Министерство образования и науки





Скачать 411.84 Kb.
НазваниеМинистерство образования и науки
страница1/2
Дата публикации23.09.2013
Размер411.84 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа
  1   2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




Негосударственное образовательное частное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский социально-гуманитарный институт»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

______________В.В. Борисова



«_____» ________________20__


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование дисциплины Б.3.3.21.1.2 Дифференциальная диагностика первичных речевых нарушений от сходных состояний

По направлению подготовки 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование
По профилю подготовки Логопедия

Кафедра специального (дефектологического) образования


Квалификация (степень) выпускника бакалавр


Москва

2012

Разработчики:

Ст. преподаватель О. В. Шохова

(занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)
___________________ _________________ _____________________ (занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)

Рецензенты:

___________________ __________________ _____________________

(занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)
___________________ _________________ _____________________ (занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

«___________________________________»

«_____» ____________________________________ 20__г., протокол № ____.

наименование кафедры

Зав. кафедрой ________________/ ____________________ /
Рабочая программа одобрена Ученым советом МСГИ

«_____» ____________________________________ 20__г., протокол № ____.



Индекс по учебному плану

Цикл

Компонент

Базовая часть

вариативная часть

по выбору студента

Б.3.3. 21.1.2

Гуманитарный, социальный и экономический цикл










Математический и естественно – научный цикл










Профессиональный цикл







V


Форма

обучения

курс

семестр

Трудоемкость дисциплины в часах

Форма

итогового

контроля

Всего часов

Аудиторных часов

Лекции

Семинарские (практически) занятия

Лабораторные занятия

Курсовая

Работа (проект)

Самостоятельная работа

Заочная

4

8

72

8

4

2

2

-

64

зачет


1. Цели и задачи дисциплины:

Цель дисциплины – сформировать у студентов теоретические представления о дифференциальной диагностике первичных речевых нарушений от сходных нарушений развития

Дисциплина «Дифференциальная диагностика первичных речевых нарушений от сходных состояний» направлена на подготовку студентов к выполнению основных видов профессиональной деятельности по профилю подготовки «Логопедия» (коррекционно-педагогической, диагностико-консультативной, исследовательской, культурно-просветительской), к решению типовых профессиональных задач в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных школьных, дошкольных и медицинских учреждениях, центрах реабилитации и коррекции, психолого-медико-педагогических комиссиях.

Бакалавр по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование по профилю подготовки «Логопедия» в ходе освоения учебной дисциплины «Дифференциальная диагностика первичных речевых нарушений от сходных состояний» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки:

  • в области коррекционно-педагогической деятельности:

  • ознакомление студентов с основными понятиями «Дифференциальная диагностика», «Нарушения речевого развитие», «Речевое развитие», «Задержка психического развития», «Умственная отсталость», «Расстройства аутистического спектра», «Слуховые нарушения»;

  • ознакомление с основными этапами формирования ЦНС и закономерностями формирования речевой сферы;

  • ознакомление студентов с основными понятиями нарушений развития, об особенностях психо-физического и речевого развития детей с ОВЗ;

  • овладение знаниями о диагностике речевого развития;

  • ознакомление с подходами изучения формирования речевой сферы с неврологических, нейропсихологических, психолингвистических подходов.

  • формирование представлений об механизмах, структуре формирования речевой системы, принципах их анализа;

  • ознакомление студентов со специальной литературой, освещающей вопросы дифференциации нарушений в речевой сфере;

  • формирование у студентов научно-методологической основы построения и корректировки индивидуальной программы диагностики речевого развития, образования и коррекционной работы на основе анализа состояния психомоторного и речевого онтогенеза;

  • развитие навыков осуществления психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ;

  • в области диагностико-консультативной деятельности:

  • развитие умений организовывать и проводить диагностическое исследование познавательной и речевой деятельности и выявлять нарушения развития;

  • овладение практическими умениями анализировать проявления различных нарушений развития на основе использования основных закономерностей онтогенеза;

  • развитие навыков консультирования родителей и педагогов по вопросам формирования психомоторных и речевых навыков в норме;

  • развитие навыков оказания консультативной помощи родителям детей с ОВЗ по вопросам формирования психомоторных и речевых навыков в норме и в патологии;

  • в области исследовательской деятельности:

  • ознакомление студентов с правилами сбора, анализа и систематизации информации по формированию психомоторного и речевого развития, составление анамнеза;

  • знакомство студентов с основами планирования коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, с учетом онтогенетического принципа.

  • в области культурно-просветительской деятельности:

  • формирование общей и речевой культуры будущего специалиста и обучение студентов основам развития общей культуры детей с ОВЗ;

  • воспитание у студентов чувства такта и толерантного отношения к детям с ОВЗ, а также к членам их семей;

  • воспитание чувства поддержки и взаимопомощи при работе в педагогическом коллективе (при взаимодействии администрации учреждения, логопеда, других специалистов и воспитателей), способствующего повышению эффективности логопедической диагностики и коррекции при работе с детьми с ОВЗ.


2. Место дисциплины в структуре ООП:

Программа данной учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 050700 «Специальное (дефектологическое) образование» профиль «Логопедия» (квалификация (степень) «бакалавр») (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 января 2010г. № 49). Дисциплина «Дифференциальная диагностика первичных речевых нарушений от сходных состояний» относится к дисциплинам вариативной части цикла профессиональных дисциплин. В соответствие с ФГОС ВПО в содержании дисциплины «Дифференциальная диагностика первичных речевых нарушений от сходных состояний» отражены: история, терминология, определение, методика педагогического воздействия, эффективность, профилактика, специальные пособия, медицинское и общепедагогическое воздействие, социальная адаптация.

Для изучения дисциплины «Дифференциальная диагностика первичных речевых нарушений от сходных состояний» по профилю подготовки «Логопедия» необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися на предыдущем уровне образования (профильном среднем специальном), а также знания, умения, навыки, приобретенные в ходе изучения дисциплин «Педагогика», «Специальная педагогика», «Психология», «Специальная психология», медицинские блок «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения», «Невропатология, клиника умственной отсталости»

Знания, умения, навыки и компетенции, приобретенные в результате освоения дисциплины «Дифференциальная диагностика первичных речевых нарушений от сходных состояний», являются базовыми для последующего изучения таких дисциплин, как «Педагогические системы воспитания детей с нарушениями», «Логопедические технологии обследования и коррекции нарушений речи», «Логопедический практикум», «Методика развития речи дошкольников».
3. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины «Дифференциальная диагностика первичных речевых нарушений от сходных состояний» направлен на формирование следующих специальных компетенций:

  • общекультурных компетенций (ОК)

- способности и готовности:

  • способности к социальному взаимодействию и сотрудничеству в педагогическом коллективе и в процессе работы с лицами с ОВЗ, а также с родителями (или законными представителями) детей с отклонениями в развитии; способности к разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

  • способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса развития специальной педагогики как науки (ОК-2);

  • способности к грамотной письменной и устной коммуникации на русском языке; готовности к изложению учебного материала дисциплины научным языком с использованием соответствующей терминологии, применению навыков публичной речи, ведения дискуссии (ОК-5);

  • способностью использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7);

  • готовности к овладению средствами самостоятельного, методически правильного использования методов обучения, воспитания и коррекции лиц с ОВЗ (ОК-8);

  • профессиональных компетенций (ПК)

- в области общепрофессиональных способностей и готовности:

  • способности осознавать социальную значимость своей будущей профессии учителя-логопеда, дефектолога, специалиста, работающего в режиме инклюзивного образования, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1);

  • способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы (возникающие на современном этапе в специальной педагогике и логопедии), выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2);

  • способности использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии (поиск необходимой информации по проблемам логопедии и специальной педагогике, о процессах инклюзии) на специализированных сайтах в Интернет-сети, подготовка в электронном виде заданий для самостоятельной работы, знакомство с электронными версиями обучающих программ и т.п.) (ОП-3);

- в области коррекционно-педагогической деятельности:

  • способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);

  • готовностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы с лицами с ОВЗ (ПК-2);

  • способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования лиц с ОВЗ (ПК-3);

  • готовностью к взаимодействию с семьями лиц с ОВЗ, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ и членов их семей (ПК-4);

- в области диагностико-консультативной деятельности:

  • способности организовывать и осуществлять дифференциальную диагностику лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

  • способности к анализу результатов психолого-педагогического и логопедического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-педагогической и психолого-педагогической) классификаций нарушений развития (ПК-6);

  • способности осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-логопедического воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7);

  • готовностью к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8);

- в области исследовательской деятельности:

  • готовности к сбору, анализу и систематизации информации в рамках психолого-педагогического обследования (ПК-9);

  • способности к планированию, организации и совершенствованию коррекционно-развивающей работы (ПК-10);

  • способности использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12);

- в области культурно-просветительской деятельности:

  • готовности к формированию общей культуры лиц с ОВЗ (ПК-13);

способность проводить просветительскую работу среди населения профилактике появления нарушений развития у детей, в частности различных нарушений развития; способности осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14).
В результате изучения дисциплины «Дифференциальная диагностика первичных речевых нарушений от сходных состояний» студенты должны

  • знать:

      • основные понятия категориального аппарата данной дисциплины;

      • принципы, задачи и методы диагностической работы с детьми с ОВЗ;

      • основные показатели нормативного и патологического развития речевой деятельности при различных нарушениях развития;

      • клиническую типологию и психолого–педагогическую характеристику детей с ОВЗ;

      • основные направления в системе профилактических мер и методике диагностической и коррекционной работы при различных нарушений развития;

  • уметь:

      • выявлять различные нарушения развития, дифференцировать их от нормативного психического и речевого развития и от других отклонений и проблем в развитии, таких, как задержка психического развития, нарушений речи;

      • определять клиническую типологию той или иной патологии, уровень познавательного и речевого развития;

  • владеть:

      • навыками сбора анамнестических данных детей с ОВЗ;

      • навыками анализа основных проявлений нарушений развития.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы.


Вид учебной работы

ВСЕГО

в том числе по семестрам

зач. ед.

час.




8 семестр




зач. ед.

час.

зач. ед.

час.

зач. ед.

час.

Аудиторные занятия (всего)

0,2

8



















в том числе:

























Лекции

0,1

4



















Практические занятия

0,05

2



















Семинары

























Лабораторные работы

0,05

2



















Самостоятельная работа (всего)

1,7

64



















в том числе:

























Курсовой проект (работа)

























Расчетно-графические работы

























Реферат

























Другие виды самостоятельной работы

























Подготовка к практическим занятиям

0,8

32



















Подготовка к промежуточной аттестации

0,8

32



















Вид промежуточной аттестации - зачет

























Общая трудоемкость

2

72




















5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство образования и науки iconМинистерство образования и науки архангельской области
Министерство образования и науки Архангельской области (далее министерство) сообщает, что в 2012/2013 учебном году период государственной...
Министерство образования и науки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министерство образования и науки российской министерство образования и науки российской федерации
Министерство образования и науки iconМинистерство образования и науки российской федерации министерство здравоохранения и социального
Цель дисциплины – овладение знаниями гигиенической науки и умениями по санитарии в оценке факторов окружающей среды, влияющей на...
Министерство образования и науки iconМинистерство науки, образования, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ министерство...
Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом...
Министерство образования и науки iconМинистерство науки, образования, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ министерство...
Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом...
Министерство образования и науки iconМинистерство образования и науки россии министерство образования рб
Мку «отдел образования администрации муниципального района мечетлинский район рб»
Министерство образования и науки iconМинистерство образования и науки
Министерство внутренних дел Российской Федерации Центр профессиональной подготовки гувд по Челябинской области план-конспект
Министерство образования и науки iconРабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на...
Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., «Просвещение», 2010 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания...
Министерство образования и науки iconРабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на...
Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., «Просвещение», 2010 г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания...
Министерство образования и науки iconРоссийской Федерации Министерство образования и науки
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и науки iconМинистерство образования и науки российской федерации министерство...
Дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к циклу математических, естественнонаучных и медико-биологических дисциплин по...
Министерство образования и науки iconМинистерство образования и науки рб министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды рб
П 77 Природа. Экология. Человек: Информационно-методический сборник. / Сост. Л. А. Кузнецова г. Улан-Удэ, ипк всгаки, 2006. 75 с
Министерство образования и науки iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральная...
«Бегишевская средняя общеобразовательная школа имени Мансура Хасановича Хасанова»
Министерство образования и науки iconМинистерство образования и науки РФ федеральное государственное бюджетное...
Рабочая программа по обществознанию для 10-11 классов составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами...
Министерство образования и науки iconПрограммы студенческой «Недели науки» Министерство образования и...
Программа недели академической активности юфу на факультете социологии и политологии
Министерство образования и науки iconТематические интернет-ресурсы в помощь образованию
Официальный сайт Министерство образования и науки РФ. Здесь: новости, анонсы мероприятий, публикации в сми. Структура и руководство...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск