Скачать 64.55 Kb.
|
МБОУ СРЕДНЕТИГАНСКАЯ СОШ АЛЕКСЕЕВСКОГО РАЙОНА РТ Конкурсная работа по теме: «Экологическая наука-сегодня» Автор (авторы) ученица 9-класса Ахметова Айсылу Айратовна. Руководитель учитель биологии Баязитов Р.З. 2013 г Слово « экология» образовано то греческого «oikos», означает местообитание, и «logos» - наука..Экология– это наука об организмах ,в которой особое внимание уделяется «между организмами и окружающей средой». В настоящее время исследователи считают, что экология – это наука, изучающая отношения живых организмов между собой и окружающей средой.Экология приобрела практический интерес еще на заре развития человечества. В примитивном обществе каждый индивидум для того, чтобы выжить, должен иметь определенные знания об окружающей его среде, о силах природы , растениях и животных. Можно утверждать , что цивилизация возникла тогда, когда человек научился использовать огонь и другие средства и орудия, позволяющие ему изменять свою среду обитания. Как и другие области знания, экология развивалась непрерывно, но равномерно на протяжении всей истории человечества. По дошедшим до нас орудиям охоты, наскальным рисункам о способах культивирования растений , лова животных, обрядам люди еще на заре становления человечества имели отдельные представления о повадках животных , образе их жизни, о сроках сбора растений, употребляемых для их нужд, о местах произрастания растений, о способах выращивания и ухода за ними. Все это является свидетельством того, что проблемы первобытных людей в своей сущности были экологическими. -1- В 1749 году шведский натуралист Карл Линней опубликовал диссертацию « Экономия природы». В ней он изложил свои взгляды на взаимоотношения живых организмов и влияния на их жизнь условий внешней среды. Линней построил наиболее удачную классификацию растений и животных. За 120 лет до появления теории Дарвина великий швед поставил человека первым в классе млекопитающих вместе с обезьянами и полуобезьянами. В системе Линнея человек получил свое научное имя Homo sapiens –человек разумный. « Экономия природы» Линнея оказала в свое время заметное влияние на Чарльза Дарвина, который косвенно почерпнул из нее понятие о равновесии в природе и о борьбе за существование. В дарвиновский период развития биологии были созданы основы систематики, в качестве самостоятельных наук возникли морфология( наука о строении организмов) и физиология ( наука о жизнедеятельности организмов). И хотя в это время при описании флоры и фауны большое внимание уделялось установлению связей между организмами и окружающей средой, экология как самостоятельная наука начала складываться только к концу 19 века. Именно тогда началось победное шествие теории происхождения видов путем естественного отбора Чарльза Дарвина -2- . «Современная экология - новая область знаний, наука о выживании в окружающей среде, фундаментальная основа для природоохранного и средоохранного знания.... Для нее характерен широкий, системный межотраслевой взгляд, она из сугубо биологической науки преобразовалась в значительный цикл знаний, вобрав в себя разделы многих наук» «Экология - в недалеком прошлом одна из биологических наук - стала междисциплинарной наукой, проблемы которой приобрели глобальный характер» Следовательно, современная экология окружающей среды - это комплекс наук о строении, функционировании, взаимосвязях поликомпонентных и многоуровневых систем (природа - общество) и средствах корреляции взаимного влияния техносферы и биосферы с целью сохранения жизни на Земле. Объектом исследования науки об окружающей среде являются экосистемы всех уровней и их элементы. Основы концепции об экосистемах разработал английский ботаник А. Тенсли в 1935 гПредметом исследования науки об окружающей среде являются взаимосвязи между живыми организмами, их группами разных рангов, живой и неживой природой, а также особенности влияния природных и антропогенных факторов на функционирование экосистем биосферы. Среди основных задач современной науки об окружающей среде следует назвать следующие: 1. Изучение общего состояния современной биосферы, условий и факторов его формирования, причин и объемов изменений под воздействием различных природных и антропогенных факторов. 2. Прогнозирование динамики состояния экосистем и биосферы в целом во времени и пространстве. 3. Разработка путей гармонизации взаимоотношений общества и природы, сохранения способности биосферы к саморегуляции и самовосстановлению в результате оптимизации антропогенных нагрузок на природные системы. -3- Методы исследования науки об окружающей среде Поскольку экология - это комплексная наука, она использует богатый арсенал различных методов исследования. Началом любого экологического исследования является наблюдение. Современные наблюдения проводятся с помощью разнообразных приборов и технических средств. Для реализации интегральных наблюдений применяют комплексные стационары, которые размещают в типичных и специфических биотопах так, чтобы они давали наиболее характерную информацию об экосистеме. Глобальный фоновый мониторинг экосистем земного шара проводится в соответствии с программой «Человек и биосфера» с 1972 г. сетью биосферных заповедников и резерватов. В связи со сложностью экологических систем и ограничением непосредственного вмешательства в природные процессы в экологии применяют методы моделирования. Например, применяют такие виды моделей: словесные, графические, математические, геоинформационные и тому подобное. Важными экологическими методами являются методы прогнозного моделирования изменений и динамики как природных процессов, так и компонентов природы. На завершающем этапе экологических исследований используют оптимизационные методы, позволяющие определить оптимальные антропогенные нагрузки на природу, оптимальную ландшафтно-экологическую организацию территории и пр. -4- РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения…подлежат: - естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы; - земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты. Современная экология Понятие «экология» в настоящее время приобретает глобальный характер, однако сами ученые-экологи вносят разный смысл в определение этого термина. Одни говорят, что экология — это раздел биологии. Другие утверждают, что это биологическая наука. Действительно, экология как наука сформировалась на базе биологии, но в настоящее время является самостоятельной, обособленной наукой. Теоретик современной экологии Н.Ф. Реймерс указывал: «Современная экология — биологизированная (как и географизированная, математизированная и т.д.) биоцентричная наука, но не биология. -5- Биологическая ее составляющая — взгляд от живого на окружающую среду и от этой среды на живое. Такой угол зрения имеют десятки наук: антропология, этнография, медицина и др. Но для экологии характерен широкий системный межотраслевой взгляд». Развитие экологии повысило теоретическое и практическое значение таких наук о Земле, как метеорология, климатология, гидрология, гляциология, почвоведение, океанология, геофизика, геология. Существенно меняется роль географии, которая теперь стремится не только дать более полную и многоплановую картину облика планеты, но и разработать научные основы ее рационального преобразования, сформировать прогрессивную концепцию природопользования. Однако главное — это интегрирующая функция современной экологии, оформившейся в широкую комплексную отрасль, занимающуюся исследованием, прикладной деятельностью и содействующую развитию новых областей естественных, технических и общественных наук. Экология стимулирует «междисциплинарность» научной деятельности, ориентирует все науки на решение своего рода «сверхзадачи» — поиски гармонии человечества и природы. В этом плане глобальная экология творчески ассимилировала наиболее рациональные аспекты многих наук и научных теорий. Конец -6- |
Автор Иванцова Елена, ученица 9 класса Научный руководитель Елисеева... Цель урока: Выработать навыки установления связи между строением и функциями кожи | Автор: Мордас Софья, ученица 8Б класса Руководитель работы: Ольга... Фойе в школе – это место, где дети отдыхают после урока, общаются, делятся информацией, настраиваются на следующий урок | ||
Составители: Иванова Вероника – ученица 8 «Б» класса, Якубовская Ольга – ученица 8 «Б» класса Руководители: Акимова Евгения Александровна – учитель информатики, Беляева Ирина Вячеславовна – учитель биологи | Ученица 4 класса а мухаметзянова Айсылу Фанилевна, 10 лет. Мухаметзянова... Министерства образования России №1089 от 05. 03. 04. Основой послужили Программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое... | ||
Реферат по теме Вражда княжеских родов Ольговичей и Мономаховичей в 12 веке Выполнила ученица 8 «А» класса Ионова Екатерина. Руководитель – учитель истории Серкова. Ю. Б | Программа по биологии для 5 класса на 2012-2013 уч г. автор: учитель... Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования... | ||
Vii региональная научно-практическая конференция старшеклассников «Культура, интеллект, наука» Автор: Котомина Наталья, ученица 10 «В» класса школы-гимназии №91. Научный Пичугина В. А., учитель истории | Работу выполнила ученица 3 класса моу «Сосновская оош» Семенова Анастасия... Закон РФ от 10. 06. 1993 n 5154-1 "О стандартизации" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27. 12. 2002 n 184-фз... | ||
Автор работы: Мокшина Екатерина Дмитриевна ученица 3 «Б» класса. Руководитель проекта М. З. Биболетова, Н. Н. Трубанева. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,... | «Образовательная среда – одарённым детям» Работа на конкурс Авторы проекта ... | ||
«Астрология: за и против» Безбабных Дарья, 16 лет, ученица 10 класса.... Ее популярность не ослабевает и в наши дни. По данным западной статистики, на одного профессионального астролога приходится тысячи... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мбоу «сош №10» г. Елабуга рт, Ахметова Зайтуна Хасановна, учитель биологии высшей квалификационной категории | ||
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Стандарта... ... | Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Стандарта... ... | ||
Рабочая программа по биологии для 9 класса на 2013-2014 учебный год... Программа предназначена для учителей биологии, преподающих биологию в 9 классе | «росинка» Традиции и культура Узбекистана Автор работы Азим Саида,... Средней Азии и славится своей солнечной погодой, обилием сладчайших фруктов почти круглый год, вкуснейшей и разнообразной национальной... |