Скачать 417.71 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2»
Рабочая программа по биологии 6 класс на 2013-2014 учебный год Рассмотрено на заседании ШМО Протокол № 1 от « 29 » августа 2013 г. Руководитель ШМО Маторкина Е.А. Подпись: Составитель: Чижева В.Е., учитель химии и биологии Саранск 2013 БИОЛОГИЯ БАКТЕРИИ. ГРИБЫ. РАСТЕНИЯ. 6 КЛАСС В.В. Пасечник. 34ч, 1 час в неделю) 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. (Базовый уровень) Статус документа Данная рабочая программа составлена на основании: государственного стандарта общего образования, принятого в 2004 году. Она создана на основе авторской программы основного общего образования по биологии для VI-IX классов под руководством В.В.Пасечника, автор- составитель программы Г.М.Пальдяева. Москва :Дрофа, 2009год. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций В программах особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний. Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Всё это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приёмам самостоятельной работы, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету. В программе дается примерное распределение материала по разделам и темам. В рабочей программе учитель может изменять порядок изложения и числа часов, отведенных на их изучение. Рабочая программа выполняет две основные функции: Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся. 2.Общая характеристика учебного предмета Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования. Учащиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины, здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем. В 6 классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Материал курса позволяет формировать практическую направленность обучения, расширять кругозор учащихся, воспитывать бережное отношение к природе родного края и развивать экологическую культуру. Рабочая программа опирается на знания учащихся, полученные при изучении курса природоведения. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: В.В.Пасечник,Т.А.Снисаренко «Биология Грибы. Бактерии. Растения.6 класс». - М.: Дрофа, 2013. Программа содержит все понятия и термины по курсу биологии 6 класса, входящие в перечень обязательных общебиологических знаний, в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования. 3. Место предмета в базисном учебном плане Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника, автор-составитель программы Г.М. Пальдяева. М. : Дрофа, 2009г. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 34 часов, т. е. 1 час в неделю. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.В.Пасечник «Биологи.я Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс»: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2013. - 272 с; В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования. 4.Механизмы формирования ключевых компетенций При изучении биологии предметные компетенции можно рассматривать как реализацию ключевых компетенций. Они успешно формируются в контексте всех четырех ключевых компетенций - информационных, коммуникативных, кооперативных и проблемных. Так, для качественной подготовки учащихся их важно научить поиску биологической информации - находить в тексте учебника отличительные систематические признаки, в биологических словарях, справочниках, энциклопедиях, электронных базах данных значения биологических терминов и материал о разных живых организмах. Также при обучении биологии нельзя обойтись без формирования умений общаться - слушать собеседника, анализировать сказанное другими, аргументировать свою позицию, обмениваться информацией, формулировать выводы в разных формах. Как правило, общение и совместная учебная деятельность более эффективно может быть организована при объединении учащихся в пары, звенья и группы. Групповой характер обучения способствует оптимизации процесса усвоения биологического содержания. Умения, которыми должен овладеть учащийся в рамках информационной компетенции: интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать информацию с позиции решаемой задачи. перефразировать мысль, и по необходимости дополнять ее. проводить информационно-смысловой анализ текста. формулировать аргументированные выводы. использовать полученную информацию для успешного планирования и реализации собственной деятельности. структурировать информацию и представлять ее в различных формах и на различных носителях. В целях обеспечения наибольшей активности учащихся и повышения продуктивности курса рекомендуются следующие виды деятельности учащихся:
Предлагаемые формы контроля знаний и умений учащихся:
Основные цели и задачи курса: Цели курса – Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения человеческой науки о строении жизнедеятельности бактерий, грибов и растений, многообразии растительных сообществ, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования. Задачи курса:
|