Скачать 352.05 Kb.
|
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ 1. Центральная и периферическая нервная система. Ее строение. Отделы нервной системы: соматический и вегетативный. 2. Рефлекторная природа психической деятельности человека. Понятие потенциала действия и рефлекса. Рефлекторная дуга и рефлекторное кольцо. 3. Свойства нервных центров. 4. Принципы координации в работе нервных центров. 5. Учение о безусловных и условных рефлексах. 6. Методы психофизиологических исследований. 7. Деятельность: понятие, структура, виды и формы. 8. Специфика и параметры трудовой деятельности. 9. Профессия и специальность. 10. Типология и анализ профессии. 11. Основы профессиографии. Психофизиологические основы способностей. 12. Понятие о профессиографии. Психограмма и профессиограмма. 13. Методы психологической диагностики. 14. Понятие о профориентации. Основные формы профессиональной ориентации. 15. Принципы проведения профконсультации. 16. Специфика профессиональной пригодности. 17. Компоненты системы профпригодности. 18. Степени пригодности (по Е.А.Климову). 19. Психофизиологические аспекты профотбора и профпригодности. 20. Психофизиология работоспособности. 21. Психофизиологические детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности. 22. Психофизиологические функциональные состояния. Определение функционального состояния. Подходы к определению функциональных состояний. 23. Анализ психофизиологических функциональных состояний. 24. Роль и место функциональных состояний в поведении. 25. Определение и классификация эмоций. Функции эмоций 26. Влияний эмоций на деятельность человека. 27. Степень активации эмоций. 28. Внимание: понятие, характеристики, виды. 29. Внимание в рамках традиционной психофизиологии. 30. Проблема внимания в системной психофизиологии. 31. Внимание, активация, функциональное состояние, бодрствование. 32. Модулирующая система мозга. 33.Память: понятие, характеристики, виды. 34.Временная организация памяти. 35Градиент ретроградной амнезии. 36 Стадии фиксации памяти.
Вопрос 1. Центральная и периферическая нервная система. Ее строение. Отделы нервной системы: соматический и вегетативный. Центральная нервная система включает головной мозг и спинной мозг. Периферическая нервная система –нервные рецепторы, нервы, нервные узлы (ганглии), нервные сплетения. Вегетативная нервная система- регулирует функциональный уровень внутренней жизни организма. Делится на 3 отдела: симпатический, парасимпатический, метасимпатический. Соматическая - регулирует скелетную мускулатуру и органы чувств. Вопрос 2 Рефлекторная природа психической деятельности человека. Понятие потенциала действия и рефлекса. Рефлекторная дуга и рефлекторное кольцо. Основным механизмом деятельности нервной системы является рефлекс. Рефлекс ( от лат. reflecto – отражение) – это ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая с участием рефлекторной дуги. В основе функционирования нервной системы лежит проведение электрического импульса, обеспечивающих за счет образования потенциала действия. Потенциал действия (ПД) называют комплекс быстрых изменений мембранного потенциала, возникающих в период возбуждения возбудимых тканей. Принцип рефлекторной деятельности нервной системы был выдвинут в 18 веке французским философом и математиков Р.Декартом. Термин рефлекс был предложен в 18 веке чешским физиологом И. Прохазкой. Рефлекторную природу психической деятельности обосновал И.М.Сеченов. Основной вклад в учение о рефлексах внес И.П.Павлов. Рефлекторная дуга. Включает 5 звеньев:
Вопрос 3. Свойства нервных центров. 1. Одностороннее проведение возбуждения. 2. Задержка проведения возбуждения. 3. Низкая лабильность синапсов. 4. Суммация возбуждения. 5. Облегчение и окклюзия. 6. Трансформация ритма возбуждения. 7. Следовое последействие—продолжение рефлекторного ответа после прекращения действия раздражителя. В основе этого свойства лежит реверберация-циркуляция возбуждения по замкнутым нейронным сетям (один из механизмов кратковременной памяти). 8. Высокая утомляемость нервных центров. 9. Тонус нервных центров. 10. Пластичность. 11. Высокая чувствительность к кислороду. 12. Высокая химическая чувствительность. Вопрос 4. Принципы координации в работе нервных центров. 1. Принцип реципрокности ( сопряженности)-иннервация мышц-антогонистов. 2.Принцип общего конечного пути. –борьба синаптических входов за выход к мотонейрону ( чувствительных волокон в 5-6 раз больше, чем мотонейронов). 3. Принцип доминанты. 4 Принцип субординации нервных центров. 5. Принцип обратной связи. 5. Вопрос Учение о безусловных и условных рефлексах. Безусловный рефлекс- генетически закрепленная форма реагирования на биологически значимые изменения внешней среды и внутренней среды живого организма. Условный рефлекс-рефлекс, вырабатываемый в течении индивидуальной жизни, благодаря образованию временных нервных связей в высших отделах ЦНС.
Вопрос 6. Методы психофизиологических исследований 1.Регистрация импульсной активности нервных клеток- регистрация электрического потенциала внутри нервной клетки и на ее поверхности с помощью микроэлектродов 2.Электроэнцефалография (ЭЭГ) регистрация колебаний электрических потенциалов мозга с поверхности черепа — получение электроэнцефалограммаы 3.Магнитоэнцефалография (МЭГ) Регистрация магнитных полей, создаваемых слабыми электрическими токами, обусловленных синхронной активностью большого количества нервных клеток – получение магнитоэнцефалограммы 4.Позитронно-эмиссионная томография мозга (ПЭТ) метод, дающие визуальную картину мозга субъекта в виде среза на любом уровне, 5.Окулография .Регистрация движений глаз называется окулографией. 6.Электромиография Электромиография — это регистрация суммарных колебаний потенциалов, возникающих как компонент процесса возбуждения в области нервномышечных соединений и мышечных волокнах при поступлении к ним импульсов от мотонейронов спинного или продолговатого мозга. 7.Электрическая активность кожи (ЭАК) Электрическая активность кожи (ЭАК) связана с активностью потоотделения, 7. Деятельность: понятие, структура, виды и формы. Деятельность— это специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.. Основные формы деятельности:
Высшей формой деятельности является труд Труд представляет собой целесообразную деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей. Трудовая деятельность — осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществления работы. Учебная деятельность— деятельность, специально направленный на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных теоретических знаний. Досуг — это часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей (передвижение на работу и с работы, сон, приём пищи и др. виды бытового самообслуживания). Игра— это особый вид человеческой активности, (возможна как форма развлечения ), созданная на основе правил, которые определяют цели игры и разрешенные средства для их достижения. В структуре трудовой деятельности выделяют следующие элементы 1) сознательно поставленные цели — для чего осуществляется деятельность? 2) предметы труда — то, что преобразуется в процессе деятельности(материалы, люди) 3) средства труда — с помощью чего происходит преобразование ( устройства, приборы, механизмы) 4) используемые технологии — приемы и способы, применяемые в процессе деятельности; 5) трудовые операции —действия)трудовой деятельности 8. Специфика и параметры трудовой деятельности. Трудовая деятельность имеет следующие параметры:
Специфику трудовой деятельности человека определяют те функции, которые он выполняет, по степени их разнообразия и сложности, по уровню самостоятельности и творчества работника. Характер требований, предъявляемых к участнику трудовой деятельности определяется спецификой трудовой деятельности и, прежде всего, конкретным содержания труда и ее местом в системе разделения труда. Общие требования к трудовой деятельности : 1) работник должен владеть всеми приемами и способами производства, из которых складывается технологический процесс (требование профессионализма); 2) квалификация работника не может быть ниже того уровня, который определяется характером труда. 3) от работника требуется безусловное соблюдение законов о труде и правил внутреннего трудового распорядка, соблюдение заданных параметров производственного процесса, выполнение обязательств, вытекающих из содержания трудового договора (требования трудовой, технологической, исполнительской, договорной дисциплины). 9. Профессия и специальность. Профессия— это род трудовой деятельности, занятий, требующий специальных теоретических знаний и практических навыков и являющийся обычно источником существования. В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на следующие пять типов.
По условиям труда выделяют следующие четыре группы профессий.
В зависимости от средств труда профессии подразделяют на группы:
В зависимости от цели труда профессии классифицируют на группы:
Специальность — вид занятий в рамках одной профессии, требующий конкретных знаний, умения и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение профессиональных задач. 10. Типология и анализ профессии. Рассказывать о профессиографии (см. ниже) 11. Основы профессиографии. Психофизиологические основы способностей Человеческие способности имеют под собой психофизиологическую основу. Особое значение для проведения качественной профессиональной диагностики имеет выделение профессионально важных качеств личности — ПВК). Оценка степени соответствия личности качествам, требуемым в данной профессии, осуществляется по следующим параметрам.
|
Методическая разработка к практическому занятию для студентов 1 курса... Развитие органов нервной системы в эмбриогенезе: нервная пластинка, нервная трубка | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательные: познакомить обучающихся с понятиями: «нервная система» «нервная клетка» «раздражимость» «рефлекс»; показать значение... | ||
Лекция тема: вегетативная нервная система. Лимбико- ретикулярный комплекс Учебная цель. На основании анатомо-физиологических данных рассмотреть вопросы этиологии, патогенеза клиники, диагностики, лечения... | Тема занятия вещества, влияющие на афферентную иннервацию По курсу анатомии повторить разделы: «Периферический отдел нервной системы», «Учение об органах чувств». По курсу гистологии «Нервная... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Пнс – периферическая нервная система (черепные и спинномозговые нервы, их узлы и ветви) | Ответы на вопросы к экзамену "Физиология высшей нервной деятельности" Высшая нервная деятельность- условно-рефлекторная деятельность ведущих отделов головного мозга (у человека и животных- больших полушарий... | ||
Урок №46 Центральная нервная система. Спинной мозг, его строение и функции. Цели урока Федерального Государственного стандарта, Программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы. Авторы: Сонин Н. И., В.... | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 24 (зфо) опд. Р. 1 Охватывает все отделы нервной системы — и головной, и спинной мозг, и оболочки их, и корешки, и нервные стволы. В этом случае говорят... | ||
1 Центральная нервная система и ее роль в регуляции физиологических функций Первый введение посвящен характеристике предмета физиологии ее связи с другими науками, основным понятиям физиологии и регуляции... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обучающая – познакомить учащихся с типами нервной деятельности, классификацией темпераментов; характерными признаками типов нервной... | ||
Темы рефератов к экзамену по предмету «Физическая культура» Значение занятий физическими упражнениями для организма человека. Их влияние на внутренние органы и системы (кровеносная, дыхательная,... | Учебно-методический комплекс б в. 16 Анатомия и физиология центральной нервной системы Цель дисциплины – сформировать у студентов целостное представление о строении и функционировании нервной системы | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Практическая «Возрастные особенности нервной системы, филогенез нервной системы» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... При приеме дезоморфина «сгорают» вены, поражаются все внутренние органы, в первую очередь печень, почки, центральная нервная система.... | ||
5. примерный перечень вопросов к экзамену человек как целостная биологическая... Общая характеристика стволовой части мозга. Строение и функционирование его отделов | "Этапы формирования высшей нервной деятельности у ребенка" Высшая нервная деятельность в раннем и дошкольном периодах развития (от рождения до 7 лет). 8 |