Министерство образования и науки Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» Кафедра Физиологии человека и методики обучения биологии
Учебно-методический комплекс дисциплины
ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА Специальность 050303. «Иностранный язык»
С дополнительной специальностью «иностранный язык»
Красноярск 2011
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы дисциплины от 31 мая 2011 г. доцентом кафедры ФЧ и МОБ, Л.Л. Леготиной. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры физиологии человека и методики обучения биологии
«31» мая 2011г.
Заведующий кафедрой Н.З. Смирнова. Одобрено учебно-методическим советом (методической комиссией)
факультета естествознания «20» апреля 2012 г.
Председатель НМСС В.В. Виноградов.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка .........................................................................................................4
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Учебная программа дисциплины………………………………………………..….6
Выписка из ГОС ВПО ......................................................................................7
Примерная программа дисциплины................................................................8
Рабочая модульная программа дисциплины
Введение………………..……………………………………………...9
Содержание………..…………………….………….………..…..10-15
Учебно-методическая карта дисциплины….....................................16
Карта самостоятельной работы студента……….……………….…17
Тематика выпускных квалификационных работ….........................21
Формы и методы контроля усвоения материала……….…….……22
Банк контрольных заданий и вопросов
Вопросы к зачету
Протокол согласования рабочей программы....................................25
Лист внесения изменений...................................................................26
Анализ результатов обучения и перечень корректирующих мероприятий по учебной дисциплине..................................................................................28
Ресурсное обеспечение дисциплины (карты ресурсов)
Карта литературного обеспечения дисциплины..........................................29
Карта обеспеченности учебными материалами дисциплины………..…..30
Карта обеспеченности оборудованием дисциплины...................................31
Рейтинг-контроль
Технологическая карта рейтинга дисциплины.............................................32
Журнал рейтинга.............................................................................................34
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ................................38
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Пояснительная записка
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная цель дисциплины – дать студентам необходимые знания о функциях организма человека в развитии (онто генах) для правильной организации учебного и воспитательного процесса с учащимися и повышения его эффективности и качества на основе индивидуального подхода.
Задачи дисциплины раскрываются в изучении следующих вопросов:
закономерности развития и проявления физиологических функций органов и систем организмов в возрастном аспекте;
морфофункциональные особенности развития детского организма;
основные гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса в школе и других детских учреждениях;
формирование необходимых знаний, навыков и умений, необходимых для индивидуального подхода к ребенку в процессе воспитания и обучения;
гигиенические средства и методы сохранения и укрепления здоровья детей.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Учащиеся должны иметь представление:
о строении и функциях организма человека как едином целом, о процессах, протекающих в нем и механизмах его деятельности;
об общих закономерностях роста и развития организма детей и подростков;
о развитии речевой функции у детей;
о методах определения функциональной готовности детей к обучению в школе;
о методах изучения умственной работоспособности школьника;
о медицинской документации в школе – индивидуальных картах школьника и др.;
о методах изучения и оценке режима дня школьника;
о методах определения физического развития школьника;
о благоустройстве и оборудовании школьного участка и планировке здания школы.
Учащиеся должны овладеть знаниями:
об анатомо-физиологических особенностях детей и подростков в разные периоды их развития;
о критических периодах развития; об особенностях высшей нервной деятельности (ВНД) детского организма.
о классификации типов ВНД и особенностях педагогического подхода к детям с различными типами ВНД;
об особенностях эмоций у детей;
о доминанте и динамическом стереотипе;
о первой и второй сигнальных системах;
о роли учителя в воспитании здорового школьника;
о гигиенических требованиях к расписанию уроков в школе, к организации и проведению уроков, к организации и проведению перемен;
о создании рациональных условий для учебных занятий;
о методах оптимизации учебных занятий;
о физиологической сущности утомления и переутомления учащихся на уроке и факторах, их вызывающих;
о гигиенических требованиях к оборудованию учебных помещений;
о физиологических основах режима дня;
о причинах и профилактике нарушений осанки;
о нарушениях зрения и профилактике близорукости;
о гигиенических требованиях к работе с компьютером, ТСО и наглядными пособиями;
о значении и принципах закаливания;
об основных принципах сбалансированного и рационального питания.
Учащиеся должны уметь:
вырабатывать и закреплять у школьников условные рефлексы, необходимые им в процессе учебных занятий;
способствовать выработке динамического стереотипа у школьников в процессе их обучения и воспитания;
учитывать особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем у школьников разных возрастных групп во время урока;
способствовать развитию речи, памяти, зрения и слуха;
учитывать особенности типов ВНД детей в процессе их обучения;
создавать оптимальные внешние условия для учебных занятий;
составлять расписание уроков в школе с учетом гигиенических требований;
правильно организовывать и проводить уроки с учетом мер, направленных на предупреждение раннего и чрезмерного утомления учащихся и сохранения их здоровья;
осуществлять индивидуальный подход к детям, страдающим хроническими заболеваниями и имеющим отклонения в физическом развитии;
проводить беседы с учащимися на темы гигиенического содержания;
прививать детям любовь к занятиям спортом и физкультурой;
способствовать привитию учащимся навыков культуры поведения.
|