Развитие фонематических процессов у детей с зпр младшего школьного возраста Морозова И. А., Учитель-логопед маоу «Панковская сош»





Скачать 64.85 Kb.
НазваниеРазвитие фонематических процессов у детей с зпр младшего школьного возраста Морозова И. А., Учитель-логопед маоу «Панковская сош»
Дата публикации16.10.2013
Размер64.85 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы




Развитие фонематических процессов у детей с ЗПР

младшего школьного возраста

Морозова И.А.,

Учитель-логопед

МАОУ «Панковская СОШ»,

Новгородского района
Аннотация: В основу работы логопедического сопровождения детей, обучающихся по программам С(К)ОУ, положена практическая деятельность, ее оречевление. На логопедических занятиях я широко использую материал предметов естественного цикла, а так же грамматический материал, изучаемый детьми на уроках русского языка. Исследую этот материал и использую его для формирования фонематических процессов у младших школьников
Основной задачей работы школьного логопеда является предупреждение и коррекция специфических ошибок, допускаемых учащимися в письменной речи, причиной появления которых является несформированность или недостаточная сформированность фонематических процессов у учащихся. Основная цель работы – развитие этих процессов у детей.

У меня, как у школьного логопеда, фонематическая работа строится на материале предметов естественного цикла, чтобы, по возможности, уточнить, расширить, закрепить лексический материал.

Я предлагаю пример 3-х конспектов логопедических занятий в 1 классе для детей с ЗПР, обучающихся по программам С(К)ОУ 7 вида в составе общеобразовательного класса. Раздел: «Дифференциация звуков, имеющих акустико-артикуляторное сходство». Материал конспектов занятия базируется на материале лексической темы «Дикие животные».

На первом занятии дифференциация звуков проводится на материале слогов и слов; на втором - на материале слов и предложений; на третьем – при составлении рассказа.

1 Тема: Дифференциация звуков Р( Р') – Л( Л') (далее Р-Л)

Цели:

Образовательные: расширение активного словарного запаса по теме «Звери», упражнения в словообразовании, развитие непроизвольной памяти, внимания, мышления.

Логопедические: уточнение произношения звуков, их дифференциация в слогах, словах, развитие фонематических процессов.

Оборудование: сигнальные карточки, предметные картинки по теме, мяч.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

  2. Отгадай загадки (доказать отгадку словами загадки).

  • Кто зимой холодной бродит в лесу злой, голодный. (Волк) – картинка.

  • Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает. (Медведь) – картинка.

  • Посмотрите – ка, какая – вся горит, как золотая

Ходит в шубке дорогой, хвост пушистый и большой. (Лиса) – картинка.

  • Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось) – картинка.

  • Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка) – картинка.

  • Меньше тигра, больше кошки, над ушами кисти – рожки.

С виду кроток, но не верь: страшен в гневе этот зверь. (рысь) – картинка.

Мы знаем, что группировать можно по разным признакам. Как можно назвать эти картинки одним словом? (Животные). Почему животные? Какие это животные? (Дикие). Почему это – дикие животные? Как можно назвать диких животных по – другому? (Звери).

3. Картинки: ЛОСЬ, БЕЛКА, ВОЛК – Какой одинаковый звук в названии картинок? («Л»), его характеристика, буква «Л» синего цвета — на доске.

Какой еще звук обозначает эта буква? («Л’»), его характеристика, буква «Л» зеленого цвета — на доске. В названии какой картинки есть этот звук? (Лиса).

Картинка: РЫСЬ – Какой первый звук в этом слове? («Р»), его характеристика, буква «Р» синего цвета — на доске.

Какой еще звук обозначает эта буква? («Р’»), его характеристика, буква «Р» зеленого цвета — на доске.

Назовите тему занятия. С какими звуками работаем?

4. Дифференциация в слогах: замени звук «Р» на звук «Л» и наоборот ( с мячом): РА – ЛА; ЛО - РО….

5. «Угадайте, какого зверя я загадала»,

  • если в его названии звук «Р» стоит на первом месте? (рысь)

  • если звук «Л» слышен перед звуком «К» (волк).

  • Если в начале слова стоит мягкий согласный, а звук «Л» между звуками «Е» и «К». (белка)

  • В слове нет ни одного из наших звуков (медведь)

6.Работа с цифровым рядом:определить место звука «Р», «Л» в слове.

Звук «Р»: коварная, караулит, барсук, бродит, бурый.

Звук «Л’»: караулит, лес, залег.

7. Физкультпауза – энергизатор.

8.Сигнальные карточки: буквы «Р», «Л» - синего и зеленого цвета (работа с 4 звуками): если в слове твердый звук — показать карточку с соответствующей буквой синего цвета; если мягкий — зеленого цвета.

Слова: волк, рысь, лес, бродит, злой, бурый, залег, берлога – 2 звука, голодный, рыжая, лиса, хитрая, спряталась, рогатый, прячется, серый, дупло, орешки, караулит, звери.

  1. Прочитать словосочетания, вставив пропущенные буквы. Охарактеризовать по твердости – мягкости, звонкости – глухости каждый звук, обозначающий вставленную букву. Списать словосочетания, вставив пропущенные буквы «Р», «Л»; подчеркнуть синим и зеленым карандашом.

З-ой го--одный во-к; за-ёг в бе--оге; хит-ая -ыжая -иса; пушистая

бе-очка; -огатый -ось; се-ый во-к; кова-ная -ысь; г-ызет о-ешки;

п-ячется в -есу.

10. Анализ выполненной работы.

11. Итог занятия.
2 Тема: Дифференциация звуков Р( Р') – Л( Л') (далее Р-Л)

Цели:

Образовательные: расширение активного словарного запаса по теме «Звери», развитие непроизвольной памяти, внимания, мышления; повторение правил о предложении.

Логопедические: уточнение произношения звуков, их дифференциация в словах, предложениях, развитие фонематических процессов.

Оборудование: карточки с написанными слитно словами в предложениях вверх – вниз; вниз - вверх; картинки: волк, медведь, лиса, лось, белка, рысь.

Ход занятия.

1.Организационный момент. Вспомните, с какими звуками работаем.

2. Фонематический анализ. Картинки: волк, медведь, лиса, лось, белка, рысь. Расставить картинки согласно схемам: (по количеству слогов)

3. Игра «Какой?» - около дуги над картинкой буква, с которой начинается слово, обозначающее характеристику этого зверя; (в слове - признаке должен быть один из наших звуков)

Волк – (какой?) – злой голодный; медведь - ? (бурый); лиса - ? (хитрая рыжая), лось - ? (рогатый), белочка - ? (ловкая); рысь - ? (коварная).

4. Картинки «спинкой» к детям – назвать картинку вместе с характеристикой.

5. Физкультпауза – энергизатор.

6. Определить кол – во слов в предложениях с помощью цифрового ряда.

  • Злой голодный волк бродит по лесу.

  • Бурый медведь залег в берлоге.

7. Зашифровать предложения.Если в слове слышензвук «Р» («Л») пишем букву синим карандашом, если звук «Л׳҆»(«Р҆») - зеленым карандашом, если ви слове нет наших звуков - ставим «-».

8. Анализ выполненной работы.

9.Итог занятия.
3. Тема: Дифференциация звуков Р( Р') – Л( Л') (далее Р-Л)

Цель: уточнение произношения звуков, их дифференциация при составлении рассказа: "Звери зимой".

Ход занятия:

1.0рг. момент. Назовите, с какими звуками работаем.

2. Фонематический анализ. Поговорим о том, как живут ЗВЕРИ зимой.

а)сигнальные карточки:

  • Злой голодный волк бродит по лесу.

  • Бурый медведь залег в берлоге.

б) посчитайте, сколько слов со звуками "Р и Р’":

  • Хитрая рыжая лиса спряталась в норе. (4)

"Л" и "Л"'

  • Рогатый лось прячется в лесу от серого волка. (3)

в) запомните, в каких словах есть указанные звуки.

  • Ловкая белочка грызет в дупле орешки.

  • Коварная рысь караулит барсука,

С помощью цифрового ряда определить место звуков в этих словах.

3. Вспомните, о ком мы говорили на прошлом занятии? Как можно назвать одним словом диких животных?

Какие звери живут в наших лесах?

Назовите тех, в названиях которых есть звуки «Р» и «Л».

Перечислим зверей в определенном порядке. Я помогу: Я покажу вам часть слова, а вы должны угадать, кто это?

ЛК - ВОЛК- Какой волк? ЗЛОЙ, ГОЛОДНЫЙ. |

ДВЕ - МЕДВЕДЬ-Какой медведь? БУРЫЙ.

СА - ЛИСА- Какая лиса? ХИТРАЯ, РЫЖАЯ.

ЛО - ЛOCЬ- Какой лось? РОГАТЫЙ.

ЛОЧ – БЕЛОЧКА - Какая белочка? ЛОВКАЯ.

СЬ –РЫСЬ - Какая рысь? КОВАРНАЯ.

4. Поставить картинки «спинкой», и предложить детям вспомнить, на каком месте какая картинка стоит, одновременно давая характеристику: какой он? (вначале по одной картинке угадывать, затем: Кто назовет картинки по-порядку? Кто назовет в обратно порядке?

5. Физкультпауза - энергизатор.

6. Составление предложений по картинкам: К каждой большой картинке я поставлю маленькую картинку-подсказку, а вам нужно составить предложение по этим картинкам, придумав слово-действие, которое объединяет эти картинки (связь с уроком)

ВОЛК — лес; МЕДВЕДЬ — берлога; ЛИСА — нора; ЛОСЬ — лес — волк.

■ по цепочке по картинкам

■ по опорным буквам: у каждого учащегося - набор карточек первыми буквами каждого предложения рассказа:

3 г в б п л. (Злой голодный волк бродит по лесу). Б м з в б. ( Бурый медведь залёг в берлоге.) Х р л с в н.( Хитрая рыжая лиса спряталась в норе.) Р л с в н.( Рогатый лось прячется в лесу от серого волка.)

Что мы составили? (Рассказ). Придумайте название.(Звери зимой.)

7. Письменная работа: варианты: списать текст, вставив

пропущенные буквы или, используя карточки - перфокарты.

вставить в окошечки буквы «Р» или «Л».

8. Итог занятия.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Развитие фонематических процессов у детей с зпр младшего школьного возраста Морозова И. А., Учитель-логопед маоу «Панковская сош» iconРазвитие интонации у детей младшего школьного возраста в классе сольного пения
Теоретический анализ развития интонации и познавательных процессов у детей младшего школьного возраста
Развитие фонематических процессов у детей с зпр младшего школьного возраста Морозова И. А., Учитель-логопед маоу «Панковская сош» iconИнновационный педагогический опыт
«Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста....
Развитие фонематических процессов у детей с зпр младшего школьного возраста Морозова И. А., Учитель-логопед маоу «Панковская сош» iconИнформация об участнике фестиваля
«Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста....
Развитие фонематических процессов у детей с зпр младшего школьного возраста Морозова И. А., Учитель-логопед маоу «Панковская сош» iconРешение тригонометрических уравнений, 10 класс
«Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста....
Развитие фонематических процессов у детей с зпр младшего школьного возраста Морозова И. А., Учитель-логопед маоу «Панковская сош» icon«утверждаю»: Проректор по учебной работе /Л. М. Волосникова
«Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста....
Развитие фонематических процессов у детей с зпр младшего школьного возраста Морозова И. А., Учитель-логопед маоу «Панковская сош» iconДревесные растения в городских экосистемах карелии 03. 00. 05 ботаника 03. 00. 16 экология
«Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста....
Развитие фонематических процессов у детей с зпр младшего школьного возраста Морозова И. А., Учитель-логопед маоу «Панковская сош» iconРабочая программа дисциплины актуальные проблемы исполнения судебных актов
«Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста....
Развитие фонематических процессов у детей с зпр младшего школьного возраста Морозова И. А., Учитель-логопед маоу «Панковская сош» iconТ. Г. Шевченко сборник материалов VI международной научно-практической...
«Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста....
Развитие фонематических процессов у детей с зпр младшего школьного возраста Морозова И. А., Учитель-логопед маоу «Панковская сош» iconМой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык
«Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста....
Развитие фонематических процессов у детей с зпр младшего школьного возраста Морозова И. А., Учитель-логопед маоу «Панковская сош» iconМинистерство образования и науки российской федерации технологический...
«Подвижные игры и эстафеты». Урок направлен на развитие координационных и кондиционных способностей детей младшего школьного возраста....
Развитие фонематических процессов у детей с зпр младшего школьного возраста Морозова И. А., Учитель-логопед маоу «Панковская сош» iconИздания
«Роль уроков интеллектики в развитии познавательных процессов у детей младшего школьного возраста»
Развитие фонематических процессов у детей с зпр младшего школьного возраста Морозова И. А., Учитель-логопед маоу «Панковская сош» iconУчебно-методический комплекс для студентов рабочая программа дисциплины...
Содержание: умк по дисциплине «Психология детей младшего школьного возраста» для студентов направления подготовки 050400. 62 Психолого-педагогическое...
Развитие фонематических процессов у детей с зпр младшего школьного возраста Морозова И. А., Учитель-логопед маоу «Панковская сош» iconНа тему: «Развитие креативного потенциала на уроках музыки у детей младшего школьного возраста»

Развитие фонематических процессов у детей с зпр младшего школьного возраста Морозова И. А., Учитель-логопед маоу «Панковская сош» iconПрограмма коллективного музицирования на детских музыкальных инструментах...
Программа предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста с проблемами здоровья и является одной из составляющих...
Развитие фонематических процессов у детей с зпр младшего школьного возраста Морозова И. А., Учитель-логопед маоу «Панковская сош» iconГодовой календарный учебный график
Муниципального автономного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста городского округа Саранск...
Развитие фонематических процессов у детей с зпр младшего школьного возраста Морозова И. А., Учитель-логопед маоу «Панковская сош» iconРазвитие внимания у детей младшего школьного возраста
Если вас интересует тема развития внимания у детей, обязательно посетите специальный раздел сайта "Игры на развитие внимания у детей"....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск