Скачать 64.85 Kb.
|
Развитие фонематических процессов у детей с ЗПР младшего школьного возраста Морозова И.А., Учитель-логопед МАОУ «Панковская СОШ», Новгородского района Аннотация: В основу работы логопедического сопровождения детей, обучающихся по программам С(К)ОУ, положена практическая деятельность, ее оречевление. На логопедических занятиях я широко использую материал предметов естественного цикла, а так же грамматический материал, изучаемый детьми на уроках русского языка. Исследую этот материал и использую его для формирования фонематических процессов у младших школьников Основной задачей работы школьного логопеда является предупреждение и коррекция специфических ошибок, допускаемых учащимися в письменной речи, причиной появления которых является несформированность или недостаточная сформированность фонематических процессов у учащихся. Основная цель работы – развитие этих процессов у детей. У меня, как у школьного логопеда, фонематическая работа строится на материале предметов естественного цикла, чтобы, по возможности, уточнить, расширить, закрепить лексический материал. Я предлагаю пример 3-х конспектов логопедических занятий в 1 классе для детей с ЗПР, обучающихся по программам С(К)ОУ 7 вида в составе общеобразовательного класса. Раздел: «Дифференциация звуков, имеющих акустико-артикуляторное сходство». Материал конспектов занятия базируется на материале лексической темы «Дикие животные». На первом занятии дифференциация звуков проводится на материале слогов и слов; на втором - на материале слов и предложений; на третьем – при составлении рассказа. №1 Тема: Дифференциация звуков Р( Р') – Л( Л') (далее Р-Л) Цели: Образовательные: расширение активного словарного запаса по теме «Звери», упражнения в словообразовании, развитие непроизвольной памяти, внимания, мышления. Логопедические: уточнение произношения звуков, их дифференциация в слогах, словах, развитие фонематических процессов. Оборудование: сигнальные карточки, предметные картинки по теме, мяч. Ход занятия.
Ходит в шубке дорогой, хвост пушистый и большой. (Лиса) – картинка.
Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось) – картинка.
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка) – картинка.
С виду кроток, но не верь: страшен в гневе этот зверь. (рысь) – картинка. Мы знаем, что группировать можно по разным признакам. Как можно назвать эти картинки одним словом? (Животные). Почему животные? Какие это животные? (Дикие). Почему это – дикие животные? Как можно назвать диких животных по – другому? (Звери). 3. Картинки: ЛОСЬ, БЕЛКА, ВОЛК – Какой одинаковый звук в названии картинок? («Л»), его характеристика, буква «Л» синего цвета — на доске. Какой еще звук обозначает эта буква? («Л’»), его характеристика, буква «Л» зеленого цвета — на доске. В названии какой картинки есть этот звук? (Лиса). Картинка: РЫСЬ – Какой первый звук в этом слове? («Р»), его характеристика, буква «Р» синего цвета — на доске. Какой еще звук обозначает эта буква? («Р’»), его характеристика, буква «Р» зеленого цвета — на доске. Назовите тему занятия. С какими звуками работаем? 4. Дифференциация в слогах: замени звук «Р» на звук «Л» и наоборот ( с мячом): РА – ЛА; ЛО - РО…. 5. «Угадайте, какого зверя я загадала»,
6.Работа с цифровым рядом:определить место звука «Р», «Л» в слове. Звук «Р»: коварная, караулит, барсук, бродит, бурый. Звук «Л’»: караулит, лес, залег. 7. Физкультпауза – энергизатор. 8.Сигнальные карточки: буквы «Р», «Л» - синего и зеленого цвета (работа с 4 звуками): если в слове твердый звук — показать карточку с соответствующей буквой синего цвета; если мягкий — зеленого цвета. Слова: волк, рысь, лес, бродит, злой, бурый, залег, берлога – 2 звука, голодный, рыжая, лиса, хитрая, спряталась, рогатый, прячется, серый, дупло, орешки, караулит, звери.
З-ой го--одный во-к; за-ёг в бе--оге; хит-ая -ыжая -иса; пушистая бе-очка; -огатый -ось; се-ый во-к; кова-ная -ысь; г-ызет о-ешки; п-ячется в -есу. 10. Анализ выполненной работы. 11. Итог занятия. № 2 Тема: Дифференциация звуков Р( Р') – Л( Л') (далее Р-Л) Цели: Образовательные: расширение активного словарного запаса по теме «Звери», развитие непроизвольной памяти, внимания, мышления; повторение правил о предложении. Логопедические: уточнение произношения звуков, их дифференциация в словах, предложениях, развитие фонематических процессов. Оборудование: карточки с написанными слитно словами в предложениях вверх – вниз; вниз - вверх; картинки: волк, медведь, лиса, лось, белка, рысь. Ход занятия. 1.Организационный момент. Вспомните, с какими звуками работаем. 2. Фонематический анализ. Картинки: волк, медведь, лиса, лось, белка, рысь. Расставить картинки согласно схемам: (по количеству слогов) 3. Игра «Какой?» - около дуги над картинкой буква, с которой начинается слово, обозначающее характеристику этого зверя; (в слове - признаке должен быть один из наших звуков) Волк – (какой?) – злой голодный; медведь - ? (бурый); лиса - ? (хитрая рыжая), лось - ? (рогатый), белочка - ? (ловкая); рысь - ? (коварная). 4. Картинки «спинкой» к детям – назвать картинку вместе с характеристикой. 5. Физкультпауза – энергизатор. 6. Определить кол – во слов в предложениях с помощью цифрового ряда.
7. Зашифровать предложения.Если в слове слышензвук «Р» («Л») пишем букву синим карандашом, если звук «Л׳҆»(«Р҆») - зеленым карандашом, если ви слове нет наших звуков - ставим «-». 8. Анализ выполненной работы. 9.Итог занятия. № 3. Тема: Дифференциация звуков Р( Р') – Л( Л') (далее Р-Л) Цель: уточнение произношения звуков, их дифференциация при составлении рассказа: "Звери зимой". Ход занятия: 1.0рг. момент. Назовите, с какими звуками работаем. 2. Фонематический анализ. Поговорим о том, как живут ЗВЕРИ зимой. а)сигнальные карточки:
б) посчитайте, сколько слов со звуками "Р и Р’":
"Л" и "Л"'
в) запомните, в каких словах есть указанные звуки.
С помощью цифрового ряда определить место звуков в этих словах. 3. Вспомните, о ком мы говорили на прошлом занятии? Как можно назвать одним словом диких животных? Какие звери живут в наших лесах? Назовите тех, в названиях которых есть звуки «Р» и «Л». Перечислим зверей в определенном порядке. Я помогу: Я покажу вам часть слова, а вы должны угадать, кто это? ЛК - ВОЛК- Какой волк? ЗЛОЙ, ГОЛОДНЫЙ. | ДВЕ - МЕДВЕДЬ-Какой медведь? БУРЫЙ. СА - ЛИСА- Какая лиса? ХИТРАЯ, РЫЖАЯ. ЛО - ЛOCЬ- Какой лось? РОГАТЫЙ. ЛОЧ – БЕЛОЧКА - Какая белочка? ЛОВКАЯ. СЬ –РЫСЬ - Какая рысь? КОВАРНАЯ. 4. Поставить картинки «спинкой», и предложить детям вспомнить, на каком месте какая картинка стоит, одновременно давая характеристику: какой он? (вначале по одной картинке угадывать, затем: Кто назовет картинки по-порядку? Кто назовет в обратно порядке? 5. Физкультпауза - энергизатор. 6. Составление предложений по картинкам: К каждой большой картинке я поставлю маленькую картинку-подсказку, а вам нужно составить предложение по этим картинкам, придумав слово-действие, которое объединяет эти картинки (связь с уроком) ВОЛК — лес; МЕДВЕДЬ — берлога; ЛИСА — нора; ЛОСЬ — лес — волк. ■ по цепочке по картинкам ■ по опорным буквам: у каждого учащегося - набор карточек первыми буквами каждого предложения рассказа: 3 г в б п л. (Злой голодный волк бродит по лесу). Б м з в б. ( Бурый медведь залёг в берлоге.) Х р л с в н.( Хитрая рыжая лиса спряталась в норе.) Р л с в н.( Рогатый лось прячется в лесу от серого волка.) Что мы составили? (Рассказ). Придумайте название.(Звери зимой.) 7. Письменная работа: варианты: списать текст, вставив пропущенные буквы или, используя карточки - перфокарты. вставить в окошечки буквы «Р» или «Л». 8. Итог занятия. |
Развитие интонации у детей младшего школьного возраста в классе сольного пения Теоретический анализ развития интонации и познавательных процессов у детей младшего школьного возраста | Инновационный педагогический опыт «Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста.... | ||
Информация об участнике фестиваля «Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста.... | Решение тригонометрических уравнений, 10 класс «Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста.... | ||
«утверждаю»: Проректор по учебной работе /Л. М. Волосникова «Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста.... | Древесные растения в городских экосистемах карелии 03. 00. 05 ботаника 03. 00. 16 экология «Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста.... | ||
Рабочая программа дисциплины актуальные проблемы исполнения судебных актов «Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста.... | Т. Г. Шевченко сборник материалов VI международной научно-практической... «Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста.... | ||
Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык «Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста.... | Министерство образования и науки российской федерации технологический... «Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста.... | ||
Издания «Роль уроков интеллектики в развитии познавательных процессов у детей младшего школьного возраста» | Учебно-методический комплекс для студентов рабочая программа дисциплины... Содержание: умк по дисциплине «Психология детей младшего школьного возраста» для студентов направления подготовки 050400. 62 Психолого-педагогическое... | ||
На тему: «Развитие креативного потенциала на уроках музыки у детей младшего школьного возраста» | Программа коллективного музицирования на детских музыкальных инструментах... Программа предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста с проблемами здоровья и является одной из составляющих... | ||
Годовой календарный учебный график Муниципального автономного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста городского округа Саранск... | Развитие внимания у детей младшего школьного возраста Если вас интересует тема развития внимания у детей, обязательно посетите специальный раздел сайта "Игры на развитие внимания у детей".... |