Министерство образования и науки РФ федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования





Скачать 359.09 Kb.
НазваниеМинистерство образования и науки РФ федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования
страница1/3
Дата публикации27.06.2013
Размер359.09 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Биология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук

Кафедра биологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Дисциплина «Общая биология»

Блок дисциплин ОПД - Математические и естественнонаучные дисциплины

Направление подготовки 020400 «Биология»

Квалификация выпускника - Бакалавр

Институт естественных наук

Форма обучения - очная

Сыктывкар 2011

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук

Кафедра биологии






УТВЕРЖДено:




На заседании учебно-методической комиссии факультета




«_____»__________2011 г.




Протокол № _______




Председатель УМК

_____________________



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины «Общая биология»

Блок дисциплин ОПД - Математические и естественнонаучные дисциплины

Направление подготовки 020400 «Биология»

Квалификация выпускника - Бакалавр

Институт естественных наук

Форма обучения - очная

Семестр

1

Всего учебных занятий

54 часа

В том числе:




Аудиторных

36 часов, из них

Лекций

18 часов

Практических занятий

18 часов

Самостоятельных

36 часов

Форма итогового контроля

зачет 1 семестр

Сыктывкар 2011

Лист согласования и утверждения рабочей программы

Составитель УМК

доцент каф. биологии, канд. биол. наук ____________Ишкаева А.Ф.

(подпись)

Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО и учебного плана

специальности 020201 «Биология»

Рабочая программа рассмотрена и одобрена

на заседании кафедры биологии

Протокол заседания №___ от «___»_______2011 г.

Заведующий кафедрой

профессор ____________ Г.Н. Доровских

(подпись)
СОГЛАСОВАНО:

Директор Института естественных наук

доцент _____________ И.Н. Юранева

(подпись)

«___» __________2011 г.
Председатель УМК факультета

доцент ____________ Юранева И.Н.

(подпись)


Пояснительная записка

1. Цели и задачи освоения дисциплины:

1.1. Цель освоения дисциплины

Курс «Общая биология» является одной из основных фундаментальных биологических дисциплин, изучаемых студентами на первом году обучения. Основная цель курса «Общая биология» - сформировать у студентов целостное представление о свойствах живых систем, историческом развитии жизни, роли биоты в планетарных процессах, о современных направлениях, проблемах и перспективах биологических наук, дать основу для изучения профессиональных дисциплин.

В рамках курса «Общая биология» рассматриваются вопросы из области цитологии, генетики, теории эволюции, биологии индивидуального развития, экологии. Студенты знакомятся со строением и жизнедеятельностью организмов, их многообразием, образом жизни, развитием и значением в природе и для человека. Это формирует у студентов понимание естественных закономерностей развития живой природы, единства организма и условий его существования, воспитывает бережное отношение к природе. Студенты рассматривают основные свойства живых систем, уровни организации живого, особенности строения различных типов клеток, а также знакомятся с основными современными концепциями биологии (концепцией вида и видообразования, клеточной теорией, эволюционной теорией и др.).

1.2. Задачи освоения дисциплины

В процессе изучения курса «Общая биология» в своих лекциях преподаватель должен изложить основные биологические принципы, основные концепции и методы биологии, раскрыть такие понятия, как сущность жизни, разнообразие и уровни организации биологических систем, клетки, их цикл, дифференциация, организмы, их основные системы, принципы классификации, наследственность и изменчивость, биологическая эволюция, должен осветить перспективы развития биологических наук и стратегию охраны природы, роль биологического знания в решении социальных проблем.

Основными задачами курса «Общая биология» являются:

1. изучение общих закономерностей проявления жизни (вопросы биологии клетки, обмена веществ и энергии, размножения, передачи генетической информации и изменчивости);

2. изучение общих закономерностей индивидуального развития организмов (вопросы общей эмбриологии, закономерности постэмбрионального развития, процессы старения и проблемы геронтологии);

3. изучение закономерностей эволюции живой материи (теории происхождения жизни на Земле, вопросы эволюции организмов, взаимоотношения организмов и среды).

Теоретические знания, полученные студентами на лекциях и в ходе самостоятельной работы с учебниками и методической литературой, закрепляются проведением семинарских занятий, на которых студенты повторяют, закрепляют и расширяют изученный материал.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Место в учебном плане – цикл Б.2, базовая часть.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-1, ОК-3, ОК-6, ОК-12; ПК-17.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основные концепции и методы биологии, содержание таких понятий, как сущность жизни, разнообразие и уровни организации биологических систем, клетки, их цикл, дифференциация, организмы, их основные системы, принципы классификации, законы наследственности и изменчивости, биологическая эволюция.

Уметь: применять сумму теоретических знаний в области биологии в исследовании и охране животного мира.

Владеть: базовыми представлениями об основных закономерностях и современных достижениях биологии.

4. Структура и содержание дисциплины «Общая биология»

4.1. Тематический план



Наименование темы

Количество часов по учебному плану




Макси-мальная нагрузка студен-тов (часов)

Аудиторная нагрузка

Самостоят.

Всего

В том числе

работа

Лек-ция

Семинар

Прак-тич. работа

Лабора-торная работа




1.

Тема 1. Введение. Предмет и задачи общей биологии. Сущность жизни. Свойства живых систем. Уровни организации жизни.



6



6



2



2









2

2.

Тема 2. Молекулярные основы жизни. Элементарный состав живых организмов. Биополимеры.



6



6



2



2









2




3.

Тема 3. История создания и основные положения клеточной теории. Сравнительная характеристика различных типов клеток. Строение и функции органелл.


6


6


2


2








2




4.

Тема 4. Реализация наследственной информации. Свойства генетического кода. Основные этапы биосинтеза белка.



6



6



2



2









2




5.

Тема 5. Общая характеристика обмена веществ. Ассимиляция, диссимиляция. Фото- и хемосинтез.



6



6



2



2









2




6.

Тема 6. Аэробное и анаэробное клеточное дыхание.


6


6


2


2








2




7.

Тема 7. Размножение живых организмов. Типы размножения. Клеточный цикл. Основные способы деления ядра (митоз, мейоз, амитоз, эндомитоз). Индивидуальное развитие организма.


6


6


2


2








2




8.

Тема 8. Теории возникновения жизни на Земле. Биохимическая теория эволюции. Гипотезы происхождения эукариотической клетки. Гипотезы происхождения многоклеточных организмов.

6

6

2

2







2




9.

Тема 9. Экология как наука. Основы биоценологии. Концепции экосистемы и биогеоценоза. Типы изменения экосистем. Экологическая сукцессия.


6


6


2


2








2







Итого:

54

54

18

18







18





Государственные требования к уровню подготовки студента

Рабочая программа «Общая биология» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов, обучающихся по специальности 020201 - «Биология». Предназначена для знакомства студентов с основными понятиями биологии позволяющие повысить эффективность понимания биологических дисциплин в дальнейшем их уз учении.

Специалист - биолог должен обладать суммой теоретических знаний и практических навыков в области биологии, позволяющих ему свободно решать профессиональные задачи.
4.2. Содержание дисциплины

Тема 1. Введение. Предмет и задачи общей биологии. Сущность жизни. Свойства живых систем. Уровни организации жизни.

Студент должен знать предмет общей биологии; стратегические принципы развития жизни; определения понятия «живой организм»; основные свойства живых систем; уровни организации живой материи.

Студент должен уметь назвать предмет и задачи биологии, место биологии среди других наук, уметь описывать живую материю и уровни ее организации, уметь разделять все живые организмы на пять царств.

Содержание темы.

Предмет и задачи курса. Биология – наука о жизни: определение понятия "жизнь". Свойства живого – питание, дыхание, раздражимость, подвижность, выделение, размножение, рост. Саморегуляция живых систем. Главное свойство живой материи – способность извлекать, превращать и использовать энергию извне. Уровни организации живых систем. Биология как совокупность наук, изучающих структуру, функционирование и разнообразие живых систем на разных уровнях организации (зоология, ботаника, микология и др.; молекулярная биология, физиология, экология и др.).

Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

Вилле К., Детье В. Биология (биологические процессы и законы). М.: Мир, 1975.

Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т.1-3. , М.: Мир, 1993.

Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988.

Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. М., «Высшая школа», 2002. 317 с.

Дополнительная:

Добротина Н. А., Акифьев А. П., Лысов П. К. Биология с основами экологии. М.: Высшая школа, 2007.

Крыжановский В. А., Билич Габриэль. Вирусы. Прокариоты. Растения. Кн.2. М.: ОНИКС, Харвест, 2007.

Семинар № 1. Введение. Предмет и задачи общей биологии. Сущность жизни. Свойства живых систем. Уровни организации жизни.

Темы для докладов на семинар № 1:

1. Основные этапы развития биологии.

2. Предмет, методы и задачи биологии. Роль биологии в развитии общества.

3. Вирусы — неклеточная форма жизни. Особенности строения и функционирования вирусов. Разнообразие и значение вирусов, их происхождение. Взаимодействие вируса с клеткой-хозяином. История открытия вирусов.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Определение жизни, отличия от живых форм от неорганических тел.

2. Перечислите существующие дисциплины в современной биологии и опишите предмет их изучения.

3. Значение биологии в современном обществе. Понятие «зеленная революция».

4. Основные заболевания, вызываемые вирусами.

5. Почему современная медицина не в состоянии уничтожить вирусные инфекции?

6. Методы профилактики и лечения вирусных заболеваний.

7. СПИД. Методы профилактики и лечения. Механизм устойчивость клеток к вирусу СПИДа.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство образования и науки РФ федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования iconРабочие программы учебных дисциплин (модулей) министерство образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки РФ федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования iconМетодические указания Новокузнецк 2012 Министерство образования и...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки РФ федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования iconПрограмма учебной практики министерство образования и науки российской...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки РФ федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки РФ федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки РФ федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки РФ федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки РФ федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки РФ федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки россиийской федерации федеральное...

Министерство образования и науки РФ федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки РФ федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки РФ федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Пермский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Министерство образования и науки РФ федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования iconМагистрской диссертации
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Министерство образования и науки РФ федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки РФ федеральное государственное бюджетное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки РФ федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки РФ федеральное государственное бюджетное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки РФ федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования iconМинистерство сельского хозяйства РФ федеральное государственное бюджетное...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск