Скачать 1.71 Mb.
|
Министерство образования Российской Федерации ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАФЕДРА МАТЕМАТИЧЕСКИХ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН Холодов О.М. Петровская М.В. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебное пособие Воронеж 2010 Авторы: Холодов О.М., кандидат педагогических наук Петровская М.В., кандидат психологических наук, доцент Холодов О.М., Петровская М.В. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. /О.М. Холодов, М.В. Петровская. – Воронеж: ВГИФК, 2010. - 101 с. Учебное пособие соответствует структуре дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». В пособии рассматриваются вопросы техногенной безопасности, чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. Учебное пособие может быть использованы студентами всех форм обучения и факультетов ВГИФК для самостоятельного изучения дисциплины. Печатается по решению научно – методического советаВоронежского государственного института физической культуры Воронежский государственный институт физической культуры, 2010 СОДЕРЖАНИЕ Введение………….………………………………………………….............3 I. Организационно – методическая часть……………………….............4 II. Тематический план учебной дисциплины…………………………….6 III. Тематика лекций………………………………………………………..7 Лекция №1. Чрезвычайные ситуации природного характера……………8 Лекция №2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера…………14 Лекция №3. Чрезвычайные ситуации военного характера………………22 Лекция №4. Современные средства поражения……………………………27 Лекция №4.1. Характерные особенности ядерного оружия и последствия…………….……………………………..……………………………31 Лекция №4.2. Характерные особенности химического оружия и последствия его применения…………………………..………………………….37 Лекция №4.3. Характерные особенности бактериологического оружия и последствия его применения……………………………………………..39 Лекция №5. Единая Российская государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций………………………41 Лекция №6. Гражданская оборона и ее задачи……………………….46 Лекция №7. Выявление и оценка обстановки при чрезвычайной ситуации……………………………………………………………………………49 Лекция №8. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций………. 56 Лекция №9. Основы обороны государства. Военная служба – особый вид федеральной государственной службы………………….……..…60 Лекция №10. Вооруженные силы Российской Федерации………………65 Лекция №11. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества………………………71 Лекция №12. Промсанитария зданий и сооружений……………………..82 Лекция №13. Первая медицинская помощь пострадавшему…………….89
V. Перечень вопросов к зачету………………………….………………97 VI. Примерный перечень тем рефератов…………….………………....100 VII. Заключение……………………………………………………………101 ВВЕДЕНИЕ Взаимодействие человека с окружающей средой – одна из актуальнейших проблем нашего времени. Все более усиливающееся воздействие на окружающую среду – характерная черта происходящей в мире научно-технической революции. Противоречия между техногенным характером развития общества и окружающей среды привели к формированию и развитию кризиса природопользования. Основные направления развития кризиса:
Все более усиливающееся антропогенное воздействие на биосферу привело к формированию нового понятия – техносфера. Техносфера – регионы биосферы преобразованные человеком с использованием технических систем. Обеспечение безопасности человека в техносфере является одной из важнейших проблем общественного развития. В полной мере эти проблемы являются актуальными и для современной России. Кризисные явления в социально-экономической сфере, износ основных фондов, различные субъективные и объективные факторы вызвали значительный рост техногенных аварий в различных отраслях российской экономики. Негативные факторы в техносфере оказывают значительное влияние на ухудшение здоровья населения, демографическую ситуацию в стране, вызывают значительный материальный ущерб, загрязнение сверхдопустимых параметров как отдельных городов, так и целых регионов. Ряд важных законов России регулирует вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности граждан: Конституция РФ 1993 г., Трудовой Кодекс 2001/2006 г. (ФЗ №197 2001). Правовую основу окружающей среды составляет закон 1991г. №20, «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Требования охраны окружающей среды зафиксированы в законах: 1993г. №5487-I «Об охране здоровья граждан», 1992 № 2300-1 «Защита прав потребителей», 1991г. №2060-I «Об охране окружающей природной среды», 2006г. №74-ФЗ «Водный кодекс», 1999г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», 1995г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе», 2008 №426-З «Об использовании атомной энергии». Санитарные нормы по охране окружающей среды включают нормы, СНиПы Госстроя, документы Госгортехнадзора и стандарты. Правовую основу защиты в чрезвычайных ситуациях (ЧС) составляют Федеральные законы: 1997г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; 1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности»; 2001г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; 2005г. №45-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»; 1998г. ФЗ № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», а также Постановление Правительства РФ 2002г. № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ» и др. Таким образом, целью изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является изучение проблем безопасности человека и его защиты от воздействия негативных факторов.
Изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» необходимо для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям: 032101 - Физическая культура и спорт; 032102 - Адаптивная физическая культура Специалист, пройдя обучение по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» должен иметь навыки и знания, позволяющие обеспечить не только свою, но и безопасность других; уметь принимать правильные решения по обеспечению безопасности при чрезвычайных ситуациях, вызванных причинами техногенного или социального характера. Курс «Безопасность жизнедеятельности» призван интегрировать в единый комплекс знания, необходимые для комфортного состояния и безопасности человека во взаимодействии со средой обитания; углубить знания в области анатомо-физических свойств человека и его реакциях на воздействие негативных факторов; дать комплексное представление об источниках, количестве и значимости травмирующих и вредных факторов среды обитания; определить принципы и методы качественного и количественного анализа опасностей; сформулировать общую стратегию и принципы обеспечения безопасности. Целью изучения дисциплины является изучение студентами принципов безопасного поведения человека в координатах: «Среда обитания - Производство - Чрезвычайная ситуация», формирование знаний об источниках опасности для жизнедеятельности человека и мерах их устранения или ослабления. Главная задача курса - познакомить студентов с источниками опасности, представляющими угрозу их жизнедеятельности и научить предупреждать, устранять или ослаблять воздействие на человека опасных ситуаций, а также дать знания по основам военной службы. |
Учебное пособие соответствует структуре учебного курса «Современные... Ильичева О. В., Петровская М. В., Холодов О. М. Безопасность жизнедеятельности. Современные системы реабилитации после чрезвычайных... | Безопасность Учебное пособие предназначено для студентов педагогических вузов, изучающих дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» | ||
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся... Г46 Гигиена труда : учебное пособие / авт сост. Л. В. Козачук. — Балашов : Изд-во «Николаев», 2005. — 60 с | Безопасность жизнедеятельности ... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины медицина катастроф направление... ... | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд безопасность жизнедеятельности... «Безопасность жизнедеятельности со специализацией Экологическая безопасность и охрана труда» | ||
Методическое пособие для студентов по курсу «Безопасность жизнедеятельности»... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Оренбургская государственная медицинская... | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11, Дпп. Дс. 7 Основы... «Безопасность жизнедеятельности» со специализацией «Экологическая безопасность и охрана труда», 050104 «Безопасность жизнедеятельности... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины сд. 13 Информационные технологии... ... | Методические рекомендации «Чрезвычайные ситуации, характерные для... Пособие создано с целью оказания методической помощи руководителям, учителям-организаторам курса "Основы безопасности жизнедеятельности",... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» Руп дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Направление подготовки 190205. 65 «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные... | Методические указания по дипломному проектированию для студентов... «Безопасность технологических процессов и производств», направления 280100 «Безопасность жизнедеятельности»/ нгту; Сост: А. Б. Елькин,... | ||
Программа курса «Безопасность жизнедеятельности» В соответствии в учебным планом кафедра сумгф в 2012-2013 учебном году обеспечивает учебный процесс по альтернативному курсу «Безопасность... | Учебно-методический комплекс дисциплины «безопасность жизнедеятельности» Умкд «Безопасность жизнедеятельности» часть 1 составлен на основании типовой программы гос впо, гос №215 тех/бак от 23. 03. 2000... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. В. Безопасность жизнедеятельности Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании основной образовательной программы специальности 040201 "Социология"... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» «Безопасность жизнедеятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |