Вопросы к экзамену центральная и периферическая нервная система. Ее строение. Отделы нервной системы: соматический и вегетативный





Скачать 352.05 Kb.
НазваниеВопросы к экзамену центральная и периферическая нервная система. Ее строение. Отделы нервной системы: соматический и вегетативный
страница1/4
Дата публикации11.07.2013
Размер352.05 Kb.
ТипВопросы к экзамену
100-bal.ru > Биология > Вопросы к экзамену
  1   2   3   4



ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Центральная и периферическая нервная система. Ее строение. Отделы нервной системы: соматический и вегетативный.

2. Рефлекторная природа психической деятельности человека. Понятие потенциала действия и рефлекса. Рефлекторная дуга и рефлекторное кольцо.

3. Свойства нервных центров.

4. Принципы координации в работе нервных центров.

5. Учение о безусловных и условных рефлексах.

6. Методы психофизиологических исследований.

7. Деятельность: понятие, структура, виды и формы.

8. Специфика и параметры трудовой деятельности.

9. Профессия и специальность.

10. Типология и анализ профессии.

11. Основы профессиографии. Психофизиологические основы способностей.

12. Понятие о профессиографии. Психограмма и профессиограмма.

13. Методы психологической диагностики.

14. Понятие о профориентации. Основные формы профессиональной ориентации.

15. Принципы проведения профконсультации.

16. Специфика профессиональной пригодности.

17. Компоненты системы профпригодности.

18. Степени пригодности (по Е.А.Климову).

19. Психофизиологические аспекты профотбора и профпригодности.

20. Психофизиология работоспособности.

21. Психофизиологические детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности.

22. Психофизиологические функциональные состояния. Определение функционального состояния. Подходы к определению функциональных состояний.

23. Анализ психофизиологических функциональных состояний.

24. Роль и место функциональных состояний в поведении.

25. Определение и классификация эмоций. Функции эмоций

26. Влияний эмоций на деятельность человека.

27. Степень активации эмоций.

28. Внимание: понятие, характеристики, виды.

29. Внимание в рамках традиционной психофизиологии.

30. Проблема внимания в системной психофизиологии.

31. Внимание, активация, функциональное состояние, бодрствование.

32. Модулирующая система мозга.

33.Память: понятие, характеристики, виды.

34.Временная организация памяти.

35Градиент ретроградной амнезии.

36 Стадии фиксации памяти.

  1. Память и научение.

  2. Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности.

  3. Распределение функций и рабочая нагрузка.

Вопрос 1. Центральная и периферическая нервная система. Ее строение. Отделы нервной системы: соматический и вегетативный.

Центральная нервная система включает головной мозг и спинной мозг.

Периферическая нервная система –нервные рецепторы, нервы, нервные узлы (ганглии), нервные сплетения.

Вегетативная нервная система- регулирует функциональный уровень внутренней жизни организма.

Делится на 3 отдела: симпатический, парасимпатический, метасимпатический.

Соматическая - регулирует скелетную мускулатуру и органы чувств.

Вопрос 2 Рефлекторная природа психической деятельности человека. Понятие потенциала действия и рефлекса. Рефлекторная дуга и рефлекторное кольцо.

Основным механизмом деятельности нервной системы является рефлекс.

Рефлекс ( от лат. reflecto – отражение) – это ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая с участием рефлекторной дуги.

В основе функционирования нервной системы лежит проведение электрического импульса, обеспечивающих за счет образования потенциала действия.

Потенциал действия (ПД) называют комплекс быстрых изменений мембранного потенциала, возникающих в период возбуждения возбудимых тканей.

Принцип рефлекторной деятельности нервной системы был выдвинут в 18 веке французским философом и математиков Р.Декартом.

Термин рефлекс был предложен в 18 веке чешским физиологом И. Прохазкой.

Рефлекторную природу психической деятельности обосновал И.М.Сеченов.

Основной вклад в учение о рефлексах внес И.П.Павлов.

Рефлекторная дуга. Включает 5 звеньев:

  1. Рецептор.

  2. Афферентное звено (чувствительное).

  3. Нервный центр (совокупность нейронов, расположенных на разных уровнях ЦНС и участвующих в осуществлении данного рефлекса).).

  4. Эфферентное (двигательное звено).

  5. Эффектор( исполнительный орган).

  6. Обязательным компонентом рефлекторной реакции является обратная афферентация от рецепторов исполнителя к нервному центру, замыкающая рефлекторную дугу в рефлекторное кольцо

Вопрос 3. Свойства нервных центров.

1. Одностороннее проведение возбуждения.

2. Задержка проведения возбуждения.

3. Низкая лабильность синапсов.

4. Суммация возбуждения.

5. Облегчение и окклюзия.

6. Трансформация ритма возбуждения.

7. Следовое последействие—продолжение рефлекторного ответа после прекращения действия раздражителя. В основе этого свойства лежит реверберация-циркуляция возбуждения по замкнутым нейронным сетям (один из механизмов кратковременной памяти).

8. Высокая утомляемость нервных центров.

9. Тонус нервных центров.

10. Пластичность.

11. Высокая чувствительность к кислороду.

12. Высокая химическая чувствительность.

Вопрос 4. Принципы координации в работе нервных центров.

1. Принцип реципрокности ( сопряженности)-иннервация мышц-антогонистов.

2.Принцип общего конечного пути. –борьба синаптических входов за выход к мотонейрону ( чувствительных волокон в 5-6 раз больше, чем мотонейронов).

3. Принцип доминанты.

4 Принцип субординации нервных центров.

5. Принцип обратной связи.

5. Вопрос Учение о безусловных и условных рефлексах.

Безусловный рефлекс- генетически закрепленная форма реагирования на биологически значимые изменения внешней среды и внутренней среды живого организма.

Условный рефлекс-рефлекс, вырабатываемый в течении индивидуальной жизни, благодаря образованию временных нервных связей в высших отделах ЦНС.

БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ

УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ

Врожденные

Приобретенные

Видовые

Индивидуальные

Осуществляются в ответ на адекватные раздражения, приложенные к одному определенному рецептивному полю

Образуются на разные раздражители, приложенные к различным рецептивным полям

Относительно постоянны

Не постоянны

После удаления коры больших полушарий остаются

После удаления коры больших полушарий исчезают

Вопрос 6. Методы психофизиологических исследований

1.Регистрация импульсной активности нервных клеток-

регистрация электрического потенциала внутри нервной клетки и на ее поверхности с помощью микроэлектродов

2.Электроэнцефалография (ЭЭГ)

регистрация колебаний электрических потенциалов мозга с поверхности черепа — получение электроэнцефалограммаы

3.Магнитоэнцефалография (МЭГ) Регистрация магнитных полей, создаваемых слабыми электрическими токами, обусловленных синхронной активностью большого количества нервных клеток – получение магнитоэнцефалограммы

4.Позитронно-эмиссионная томография мозга (ПЭТ)

метод, дающие визуальную картину мозга субъекта в виде среза на любом уровне,

5.Окулография .Регистрация движений глаз называется окулографией.

6.Электромиография

Электромиография — это регистрация суммарных колебаний потенциалов, возникающих как компонент процесса возбуждения в области нервномышечных соединений и мышечных волокнах при поступлении к ним импульсов от мотонейронов спинного или продолговатого мозга.

7.Электрическая активность кожи (ЭАК)

Электрическая активность кожи (ЭАК) связана с активностью потоотделения,

7. Деятельность: понятие, структура, виды и формы.

Деятельность— это специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование..

Основные формы деятельности:

  • трудовая деятельность;

  • учебная деятельность

  • досуг.

  • игра;

Высшей формой деятельности является труд

Труд представляет собой целесообразную деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей.

Трудовая деятельность — осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществления работы.

Учебная деятельность— деятельность, специально направленный на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных теоретических знаний.

Досуг — это часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей (передвижение на работу и с работы, сон, приём пищи и др. виды бытового самообслуживания).

Игра— это особый вид человеческой активности, (возможна как форма развлечения ), созданная на основе правил, которые определяют цели игры и разрешенные средства для их достижения.

В структуре трудовой деятельности выделяют следующие элементы

1) сознательно поставленные цели — для чего осуществляется деятельность?

2) предметы труда — то, что преобразуется в процессе деятельности(материалы, люди)

3) средства труда — с помощью чего происходит преобразование ( устройства, приборы, механизмы)

4) используемые технологии — приемы и способы, применяемые в процессе деятельности;

5) трудовые операции —действия)трудовой деятельности

8. Специфика и параметры трудовой деятельности.

Трудовая деятельность имеет следующие параметры:

  • производительность труда — количество продукции, произведенной в единицу времени;

  • эффективность труда — соотношение материальных и трудовых затрат, с одной стороны, и полученных результатов — с другой;

  • уровень разделения труда — распределение конкретных производственных функций между участниками трудового процесса (в масштабе общества и в конкретных трудовых процессах).

Специфику трудовой деятельности человека определяют те функции, которые он выполняет, по степени их разнообразия и сложности, по уровню самостоятельности и творчества работника.

Характер требований, предъявляемых к участнику трудовой деятельности определяется спецификой трудовой деятельности и, прежде всего, конкретным содержания труда и ее местом в системе разделения труда.

Общие требования к трудовой деятельности :

1) работник должен владеть всеми приемами и способами производства, из которых складывается технологический процесс (требование профессионализма);

2) квалификация работника не может быть ниже того уровня, который определяется характером труда.

3) от работника требуется безусловное соблюдение законов о труде и правил внутреннего трудового распорядка, соблюдение заданных параметров производственного процесса, выполнение обязательств, вытекающих из содержания трудового договора (требования трудовой, технологической, исполнительской, договорной дисциплины).

9. Профессия и специальность.

Профессия— это род трудовой деятельности, занятий, требующий специальных теоретических знаний и практических навыков и являющийся обычно источником существования.

В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на следующие пять типов.

  1. «ЧЕЛОВЕК — ПРИРОДА».

  2. «ЧЕЛОВЕК — ТЕХНИКА».

  3. «ЧЕЛОВЕК — ЧЕЛОВЕК».

  4. «ЧЕЛОВЕК — ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ».

  5. «ЧЕЛОВЕК — ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ».

По условиям труда выделяют следующие четыре группы профессий.

  1. Труд в условиях обычного (бытового) микроклимата (бухгалтер, инженер, программист, секретарь-референт и пр.).

  2. Труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности (строитель, пожарник, полевод, агроном и пр.).

  3. Труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями (летчик, шахтер, водолаз, аппаратчик и пр.).

  4. Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности (учитель, врач, инженер по технике безопасности, аудитор и пр.).

В зависимости от средств труда профессии подразделяют на группы:

  1. Профессии, связанные с использованием ручного труда (столяр, монтажник радиоаппаратуры, ювелир, музыкант, хирург и др.).

  2. Профессии, связанные с использованием машин с ручным управлением (токарь, водитель, машинист, оператор связи и др.).

  3. Профессии, связанные с использованием полуавтоматов, автоматов, автоматических линий, робототехнических комплексов (сталевар, печатник, аппаратчик, диспетчер энергосистемы и др.).

  4. Профессии, связанные с использованием функциональных средств, орудий труда (преподаватель, актер, дирижер, режиссер, спортсмен и др.).

В зависимости от цели труда профессии классифицируют на группы:

  1. Гностические: распознать, различить, оценить, проверить (санитарный врач, кинокритик, контролер, товаровед, эксперт и др.).

  2. Преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать (водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной и др.).

  3. Изыскательские: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (закройщик, разметчик, селекционер, художник оформитель и др.)

Специальность — вид занятий в рамках одной профессии, требующий конкретных знаний, умения и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение профессиональных задач.

10. Типология и анализ профессии.

Рассказывать о профессиографии (см. ниже)

11. Основы профессиографии. Психофизиологические основы способностей

Человеческие способности имеют под собой психофизиологическую основу. Особое значение для проведения качественной профессиональной диагностики имеет выделение профессионально важных качеств личности — ПВК).

Оценка степени соответствия личности качествам, требуемым в данной профессии, осуществляется по следующим параметрам.

  1. Унифицированность. Используется унифицированный набор психодиагностических методов, обеспечивающий большой объём максимально надёжной информации.

  2. Возможность использования при определении профпригодности и в целях определения возможных кадровых перемещений.

  3. Ориентация на группы сходных профессий и должностей.

  4. Приоритетный учёт общих способностей человека.

  5. Принцип презумпции профессиональной пригодности (пока не подтверждена профессиональная непригодность, человек считается пригодным для выполнения любой деятельности).

  6. Психологические методы диагностики, позволяющие выявить профессионально важные качества личности (ПВК).
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вопросы к экзамену центральная и периферическая нервная система. Ее строение. Отделы нервной системы: соматический и вегетативный iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов 1 курса...
Развитие органов нервной системы в эмбриогенезе: нервная пластинка, нервная трубка
Вопросы к экзамену центральная и периферическая нервная система. Ее строение. Отделы нервной системы: соматический и вегетативный iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательные: познакомить обучающихся с понятиями: «нервная система» «нервная клетка» «раздражимость» «рефлекс»; показать значение...
Вопросы к экзамену центральная и периферическая нервная система. Ее строение. Отделы нервной системы: соматический и вегетативный iconЛекция тема: вегетативная нервная система. Лимбико- ретикулярный комплекс
Учебная цель. На основании анатомо-физиологических данных рассмотреть вопросы этиологии, патогенеза клиники, диагностики, лечения...
Вопросы к экзамену центральная и периферическая нервная система. Ее строение. Отделы нервной системы: соматический и вегетативный iconТема занятия вещества, влияющие на афферентную иннервацию
По курсу анатомии повторить разделы: «Периферический отдел нервной системы», «Учение об органах чувств». По курсу гистологии «Нервная...
Вопросы к экзамену центральная и периферическая нервная система. Ее строение. Отделы нервной системы: соматический и вегетативный iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пнс – периферическая нервная система (черепные и спинномозговые нервы, их узлы и ветви)
Вопросы к экзамену центральная и периферическая нервная система. Ее строение. Отделы нервной системы: соматический и вегетативный iconОтветы на вопросы к экзамену "Физиология высшей нервной деятельности"
Высшая нервная деятельность- условно-рефлекторная деятельность ведущих отделов головного мозга (у человека и животных- больших полушарий...
Вопросы к экзамену центральная и периферическая нервная система. Ее строение. Отделы нервной системы: соматический и вегетативный iconУрок №46 Центральная нервная система. Спинной мозг, его строение и функции. Цели урока
Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: Сонин Н. И., В....
Вопросы к экзамену центральная и периферическая нервная система. Ее строение. Отделы нервной системы: соматический и вегетативный iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 24 (зфо) опд. Р. 1
Охватывает все отделы нервной системы — и головной, и спинной мозг, и оболочки их, и корешки, и нервные стволы. В этом случае говорят...
Вопросы к экзамену центральная и периферическая нервная система. Ее строение. Отделы нервной системы: соматический и вегетативный icon1 Центральная нервная система и ее роль в регуляции физиологических функций
Первый введение посвящен характеристике предмета физиологии ее связи с другими науками, основным понятиям физиологии и регуляции...
Вопросы к экзамену центральная и периферическая нервная система. Ее строение. Отделы нервной системы: соматический и вегетативный iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обучающая – познакомить учащихся с типами нервной деятельности, классификацией темпераментов; характерными признаками типов нервной...
Вопросы к экзамену центральная и периферическая нервная система. Ее строение. Отделы нервной системы: соматический и вегетативный iconТемы рефератов к экзамену по предмету «Физическая культура»
Значение занятий физическими упражнениями для организма человека. Их влияние на внутренние органы и системы (кровеносная, дыхательная,...
Вопросы к экзамену центральная и периферическая нервная система. Ее строение. Отделы нервной системы: соматический и вегетативный iconУчебно-методический комплекс б в. 16 Анатомия и физиология центральной нервной системы
Цель дисциплины – сформировать у студентов целостное представление о строении и функционировании нервной системы
Вопросы к экзамену центральная и периферическая нервная система. Ее строение. Отделы нервной системы: соматический и вегетативный iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Практическая «Возрастные особенности нервной системы, филогенез нервной системы»
Вопросы к экзамену центральная и периферическая нервная система. Ее строение. Отделы нервной системы: соматический и вегетативный iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
При приеме дезоморфина «сгорают» вены, поражаются все внутренние органы, в первую очередь печень, почки, центральная нервная система....
Вопросы к экзамену центральная и периферическая нервная система. Ее строение. Отделы нервной системы: соматический и вегетативный icon5. примерный перечень вопросов к экзамену человек как целостная биологическая...
Общая характеристика стволовой части мозга. Строение и функционирование его отделов
Вопросы к экзамену центральная и периферическая нервная система. Ее строение. Отделы нервной системы: соматический и вегетативный icon"Этапы формирования высшей нервной деятельности у ребенка"
Высшая нервная деятельность в раннем и дошкольном периодах развития (от рождения до 7 лет). 8


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск