Управление образования администрации сергиево-посадского муниципального района московской области муниципальное общеобразовательное учреждение





Скачать 317.49 Kb.
НазваниеУправление образования администрации сергиево-посадского муниципального района московской области муниципальное общеобразовательное учреждение
страница1/3
Дата публикации21.10.2013
Размер317.49 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Биология > Реферат
  1   2   3


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ

ОБЛАСТИ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22

с углубленным изучением отдельных предметов»

141300, г. Сергиев Посад, ул. Громова, д. 1 тел. 8(496)540-20-91, 8(496)540-59-09

Реферат
Тема: «Биотехнология и гормоны человека»

Исполнитель:

ученик 10 класса

Комилавочников Константин

Руководитель:

учитель биологии

и экологии

Кшукина Т. Ю.

г. Сергиев Посад

2011

План

I. Введение…………………………………………………….…………………..3
II. Основная часть. Биотехнология на службе здравоохранения.

1. Гормоны……………………………………..……………………………….....

- Общая характеристика…………………………………………………………6

- Классификация гормонов…………………..………………………………….7

- Свойства гормонов……………………………………………………………..7

- Роль гормонов в жизнедеятельности организма……………………………..8

- Транспорт гормонов……………………………………………………………9

- Действие гормонов……………………………………………………………10

- Использование гормонов……………………………………..........................11

2. Биотехнология и медицина.

- Получение гормонов………………………………………………………….17
III. Заключение…………………………………………………………………...21








Введение

Биотехнология - это использование живых организмов, биологических систем или биологических процессов в промышленном производстве. Это бурно развивающаяся отрасль науки и техники позволяет сегодня, с помощью микроорганизмов, производить ценнейшие продукты питания и препараты.

Одна из главных примет нового века, считают специалисты, - повсеместное развитие биотехнологии. Что такое биотехнология? Она - детище многих наук. Ее создают микробиологи, биохимики, генетики, биофизики в тесном содружестве с инженерами, с технологами. И получилась сочетание живого начала с неживым - с механизмами, с современной техникой.

Главные действующие лица биотехнологии - микроорганизмы: бактерии, микробы, одноклеточные водоросли, - а также клетки высших растений или составные их части.

Биотехнология не просто смелая задумка. Уже действуют заводы, где трудятся миллиарды и миллиарды микроскопических созданий, с которыми связаны крупные открытия и свершения.

Применения биологических процессов и систем в производстве - вот чем занимается биотехнология. Более конкретно биотехнологические методы включают микробиологический синтез, генную инженерию, клеточную и белковую инженерию, инженерную энзимологию, культивирование клеток растений, животных и бактерий, методы слияния клеток.

Исторически биотехнология возникла на основе традиционных микробиологических (большей частью бродильных) производств; ведь многие подобные «технологии» неосознанно применялись еще в древности при получении вина, пива, хлеба, и других пищевых продуктов. Дальнейшее развитие этих традиционных биопроизводств было связанно с успехами в области биохимии и других наук биологического цикла.

Современная биотехнология оказывает огромное влияние на все аспекты практической деятельности человека. С ее помощью в настоящее время получают десятки дорогостоящих биологически активных веществ, среди них гормоны, ферменты, витамины, антибиотики, некоторые лекарства. Огромна роль биотехнологии в медицине. Здесь благодаря применению генной инженерии позволяющей «встраивать» чужые гены в клетки продуценты, удается нарабатывать в неограниченных количествах такие ценнейшие лекарства, как человеческий инсулин, интерфероны, моноклональные антитела. Чрезвычайно важные значение имеет биотехнология в экологизации промышленных производств на основе создания безотходных процессов; биотехнологические методы применяются при очистке воды; биологические методы подавления вредителей сельскохозяйственных культур уверенно вытесняют, казалось не имеющие конкурентов химические инсектициды. Благодаря биотехнологии разработаны и внедрены энерго - и ресурсосберегающие производства.

Биотехнологические процессы являются базой для получения кормового и пищевого белка; в настоящее время в мире 5% кормового белка производится с помощью микробиологической переработки нефти. Биотехнологическим путем получают возобновляемые источники энергии.

Новые биотехнологические процессы, вполне возможно, приведут к дальнейшей революционизации различных отраслей промышленности. По истине фантастическое будущее связывается с развитием белковой инженерии, биоэлектроники (биосенсоры, биоэлементы для ЭВМ), с получением новых стимуляторов роста растений, высокоэффективных лекарственных препаратов.

Биотехнологией называют основанное на самом совершенном биологическом процессе производство необходимых для человека веществ. Здесь комплексно используют высшие достижения микробиологии, биохимии, инженерных наук.

В биотехнологических процессах широко применяют микроорганизмы (бактерии, нитчатые грибы, актиномициты, дрожжи). В огромных биореакторах (ферментерах) на специально подобранных питательных средах они нарабатывают белок, лекарственные препараты, ферменты, и т.д.

Большую роль играют микроорганизмы в обеспечении животноводства полноценными кормовыми белками. На отходах нефтяной промышленности, а также на метаноле, этаноле, метане растут бактерии и дрожжи. Они создают большую массу белка, используемого как полноценные кормовые добавки. Этот белок богат незаменимой аминокислотой - лизином, которого часто не хватает в растительной пище, вследствие чего задерживается рост животных.

Большое значение в биотехнологии приобретают методы, получившие клеточной инженерии. Метод клеточной инженерии открывает принципиально новый способ создания гибридов на основе соединения в единую систему неполовых, а соматических клеток. Уже получены гибридные клетки и организмы картофеля и томатов, яблони и вишни и некоторые другие. Открываются огромные перспективы для создания человеком новых форм культурных растений.

У животных получение гибридных клеток также открывает новые перспективы, главным образом для медицины. Например, в культуре получены гибриды между раковыми клетками (обладающими способностью к неограниченному росту) и некоторыми клетками крови - лимфоцитами. Последние вырабатывают вещества, обусловливающие иммунитет (невосприимчивость) к инфекционным, в том числе вирусным, заболеваниям. Используя такие гибридные клетки, можно получать ценные лекарственные вещества, повышающие устойчивость организма к инфекциям.

В биотехнологии широко применяют метод генной (генетической) инженерии. Успехи молекулярной биологии и генетики открывают широкие перспективы управления основными жизненными процессами путем перестройки генотипа. Исследованиями по перестройки генотипа занимается генная инженерия. Методы ее очень сложны.

В результате встраивания в генотип ранее отсутствующего гена можно заставить клетку синтезировать белки, которые она раньше не синтезировала. Например, в генотип бактерии кишечной палочки удалось ввести ген из генотипа человека, контролирующий синтез инсулина - гормона в углеводном обмене. Инсулин широко используется в медицине при лечении нарушений функции поджелудочной железы (диабет). В настоящее время промышленный синтез будет осуществляется при посредстве кишечной палочки с встроенном геном инсулина.

Хорошо известно, какое огромное значение для урожайности сельскохозяйственных культур имеют неорганические соединения азота. Существуют некоторые виды бактерий, замечательной способностью фиксировать атмосферный азот, переводя его в связанный азот почвы. Поставлена задача - гены, контролирующие фиксацию атмосферного азота, ввести в генотип почвенных бактерий, которые не имеют этих генов. Решение задачи будет иметь первостепенное значение для растениеводства, совершенно по-новому встанет вопрос об удобрении почв.

Значение биотехнологии огромно, поскольку с ее помощью решаются серьезные проблемы. На базе микробиологии родилась и быстро развивается целая отрасль микробиологическая промышленность. Активно участвуя в решении продовольственных проблем, она выпускает средства интенсификации сельского хозяйства - высокоэффективные кормовые добавки и препараты: кормовые дрожжи, незаменимые аминокислоты, витамины, ферменты, кормовые и ветеринарные антибиотики. Налажен выпуск микробиологических средств защиты растений от вредителей и болезней, бактериальных удобрений, а также препаратов для нужд пищевой, текстильной, химической и других отраслей промышленности и для научных целей.

Биотехнология имеет два новейших раздела - генную и клеточную инженерию. Что общего между генетикой и инженерией? Генетика - наука о наследственности и об изменчивости организмов. Область ее исследований - живое. Инженерия, например, имеет дело с машинами, точными приборами, с технологией, с возведением зданий, мостов, с постройкой дорог, туннелей, плотин. В словарях, изданиях, изданных в 80-е годы, можно отыскать новое понятие - генетическая, или генная инженерия. Это раздел молекулярной биологии, связанный с конструированием несуществующих в природе сочетаний генов при помощи генетических биохимических методов.

Успехи, достигнутые в области генетической и клеточной инженерии на простейших биологических системах, прокариотических организмах, вселяют уверенность в преодолимость рассмотренных трудностей. Что касается более сложных систем, а именно эукариотических организмов, то здесь делаются лишь первые шаги, идет накопление фундаментальных знаний.
Биотехнология на службе здравоохранения
Уже в наши дни биотехнология оказывает реальную помощь здравоохранению. Нет сомнений в терапевтической ценности инсулина, гормона роста, интерферонов, факторов свертывания крови и иммунной системы, тромболитических ферментов, изготовленных биотехнологическим путем. Помимо получения лечебных средств, биотехнология позволяет проводить раннюю диагностику инфекционных заболеваний и злокачественных новообразований на основе применения препаратов антигенов, моноклональных антител, ДНК/РНК-проб. С помощью новых вакцинных препаратов возможно предупреждение инфекционных болезней.
Гормоны
Общая характеристика
Гормоны - специфические вещества, которые вырабатываются в организме и регулируют его развитие и функционирование. В переводе с греческого гормоны - означают двигаю, возбуждаю. Гормоны образуются специальными органами - железами внутренней секреции (или эндокринными железами). Эти органы названы так потому, что продукты их работы не выделяются во внешнюю среду (как, например, у потовых или пищеварительных желез), а «подхватываются» током крови и разносятся по всему организму. «Истинные» гормоны (в отличии от местных регуляторных веществ) выделяются в кровь и действуют практически на все органы, в том числе значительно удаленные от места образования гормона.

Биологически активные вещества, образующиеся в других, отличных от желез внутренней секреции, органах и тканях, принято называть «парагормонами», «гистогормонами», «биогенными стимуляторами». На участие этих веществ в регуляции функций организма впервые указал русский физиолог В. Я. Данилевский (в 1899 г. На 7- м съезде общества русских врачей в память Н. И. Пирогова). Термин «гормоны» впервые был применен У. Бейлиссом и Э. Старлингом в 1902 г. по отношению к специфическому продукту секреции слизистой оболочки верхней части кишечника - т.н. секретину, стимулируюшему отделение сока поджелудочной железы. Однако секретин следует отнести к «гистогормонам».

Гормоны, в широком смысле слова, являются биологически активными веществами и носителями специфической информации, с помощью которой осуществляется связь между различными клетками и тканями, что необходимо для регуляции многочисленных функций организма. Информация, содержащаяся в гормонах, достигает своего адресата благодаря наличию рецепторов, которые переводят ее в пострецепторное действие (влияние), сопровождающееся определенным биологическим эффектом.
Классификация гормонов
По химической природе гормоны делят на: белки (например, инсулин, соматотропин - гормон роста), пептиды (например, соматостатин), производные аминокислот (например, адреналин) и липиды: стероиды (например, кортикостерон) и производные жирных кислот - простагландины.

Белковые гормоны подразделяют на пептидные: соматотропный, меланоцитостимулирующий, пролактин, паратгормон, кальцитонин, инсулин, глюкагон, и протеидные – глюкопротеиды: тиротропный, фолликулостимулирующий, лютеинизирующий, тироглобулин. Гипофизотропные гормоны и гормоны желудочно-кишечного тракта принадлежат к олигопептидам, или малым пептидам.

К стероидным (липидным) гормонам относятся кортикостерон, кортизол, альдостерон, прогестерон, эстрадиол, эстриол, тестостерон, которые секретируются корой надпочечника и половыми железами. К этой группе можно отнести и стеролы витамина D - кальцитриол. Производные арахидоновой кислоты являются простагландинами и относятся к группе эйкозаноидов.

Адреналин и норадреналин, синтезируемые в мозговом слое надпочечника и других хромаффинных клетках, а также тироидные гормоны являются производными аминокислоты тирозина. Белковые гормоны гидрофильны и могут переноситься кровью как в свободном, так и в частично связанном с белками крови состоянии. Стероидные и тироидные гормоны липофильны (гидрофобны), отличаются небольшой растворимостью, основное их количество циркулирует в крови в связанном с белками состоянии.

Гормоны осуществляют свое биологическое действие, комплексируясь с рецепторами - информационными молекулами, трансформирующими гормональный сигнал в гормональное действие. Большинство гормонов взаимодействуют с рецепторами, расположенными на плазматических мембранах клеток, а другие гормоны - с рецепторами, локализованными внутриклеточно, т.е. с цитоплазматическими и ядерными эффектом.
Свойства гормонов
Особый интерес представляет способность организма  сохранять гормоны в иноктивированном (недеятельном) состоянии.

Гормоны, являясь специфическими продуктами желез внутренней секреции, не остаются стабильными, а изменяются структурно и функционально в процессе обмена веществ. Продукты превращения гормонов, могут обладать новыми биокаталитическими свойствами и играть определенную роль в процессе жизнедеятельности: например, продукты окисления адреналина – дегидроадреналин, адренохром, как это показал     А. М. Утевский, являются своеобразными катализаторами внутреннего обмена.

Работа гормонов осуществляется под контролем и в теснейшей зависимости с нервной системой. Роль нервной системы в процессах гормонообразования впервые была доказана в начале 20 в. русским ученым Н. А. Миславским, изучавшим нервную регуляцию деятельности желез внутренней секреции. Им был открыт нерв, усиливающий секрецию гормона щитовидной железы; его ученику  М. Н. Чебоксарову принадлежит (1910 г.) аналогичное открытие в отношении гормона надпочечника. И. П.Павлов и его ученики показали громадное регулирующее значение коры больших полушарий головного мозга в гормонообразовании.

Специфичность физиологического действия гормонов является относительной и зависит от состояния организма как целого. Большое значение имеет изменение состава среды, в которой действует гормон, в частности, увеличение или уменьшение концентрации водородных ионов, сульфгидрильных групп, солей калия и кальция, содержание аминокислот и прочих продуктов обмена веществ, влияющих на реактивность нервных окончаний и   взаимоотношения гормонов с ферментными системами. Так, действие гормона коры надпочечника на почки и сердечно-сосудистую систему в значительной степени определяется содержанием хлористого натрия в крови. Соотношение между количеством активной и неактивной формы адреналина определяется содержанием аскорбиновой кислоты в тканях.

Доказано, что гормоны находятся в тесной зависимости от условий внешней среды, влияние которой опосредуется рецепторами нервной системы. Раздражение болевых, температурных, зрительных и др. рецепторов оказывает влияние на выделение гормона гипофиза, щитовидной железы, надпочечника и др. желез. Составные части пищи могут служить, с одной стороны источником структурного материала для построения гормонов (йод, аминокислоты, стерины), а с дугой стороны - путем изменения внутренней среды и влияние на интерорецепторы, воздействовать на функцию желез, образующих гормоны. Так, установлено, что углеводы, преимущественно влияют на выделение  инсулина; белки - на образования гормона гипофиза, половых гормонов, гормона коры надпочечника, гормона щитовидной железы; витамин С - на функцию щитовидной железы и надпочечника и т.д. Некоторые химические вещества, вводимые в организм, могут специфически нарушать гормонообразование.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Управление образования администрации сергиево-посадского муниципального района московской области муниципальное общеобразовательное учреждение iconУправление Образования Администрации Сергиево-Посадского района Московской...
Обучающие: продолжить формирование навыков безопасной работы с реактивами, выполнения химических опытов и умений работать в темпе,...
Управление образования администрации сергиево-посадского муниципального района московской области муниципальное общеобразовательное учреждение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Управление образования администрации Сергиево-Посадского муниципального района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное...
Управление образования администрации сергиево-посадского муниципального района московской области муниципальное общеобразовательное учреждение iconУправление образования Администрации г. Екатеринбурга Отдел образования...
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
Управление образования администрации сергиево-посадского муниципального района московской области муниципальное общеобразовательное учреждение iconУправление образованием Администрации Истринского муниципального...
Российской Федерации от 27 марта 2006 г. №69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников...
Управление образования администрации сергиево-посадского муниципального района московской области муниципальное общеобразовательное учреждение iconПубличный доклад о состоянии работы и перспективах развития школы
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24 г. Коломны функционирует с 1937 года. Учредитель...
Управление образования администрации сергиево-посадского муниципального района московской области муниципальное общеобразовательное учреждение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министерства образования и науки рф, Министерства образования Московской области и Управления образования администрации Павлово-Посадского...
Управление образования администрации сергиево-посадского муниципального района московской области муниципальное общеобразовательное учреждение iconСергиево-посадского района московской области
Рф от 054. 07. 01 №505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования», письмом...
Управление образования администрации сергиево-посадского муниципального района московской области муниципальное общеобразовательное учреждение iconДоклад Муниципального образовательного учреждения «Межшкольный учебный...
Учредитель: управление образования администрации Озёрского муниципального района
Управление образования администрации сергиево-посадского муниципального района московской области муниципальное общеобразовательное учреждение iconМуниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №41 муниципального...
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №41 муниципального образования
Управление образования администрации сергиево-посадского муниципального района московской области муниципальное общеобразовательное учреждение icon«30» августа 2013 г. «Об организации учебно-воспитательного процесса в 2013/2014 учебном году.»
Управление образования Администрации Чеховского муниципального района Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Управление образования администрации сергиево-посадского муниципального района московской области муниципальное общеобразовательное учреждение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Управление образования и науки администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области Муниципальное...
Управление образования администрации сергиево-посадского муниципального района московской области муниципальное общеобразовательное учреждение iconПавлово-посадского муниципального района московской области
Реутове по вопросам реализации кпмо в Московской области. Были выслушаны полный исчерпывающий доклад Министра образования мо л. Н....
Управление образования администрации сергиево-посадского муниципального района московской области муниципальное общеобразовательное учреждение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное казенное учреждение «Управление образования администрации Борисовского района» Муниципальное бюджетное общеобразовательное...
Управление образования администрации сергиево-посадского муниципального района московской области муниципальное общеобразовательное учреждение iconУправление образования администрации городского округа электросталь московской области прика з
Министерства образования Московской области от 02. 08. 2013г. №2958 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для общеобразовательных...
Управление образования администрации сергиево-посадского муниципального района московской области муниципальное общеобразовательное учреждение iconУправление образования Администрации муниципального района «Заполярный район»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Заполярного района «Детская школа искусств п....
Управление образования администрации сергиево-посадского муниципального района московской области муниципальное общеобразовательное учреждение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Му «Управление культуры администрации Воскресенского муниципального района Московской области»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск