Скачать 359.09 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра биологии УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Дисциплина «Общая биология» Блок дисциплин ОПД - Математические и естественнонаучные дисциплины Направление подготовки 020400 «Биология» Квалификация выпускника - Бакалавр Институт естественных наук Форма обучения - очная Сыктывкар 2011 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра биологии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплины «Общая биология» Блок дисциплин ОПД - Математические и естественнонаучные дисциплины Направление подготовки 020400 «Биология» Квалификация выпускника - Бакалавр Институт естественных наук Форма обучения - очная
Сыктывкар 2011 Лист согласования и утверждения рабочей программы Составитель УМК доцент каф. биологии, канд. биол. наук ____________Ишкаева А.Ф. (подпись) Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО и учебного плана специальности 020201 «Биология» Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры биологии Протокол заседания №___ от «___»_______2011 г. Заведующий кафедрой профессор ____________ Г.Н. Доровских (подпись) СОГЛАСОВАНО: Директор Института естественных наук доцент _____________ И.Н. Юранева (подпись) «___» __________2011 г. Председатель УМК факультета доцент ____________ Юранева И.Н. (подпись) Пояснительная записка 1. Цели и задачи освоения дисциплины: 1.1. Цель освоения дисциплины Курс «Общая биология» является одной из основных фундаментальных биологических дисциплин, изучаемых студентами на первом году обучения. Основная цель курса «Общая биология» - сформировать у студентов целостное представление о свойствах живых систем, историческом развитии жизни, роли биоты в планетарных процессах, о современных направлениях, проблемах и перспективах биологических наук, дать основу для изучения профессиональных дисциплин. В рамках курса «Общая биология» рассматриваются вопросы из области цитологии, генетики, теории эволюции, биологии индивидуального развития, экологии. Студенты знакомятся со строением и жизнедеятельностью организмов, их многообразием, образом жизни, развитием и значением в природе и для человека. Это формирует у студентов понимание естественных закономерностей развития живой природы, единства организма и условий его существования, воспитывает бережное отношение к природе. Студенты рассматривают основные свойства живых систем, уровни организации живого, особенности строения различных типов клеток, а также знакомятся с основными современными концепциями биологии (концепцией вида и видообразования, клеточной теорией, эволюционной теорией и др.). 1.2. Задачи освоения дисциплины В процессе изучения курса «Общая биология» в своих лекциях преподаватель должен изложить основные биологические принципы, основные концепции и методы биологии, раскрыть такие понятия, как сущность жизни, разнообразие и уровни организации биологических систем, клетки, их цикл, дифференциация, организмы, их основные системы, принципы классификации, наследственность и изменчивость, биологическая эволюция, должен осветить перспективы развития биологических наук и стратегию охраны природы, роль биологического знания в решении социальных проблем. Основными задачами курса «Общая биология» являются: 1. изучение общих закономерностей проявления жизни (вопросы биологии клетки, обмена веществ и энергии, размножения, передачи генетической информации и изменчивости); 2. изучение общих закономерностей индивидуального развития организмов (вопросы общей эмбриологии, закономерности постэмбрионального развития, процессы старения и проблемы геронтологии); 3. изучение закономерностей эволюции живой материи (теории происхождения жизни на Земле, вопросы эволюции организмов, взаимоотношения организмов и среды). Теоретические знания, полученные студентами на лекциях и в ходе самостоятельной работы с учебниками и методической литературой, закрепляются проведением семинарских занятий, на которых студенты повторяют, закрепляют и расширяют изученный материал. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Место в учебном плане – цикл Б.2, базовая часть. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-1, ОК-3, ОК-6, ОК-12; ПК-17. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: основные концепции и методы биологии, содержание таких понятий, как сущность жизни, разнообразие и уровни организации биологических систем, клетки, их цикл, дифференциация, организмы, их основные системы, принципы классификации, законы наследственности и изменчивости, биологическая эволюция. Уметь: применять сумму теоретических знаний в области биологии в исследовании и охране животного мира. Владеть: базовыми представлениями об основных закономерностях и современных достижениях биологии. 4. Структура и содержание дисциплины «Общая биология» 4.1. Тематический план
Государственные требования к уровню подготовки студента Рабочая программа «Общая биология» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов, обучающихся по специальности 020201 - «Биология». Предназначена для знакомства студентов с основными понятиями биологии позволяющие повысить эффективность понимания биологических дисциплин в дальнейшем их уз учении. Специалист - биолог должен обладать суммой теоретических знаний и практических навыков в области биологии, позволяющих ему свободно решать профессиональные задачи. 4.2. Содержание дисциплины Тема 1. Введение. Предмет и задачи общей биологии. Сущность жизни. Свойства живых систем. Уровни организации жизни. Студент должен знать предмет общей биологии; стратегические принципы развития жизни; определения понятия «живой организм»; основные свойства живых систем; уровни организации живой материи. Студент должен уметь назвать предмет и задачи биологии, место биологии среди других наук, уметь описывать живую материю и уровни ее организации, уметь разделять все живые организмы на пять царств. Содержание темы. Предмет и задачи курса. Биология – наука о жизни: определение понятия "жизнь". Свойства живого – питание, дыхание, раздражимость, подвижность, выделение, размножение, рост. Саморегуляция живых систем. Главное свойство живой материи – способность извлекать, превращать и использовать энергию извне. Уровни организации живых систем. Биология как совокупность наук, изучающих структуру, функционирование и разнообразие живых систем на разных уровнях организации (зоология, ботаника, микология и др.; молекулярная биология, физиология, экология и др.). Рекомендуемая литература по теме: Основная: Вилле К., Детье В. Биология (биологические процессы и законы). М.: Мир, 1975. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т.1-3. , М.: Мир, 1993. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. М., «Высшая школа», 2002. 317 с. Дополнительная: Добротина Н. А., Акифьев А. П., Лысов П. К. Биология с основами экологии. М.: Высшая школа, 2007. Крыжановский В. А., Билич Габриэль. Вирусы. Прокариоты. Растения. Кн.2. М.: ОНИКС, Харвест, 2007. Семинар № 1. Введение. Предмет и задачи общей биологии. Сущность жизни. Свойства живых систем. Уровни организации жизни. Темы для докладов на семинар № 1: 1. Основные этапы развития биологии. 2. Предмет, методы и задачи биологии. Роль биологии в развитии общества. 3. Вирусы — неклеточная форма жизни. Особенности строения и функционирования вирусов. Разнообразие и значение вирусов, их происхождение. Взаимодействие вируса с клеткой-хозяином. История открытия вирусов. Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Определение жизни, отличия от живых форм от неорганических тел. 2. Перечислите существующие дисциплины в современной биологии и опишите предмет их изучения. 3. Значение биологии в современном обществе. Понятие «зеленная революция». 4. Основные заболевания, вызываемые вирусами. 5. Почему современная медицина не в состоянии уничтожить вирусные инфекции? 6. Методы профилактики и лечения вирусных заболеваний. 7. СПИД. Методы профилактики и лечения. Механизм устойчивость клеток к вирусу СПИДа. |
Рабочие программы учебных дисциплин (модулей) министерство образования... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические указания Новокузнецк 2012 Министерство образования и... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Программа учебной практики министерство образования и науки российской... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Министерство образования и науки российской федерации федеральное... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Министерство образования и науки Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Министерство образования и науки российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Министерство образования и науки российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Министерство образования и науки россиийской федерации федеральное... | Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Министерство образования и науки российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Министерство образования и науки российской федерации федеральное... Пермский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования | ||
Магистрской диссертации Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального... | Министерство образования и науки РФ федеральное государственное бюджетное... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Министерство образования и науки РФ федеральное государственное бюджетное... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Министерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |