Скачать 50.57 Kb.
|
Грибы в биосфере и жизни человекаКорчагина Валентина Васильевна, учитель биологии гимназии 14, г Одинцово, Московской области ЗАДАЧИ:
ОБОРУДОВАНИЕ: муляжи грибов, таблицы “Грибы-паразиты”, “Плесневые грибы”, открытки, выставка книг, рецепты грибных блюд, компьютер, карточки с заданиями. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: частично поисковый, словесный, наглядно-образный, игровой. ФОРМЫ РАБОТЫ: индивидуальная, групповая, фронтальная. ХОД УРОКА 1. Актуализация знаний и постановка проблемыПрограммированный опрос.
Вопросы-ответы.
Загадки-стихотворения.
Проблема: В природе существует большое количество грибов. Какова роль грибов в жизнедеятельности человека, а также в биосфере? 2. Совместное открытие знанийУчитель. К какой группе организмов по способу питания относятся грибы? (к гетеротрофам). Что это за организмы? (Организмы, которые питаются готовыми органическими веществами). Грибы – паразиты Эти грибы используют для питания живые организмы, поселяясь на других грибах, водорослях, высших растениях, животных, вызывая их болезни. Они высасывают соки из живых клеток. Самыми распространенными грибами-паразитами являются головневые: спорынья и головня. Они заражают посевы злаковых, что приводит к гибели урожая. Также на деревьях паразитируют грибы-трутовики. Грибы – симбионты Учитель. Где чаще всего растут грибы? (Около деревьев и в трав). Действительно так. Потому что мицелий срастается с корнями растений. Их сотрудничество взаимовыгодно. Как называется данное сотрудничество? (Симбиоз). Подумайте, что дают грибам растения? (Органические вещества). А что могут дать растениям грибы? (Воду и минеральные вещества ). Микориза – переплетение корней растений с гифами мицелия гриба. (записывают в тетрадь). Грибы – сапротрофы. Учитель. Грибы играют важную роль в жизни леса. Совместно с бактериями и другими микроорганизмами они разлагают и минерализуют отмершие остатки, превращая их в вещества доступные для питания растений. Не будь бы грибов, ежегодно опадающие листья копились бы в огромном количестве и препятствовали возобновлению леса. В данную группу входят как макроскопические, так и микроскопические. К микроскопическим относятся грибы рода мукор. (Cообщение учащихся по выращиванию гриба-мукора. Приложение 1.) Грибы в жизни человека. Учитель. Грибы привлекли внимание людей с незапамятных времен. Судя по материалам археологических раскопок, наскальным рисункам и древним рукописям, наши далекие предки уже давно научились использовать грибы в пищу, а также древнейшие производства, как хлебопечение и виноделие не могли существовать без участия микроскопических дрожжевых грибов.(Cхема. Приложение 2). Сообщения учащихся. Ученик 1: Загадка: Он на толстой ножке белой. В яркой шляпке загорелой, Кто его в лесу найдет, Тот от радости поет. (Белый гриб). Шляпочные грибы начали применяться в медицине еще в 17 веке. Белыми грибами лечили обмороженные части тела. Для этого грибы немного подсушивали, а затем получали экстракт. Употребление в пищу белых грибов предупреждает раковые заболевания. В этом же грибе содержатся антибиотики, которые губительны для палочки Коха (возбудителя туберкулеза) и для кишечной палочки. Ученик 2: Загадка: Красная шапочка С белым горошком, В фартучке белом, Высокая ножка, Внешне весьма Привлекательный вид, Помните все: Этот гриб ядовит. (Мухомор.) Издавна в народе водную и спиртовую настойку мухоморов использовали для лечения ревматизма, радикулита и ряда болезней нервной системы. Врачи применяют препараты красного мухомора в маленьких дозах при лечении заболеваний нервной и сердечно-сосудистой систем. Сок и мазь, приготовленные из плодового тела гриба, заживляют кожу, пораженную рентгеновским облучением. Ученик 3: Загадка. Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожек, Шляпка есть – Нет головы. (Гриб). Содержание витаминов в грибах различно. Витамина С в них мало, а витамина В в лисичках не меньше, чем в дрожжах. В белом грибе обнаружен витамин А. Очень много в грибах витамина Р, почти столько же, сколько в печени, а витамина Д ничуть не меньше, чем в хорошем сливочном масле. Грибы отличаются высоким содержанием воды. Значительно повышает питательность и придают вкус грибам глюкоза и другие сахара. Много в грибах ароматических веществ. Поэтому блюда из грибов повышают аппетит, усиливают отделение желудочного сока, улучшают пищеварение. Неповторимый аромат придают грибам эфирные масла. 3. Закрепление
ЛИТЕРАТУРА.
|
Урок : «грибы и сернистый газ» Цели Повторить особенности строения, питания, размножения организмов относящихся к царству грибы. Значение в природе и жизни человека | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: создать представления о биосфере как о глобальной экосистеме; сформировать знания о границах биосферы; ознакомить учащихся... | ||
Учебной дисциплины (модуля) Дисциплина учение о биосфере рекомендуется... Дисциплина "Учение о биосфере" знакомит с системой основных научных знаний о биосфере как высокоскоррелированной саморегулирующейся... | Конспект урока Тема: Значение бактерий в природе и жизни человека... Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В. С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. – М.: Вентана-Графф | ||
Ф. И. О. участника Зоология как наука о животном мире, его происхождении, развитии, современном положении, роли в биосфере и жизни человека. Положение... | Урока биологии на тему: «Царство грибы. Общая характеристика. Шляпочные грибы» Умк: В. В. Пасечник Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения. – М.: Дрофа, 2011 | ||
Тема урока Дата Основные царства животных организмов: бактерии, грибы, растения, животные. Наука о растениях ботаника. Роль в природе и жизни человека.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сформировать знания о биосфере и понимание причинной обусловленности изменений в биосфере | ||
Солнце, воздух и вода Зоология как наука о животном мире, его происхождении, развитии, современном положении, роли в биосфере и жизни человека. Положение... | Понятие биосферы. Начало и вечность жизни Одно из величайших достижений естествознания XX в учение Вернадского о биосфере, области жизни, объединяющей в едином взаимодействии... | ||
Учение о биосфере Э400 Учение о биосфере: учебно-методическое пособие [Текст] /сост. О. Е. Крючкова. – Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. – 24 с | Решение задач прогнозирования по результатам административного мониторинга Зоология как наука о животном мире, его происхождении, развитии, современном положении, роли в биосфере и жизни человека. Положение... | ||
Рабочая учебная программа элективного курса по биологии для 9 класса «Биосфера и человек» Целью курса является профилизация предмета биологии. В курсе отражены основные задачи биологических наук сохранение окружающей среды... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности... Зоология как наука о животном мире, его происхождении, развитии, современном положении, роли в биосфере и жизни человека. Положение... | ||
Урок по биологии в 6 классе Тема урока: Плесневые грибы и дрожжи.... Оборудование: таблицы: «Шляпочные грибы», «Плесневые грибы: мукор и пеницилл. Дрожжи», микроскопы, выращенные грибы, готовые микропрепараты... | Российский государственный торгово-экономический университет (гоу... Зоология как наука о животном мире, его происхождении, развитии, современном положении, роли в биосфере и жизни человека. Положение... |