Тема урока «Витамины – «Азбука здоровья» Цель урока





Скачать 77.46 Kb.
НазваниеТема урока «Витамины – «Азбука здоровья» Цель урока
Дата публикации30.06.2013
Размер77.46 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Тема урока «Витамины – «Азбука здоровья»
Цель урока: сформировать знания о биологической роли витаминов в обмене веществ и их практическом значении для здоровья человека.

Задачи урока:

1. Образовательные.

  • Сформировать представление о витаминах как биологически активных веществах клетки, об их влиянии на обменные процессы;

  • познакомить с понятием “витаминные болезни” и его последствиями;

  • сориентировать учащихся на продукты, содержащие наибольшее количество определённых витаминов;

2.Развивающие. Продолжить:

  • развитие ключевых компетентностей

  • развитие умений применять полученные знания на практике;

3. Воспитательные.

  • Показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов;

  • продолжить воспитание и стремление учащихся к правильному и здоровому образу жизни;

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Ход урока


  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

Мы знаем, что между организмом и окружающей средой происходит обмен веществами и энергией. Что же такое обмен веществ? (Обменом веществ называют сложную цепь превращений веществ в организме, начиная с момента их поступления из внешней среды и кончая удалением продуктов распада.)
В обмене веществ особое значение имеет особая группа веществ, которые крайне необходимы для нормальной жизнедеятельности. Это витамины.

  1. Постановка цели

Витамины! Каждый из вас не раз слышал это слово. Каждый из вас употреблял препараты витаминов, а что означает это слово? А как вы думаете, что нам предстоит выяснить о витаминах сегодня? Почему всё чаще о них говорят с экранов телевидения?

  1. Изучение нового материала.

Очень часто в литературе можно услышать выражение «Чудесная азбука здоровья». Как вы думаете что оно означает?

Да так называют витамины, потому, что витамины принято обозначать латинскими буквами. Расскажите пожалуйста из каких источников вы знакомы с витаминами……

Я предлагаю Вам создать сегодня на уроке, самую настоящую азбуку – азбуку витаминов.

Предлагаю вам ознакомиться с содержанием нашей книги и распределить задания.

  1. История витаминов

  2. Жизненная необходимость в витаминах

  3. Классификация витаминов

  4. Витамин А.

  5. Витамин В1, В6, В12

  6. Витамин С.

  7. Витамин D.

  8. Витамин Е

  9. Сохранность витаминов в пище.

  10. Мифы о витаминах

  11. Как определить авитаминоз?

  12. Синквейн «Витамины»


1. История витаминов
Если заглянуть в книги, изданные в конце прошлого столетия, можно убедиться, что в то время наука о рациональном питании предусматривала включение в рацион белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды. Считалось, что пища, содержащая эти вещества, полностью удовлетворяет все потребности организма, и таким образом, вопрос о рациональном питании казался разрешенным.
В 1881 г. русский врач Лунин произвел опыты над группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, а других – искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, соли и вода в тех же пропорциях, что и в молоке. Животные второй группы вскоре погибли. Опыты Лунина были повторены в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты неизменно те же, правильность и точность подтвердились. Но как объяснить результаты такого опыта? Почему погибли мыши, вскормленные искусственной пищей? (Ответы детей.)

Лунин решил, что в пище есть еще какие-то неизменные вещества, необходимые для поддержания жизни.

В 1912 г. польский врач и биохимик К. Функ выделил из рисовых отрубей вещество, излечивающее паралич голубей, питавшихся только

очищенным рисом. Химический анализ выделенного К. Функом вещества понимал, что в его состав входит азот. Открытое им вещество Функ назвал витамином (от слов “вита” – жизнь и “амин” – содержащий азот). Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.

В наши дни принято обозначать витамины их химическими названиями: ретинол, тиамин, аскорбиновая кислота, никотинамид, – соответственно А, В, С, РР. Привычные нам буквенные обозначения – это дань традиции.

Витамины – биологически активные вещества, действующие в очень незначительных количествах. Они способствуют нормальному протеканию биохимических процессов в организме, т. е. обмену веществ.

Почему же так велико влияние витаминов на обмен веществ? Обратите внимание на схему изображенную на доске.



Вспомните, что такое ферменты?

Какую роль они играют в обмене веществ?

Все обменные процессы, как и сложные химические реакции, протекают с участием катализаторов, ферментов.

Ферменты – это белки, которые образуются клетками и тканями нашего организма. Витамины входят в состав практически всех ферментов и вместе с ними являются ускорителями процессов обмена веществ, влияют на превращения питательных веществ. В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей.
2. Жизненная необходимость в витаминах
Для нормальной жизнедеятельности человека витамины необходимы в небольших количествах, но так как в организме они не синтезируются в достаточном количестве, то должны поступать с пищей в качестве ее необходимого компонента. Отсутствие или недостаток в организме витаминов вызывает гиповитаминозы (болезни в результате длительного недостатка) и авитаминозы (болезни в результате отсутствия витаминов). При приеме витаминов в количествах, значительно превышающих физиологические нормы, могут развиваться гипервитаминозы.

Вредны все крайности: как недостаток, так и избыток витаминов. Так как при избыточном потреблении витаминов развивается отравление (интоксикация).

3. Классификация



5. Сохранность витаминов в пище.

   Способы сохранения витаминов в пищевых продуктах.
Для сохранения витаминов в приготовляемой пище необходимо знать, что высокая температура разрушает витамин С и значительно снижает содержание витаминов группы В. Одним из лучших методов сохранения продуктов со сравнительно небольшими потерями витаминов является консервирование с помощью низкой температуры, т. е. путем охлаждения и замораживания.

Охлаждение предусматривает поддержание в толще продукта температуры в пределах 0...+4°С. Замораживание связано с образованием в цитоплазме клеток кристаллов льда. Особенно ценным является метод быстрого замораживания продуктов, так как при этом хорошо сохраняются витамины. В этом случае нужно также использовать быстрое размораживание.

Обычная естественная (солнечная) сушка продуктов сопровождается значительным разрушением витаминов. В наибольшей степени обеспечивает сохранность витаминов вакуумная сушка. Она проводится в условиях разрежения при температуре не выше 50 °С.

Одним из способов сохранения витаминов является квашение продуктов, когда в процессе молочнокислого брожения образуется молочная кислота, способствующая сохранению в заквашиваемых продуктах витамина С.
Правила приготовления пищи,

обеспечивающие сохранение витаминов.

 

1.Овощи очищать и нарезать перед варкой или употреблением.

2. Закладывать овощи в кипящую воду, варить недолго в эмалированной посуде под    крышкой.

3. Овощные блюда употреблять сразу же после приготовления, длительному хранению    они не подлежат.

4. Для лучшего усвоения продукты, содержащие жирорастворимые витамины употреблять с маслом или сметаной.
6. Мифы о витаминах.
С витаминами связано немало мифов. Попробуем развеять некоторые из них МИФ 1. Гиповитаминоз – сезонная проблема. Витамины нужно принимать только весной.

МИФ 2. Вместо того, чтобы глотать таблетки, можно просто побольше пить соков и есть свежих овощей и фруктов.

МИФ 3. Если постоянно принимать витамины, можно заработать гипервитаминоз.

МИФ 4. Некоторые витамины вступают в противоречие друг с другом, Поэтому не имеет смысла пить комплексные витаминные препараты – всё равно в итоге эффекта не будет.

МИФ 5. Витамины из растворимых шипучих таблеток усваиваются лучше, чем из обычных.

МИФ 6. Синтезированные, «химические» витамины менее полезны, чем натуральные. Если уж пить, то так называемые нутрицевтики – витамины нового поколения, полученные из натуральных овощей и фруктов.
7.Тест «Есть ли у меня авитаминоз?»
1. Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой?

А – да Б- нет

2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?

А – да Б – нет

3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года?

А – да Б – нет

4. Свойственны ли вам весной раздражительность, утомляемость?

А – да Б – нет

5. Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью?

А – да Б – нет

6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением?

А – да Б – нет

7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?

А – да Б – нет

8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам?

А – да Б – нет

9. Каждый день у вас на столе бывает зелень?

А – да Б – нет

10. Вы много времени проводите на свежем воздухе?

А – да Б – нет

Подсчет результатов: За каждый ответ «А» - 1 балл, за каждый ответ «Б» - 0 баллов

0 баллов. Вы – идеальный человек! На вас следует равняться.

1 – 2 балла. Риск авитаминоза невысок.

3 – 5 балла. Небольшой витаминный голод налицо.

6 – 8 баллов. Авитаминоз – фон вашей жизни.

9 – 10 баллов. Кардинально измените свой образ жизни.
9. Синквейн

Витамин.

Важный, нужный.

Участвует, содержится, влияет.

Активизирует обмен веществ.

Вещество.
10. Витаминное домино
8. Подведение итогов. Выставление оценок.

9. Домашнее задание: пар.37, закончить таблицу
Вывод учителя.

Итак, мы познакомились с различными видами витаминов, выяснили, что без них жизнь невозможна и что в пищевом рационе нельзя пренебрегать овощами и фруктами. Помните об этом и старайтесь вести здоровый образ жизни!



Витамин А


Куринная

слепота



Витамин В

Бери-Бери


Витамин С


Цинга


Витамин Д

Рахит


Витамин А


Морковь



Витамин В

Пивные

дрожжи


Витамин С


Шиповник


Витамин Д

Рыбий жир


Витамин PP

Недостаток приводит к нарушению деятельности пищеварительной системы


Витамин Е

Влияет на функцию эндокринной системы

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока «Витамины – «Азбука здоровья» Цель урока iconКонспект занятия по валеологии в старшей группе тема: «витамины укрепляют организм»
Цель урока: усвоить понятия витамины и х связь с функциями человеческого организма
Тема урока «Витамины – «Азбука здоровья» Цель урока iconКонспект открытого урока в 5 классе. Тема : Витамины. Дата: 15. 10. 2010
Цель: познакомить учащихся с понятием «витамины», содержание их в продуктах питания и ролью для жизни человека
Тема урока «Витамины – «Азбука здоровья» Цель урока iconКонспект урока биологии в 8 классе по теме «Витамины» фио (полностью)...
Цель урока: усвоить понятия витамины и х связь с функциями человеческого организма
Тема урока «Витамины – «Азбука здоровья» Цель урока iconКонспект урока витамины (Тема урока) фио (полностью) Шпилько Нина Сергеевна Место работы
Цель урока: расширить знания о значении витаминов, содержание их в продуктах питания, условиях сохранения
Тема урока «Витамины – «Азбука здоровья» Цель урока iconСтанция «Чистота залог здоровья»
Цель урока: усвоить понятия витамины и х связь с функциями человеческого организма
Тема урока «Витамины – «Азбука здоровья» Цель урока iconКонспект урока по волейболу 8-9 класс Дата урока: 20. 12. 12 Тема...
Цель урока: Укрепление здоровья и подготовка учащихся к внутришкольным и районным соревнованиям
Тема урока «Витамины – «Азбука здоровья» Цель урока iconТема. «Расти здоровым». Цель
Цель урока: усвоить понятия витамины и х связь с функциями человеческого организма
Тема урока «Витамины – «Азбука здоровья» Цель урока icon«Заверяю» Директор ммц /Л. Л. Собровина/ Приложение Конспект урока...
...
Тема урока «Витамины – «Азбука здоровья» Цель урока iconКонспект урока по русскому языку. 1 класс. Тема урока: Русский алфавит, или Азбука
Цель занятий: научить ребёнка правильно прочитать по церковно – славянски предложенный текст, а также твёрдо и осмысленно знать алфавит,...
Тема урока «Витамины – «Азбука здоровья» Цель урока iconКонспект открытого урока по программе «Разговор о правильном питании»...
Цель урока: усвоить понятия витамины и х связь с функциями человеческого организма
Тема урока «Витамины – «Азбука здоровья» Цель урока iconКонспект урока б. Заходер «Мохнатая азбука». (Тема урока) фио (полностью)
Необходимое техническое оборудование: мультимедийные средства (проектор, компьютер)
Тема урока «Витамины – «Азбука здоровья» Цель урока iconУрока Литературное чтение 1 класс Тема урока: К. Д. Ушинский «Наше Отечество»
Учебник: «Азбука» в 2-х частях, 2-ая часть, В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина
Тема урока «Витамины – «Азбука здоровья» Цель урока iconКонспект урока русского языка в спаренных 1 и 2 классах Тема урока: Цель урока
Цель урока: формировать навык грамотного письма слов с безударными гласными, находящимися в сильной и слабой позициях
Тема урока «Витамины – «Азбука здоровья» Цель урока iconТема: «Он вылечит корь, и бронхит, и ангину, пропишет пилюли и витамины»
Цель урока: в ходе практической работы и наблюдений учить выявлять, в какой группе предметов больше, меньше, столько же
Тема урока «Витамины – «Азбука здоровья» Цель урока iconТема урока: основания цель урока
Цель урока – познакомить учащихся с одним из классов неорганических веществ – основаниями
Тема урока «Витамины – «Азбука здоровья» Цель урока iconТема урока: Воспитание вежливости по В. Осеевой «Волшебное слово». Цель урока
Цель урока: формировать умение анализировать художественное произведение на доступном детям уровне


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск