Методическая разработка по теме: «Основные генетические закономерности в курсе изучения организменного уровня жизни в 11 классе»





НазваниеМетодическая разработка по теме: «Основные генетические закономерности в курсе изучения организменного уровня жизни в 11 классе»
страница1/9
Дата публикации08.08.2013
Размер0.96 Mb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ№44»

учебно-методическая разработка по теме:

«Основные генетические закономерности в курсе изучения организменного уровня жизни в 11 классе»


Составитель:

учитель биологии

МОУ «Лицей №44»

Васильева Е.Г.


г. Чебоксары - 2008г

Содержание:



1

Введение


2

2

Теоретические основы разработки

3

3

Сравнительный анализ изложения темы в различных источниках

4

4

Дидактический анализ курса

4

5

Обоснование целесообразности внедрения, описание форм и методов реализации

5

6

Методика изучения тем в разработке.

6

8

Приложение

Класс 11 \базовый\

Тема урока 1: Генетика- наука о наследственности и изменчивости. Основные генетические термины и понятия.

Тема урока 2: Закономерности моногибридного скрещивания.

Тема урока 3: Закономерности дигибридного скрещивания

Тема урока 4: Цитологические основы законов Менделя.
Класс 11 \лицейский\

Тема урока 1:Генетика- наука о наследственности и изменчивости.

Тема урока 2:Наследование при моногибридном скрещивании. Первый и второй законы Г. Менделя.

Тема урока 3:Возвратное или анализирующее скрещивание. Неполное доминирование.

Тема урока 4:Дигибридное скрещивание.Третий закон Менделя- закон независимого комбинирования.

Тема урока 5:Самостоятельная работа

Занятие творческой группы олимийского резерва

Сборник задач

8

8

18

33

36

9

Заключение

58

10

Литература

60


1.Введение

Актуальность

Возрастает роль биологического образования в школе. XXI век многие провозглашают веком генетики. Общая биология и генетика фундамент современной медицины. Залогом здоровья людей служит полноценная деятельность генетической программы во всех клетках человека. На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья населения одна из наиболее актуальных проблем современности. Экологические проблемы, стремительный ритм жизни, нарушение генетического аппарата человека оказывают отрицательное влияние на состояние здоровья. Человек – существо социальное и каждый обладает своими биологическими особенностями, определенными генотипами. Все законы генетики к нему применимы. Современная генетика влияет на развитие здравоохранения и медицины. Это диагностика, лечение и профилактика наследственных и ненаследственных болезней на генном уровне. Актуальность и социальная значимость проблемы ухудшения здоровья подрастающего поколения предполагает ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ ПРИ изучениИ генетики человека.Методическая разработка имеет целью вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней (полной) школе.
Данная разработка предлагает изучение материала по основам генетики для выявления единства живой и неживой природы на основе химического строения и обменных процессов, места человека в биосфере. Методическая разработкапредусматривает более детальное изучение основ молекулярной генетики с целью выявления общего в живой природе на основе генетического кода. В курсе обучения предусматривается освоение основных методов генетики и формирования умений и их использования в практике решения задач.
Содержание курса рассчитано на изучение генетики на уроках и занятиях олимпийского резерва. Данная программа позволяет реализовать связь теоретических и практических знаний раздела «Генетика», активизировать познавательную деятельность учащихся. Особенность занятий – их проблематичный дискуссионный характер, включение в их содержание вопросов, которые имеют большое практическое значение для каждого человека. Курс имеет важное значение для воспитания здорового образа жизни и формирования экологической культуры учащихся.

2.Теоретические основы разработки

Роль и место данной темы в курсе:

Знакомство учащихся с курсом генетики начинается с изучения закономерностей моногибридного скрещивания. Рассматриваются как экспериментальные данные, полученные на разных биологических объектах, так и их взаимосвязь с событиями, происходящими на клеточном уровне.

Цель курса: изучение проблем генетики человека на основе молекулярной генетики, показать, как знание генетики помогает выяснить причины целого ряда наследственных заболеваний, своевременно ставить диагноз и в целом ряде случаев находить меры лечения.

Задачи курса:

показать разнообразие материала, который будет предложен учащимся при изучении курса « Общая биология» в старшей школе;

показать ряд проблем, на которые нет однозначных ответов в самой науке:
а) зачем изучают геном человека?
б) каково влияние окружающей среды на наследственность человека?
в) какова вероятность передачи наследственных заболеваний?

научить школьников определять факторы среды, которые могут влиять на те или иные признаки организма и обосновать последствия этого воздействия;

мерах профилактики;

формировать познавательный интерес школьников к биологии;

развивать умения и навыки решения генетических задач;

определиться с выбором профессии, связанной с какой – либо отраслью биологической науки (медицина, фармакология, экология и др.)

В содержании программы курса выделяем две части:

на уроках;

на занятиях олимпийского резерва.

3.Сравнительный анализ изложения темы в различных источниках

С точки зрения организации деятельности учащихся в преподавании темы «Генетика» большее внимание следует уделять истории развития этой науки, изучению основных понятий генетики и решению задач разного типа, а также значению генетических исследований для сохранения генофонда страны и человечества в целом. С моей точки зрения, эта тема хорошо раскрыта у следующих авторов: Галушкова Н.И. Биология для поступающих в вузы. Способы решения задач по генетике. Волгоград. Изд. «Братья Гринины», 2000. Жданов Н. В. «Решение задач при изучении темы: «Генетика популяций» (Киров, пед. инст., 1995г.) Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М., «Дрофа» 2000. Биология. Энциклопедия для детей том 2, М., «Аванта +» 1994. Фридман М.В. «Задачи по генетике на школьной олимпиаде МГУ» (журнал «Биология для школьников» №2 – 2003 год)

Наибольшее внимание следует уделять, на мой взгляд, именно решению задач, т.к. они помогают формировать у учащихся практические навыки решения задач и воспитывают у детей умене сохранять свое здоровье.

Изучив содержание выложенных в сети Интернет материалов:

http://www.kozlenkoa.narod.ru/

http://schools.techno.ru/sch1529/genetic/index.htm

http://www.tambov.fio.ru/vjpusk/vjp043/rabot/31/urok1.html

http://schools.keldysh.ru/sch1952/Pages/Timokhina204/zac1.html

http://schools.keldysh.ru/sch1952/Pages/Timokhina204/zac2.html

а также материалы компакт-дисков: (университет); “Биология” (Физикон); “Биология” (Кирилл и Мефодий); “Биология” (Мультимедиа центр), мною проведен сравнительный анализ содержания темы и сформирован цикл уроков, предназначенных для трех уровней обучения( в базовых, лицейских классах и на занятиях олимпийского резерва), а так же предложен сборник задач по изучаемой теме.
4.Дидактический анализ курса
Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химического производства.
Органическая химия, строение и функции органических молекул (ДНК, РНК).
Физика. Рентгеновское излучение. Понятие о дозе излучения и биологической защите.
Предполагаемый курс может быть использован для расширения и углубления ЗУНов учащихся или как факультативный курс.
Программа предусматривает использование типового оборудования кабинета школы:.
Перечень уроков по данной теме:Класс 11 \базовый\

Тема урока 1: Генетика- наука о наследственности и изменчивости. Основные генетические термины и понятия.

Тема урока 2: Закономерности моногибридного скрещивания.

Тема урока 3: Закономерности дигибридного скрещивания

Тема урока 4: Цитологические основы законов Менделя.
Класс 11 \лицейский\

Тема урока 1:Генетика- наука о наследственности и изменчивости.

Тема урока 2:Наследование при моногибридном скрещивании. Первый и второй законы Г. Менделя.

Тема урока 3:Возвратное или анализирующее скрещивание. Неполное доминирование.

Тема урока 4:Дигибридное скрещивание.Третий закон Менделя- закон независимого комбинирования.

Тема урока 5:Самостоятельная работа

Занятие творческой группы олимийского резерва

Приложение
Краткий обзор изученного на предыдущих уроках:

На предыдущих уроках изучались:

Онтогенез.

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов

Размножение организмов
Перечень вопросов, изучаемых в данной теме:

Краткая история генетики

Методы генетики

Гибридологический метод

Моногибридное скрещивание

Закон единообразия гибридов первого поколения

Закон расщепления

Анализирующее скрещивание

Цитологические основы моногибридного скрещивания

Закон чистоты гамет

Дигибридное скрещивание

Закон независимого наследования

Цитологические основы дигибридного скрещивания
Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов:

В процессе изучения данной темы будут использованы иллюстративные материалы интернет-ресурсов по типам деления эукариотических клеток, закономерностям моно- и дигибридного скрещиваний ; ресурсы компакт-дисков, содержащих информацию и иллюстративный материал по данной теме; компьютерные программные средства – Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsof Power Point, Microsoft Office,Front Page и другие для подготовки материалов к уроку и самостоятельной работы учащихся.
Использование компьютера при подготовке учителя к уроку:

При подготовке учитель использует средства программы Microsof Power Point Front Page для демонстрации образования гамет, закона чистоты гамет, закона независимого наследования; программы Microsoft Excel для составления таблиц основных параметров – плоидности и количества ДНК. Использует ресурсы интернет и компакт-дисков для подготовки иллюстративных материлов. Готовит вопросы и методику использования учащимися средств Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsof Power Point, Front Page, Microsoft Office при работе в группах и в домашних заданиях.
Средства обучения:

ПК с комплектом электронных учебников по курсу Общей биологии; проектор и экран; комплект таблиц по теме: Генетика

5. Обоснование целесообразности внедрения, описание форм и методов реализации

Ожидаемые результаты обучения:

В результате изучения данной темы учащиеся:

Овладевают знаниями об основных закономерностях наследственности и изменчивости, установленных Г.Менделем.

Знают особенности особенности гибридологического метода.

Знают современные основы законов Менделя

Могут составлять схемы скрещиваний и решать генетические задачи.

Умеют использовать средства Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsof Power Point, Front Page, Microsoft Office для подготовки презентаций, рефератов, докладов, проектных работ по данной теме.
Требования к уровню ЗУН,
полученных в результате обучения, развитие компетенции.

Знать:
1.Основные закономерности генетики, изучить на примере генетики человека.
2.Понимать необходимость изучения для формирования естественно - научной картины мироздания, выявление связи живой и неживой природы, химического строения и единства генетического кода, генома человека.

Строение гена, генома человека.

Методы изучения наследственности человека: генеалогический, популяционный, цитогенетический, иммунологический; методы математической статистики.

Мутации генные и хромосомные, вызывающие наследственные заболевания человека.

Наследование групп и крови у человека.

Механизмы проникновения вируса СПИДа в клетки и их заражение.

Профилактику СПИДа.

Уметь:

Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в

поколение.

Работать со специальной литературой.

Владеть основными навыками реферативной деятельности (постановка проблем, планирование работы, техника выполнения, формулирование выводов).

Делать сообщения.

Составлять родословные.

Решать генетические задачи.

Самостоятельно анализировать и делать выводы.
6. Методика изучения тем в разработке.

Отбор содержания курса по биологии «Загадки и тайны генов» осуществлялся на основе ряда факторов, стимулирующих развитие познавательных интересов школьников.
В начале учебного курса уровень научности, доступности, популярной доходчивости учебного материала должен быть максимальным.
На занятиях необходимо многосторонне освещать понятия и закономерности, способствующие формированию навыков ведения дискуссии; постановке проблем и их совместного обсуждения и решения.
Формирование познавательного интереса также стимулирует связь содержания изучаемого материала с жизнью самого школьника, практической значимостью данных сведений (генеалогическое древо семьи, проблемы клонирования, профилактика СПИДа).
Решение задач по генетике способствует усвоению теории и её практическому применению. Задача должна быть подобрана таким образом, чтобы по возможности были совмещены требования: четкое соответствие тому разделу теории, ознакомление с которым ведется в настоящий момент, и захватывающе интересное содержание задачи. Желательно, чтобы после ознакомления с условием задачи у решающего её появилось вполне осознанное стремление немедленно приступить к её решению. Условие задачи должно в полной мере содержать информацию, которая действительно необходима для решения задачи. Нужно следить, чтобы условие задачи оставалось перед глазами решающего её, позволяемой работы. Выполнять решение по алгоритму: условие задачи ---- таблица «Ген – признак» ---- схема скрещивания ----- решетка Пеннета ---- ответ.
При решении задач на полигибридное наследование в таблицу «Ген – признак» сначала надо внести признаки, контролируемые генами, локализованными в аутосомах, а затем уже признаки, находящиеся под контролем генов, расположенных в половых хромосомах (причем сначала в X -, а потом в У – хромосомах). Например: «кареглазый дальтоник, страдающий гипертрихозом».
Для более простого решения задачи рекомендую строить решетки Пеннета (вертикально – горизонтальные или наклонные), проводить анализ. Заключительный этап – формулировка ответа, который должен быть предельно кратким, абсолютно точным, не допускающим разночтений.
Рекомендуется уделять большое внимание процессу целеполагания и рефлексии.
При реализации программы целесообразно использовать разнообразные методы контроля: способы анализа и оценки образовательных продуктов (опорный конспект, отчет о практической или исследовательской работе), тематические тесты, защита рефератов, зачет.

Тематика рефератов:

История открытия и изучения генов.

Геномные исследования и болезни человека.

Проблема расшифровки генотипа.

Международный проект «Геном человека».

Хромосомные болезни человека.

Генетика и медицина.

Гены и поведение человека.

А. Пушкин и его родословная с позиций медицинской генетики.

Наследственность и экология.

Генетические последствия Чернобыля.
7.Приложение

Класс: 11(базовый)

Название курса: Общая биология (Генетика)
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка по теме: «Основные генетические закономерности в курсе изучения организменного уровня жизни в 11 классе» iconМетодическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги»
Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32»
Методическая разработка по теме: «Основные генетические закономерности в курсе изучения организменного уровня жизни в 11 классе» iconМетодическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы
Методическая разработка по теме: «Основные генетические закономерности в курсе изучения организменного уровня жизни в 11 классе» iconМетодическая разработка изучения темы «История второй мировой и Великой Отечественной войны»
Методическая разработка изучения темы “Вторая Мировая и Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945
Методическая разработка по теме: «Основные генетические закономерности в курсе изучения организменного уровня жизни в 11 классе» iconМетодическая разработка по теме
Номинация: Методическая разработка по теме, модулю, разделу преподаваемого предмета
Методическая разработка по теме: «Основные генетические закономерности в курсе изучения организменного уровня жизни в 11 классе» iconМетодическая разработка цикла уроков по кубановедению и изобразительному...
Данная методическая разработка предназначена для реализации на уроках кубановедения и изобразительного искусства в 5 классе общеобразовательной...
Методическая разработка по теме: «Основные генетические закономерности в курсе изучения организменного уровня жизни в 11 классе» iconКонкурсная методическая разработка конспект урока информатики по...
Конкурсная методическая разработка – конспект урока информатики по теме: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую», предназначен...
Методическая разработка по теме: «Основные генетические закономерности в курсе изучения организменного уровня жизни в 11 классе» iconМетодическая разработка конспекта урока математики в 1 классе по теме: «Составляем суммы»

Методическая разработка по теме: «Основные генетические закономерности в курсе изучения организменного уровня жизни в 11 классе» iconМетодическая разработка посвящена теме «Соединения химических элементов»,...
Для начала изучения химии необходимы определенные знания других предметов, таких как биология, география, физика. Основываясь на...
Методическая разработка по теме: «Основные генетические закономерности в курсе изучения организменного уровня жизни в 11 классе» iconМетодическая разработка урока чтения и развития речи во 2 классе...

Методическая разработка по теме: «Основные генетические закономерности в курсе изучения организменного уровня жизни в 11 классе» iconМетодическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" 9
Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" (9 класс ) Абдуллин Васил Минемуллович, учитель истории...
Методическая разработка по теме: «Основные генетические закономерности в курсе изучения организменного уровня жизни в 11 классе» iconМетодическая разработка урока по теме «поиск информации в сети интернет»...
Ли-ю-кун Н. В. Методическая разработка урока по теме «Поиск информации в сети интернет» Улан-Удэ: Изд-во брктиП, 2010г стр. 35
Методическая разработка по теме: «Основные генетические закономерности в курсе изучения организменного уровня жизни в 11 классе» iconМетодическая разработка по модулю «Квадратные уравнения» из темы...
Цель: показать один из способов обобщения и систематизации знаний по теме «Квадратные уравнения» в курсе алгебры 8 класса
Методическая разработка по теме: «Основные генетические закономерности в курсе изучения организменного уровня жизни в 11 классе» iconКонспект открытого урока по математике в 6-м классе по теме: "Умножение обыкновенных дробей"
Методическая разработка рекомендована для педагогов дополнительного образования детей
Методическая разработка по теме: «Основные генетические закономерности в курсе изучения организменного уровня жизни в 11 классе» iconРазработка урока одноатомные спирты и их роль в жизни человека По дисциплине «химия»
Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по дисциплине «Химия» по теме «Одноатомные спирты и их...
Методическая разработка по теме: «Основные генетические закономерности в курсе изучения организменного уровня жизни в 11 классе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая разработка урока английского языка по теме " Начальная школа в Великобритании и России " в 5 классе предназначена для...
Методическая разработка по теме: «Основные генетические закономерности в курсе изучения организменного уровня жизни в 11 классе» iconМетодическая разработка урока в 9 классе по теме: «Коллективизация сельского хозяйства»
«нового курса» в деревне; экономические, социальные и политические итоги и последствия «великого перелома»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск