетании) начнёт вызывать условно-рефлекторную реакцию. - Будет ли выделяться слюна у человека на фрукт, который он увидел первый раз в жизни? Дайте характеристику условных рефлексов (можно работать в паре) Один ученик называет характерную черту условных рефлексов, второй – противоположный ему признак безусловных. Условные рефлексы.
3. Изучение новой темы Переход к новой теме происходит плавно, после выполнения карточки №5. Постановка проблемы.
Ответить на поставленные вопросы вы сможете после изучения темы «Строение и функция спинного мозга». Самостоятельная работа с учебником. Учащиеся работают самостоятельно в парах по технологическим картам, которые включают алгоритм работы ученика и состоят из учебных этапов. Для закрепления и проверки изученного материала применяются задания разных уровней сложности. Учащиеся могут их выбрать по собственному желанию. Ответы печатаются на отдельных листах и выдаются ученикам по мере выполнения заданий. Роль учителя на уроке в управлении процессом обучения, консультировании, помощи и поддержке учеников. Технологическая карта. Тема: Центральная нервная система. Строение и функции спинного мозга. Интегрирующая цель: в результате работы вы должны запомнить особенности строения спинного мозга, усвоить, как осуществляются рефлекторная и проводниковая функции спинного мозга, научиться изображать схему рефлекторной дуги спинномозгового рефлекса, приводить доказательства того, что головной мозг регулирует работу центов спинного мозга; сформулировать вывод о значении спинного мозга в жизни человека. 1 этап. Цель: самостоятельно изучить особенности строения спинного мозга; - раскрыть значение позвоночника и спинномозговой жидкости в защите мозга от повреждений; - определить особенности строения, месторасположение и функции серого (белого) вещества мозга, задних и передних корешков спинномозговых нервов. 1. Прочитайте текст к п.49 до функций спинного мозга. 2. Изучи рисунки к параграфу. 3. Подготовь (устно) ответы к вопросам и обсуди их в паре. - Из каких частей состоит Ц.Н.С.? - К какой части нервной системы относятся спинномозговые нервы? - Где расположен спинной мозг? - Почему редко наблюдаются повреждения спинного мозга? - Чем образованы спинномозговые нервы, их передние и задние корешки? - Из чего состоит белое вещество спинного мозга? - Из чего состоит серое вещество спинного мозга? Выполни задание письменно. Вставьте пропущенные слова в текст о строении спинного мозга: «Спинной мозг имеет вид шнура диаметром около_______ и длиной около 42-45 см. Он начинается от________________ и расположен внутри__________________. На передней и задней сторонах спинного мозга имеются две глубокие_____________, Которые делят его на правую и левую части. В центре спинного мозга расположен узкий______________________, проходящий по всей его длине. Он заполнен_________________ жидкостью. Белое вещество в спинном мозге расположено________________оно образовано________________ нервных клеток. Серое вещество расположено_____________________ спинного мозга и представлено_____________ нервных клеток. Спинной мозг состоит из______________ сегмента. От каждого из них отходит пара__________________ . Начинаются они двумя_________________ - передним и задним. В передних_______________ проходят волокна, а взадних_________________ волокна. (Ответы: 1 см, от головного мозга, позвоночного столба, борозды, центральный канал, спинномозговой жидкостью, по краям, длинными отростками, в центре, телами и дендритами, 31, спинномозговых нервов, корешками, корешках, двигательные, чувствительные.) Проверь правильность выполнения задания. (Ответы через проектор на доске) Взаимный контроль выполнения задания. Проанализируйте ошибки. 2.Этап. Цель: Самостоятельно изучить функции спинного мозга; на примере коленного и сгибательного рефлексов рассмотреть рефлекторную функцию, раскрыть значение восходящих и нисходящих путей в спинном мозге.
Изобрази дугу осуществлённого рефлекса, учитывая, что она включает чувствительный, двигательный и вставочный нейрон. - Как называется такая рефлекторная дуга? 3. Пользуясь учебником, объясни, в чём выражается проводниковая функция спинного мозга? 4. Реши задачу и обсуди в паре. Задача 1. (Вариант1) При некоторых заболеваний у человека нарушается проведение возбуждения из спинного мозга в головной, в обратном направлении возбуждение распространяется нормально. - Сохраняется ли в этом случае коленный рефлекс? - Ощущается ли укол кожи руки? Возможны ли произвольные движения ноги? Задача 2. (Вариант 2) При некоторых заболеваний у человека нарушается проведение возбуждения из головного мозга в спинной. - Сохраняется ли в этом случае коленный рефлекс? - Ощущается ли укол кожи ноги? - Возможны ли произвольные движения ноги? 5. Ответь на вопросы о структурных компонентах спинного мозга (СМ), названных в первой колонке; ответы зашифруйте последовательным рядом чисел, разделив их на 4 группы.
Ответы: 1,6,12,13; 2,8,9,14; 3,5,11,14; 4,7,10,14;
По пункту 5: каждая правильная последовательность цифр оценивается в 1 балл, если в ответе есть ошибки 0 баллов. Проанализируйте ошибки. Закрепление изученного материала
Задание1 (первый уровень сложности). Ответьте на вопросы о строении и функциях спинного мозга. Ответы закодируйте.
А - 20 см В - 150 см Б - 95 см Г - 45 см
А -21-22 сегментов В - 31-32 сегментов Б - 42-43 сегментов Г - 16-17 сегментов
А - В белом веществе В - В центральном канале Б - В сером веществе Г - В смешанном спинномозговом канале
А - Секреторная В - Опорная Б - Рефлекторная Г - Проводниковая
А - В заднем корешке В – В переднем корешке Б - В срединном корешке Г - В центральном канале
А - Разгибание конечностей Б - Передача нервного импульса от мозга к мышцам конечностей. В - Коленный рефлекс Г - Передача нервного импульса из спинного мозга в головной Ответы: 1г,2в, 3а, 4б, 5в, 6г. Задание 2 (второй по уровню сложности).
А - Двигательные нейроны Б -Чувствительные нейроны В - Передний корешок спинномозгового нерва Г - Задний корешок спинномозгового нерва Д - Спинной мозг. Определите и запишите в виде кода, при поражении каких нейронов и частей Н.С. человека возникают следующие нарушения движения:
Ответы: 1БГ, 2АВ, 3 все, 4 Д Задание 3. Объясни кратко опыты со спинномозговой лягушкой.
1). Проверь правильность ответов в задании 1,2 и 3. 2). Оцени свою работу. Подсчитай количество баллов, которые ты набрал при выполнении заданий. Поставь оценку за работу на уроке. 2 Этап Задание 4 5 баллов Задание 5 4 балла № Этап Задание 1 6 баллов Задание 2 4 балла Задание 3 3 балла Итого: 22 балла Критерии оценки. Если ты набрал 20-22 балла, то оцените за урок «5» 17-19 баллов «4» 13-16 баллов «3» Менее 13 баллов - «2», но не огорчайтесь, у тебя ещё будет возможность исправить положение Домашнее задание Если оценка за урок «5», уточни понимание основных терминов, запиши в тетради значение спинного мозга в жизни человека; Если оценка за урок «4»: внимательно с рисунками в параграфе и запиши свои к материалу учебника; Если оценка за урок «3» и менее, то, к сожалению, ты плохо усвоил тему, поэтому внимательно прочти параграф вновь, выпиши и выучи основные термины, устно ответь на вопросы после параграфа. Дополнительная информация На всём своём протяжении ЦНС покрыта тремя мозговыми оболочками и заключена в защитную костную капсулу, состоящую из черепа и позвоночника. Снаружи мозг покрыт прочной твёрдой мозговой оболочкой, которая сращена с надкостницей черепа и позвоночника. Непосредственно к ткани мозга прилегает мягкая мозговая оболочка. Между твёрдой и мягкой оболочками и находится паутинная оболочка. Между мягкой и паутинной оболочками образуется пространство заполненное спинномозговой жидкостью. Большая часть его содержится в центральном канале спинного мозга. Спинномозговая жидкость омывает мозг снаружи и изнутри, и с ней соприкасаются кровеносные сосуды, обеспечивающие снабжение нервных тканей питательными веществами и кислородом и удаление продуктов обмена. Объём спинномозговой жидкости составляет около 1200 мм; помимо питательной и выделительной функции она выполняет также опорную функцию и защищает нервные клетки от механических ударов и о твёрдую костную поверхность. Основное значение спинного мозга для человека – это осуществление связи тела с головным мозгом. Через спинной мозг в головной проходят возбуждения от поверхности кожи, мышц, туловища, конечностей, внутренних органов, а из головного мозга идут нервные импульсы к мышцам, железам, внутренним органам. Деятельность спинного мозга у человека в значительной степени подчинена координирующим влияниям вышележащих отделов ЦНС. Отделение спинного мозга от головного путём перерезки или сильного охлаждения в условиях эксперимента над животными вызывает резкое нарушение функций организма, получившее название спинального шока. В период шока наблюдается резкое уменьшение тонуса мышц конечностей и туловища, исчезновение двигательных рефлексов при раздражении кожи и мышц, падение кровяного давления, расширение сосудов, нарушение регуляции мочеиспускания и дефекации. Чем ниже перерезан мозг, тем меньше нарушаются функции. После нарушения связи головного мозга со спинным первые рефлекторные реакции у человека появляются через 2-3 недели. Но всё же человек, у которого прекращена связь спинного мозга с головным, - глубокий инвалид. Даже те спинномозговые рефлексы, которые восстанавливаются у таких людей, весьма ограничены и отличаются от подобных рефлексов у здоровых людей. Урок- конференция «Эндокринология. Прошлое. Настоящее. Будущее. Цель урока: 1. Раскрыть нарушения, связанные с гипо- и гиперфункцией желёз внутренней секреции; 2. Познакомиться с мерами профилактики эндокринных болезней; 3. Показать успехи медицины в лечении эндокринных заболеваний. Оборудование: рельефная таблица «Железы внутренней секреции»; схемы, опорный конспект прошлого урока; карточки-задания, плакаты для оформления кабинета. На доске: тема конференции, высказывание М.Горького, вопросы «Знать необходимо не затем, чтоб только знать, но для того чтоб научиться делать» М. Горький - Почему гормоны называют регуляторами жизни? - Каковы современные научные представления об эндокринной системе организма? - Как функционируют железы внутренней секреции, и каким они подвержены заболеваниям? - Какие вредные привычки оказывают особо сильное влияние на эндокринную систему, и каким образом поддержать её здоровье? Ход работы
Учитель ведущий объявляет тему урока-конференции, формулирует тему, цели урока, представляет докладчиков и темы докладов.
Для лучшего восприятия материала необходимо актуализировать знания по предыдущей теме. Тестовая работа по вариантам Вариант1.
А - только нервной системой Б - только эндокринной системой В - нервно-гуморальным способом Г - с помощью безусловных рефлексов
А - передаче органам нервного импульса Б - химическом взаимодействии клеток, органов, и их систем через кровь. В - удалении из клеток углекислого газа Г - поступлении питательных веществ с пищей
А - внешней секреции Б - внутренней секреции В - смешанной секреции Г - пищеварительной системы.
А - гипофиз Б - поджелудочную железу В - щитовидную железу Г - половые железы.
А - они не имеют специальных протоков Б - клетки железы соприкасаются со стенкой кровеносного сосуда В - выделяемый гормон поступает в кровь Г - выделяемый гормон поступает в кровь или выводится через специальные протоки
А - обеспечение механической защиты организма Б - обеспечение роста и развития организма В - контроль процессов обмена веществ Г - обеспечение адаптации организма к постоянно меняющимся условиям окружающей среды.
А - окситоцин Б - тироксин В - адреналин Г - инсулин
А - адреналин Б - инсулин В - гормон роста Г - тироксин Ответы: 1-В, 2-Б, 3-А, 4-Б, 5- А,Б, 6- А, 7- Г, 8- А,Б. Вариант 2 1. Эндокринные железы отличаются от других желёз тем, что: А - выделяют секреты на поверхность тела Б - имеют выводные протоки В - выделяют секреты непосредственно в кровь или лимфу Г - выделяют секреты в полости тела
А - действует только на живые клетки Б - орган, на который они действуют, может быть расположен далеко от желёз В - строгая специфичность действия Г - оказывают действие только в очень высоких концентрациях
А - поджелудочная железа Б - щитовидная железа В - яичник Г - гипофиз
А - гипоталамус Б - мозжечок В - таламус Г - продолговатый мозг.
А - инсулин Б - адреналин В -нейрогормоны Г - тироксин
А - щитовидную железу Б - гипофиз В - надпочечники Г - поджелудочную железу.
А - бром В - йод Б - калий Г - железо
А - водно-солевой состав крови Б - относительная влажность воздуха В - механическое и химическое воздействие на железы Г - беременность Ответы: 1 –В, 2- Г, 3- Г, 4- А, 5- Б, 6- Б, 7- В, 8 – Б. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: Нервная система. Головной и спинной мозг (4 класс, Начальная школа XXI века) | Вопросы к экзамену центральная и периферическая нервная система.... Программа развития научно-исследовательского и экспедиционного флота Росгидромета на 2010 – 2012 годы | ||
Методическая разработка к практическому занятию для студентов 1 курса... Развитие органов нервной системы в эмбриогенезе: нервная пластинка, нервная трубка | Темы рефератов по курсу «Анатомия цнс» Большой (конечный) мозг. Строение и функции плаща, базальных ядер, обонятельного мозга, желудочков. Состав подкоркового белого вещества.... | ||
Урок в 8 классе. Тема: Дыхание, его значение. Строение и функции дыхания Цель урока: раскрыть сущность дыхания, его роль в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека; строение органов дыхания... | Урок по теме: «Опорно-двигательная система. Строение, состав и свойства костей» Цель урока: изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав, строение и свойства костей | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 24 (зфо) опд. Р. 1 Охватывает все отделы нервной системы — и головной, и спинной мозг, и оболочки их, и корешки, и нервные стволы. В этом случае говорят... | 1 Центральная нервная система и ее роль в регуляции физиологических функций Первый введение посвящен характеристике предмета физиологии ее связи с другими науками, основным понятиям физиологии и регуляции... | ||
Технологическая карта №2 Цели урока: Изучить строение эукариотической клетки и функции органоидов клетки | Тезисы. Урок биологии по теме «Строение и функции зрительный анализатора» «Строение и функции зрительный анализатора» для учащихся 8-х классов направлен на формирование понимания связи между структурой и... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... При приеме дезоморфина «сгорают» вены, поражаются все внутренние органы, в первую очередь печень, почки, центральная нервная система.... | Урок по теме: «Побег и его строение. Стебель часть побега, его строение» Если поставить веточку ивы в воду, то через некоторое время на ней будут развиваться | ||
Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи Найдите в пункте «Строение и функции кожи» п. 39, стр. 200, что такое волосы и ногти, в каком слое кожи они находятся? | Урока: «Опорно-двигательная система. Строение, состав и свойства... Образовательная: сформировать знания о составе и функциях опорно-двигательной системы; сформировать у учащихся знания об особенностях... | ||
Тема урока: Цветок. Строение и значение. Цель: ознакомление со строением... Э. в программе широко освещаются основы теории государственных и муниципальных финансов: их место в экономики России, структура финансовой... | Физиология двигательных функций на уровне ствола мозга Анатомические характеристики ствола Физиологи анатомически объединяет три отдела головного мозга: продолговатый мозг, мост и средний мозг, совместная деятельность которых... |