Методическое пособие для студентов по курсу «Безопасность жизнедеятельности» Тема №10: «Безопасность медицинского труда»





НазваниеМетодическое пособие для студентов по курсу «Безопасность жизнедеятельности» Тема №10: «Безопасность медицинского труда»
страница1/6
Дата публикации29.06.2013
Размер0.81 Mb.
ТипМетодическое пособие
100-bal.ru > Биология > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6


Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургская государственная медицинская академия Федерального агентства по

здравоохранению и социальному развитию» ГБОУ ВПО ОрГМА Росздрава
Кафедра медицины катастроф







МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
для студентов по курсу «Безопасность жизнедеятельности»

Тема № 10: «Безопасность медицинского труда».


г. Оренбург – 2012 г.
Система здравоохранения сегодня - это более трех миллионов работающих, тысячи медицинских организаций (лечебно-профилактических, аптечных, санитарно-эпидемиологических учреждений) десятки научно-исследовательских институтов, центров, высших и средних учебных заведений, в которых эксплуатируется различное оборудование, коммуникации, электроустановки, котельные, лифты, водопроводно-канализационное хозяйство, технологическое оборудование пищеблоков и прачечных, автотранспорт, сосуды, работающие под давлением, разнообразная медицинская техника; применяются ядовитые вещества и агрессивные жидкости. Во вредных и неблагоприятных условиях труда (инфекционные, психиатрические, онкологические учреждения и отделения; радиологическая, рентгеновская, физиотерапевтическая, патологоанатомическая лабораторная службы; операционные, стерилизационные, отделения гипербарической оксигенации и др.) заняты сотни тысяч работников здравоохранения. В связи с этим, особую значимость приобретает проблема охраны и укрепления здоровья самого медицинского работника, формирование его отношения к собственному здоровью и мотивации на здоровый образ жизни
Тот факт, что профессия медика является самой гуманной среди всех прочих сфер человеческой деятельности, наверное, не станут отрицать даже педагоги, следующие в этой условной иерархии вслед за людьми в белых халатах. Но то, что врачевание людей ко всему прочему еще и одно из опаснейших занятий на Земле, достоверно известно только самим «эскулапам».

По данным «Федерального центра гигиены и эпидемиологии», заболеваемость медицинских работников в нашей стране находится на 5 месте среди других профессиональных групп. Люди в белых халатах страдают от недугов, заработанных на профессиональном поприще, даже чаще, чем работники химической промышленности.

По оценке экспертов в структуре профессиональных заболеваний первое место стабильно занимают инфекционные - порядка 80 % всех профессиональных недугов, а несомненные лидеры по заражению врачей – вирусные гепатиты, составляющие почти 40 % всех приобретенных на службе болезней.

Результаты исследований показали, что профессиональные заболевания врачей протекают более длительно и тяжело по сравнению с представителями других профессиональных групп. В течение последних лет наиболее высокий уровень профессиональных болезней наблюдается среди медсестер, а среди врачей – у стоматологов, инфекционистов, патологоанатомов.
Характеристика угроз жизни и здоровью медицинских работников.
Ст. 1 ФЗ № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»:

Факторы среды обитания:

- биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные),

- химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения),

- социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха)

- иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.

Вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений;

Благоприятные условия жизнедеятельности человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека;

Безопасные условия для человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека;

Вредный фактор среды - фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работника может вызывать профессиональное заболевание или другое нарушение состояния здоровья, повреждение здоровья потомства.
Работники медицинских организаций в процессе его трудовой деятельности могут подвергаться воздействию опасных и вредных производственных факторов в соответствии с ГОСТ 12.0.003, Приказом Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 года № 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводится предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров, «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» Р.2.2.2006-05 (Утверждено руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 29.07.2005 г.) 

"Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда" 

1.2. Руководство применяют с целью:

- контроля состояния условий труда работника на соответствие действующим санитарным правилам и нормам, гигиеническим нормативам и получения санитарно-эпидемиологического заключения;

- установления приоритетности проведения профилактических мероприятий и оценки их эффективности;

- создания банка данных по условиям труда на уровне организации, отрасли и др.;

- аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в организации;

- составления санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника;

- анализа связи изменений состояния здоровья работника с условиями его труда (при проведении периодических медицинских осмотров, специального обследования для уточнения диагноза);

- расследования случаев профессиональных заболеваний, отравлений и иных нарушений здоровья, связанных с работой.
Основные понятия, используемые в руководстве
Условия труда - совокупность факторов трудового процесса и рабочей среды, в которой осуществляется деятельность человека.

Вредный фактор рабочей среды - фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работника может вызывать профессиональное заболевание или другое нарушение состояния здоровья, повреждение здоровья потомства.
Вредными факторами могут быть:
- физические факторы:

температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение;

неионизирующие электромагнитные поля (ЭМП) и излучения - электростатическое поле;

постоянное магнитное поле (в т.ч. гипогеомагнитное);

электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц);

широкополосные ЭМП, создаваемые ПЭВМ;

электромагнитные излучения радиочастотного диапазона;

широкополосные электромагнитные импульсы;

электромагнитные излучения оптического диапазона (в т.ч. лазерное и ультрафиолетовое);

ионизирующие излучения; производственный шум, ультразвук, инфразвук;

вибрация (локальная, общая);

аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия;

освещение - естественное (отсутствие или недостаточность), искусственное (недостаточная освещенность, пульсация освещенности, избыточная яркость, высокая неравномерность распределения яркости, прямая и отраженная слепящая блесткость);

электрически заряженные частицы воздуха - аэроионы;

- химические факторы:

химические вещества, смеси, в т.ч. некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и/или для контроля которых используют методы химического анализа;

- биологические факторы

микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы - возбудители инфекционных заболеваний;

- факторы трудового процесса.
Тяжесть труда - характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, характером рабочей позы, глубиной и частотой наклона корпуса, перемещениями в пространстве.

Напряженность труда - характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.

Опасный фактор рабочей среды - фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти. В зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия отдельные вредные факторы рабочей среды могут стать опасными.
Классификация вредных производственных факторов  

 

   Химические факторы по характеру действия на организм человека подразделяются на следующие подгруппы:

- общетоксические - вызывающие отравление всего организма или поражающие отдельные системы: центральную нервную систему, печень, почки углеводороды, спирты, синильная кислота и др.);

- раздражающие - вызывающие раздражение слизистых оболочек, дыхательных путей, глаз, легких, кожи (диметиламинобензол и другие антибиотики и др.);

- сенсибилизирующие - действующие как аллергены (формальдегид и др.);

- мутагенные – приводящие к нарушению генетического кода, изменению наследственной информации (свинец, марганец, радиоактивные изотопы и др.);

 - канцерогенные – вызывающие злокачественные опухоли (хром, бензапирен, ароматические амины и пр.);

- влияющие на репродуктивную функцию - вызывающие возникновение врожденных пороков, влияющие на нормальное развитие плода (ртуть, свинец, борная кислота, радиоактивные изотопы и др.).

Работу следует проводить в установленной нормами спецодежде и иметь индивидуальные средства защиты, предусмотренные инструкцией. Приточно-вытяжная вентиляция должна включаться за 30 минут до начала работы  и выключаться по окончании рабочего дня.

Запрещается принятие пищи и курение на рабочих местах.
   

Безопасность труда при работе с биологическими объектами должна обеспечиваться:

   - производственным процессом;

   - оборудованием;

   - средствами защиты;

   - системой специальных профилактических мероприятий;

   - соблюдением правил работы.

Меры безопасности при работе с биологическими объектами должны предупреждать возникновение у работающих заболевания, состояния носительства, интоксикации, вызванных патогенными микроорганизмами и макроорганизмами, а также культурами клеток и тканей.

Работа в опасных (экстремальных) условиях труда (4 класс) в здравоохранении не допускается, за исключением ликвидации аварий, проведения экстренных работ для предупреждения аварийных ситуаций. При этом работа должна проводиться в соответствующих средствах индивидуальной защиты и при соблюдении режимов, регламентированных для таких работ.

Общие принципы гигиенической классификации условий труда
Гигиенические критерии - это показатели, характеризующие степень отклонений параметров факторов рабочей среды и трудового процесса от действующих гигиенических нормативов.
Исходя из степени отклонения фактических уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов, условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.
Оптимальные условия труда (1 класс) - условия, при которых сохраняется здоровье работника и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы факторов рабочей среды установлены для микроклиматических параметров и факторов трудовой нагрузки. Для других факторов за оптимальные условно принимают такие условия труда, при которых вредные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.
Допустимые условия труда (2 класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.
Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и/или его потомство.
Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работников условно разделяют на 4 степени вредности:
1 степень 3 класса (3.1) - условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья;
2 степень 3 класса - уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости (что может проявляться повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых для данных факторов органов и систем), появлению начальных признаков или легких форм профессиональных заболеваний (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет);

3 степень 3 класса - условия труда, характеризующиеся такими уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (профессионально обусловленной) патологии;
4 степень 3 класса - условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.
Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) характеризуются уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в т.ч. и тяжелых форм.
Понятия ПДК  и ПДУ  

 

Гигиенические нормативы условий труда (ПДК – предельно - допустимые концентрации, ПДУ- предельно- допустимые уровни) - уровни вредных факторов рабочей среды, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течении 8 ч, но не более 40 часов в неделю, в течении всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений. Соблюдение гигиенических нормативов не исключает нарушение состояния здоровья у лиц с повышенной чувствительностью.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие для студентов по курсу «Безопасность жизнедеятельности» Тема №10: «Безопасность медицинского труда» iconБезопасность жизнедеятельности
...
Методическое пособие для студентов по курсу «Безопасность жизнедеятельности» Тема №10: «Безопасность медицинского труда» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11, Дпп. Дс. 7 Основы...
«Безопасность жизнедеятельности» со специализацией «Экологическая безопасность и охрана труда», 050104 «Безопасность жизнедеятельности...
Методическое пособие для студентов по курсу «Безопасность жизнедеятельности» Тема №10: «Безопасность медицинского труда» iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд безопасность жизнедеятельности...
«Безопасность жизнедеятельности со специализацией Экологическая безопасность и охрана труда»
Методическое пособие для студентов по курсу «Безопасность жизнедеятельности» Тема №10: «Безопасность медицинского труда» iconБезопасность
Учебное пособие предназначено для студентов педагогических вузов, изучающих дисциплину «Безопасность жизнедеятельности»
Методическое пособие для студентов по курсу «Безопасность жизнедеятельности» Тема №10: «Безопасность медицинского труда» iconПрограмма курса «Безопасность жизнедеятельности»
В соответствии в учебным планом кафедра сумгф в 2012-2013 учебном году обеспечивает учебный процесс по альтернативному курсу «Безопасность...
Методическое пособие для студентов по курсу «Безопасность жизнедеятельности» Тема №10: «Безопасность медицинского труда» iconУчебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной формы обучения для проведения теоретических и практических занятий...
Методическое пособие для студентов по курсу «Безопасность жизнедеятельности» Тема №10: «Безопасность медицинского труда» iconРабочая программа обсуждена на заседании кафедры математики и информатики...
Настоящий учебно-методический комплекс по курсу «Безопасность жизнедеятельности» предназначен для студентов, обучающихся по специальности...
Методическое пособие для студентов по курсу «Безопасность жизнедеятельности» Тема №10: «Безопасность медицинского труда» iconМетодические указания по дипломному проектированию для студентов...
«Безопасность технологических процессов и производств», направления 280100 «Безопасность жизнедеятельности»/ нгту; Сост: А. Б. Елькин,...
Методическое пособие для студентов по курсу «Безопасность жизнедеятельности» Тема №10: «Безопасность медицинского труда» iconУчебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся...
Г46 Гигиена труда : учебное пособие / авт сост. Л. В. Козачук. — Балашов : Изд-во «Николаев», 2005. — 60 с
Методическое пособие для студентов по курсу «Безопасность жизнедеятельности» Тема №10: «Безопасность медицинского труда» iconУчебно-методический комплекс дисциплины медицина катастроф направление...
...
Методическое пособие для студентов по курсу «Безопасность жизнедеятельности» Тема №10: «Безопасность медицинского труда» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Безопасность жизнедеятельности со специализацией Экологическая безопасность и охрана труда»
Методическое пособие для студентов по курсу «Безопасность жизнедеятельности» Тема №10: «Безопасность медицинского труда» iconРабочая программа по дисциплине «Спортивные игры» для студентов одо...
...
Методическое пособие для студентов по курсу «Безопасность жизнедеятельности» Тема №10: «Безопасность медицинского труда» iconРеферат по курсу безопасность жизнедеятельности Тема: Безопасность мобильных телефонов
Проблема биологической безопасности сотовых телефонов в нашей стране весьма актуальна. Это связано с тем, что включенный телефон...
Методическое пособие для студентов по курсу «Безопасность жизнедеятельности» Тема №10: «Безопасность медицинского труда» iconСоциальная безопасность
Социальная безопасность: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. М. М. Хохлова, Э. А. Бачурин. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012....
Методическое пособие для студентов по курсу «Безопасность жизнедеятельности» Тема №10: «Безопасность медицинского труда» iconРабочая программа учебной дисциплины сд. 13 Информационные технологии...
...
Методическое пособие для студентов по курсу «Безопасность жизнедеятельности» Тема №10: «Безопасность медицинского труда» iconПетровская М. В. Безопасность жизнедеятельности учебное пособие
Холодов О. М., Петровская М. В. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. /О. М. Холодов, М. В. Петровская. – Воронеж: вгифк,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск