Биологическими





Скачать 308.6 Kb.
НазваниеБиологическими
страница1/3
Дата публикации28.06.2013
Размер308.6 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3
Окружающий человека мир делится на живой и не­живой. Отличительной особенностью живых объектов является их способность расти и размножаться.

Биологическими (био от греч. bios — жизнь) называ­ются опасности, происходящие от живых объектов.

Все объекты живого мира можно условно разделить на несколько царств; а именно: микроорганизмы (Protista), грибы (Fungi, Mycetes), растения (Plantae), животные (Animalia), люди (Homo sapiens).

Наука, изучающая закономерности, присущие жиз­ни во всех ее проявлениях и свойствах, называется био­логией.

Живой мир очень разнообразен. Но есть одно общее очень важное свойство у всех живых существ — это их клеточное строение. Клетки — это кирпичики, из кото­рых состоят все живые существа, их ткани, органы и организмы в целом.

Клетка — это наименьшая форма организованной живой материи, способная в подходящих для нее среде и условиях существовать самостоятельно. Клеточное стро­ение живых объектов открыл англичанин Роберт Гук в 1665 г. Растения, животные, люди являются многокле­точными, а микроорганизмы, как правило, существа одноклеточные.

Между различными живыми существами идет посто­янная борьба. В этой борьбе человек не всегда выходит победителем.

Носителями, или субстратами, биологических опас­ностей являются все среды обитания (воздух, вода, по­чва), растительность и животный мир, сами люди, ис­кусственный мир, созданный человеком, и другие объекты.

Биологические опасности могут оказывать на чело­века различное действие — механическое, химическое, биологическое и др.

Следствием биологических опасностей являются раз­личные болезни, травмы разной тяжести, я том числе смертельные.

Исходя из принципа целесообразности, господствую­щего в природе, можно утверждать, что все живые су­щества выполняют определенную, предназначенную им, роль. Но по отношению к человеку некоторые из них являются опасностями.

Знание биологических опасностей — одно из усло­вий успешной защиты человека от опасностей вообще и биологических, в частности.

В каждом царстве живых существ различают несколь­ко типов, подразделяющихся на отряды; в отрядах — несколько классов; в каждом классе — несколько по­рядков; последние делятся на семейства, состоящие из рядов, а ряды делятся на виды.

Каждый живой объект имеет свое название, которое состоит из двух слов. Первое слово, пишущееся с заг­лавной буквы, обозначает название рода данного орга­низма, а второе является его видовым эпитетом. Такую бинарную номенклатуру ввел шведский ученый Карл Линней. Например, бацилла туберкулеза носит науч­ное название Mycobacterium tuberculosis, дрожжи — Saccharomyces cerevisiae, бацилла столбняка — Clostridium tetani.

Некоторые микробы напоминают своими свойствами животных, другие — растения. Чтобы понять сущность и характер биологических опасностей, рассмотрим под­робнее каждое царство живых существ.

6.1. МИКРООРГАНИЗМЫ

Микроорганизмы — это мельчайшие, преимуще­ственно одноклеточные существа, видимые только в мик­роскоп, характеризуются огромным разнообразием ви­дов, способных существовать в различных условиях.

Микроорганизмы выполняют полезную роль в кру­говороте веществ в природе, используются в пищевой и микробиологической промышленности, при производ­стве пива, вин, лекарств.

Некоторые виды микроорганизмов являются болез­нетворными, или патогенными. Они вызывают болезни растений, животных и человека.

Такие болезни, как проказа, чума, тиф, холера, ма­лярия, туберкулез и многие другие, в отдаленные вре­мена уносили тысячи жизней, сея суеверия и страх сре­ди населения. Человечество долгое время не знало, что эти болезни вызываются микроорганизмами. Не было и средств борьбы с заразными болезнями. Поэтому инфек­ционные заболевания человека иногда приобретали мас­совое распространение, которое называется эпидемией или пандемией.

Широкое распространение заразных болезней живот­ных называется эпизоотией, а растений — эпифитотией.

Человечество настойчиво искало разгадку страшных болезней.

Древнегреческий ученый Демокрит (460-370 гг. до н. э.) высказал мнение, что болезни вызываются кро­хотными организмами, проникающими в тело человека и животных. Это было гениальное предвидение, которое подтвердилось лишь более 2000 лет спустя.

«Отец» медицины Гиппократ (460—377 гг. до н. э.) внес значительный вклад в учение о происхождении болезней, создав теорию «болезнетворных миазмов».

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) справедливо утвер­ждал, что бешенство передается через укус бешеных собак.

Гиппократовскую теорию «миазмов» поддерживал и самый выдающийся римский врач Клавдий Гален (130-200 гг. до н. э.).

Знаменитый швейцарский врач Парацельс (1493-1541 гг.) считал, что возбудителями заразных болезней являются живые существа. В своих трудах он часто ис­пользует слово «вирус».

Выдающийся итальянский врач Дж. Фракасторо (1478-1553 гг.) также предполагал, что возбудителями болезней являются особые организмы, которые очень быстро размножаются. Фракасторо описал ряд заболева­ний животных: ящур, сап, оспу овец и др.

В 1348-1350 гг. в Старом свете от эпидемии чумы погибло 7 500 000 человек, т. е. почти половина населе­ния, жившего в то время на территории Европы. Во время эпидемии чумы (1364 г.) в Москве в живых оста­лось так мало людей, что они не могли похоронить мертвых. На протяжении всего средневековья оспа, бак­териальная дизентерия, сыпной тиф, проказа и грипп наносили большой ущерб населению. Опустошительный характер носили и эпизоотические болезни, во время которых погибли миллионы животных. Во многих горо­дах Европы установлены памятники погибшим во время эпидемий.

Эпоха великих бедствий ярко отражена в литератур­ных произведениях. Например, Дж. Боккаччо в своем «Декамероне» описал эпидемию во Флоренции. Великие утописты Т. Мор и Т. Кампанелла в своих произведениях много внимания уделяли проблемам защиты от инфек­ционных заболеваний.

С древних времен и до XVII в. учеными разных стран и народов было высказано много идей о причинах ин­фекционных заболеваний и способах борьбы с ними. Среди них были и гениальные догадки, о которых уже сказано, а также суеверия и схоластика.

В XVII веке в науке проявляются два антисхоластических течения: эмпиризм и рационализм.

Корифеем первого был Ф. Бэкон (1561-1626)» второ­го — Р. Декарт (1596-1650). Представители этих тече­ний были полны решимости разбить схоластические ка­ноны, во что бы то ни стало отыскать истину путем исследований и экспериментов. Наука становилась на прочный фундамент материализма. В это время были заложены основы современной науки. Именно в этот период начинается эра великих открытий в биологии, имеющих отношение к рассматриваемой проблеме био­логических опасностей.
ОТКРЫТИЕ ЛЕВЕНГУКА

Как мы уже знаем, многие ученые древности выска­зывали идею о существовании мелких живых существ, проникающих в организм и вызывающих заболевания. Но никто этих существ не видел.

Впервые удалось увидеть бактерии голландцу А. ван Левенгуку. Это случилось в 1676 г. Известно, что пер­вый микроскоп был построен в 1590 г. 3. Янсеном (Ни­дерланды).

Блестяще использовал микроскоп в исследованиях Р. Гук, открывший клеточное строение тканей. Левенгук (1632-1723) открыл бактерии случайно, занимаясь



Рис. 24 Зарисовки бактерий, выполненные Левенгуком

другой проблемой. Его очень заинтересовали увиден­ные живые существа, которые он назвал «зверушка­ми». Левенгук посвятил изучению микроорганизмов более 50 лет своей жизни, изучая форму и размеры бактерий (рис. 24).

микробиология

Случайное открытие Левенгука стало началом новой науки — микробиологии. Ее основоположником призна­ется выдающийся французский ученый Л. Пастор (1822-1895). По образованию Пастер был химиком. Увлек­шись биологией, он установил, что каждое инфекционное заболевание возникает в результате патогенной деятель­ности особого вида микробов и предложил способы борь­бы с ними.

Гениальность Пастера заключается в том, что он ис­пользовал принцип ослабления возбудителя. Ослаблен­ный возбудитель, не вызывая заболевания, создает им­мунитет в организме человека или животного, которому сделана прививка.

Поисками возбудителей инфекционных болезней за­нимался не менее знаменитый врач Р. Кох. Он открыл возбудителей сибирской язвы, туберкулеза и холеры.

Микробиология изучает микроорганизмы, их систе­матику, морфологию, генетику, роль в круговороте ве­ществ в природе, патогенное действие, приводящее к болезням человека, животных и растений.

Микроорганизмы очень разнообразны. Их иногда называют просто микробами (от греч. mikros — малый и bios — жизнь).

Как уже следует из самого названия, микроорганиз­мы очень маленькие объекты. Поэтому микробиологи используют мелкие единицы измерения, такие, как мик­рометр, нанометр, и даже ангстрем.

Большинство бактерий имеют величину 0,5-1 мкм, дрожжевые грибы — 5-10 мкм.

Самые мелкие бактерии имеют в диаметре около де­сятой доли микрометра.

Отдельные виды бактерий и грибов достигают в дли­ну нескольких миллиметров и даже сантиметров. Но, как правило, микроорганизмы — это живые существа очень малых размеров, которые человек без помощи микроскопа увидеть не может.

Микоплазмы — это вид микроорганизмов, обитаю­щих в водоемах, навозе. Патогенные микоплазмы вызы­вают болезни человека (пневмонию), животных (воспа­ление легких), растении.

Бациллы (от лат. bacillum — палочка) — это палочковидные бактерии, образующие внутриклеточные споры.

Аэробы — организмы, способные жить только в при­сутствии атмосферного кислорода.

Анаэробы — организмы, способные жить в отсут­ствии атмосферного кислорода.

Бактериология — раздел микробиологии, изучающий бактерии.

КАКИЕ БЫВАЮТ МИКРООРГАНИЗМЫ

Среди патогенных микроорганизмов различают бак­терии, вирусы, риккетсии, спирохеты., простейшие.

Простейшие состоят из одной клетки. Чаще всего они обитают в водоемах. Примеры простейших живот­ных: амеба, радиолярия, грегарина, эвглена, трипаносома, миксоспоридия, парамеция.

Трипаносомы имеют размер 12-100 мкм, являются паразитами крови и тканей человека и позвоночных животных.

Переносчики — кровососущие насекомые (муха цеце). Вызывают заболевание трипаносомоз, которым болеют люди и животные (лихорадка, поражение лимфатичес­ких узлов и др.). Заболевание людей называют сонной болезнью (африканский трипаносомоз) или болезнь Шагаса (американский трипаносомоз).

Эвглена водится преимущественно в мелких пресных водоемах, часто вызывает «цветение» воды, известно около 60 видов, длина до 0,1 мм.

Несмотря на свое название, простейшие устроены даже сложнее, чем отдельная клетка. «Пренебрег» про­стейшими и К. Линней, описав их как один род, назван­ный «хаос инфузориум».

Лишь через два столетия после открытия Левенгука ученые установили, что такие тяжелые заболевания, как малярия, сонная болезнь, преследовавшие чело­века с древних времен, вызываются паразитами про­стейшими.

Обычные размеры простейших 1/20-1/7 мм. Их мож­но видеть без микроскопа (глаз человека различает пред­меты размером до 0,1 мм).

Размножаются делением каждые 3 ч.

Бактерии — типичные представители микроорганиз­мов. Бактерии, имеющие форму правильных шариков, называются кокками. Группы кокков называют стафи­лококками или стрептококками. К коккам относятся возбудители различных инфекционных болезней. Очень многие бактерии имеют форму палочек, например, жи­вущая в нашем организме кишечная палочка (Eschericha coli) — возбудитель тифа (Salmonella typhi), дизентерии (Shigella dysenteriae).

Электронный микроскоп позволяет увидеть и орга­ны движения бактерий — тоненькие жгутики.

Бактерии вездесущи и выносливы. Их находили в воде гейзеров с температурой около 100°С, в вечной мер­злоте Арктики, где они пробыли более 2 млн. лет; не погибают они и в открытом космосе, не страшно для них и воздействие смертельной для человека дозы ради­ации.

Есть среди них бактерии — хищники, которые ло­вят простейших. Некоторые бактерии питаются аммиа­ком, метаном. Их пытались использовать для «поедания» метана в шахтах. Размножаются бактерии про­стейшим делением надвое, в благоприятных условиях через каждые 20 мин.

Бактериальными заболеваниями являются чума, туберкулез, холера, столбняк, проказа, дизентерия, менингит и др.

От чумы в средние века погибли десятки миллионов человек. Эта болезнь наводила на людей панический ужас. Считается, что в XX в. опасность чумы исчезла.

Туберкулезные бактерии открыл Р. Кох в 1882 г., но окончательно эта болезнь не побеждена.

Холера в Европу занесена в 1816 г., до 1917 г. в России холерой переболело более 5 млн. человек, поло­вина из них умерла.

В. Маяковский написал такие строки:

Гражданин! Чтобы не умереть от холеры,

Заранее принимай такие меры.

Не пей сырой воды. Воду оную

Пей только кипяченую.

Также не пей на улице кваса.

Воду кипятить — работы масса.

Чтобы с квасом своим поспеть рано,

Просто приготовляют его из-под крана...

Сейчас случаи холеры редки.

Столбняк поражает нервную систему. Болезнь по­беждена с помощью профилактических прививок.

Случаи заболевания проказой стали редкими. Заболевших по-прежнему помещают в лепрозории.

Вирусы (от лат. virus — яд), мельчайшие неклеточ­ные частицы, состоящие из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) и белковой оболочки (кансида). Форма палочковидная, сферическая и др. Размер от 20 до 300 нм и более. Вирусы — внутриклеточные паразиты: размно­жаясь только в живых клетках, они используют их ферментативный аппарат и переключают клетку на син­тез зрелых вирусных частиц — вириопов. Вирусы мель­че бактерий в 50 раз. Они не видны в световом микро­скопе. Их не задерживают тончайшие фарфоровые фильтры. Вирусы распространены повсеместно. Вызы­вают болезни растений, животных и человека. Изучени­ем вирусов занимается наука вирусология.

Итак, вирусы обладают следующими особенностями по сравнению с бактериями. Для вирусов характерно такое свойство как фильтруемостъ, т. е. они проходят через фильтры. Ученик Пастера Шарль Шамберлан ис­пользовал для фильтрования жидкостей, в которых бак­терии размножались, особый фарфоровый фильтр (све­чу Шамберлана), задерживающий самые мелкие из всех известных бактерий. Именно такой фильтр был исполь­зован для доказательства небактериального характера возбудителя бешенства.

Вирусы, в отличие от бактерий, не способны суще­ствовать и размножаться самостоятельно. Каждая бак­терия представляет собой клетку, обладающую своим обменом веществ. Бактерии способны расти и размно­жаться на искусственных питательных средах.

Вирусы как настоящие клеточные паразиты полнос­тью зависят от обмена веществ в клетке-хозяйке. «По­коренная» клетка вынуждена синтезировать составные вещества вируса, из которых вскоре монтируются новые вирусные частицы.

Бактерии и живые клетки организма всегда содер­жат одновременно два типа нуклеиновых кислот: рибонуклеиновую (РНК) и дезоксирибонуклеиновую (ДНК) кислоты. Вирусы содержат только один тип нуклеино­вой кислоты — либо РНК, либо ДНК.

Вирусы способны «навязывать» свою генетическую информацию наследственному аппарату пораженной им клетки.

Вирусы заражают клетку и заставляют ее помогать их размножению, что, как правило, кончается гибелью клетки. Вирусы в отличии от бактерий размножаются лишь в живых клетках. Поэтому вирусы изучают на уровне организма подопытного животного или культу­ры клетки.

Вирусными заболеваниями является оспа, бешенство, грипп, энцефалит, корь, свинка, краснуха, гепатит и др.

Древние рукописи донесли до нас описания страш­ных эпидемий оспы, в которых погибло до 40% боль­ных. Англичанин Э. Дженнер в 1796 г. предложил свой метод оспопрививания (вакцинация), положив тем са­мым начало борьбы с этим недугом. Но только в 1980 г. ВОЗ объявила о том, что оспа побеждена. Теперь детям, родившимся после 1980 г., не делают оспопрививания.

Бешенство, или водобоязнь, — смертельная болезнь человека и животных, известная с глубокой древности. Чаще всего бешенство бывает у собак. Болеют бешен­ством также волки, кошки, крысы, вороны и другие животные.

Прививки — единственное надежное средство про­тив бешенства. Первая прививка против бешенства была сделана Л. Постером в 1885 г. Ребенок, сильно поку­санный бешеной собакой, не заболел. Заболевшего чело­века вылечить от бешенства невозможно. Скрытый (ин­кубационный) период болезни тянется от 8 дней до года. Поэтому при любом укусе животного необходимо обра­щаться к врачу.

В 1981 г. в Сан-Франциско (США) были обнаруже­ны люди, больные необычными формами воспаления легких и опухолей. Заболевание заканчивалось смер­тью. Как выяснилось, у этих больных был резко ослаб­лен иммунитет (защитные свойства) организма. Эти люди стали погибать от микробов, которые вызывают в обычных условиях лишь легкое недомогание. Болезнь назвали СПИД — синдром приобретенного иммуноде­фицита.

Вирусы СПИДа были одновременно открыты в 1983 г. биологами во Франции и США. Установлено, что вирус СПИДа передается при переливании крови нестерильными шприцами, половым путем, а также при вскарм­ливании ребенка грудным молоком.

Первые полгода - год, а иногда и в течение несколь­ких лет после заражения у человека не заметно никаких признаков болезни, но он является источником вируса и может заразить окружающих. До сих пор лекарства про­тив СПИДа не найдено. СПИД называют «чумой XX в.».

Эпидемия гриппа описана Гиппократом еще в 412 г. до н. э.

В XX в. были отмечены 3 пандемии гриппа. В янва­ре 1918 г. в Испании появились сообщения об эпидемии гриппа, получившей название «испанка». «Испанка» обошла весь мир, заразив около 1,5 млрд. людей, мино­вала лишь несколько затерянных в океане островков и унесла 20 млн. жизней — больше, чем Первая мировая война.

В 1957 г. около 1 млрд. людей заболели «азиатским гриппом», погибло более 1 млн. человек. В 1968-1969 г. на планете Земля свирепствовал «гонконгский грипп».

Число эпидемий гриппа, как ни странно, с каждым столетием возрастает. В XV в. было 4 эпидемии, в XVII в. — 7, в XIX в. — уже 451

Почему до сих пор нет надежных прививок против гриппа? Оказывается, что вирус гриппа очень быстро изменяется. Не успели врачи сделать вакцину против одной формы гриппа, как возбудитель болезни появля­ется уже в новом облике.

Риккетсии (от имени американского ученого Ricketts) — мелкие болезнетворные бактерии, размножаются в клетках хозяина (так же, как вирусы). Возбуж­дают риккетсиозы (сыпной тиф, ку-лихорадку и др.) у человека и животных.

Риккетсиоз, то же, что ку-лихорадка. Ку-лихорадка (риккетсиоз Q) — острая инфекционная болезнь челове­ка и животных, вызываемая риккетсиями. Признаки заболевания: головная боль, слабость, бессонница, боль в мышцах. У животных протекает бессимптомно. Чело­век заражается от животных.

Спирохеты — микроорганизмы, клетки которых имеют форму тонких извитых нитей. Обитают в почве, стоячих и сточных водах. Патогенные спирохеты — воз­будители сифилиса, возвратного тифа, лептоспироза и др. болезней. Спирохетозы, заболевания человека и живот­ных, вызываемые патогенными спирохетами.

Актиномицеты, микроорганизмы с чертами органи­зации бактерий и простейших грибов. Распространены в почве, водоемах, воздухе. Некоторые виды являются па­тогенными, вызывают такие болезни, как актиномикоз, туберкулез, дифтерию и пр. Некоторые актиномицеты образуют антибиотики, витамины, пигменты и т. п. Ис­пользуются в микробиологической промышленности.

РОСТ И РАЗМНОЖЕНИЕ МИКРООРГАНИЗМОВ

Как и все живое, одноклеточные микроорганизмы растут. Достигнув определенной величины, клетка пере­стает расти. Под микроскопом можно наблюдать, как в определенный момент она делится на две части, кото­рые становятся самостоятельными организмами. Так из одной материнской клетки появляются две дочерние. Вырастая, они тоже делятся, образуя четыре клетки, потом восемь, шестнадцать и т. д. в геометрической про­грессии.

Первым ученым, увидевшим под микроскопом, как микроб делится пополам, был Л. Спаланцани (1729-1799). Было это в 1776 г. Время от возникновения клет­ки до ее деления называется временем генерации. В при­роде наблюдается определенная закономерность: чем мельче организм, тем скорее появляется у него потом­ство. Так, время генерации кишечной палочки Escherichia coli и возбудителя холеры Vibrio cholerae составляет всего 20 мин. Пользуясь формулами геометрической прогрессии:

an = a1qn-1 и Sn = (anq – a)/(q – 1),

где a1 и аn — соответственно первый и любой члены прогрессии, q — знаменатель прогрессии; n — номер взятого члена; Sn — сумма первых n-членов, можно под­считать количество образующихся бактерий за опреде­ленное время. Подсчеты показывают, что уже через сут­ки из одной бактерии образуется нереально большое количество клеток. Следовательно, процесс размноже­ния микробов ограничен определенными условиями. Французский ученый Ж. Моно исследовал рост бакте­рий и установил следующую закономерность. В первое время бактерии приспосабливаются к среде и размножа­ются очень медленно. Этот период называют лаг-фазой. Затем следует фаза быстрого размножения по логариф­мическому закону (лог-фаза), после чего наступает ста­ционарная фаза, когда среда обогащается продуктами жизнедеятельности бактерий, тормозящими процесс раз­множения и, наконец, бактерии начинают отмирать (фаза отмирания) (см. рис. 25).



Причиной гибели бактерий являются неблагоприятные условия среды:

1) Обычно микроорганизмы нормально живут при температуре 0-90°С. Для некоторых видов этот, предел гораздо шире: от-270 до,-1-400°С.

2) Прямые лучи солнца для большинства бактерий губительны.

3) Микроорганизмы жизнеспособны в условиях очень низкого давления (всего ,5 мм. рт. ст.) и очень высокого (более 5 атм.).

4) На жизнеспособность микроорганизмов влияет ре­акция среды рН. Наиболее благоприятна нейтральная (рН = 7) или щелочная (рН > 7) среда.

Субстратами (носителями) биологических опаснос­тей могут быть элементы среды обитания (воздух, вода, почва), растения, животные, люди, оборудование, инст­рументы, сырье, перерабатываемые материалы и т. п.

Бактерии живут в воде, в том числе и в горячих источниках, во льдах, в воздухе на различной высоте от земли. Особенно много бактерий в почвах. В одном грам­ме пахотной почвы находится от 1 до 20 млрд. микро­бов. Микробы сопровождают человека всю жизнь. Без микробов жизнь невозможна. Но патогенные микробы для человека опасны. Поэтому человек настойчиво ищет способы защиты от патогенных микробов. Еще Спалланцани доказал, что при длительном кипячении жидко­стей находящиеся в них микробы погибают. Немецкий ученый Шванн установил, что высокая температура уби­вает и микробы, находящиеся в воздухе. Физик Тиндаль доказал, что микробы в жидкостях гибнут после нескольких повторных кипячений. Повторное кратко­временное нагревание жидкости до точки кипения, пред­ложенное Тиндалем, называют тиндализацией. Все ме­тоды уничтожения микробов под воздействием высокой температуры имеют общее название — стерилизация. Частичная стерилизация молока нагреванием до 60°С в течение 30 мин называется пастеризацией.

Для улавливания микробов из жидкостей и газов применяют специальные фильтры, которые имеют очень мелкие поры.

Микроорганизмы не бессмертны. Размножение их небезгранично. Многие клетки гибнут, не дожив до де­ления. Микробы враждуют между собой (антагонизм). Микробы гибнут от солнечного света, ультрафиолета. Некоторые микробы питаются отмершими частями рас­тений. Этосапрофиты. Другие нападают на живые организмы. Это паразиты.

Болезнетворные микробы выделяют ферменты, ко­торые нарушают нормальное состояние человека.

Бактерициды. — химические вещества, убивающие бактерии.

Бактериоситаз — временная остановка размноже­ния бактерий под воздействием различных веществ (в том числе лекарств).

Бактериоу ловители — приспособления для отбора проб воздуха с целью определения степени и характера бактериального загрязнения.

Бактерионосительство и вирусоносительство — пребывание возбудителей инфекционных болезней в орга­низме человека или животного при отсутствии призна­ков заболевания.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Биологическими iconПрограмма дисциплины дпп. В. 02 Декоративное садоводство цели и задачи...
Садоводство знакомит студентов с видовым составом и биологическими особенностями декоративных растений, планировкой размещения на...
Биологическими iconПрограмма дисциплины дпп. Дс. 03 Интерьерное озеленение цели и задачи...
Авом, основными особенностями по уходу, условиям содержания, морфологическими и биологическими особенностями растений используемых...
Биологическими iconПрограмма дисциплины дпп. Р. 03 Цветоводство цели и задачи дисциплины:...
Знакомит студентов с видовым составом, основными особенностями по уходу, условиям содержания, морфологическими и биологическими особенностями...
Биологическими iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Продолжить формирование умений работы с иллюстрациями, дополнительными биологическими источниками, выделять главное
Биологическими iconПояснительная записка Курс «Биологические основы растениеводства»
Целью данного курса является ознакомление студентов с биологическими особенностями роста и развития, как традиционных культур, так...
Биологическими iconПояснительная записка Курс «Биологические основы растениеводства»
Целью данного курса является ознакомление студентов с биологическими особенностями роста и развития, как традиционных культур, так...
Биологическими iconАвтор: учитель химии и биологии первой категории Поздняков Алексей Петрович
Познакомить учащихся с важнейшими плодово-ягодными растениями, биологическими основами их выращивания, значением в жизни человека,...
Биологическими iconБ 13 Биология культурных растений Цель дисциплины
Цель дисциплины: Ознакомление студентов с биологическими особенностями роста и развития традиционных культур (полевых и овощных)
Биологическими iconУчебной дисциплины наименование дисциплины биология рекомендуется для направления подготовки
Земли для обеспечения систем охраны биоразнообразия и управления биологическими процессами
Биологическими iconПротокол № от «27» января 2012 г
Мирового океана – температуры, солености, познакомить с поверхностными течениями, условиями жизни в океане, биологическими богатствами...
Биологическими iconРабочая программа дисциплины Общая биология
Без учёта связей между биологическими системами, прогнозирования последствий нарушения этих связей не может быть разработа­но рациональное...
Биологическими iconРуководство по усвоению учебного материала
Интегрирующая цель: выявить, какие химические элементы входят в состав клеток и их биологическое значение; изучить биологические...
Биологическими icon2 Производственно-экономическая характеристика хозяйства 5
Значение свиноводства для увеличения производ­ства мяса обусловливается биологическими особенностями свиней. Среди других сельскохозяйственных...
Биологическими iconТема урока: Бесполое размножение
Обучающие. Познакомить учащихся с размножением организмов, разнообразием способов размножения, особенностями бесполого размножения;...
Биологическими iconУрок на тему "Размножение голосеменных растений"
Обучающие. Познакомить учащихся с размножением организмов, разнообразием способов размножения, особенностями бесполого размножения;...
Биологическими iconМуниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
Обучающие. Познакомить учащихся с размножением организмов, разнообразием способов размножения, особенностями бесполого размножения;...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск