Технология модульного обучения на уроках биологии





Скачать 163.5 Kb.
НазваниеТехнология модульного обучения на уроках биологии
Дата публикации10.08.2013
Размер163.5 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Технология модульного обучения на уроках биологии

Климова Елена Владимировна учитель биологии ГОУ СОШ №967 СВУО ДО г. Москвы

Данная технология возникла и приобрела большую популярность в учебных заведениях Западной Европы и США в начале 60-х годов как альтернатива традиционному обучению. В настоящее время технология модульного обучения наиболее активно используется в практике высшего и профессионального образования. Принцип модульности предполагает построение учебного материала в виде блоков модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде учебных элементов.

Модуль – это завершенная часть курса (темы, раздела), которая заканчивается контролем. Модуль может состоять из подмодулей, подмодули состоят из более мелких единиц – учебных элементов (УЭ). Сам модуль может представлять содержание курса в трех уровнях: полном, сокращённом и углубленном. Каждый учебный элемент состоит из:

- четко сформулированной цели обучения;

- учебного материала и заданий для отработки умений и навыков;

- проверки полученного результата строго в соответствии с целями обучения.

В технологии модульного обучения существует три типа модулей:

- знаниевые модули (для изучения основ науки);

- операциональные модули (для формирования умений, навыков и способов деятельности);

- смешанные модули (направленные на формирование знаний, умений и навыков).

Модульная технология обеспечивает преобразование учебного процесса из пассивного усвоения знаний в активный процесс формирования навыков и их применения в процессе обучения.

Данная технология применяется мной второй год. Были проведены уроки в 5,7,9 и 10 классах. В данной работе я привожу пример разработки уроков с использованием модульной технологии по вновь изучаемой теме (10 класс, тема урока: «Размножение: бесполое и половое»; учебник: Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 класс) и обобщающий урок (7 класс, тема урока: «Многообразие плоских, круглых и кольчатых червей»; учебник: Захаров В.Б., Сонин Н.И. Многообразие живых организмов. 7 класс.).

10 класс ТЕМА УРОКА: «Размножение: бесполое и половое»

УЭ

Цель, деятельность

Инструкции

Оценка

УЭ-0

В ходе работы с модулем Вы должны знать:

  1. Что такое размножение?

  2. Способы бесполого размножения.

  3. Какое размножение называется половым?

  4. Значение полового и бесполого размножения.

Читайте инструкции при выполнении каждого учебного элемента

Ставьте количество баллов

УЭ-1

Входной контроль.

Цель: выявить уровень знаний по теме «Митоз».

Задание: установите соответствие между процессом и фазой митоза; заполните таблицу:

ПРОЦЕСС ФАЗА МИТОЗА

А.Спирализация хромосом 1.Метафаза

Б.Прикрепление нитей веретена 2.Телофаза

к центромерам хромосом 3.Анафаза

В.Размещение хромосом в 4.Профаза

экваториальной плоскости 5.Интерфаза

клетки

Г.Деление цитоплазмы

Д.Удвоение молекул ДНК

Е.Расхождение хроматид к

полюсам клетки

Ж.Разрушение ядерной оболочки

З.Раскручивание (деспирализация) хромосом

И.Образование веретена деления

К.Образование ядерной оболочки

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К































Коррекция знаний: стр.106-107 учебника

Самостоятельная работа

5 мин

За каждый правильный ответ 1 балл

Всего 10 баллов

В конце урока сверь с «ключом» у учителя



УЭ-2

ЦЕЛЬ: Знать, что такое размножение, и каково его значение?

ЗАДАНИЕ: прочитайте параграф 3.5. на стр.108 и дайте ответ на вопросы:

  1. Что такое размножение?

  2. Что обеспечивает размножение?

  3. Что лежит в основе размножения?

  4. Что необходимо для поддержания существования вида?

  5. Какие типы размножения вы знаете?

КОРРЕКЦИЯ ЗНАНИЙ: стр. 108; 2,3 –абзац.

Самостоятельная работа

5 мин

За правильный вопрос по 1 баллу

Всего 5 баллов

Сверь с «ключом» учителя



УЭ-3

ЦЕЛЬ: знать способы бесполого размножения.

ЗАДАНИЕ: прочитайте учебник стр.108-111; вставьте пропущенные слова в предложения и заполните таблицу:

  1. ………….. ………….. – тип размножения, который происходит без образования специализированных половых клеток (гамет), и для его осуществления необходим только один организм.

  2. Генетически однородное потомство, происходящие от одной родительской особи, называют ……………. .

«Бесполое размножение»

Тип размножения

Суть процесса

Примеры организмов

1.Деление

Митотическое деление на 2 и более клеток

Простейшие: амеба, инфузория; одноклеточные водоросли

2.








3.

а)

б)

в)







КОРРЕКЦИЯ ЗНАНИЙ: стр.108-111, раздел «Бесполое размножение»



Самостоятельная работа

10 мин

За правильно вставленные слова по 1 баллу

За правильно заполненные графы таблицы по 1 баллу

Всего 8 баллов

Сверь с «ключом» учителя



УЭ-4

ЦЕЛЬ: знать суть полового размножения и его основу.

ЗАДАНИЕ: прочитайте учебник стр.111- 113 и дайте объяснение терминам:

1.половое размножение

2.гаметы

3.раздельнополые виды

4.гермафродитные виды

5.половой диморфизм

КОРРЕКЦИЯ ЗНАНИЙ: стр.111-112, «половое размножение»

Самостоятельная работа

5 мин

Взаимопроверка

За каждый правильный ответ 1 балл

Всего 5 баллов

Сверь с «ключом» учителя



УЭ-5

ЦЕЛЬ: знать «+» и «-» полового и бесполого размножений.

ЗАДАНИЕ: прочитать текст на стр.112-113 и заполнить таблицу:

«Размножение»

Бесполое

Половое

«+»

«-»

«+»

«-»

1.

2.

1.

1.

1.

2.



Работа в парах

5 мин

За каждый пункт по 1 баллу

Всего 6 баллов

Сверь с «ключом» учителя



УЭ-6

ВЫХОДНОЙ КОНТРОЛЬ

ЦЕЛЬ: первичный контроль знаний по теме.

ЗАДАНИЕ: Выпишите номера верных суждений

  1. Размножение – это воспроизведение себе подобных.

  2. Генетически разнородное потомство, происходящее от одной родительской особи, называют клоном.

  3. Размножение бывает бесполым и половым.

  4. Спорообразование это способ полового размножения.

  5. Делением размножаются простейшие.

  6. С помощью специализированных частей тела размножаются растения.

  7. Почкование характерно только для многоклеточных организмов.

  8. Фрагментацией размножаются кольчатые и плоские черви.

  9. Виды, у которых есть и мужские, и женские особи, называют гермафродитными.

  10. Внешние различия между мужскими и женскими особями называют половым диморфизмом.

Самостоятельная работа

Взаимопроверка

5 мин

За каждый правильно выписанный номер по 1 баллу, за каждый неверный номер минус 1 балл

Сверь с «ключом» учителя





ПРОВЕРКА ЗАДАНИЙ И ПОДСЧЕТ БАЛЛОВ

5 мин



Домашнее задание: параграф 3.5.; ответить устно на вопросы в конце параграфа

Баллы

Оценка





38-40

5

Молодец! Я горжусь тобой!



32-37

4

Хорошо! Ещё чуть-чуть упорства и будет «5»!



25-31

3

Прочитай ещё раз п.3.5.



Ключ к теме: «Размножение: бесполое и половое».

УЭ-1

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

4

1

1

2

5

3

4

2

4

2

УЭ-2

  1. Воспроизведение себе подобных.

  2. Обеспечивает непрерывность и преемственность жизни.

  3. Способность клетки к делению

  4. Чтобы поддерживать существование вида, каждое поколение должно производить потомков больше, чем было родителей.

  5. Бесполое и половое.

УЭ-3

  1. Бесполое размножение

  2. Клон

Тип размножения

Суть процесса

Примеры организмов

2.Спорообразование

Образование специальных клеток – спор, в спорангиях

Грибы, растения

3.Вегетативное

А) Специальными частями тела

Б) Фрагментация

В) Почкование

Доч. организм размножается из группы клеток родит. особи

Б) Деление тела на две и более частей

В) Образование на теле матер. особи группы клеток – почки, из которой развив. новая особь.

А)тюльпан, картофель и т.д.

Б) Кольчатые и плоские черви, иглокожие и кишечнополостные.

В) Гидра, коралловые полипы, дрожжи

УЭ-4

  1. Процесс образования дочернего организма при участии половых клеток.

  2. Половые клетки.

  3. Виды, у которых есть и мужские, и женские особи.

  4. Виды, у которых одна и та же особь способна формировать и мужские, и женские гаметы.

  5. Внешние различия между мужскими и женскими особями.

УЭ-5

  1. Численность увелич. гораздо быстрее.

  2. Все дочернии особи явл. копией матер. организма, что обеспеч. выживаемость в неизмен. услов.

1.Не обеспечивает выживаемость в изменяющихся условиях

1.В изменяющ. условиях обеспечивает выживаемость, за счет разнообразия потомков

1.Трата времени и энергии на поиск партнера.

2.Потеря огромного количества гамет.

УЭ-6

1; 3; 5; 6; 8; 10.

7 класс. Обобщающий урок по теме: «Многообразие и значение плоских, круглых и кольчатых червей»

УЭ

Цель, деятельность

Инструкции

Баллы

УЭ-0

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

Систематизировать и обобщить знания по темам: «Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви».

Читайте инструкции при выполнении каждого задания

Выставляются самостоятельно на полях в тетради

УЭ-1

ЦЕЛЬ: систематизировать знания о внутреннем строении плоских, круглых и кольчатых червей.

ЗАДАНИЕ: перенесите таблицу в тетрадь и заполните её.

Система органов

Органы

Плоских червей

Круглых червей

Кольчатых червей

1.Нервная система










2.Органы чувств










3.Пищеварительная система










4.Выделительная система










5.Половая система










6.Дыхательная система










7. Кровеносная система










КОРРЕКЦИЯ ЗНАНИЙ: записи в тетради; учебник стр.111, 118-119, 124.

Работа выполняется в парах

10 мин

Сверь с «ключом» учителя

За каждую правильно заполненную графу 1 балл

Всего за задание 21 балл





УЭ-2

ЦЕЛЬ: закрепить знания о систематических группах различных типов червей.

ЗАДАНИЕ: заполните в тетради схемы:

Тип Плоские черви

Класс……… Класс………. Класс…………..

Тип Круглые черви (……………….)

Тип Кольчатые черви

Класс……… Класс……….. Класс………..

КОРРЕКЦИЯ ЗНАНИЙ: учебник стр.110, 2 абз.; стр.117; стр.125 – 2 абз.

Самостоятельная работа

3 мин

За каждый правильно выполненный пункт 1 балл

Всего 7 баллов

Сверь с «ключом» учителя



УЭ-3

ЦЕЛЬ: закрепить знания о жизненных циклах паразитических червей.

ЗАДАНИЕ: выпишите в тетрадь недостающие элементы жизненных циклов.

Жизненный цикл печеночного сосальщика

Половозрелая особь (основной хозяин) яйцо (водоем)

……….. развитие личинки в прудовике (промежуточный хозяин) личинка с хвостом ……

Половозрелая особь

Жизненный цикл свиного цепня

Половозрелая особь (в кишечнике человека) яйца

……….. ……… половозрелая особь

Жизненный цикл аскариды человеческой

Половозрелая особь (кишечник человека) яйцо (почва) яйцо с личинкой проглоченное человеком

личинка в печени …….. личинка в лёгких

…………. взрослая личинка ……….. .

КОРРЕКЦИЯ ЗНАНИЙ: рисунки учебника стр.113;115;120.

Самостоятельная работа

7 мин

Взаимопроверка

За каждое правильно вставленное слово 1 балл

Всего 7 баллов



УЭ-4

ЦЕЛЬ: систематизировать знания о местах обитания различных видов червей.

ЗАДАНИЕ: Дайте ответы на вопросы:

  1. Какие классы из плоских червей ведут паразитический образ жизни, а какие свободноживущие?

  2. Где могут обитать нематоды?

  3. Назовите места обитания многощетинковых червей, малощетинковых червей и пиявок.

КОРРЕКЦИЯ ЗНАНИЙ: учебник стр.110 – 2 абз.; стр.117 – 1 абз.; стр.124 – посл. абз., 125 -1 абз.; 126 – 2 абз.; 128 – 3 абз.

Самостоятельная работа

5 мин

За правильный ответ по 1 баллу

Всего 3 балла



УЭ-5

ЦЕЛЬ: закрепить понятия «основной хозяин» и «промежуточный хозяин»

ЗАДАНИЕ: Вставьте пропущенные слова в предложения:

  1. Окончательный, основной хозяин – организм, в теле которого паразит размножается ………….

  2. Промежуточный хозяин – организм, где ………. проходит определённые стадии развития.

КОРРЕКЦИЯ ЗНАНИЙ: учебник стр.113 – 3 абзац.

Самостоятельная работа

3 мин

Сверь с «ключом»

Всего 2 балла за правильные ответы



УЭ -6

ВЫХОДНОЙ КОНТРОЛЬ

ЦЕЛЬ: контроль знаний по теме «Типы плоские, круглые и кольчатые черви»

ЗАДАНИЕ: 1)соотнесите вид червя и тип, к которому он относится. Заполните таблицу:

ВИД ТИП

А.Белая планария 1.Плоские черви

Б.Свиной цепень 2.Круглые черви

В. Человеческая аскарида 3.Кольчатые черви

Г. Печеночный сосальщик

Д.Нереида

Е.Дождевой червь

Ж.Почвенная нематода

З.Ложноконская пиявка

И. Бычий цепень

К.Трубочник

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К





























































2) Выпишите не менее трех приспособлений к паразитическому образу жизни у червей:

-………………

-……………….

-………………..

Самостоятельная работа

7 мин

За каждый правильный ответ 1 балл

Всего 13 баллов

Сверь с ключом учителя



ИТОГИ УРОКА И ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 5 мин

Задание на дом: повторить стр.110-128

Баллы

Оценка




49-53

5

Ты просто умница или умник!!!

40-48

4

Хорошо! Я тобой довольна.

31-39

3

Не огорчайся. Если будешь готовиться к каждому уроку, и у тебя будет «5».

Ключ к теме: «Многообразие и значение плоских, круглых и кольчатых червей»

УЭ-1




Плоские

Круглые

Кольчатые

Нервная система

Окологлоточное нервное кольцо, нерв. стволы

Окологл. нерв. кольцо, нерв. стволы

Окологлот. нерв. кольцо, брюшная нервная цепочка

Органы чувств

Кожные реснички светочув. глазки, орг. равновесия

Органы осязания и химич. чувства, простые глазки

Глаза

Пищеварительная

Рот, глотка, кишка

Рот. отверстие, глотка, кишка, анальное отверстие

Рот, глотка, пищевод, желудок, кишка, анальное отверстие

Выделительная

Звездчатые клетки, разветвл. канальцы

Одноклеточные кожные железы

Метанефридии

Половая

Семенники и яичники

Семенники и яичники

Семенники и яичники

Дыхательная

нет

нет

У некоторых жабры

Кровеносная

нет

нет

Сосуды

УЭ-2

Ресничные Сосальщики Ленточные

Нематоды

Многощетинковые Малощетинковые Пиявки

УЭ-3

Личинка с ресничками; циста.

Шестиконечная личинка (онкосфера); финна.

Личинка в сердце; личинка в трахеи; половозрелая особь.

УЭ-4

1)Паразиты – Ленточные и сосальщики; свободноживущие – Ресничные.

2)Дно океанов, морей, рек; почва; Паразитируют.

3)Соленые и пресные воды, почва.

УЭ-5

Половым способом

Личинка паразита.

УЭ-6

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

1

1

2

1

3

3

2

3

1

3

-- присоски

-- крючки

-- большая плодовитость

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Как любая технология, модульная технология имеет свои «плюсы» и «минусы».

Преимущества данной технологии:

--самостоятельное получение знаний, развитие общих умений и навыков;

--урок четко структурирован и на каждый учебный элемент отведено определенное количество времени;

-- каждый ученик работает с удобной для него скоростью, не смотря на предложенный учителем временной регламент;

--обеспечивается психологический комфорт учащихся (если ученик чего-то не знает, не может сразу найти нужную информацию, то коррекция знаний, предложенная в разработке, помогает справиться с проблемой);

--использование рефлексии (особое позитивное настроение вызывают комментарии в таблице оценок – «Ты молодец!», «Я тобой очень довольна!» и т.д., что повышает самооценку учащихся);

--форма урока создаёт условия успешности (практически все задания выполняются на «5» и «4»);

--возможно использование данной технологии в сочетании с другими технологиями.

Недостатки данной технологии:

--разработка урока требует большого объема времени (~1,5 часа);

--требуется большое количество бумаги, если задания выполняются на индивидуально распечатанных листах (можно выполнять задания в тетрадях).

РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. Первый урок, проводимый по модульной технологии, должен быть не большим, не ёмким, т.к. ученики не адаптированы к такой форме работы и необходимо время на разъяснения, на знакомство со структурой урока.

  2. Необходимо постоянно озвучивать ученикам временные промежутки, т. к. увлеченно выполняя какое-либо задание, они могут потратить слишком много времени и не успеть закончить работу.

  3. Сверка с «ключом» ответов у учителя происходит за 5-7 мин до окончания урока (снижается возможность списывания); или поэтапно во время урока, если «ключ» разбит на отдельные учебные элементы.

  4. Задания надо составлять таким образом, чтобы ответ ученика был четким и кратким (облегчает самопроверку учеников).

  5. Учителю необходимо контролировать работу учащихся по ходу урока.

  6. Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно. На начальном этапе можно использовать только элементы модульного обучения. Например лекционную систему можно сочетать с модульной.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Технология модульного обучения на уроках биологии iconУрок алгебры для 8-го класса Тема урока: «Вычисление квадратных корней»
Применяемая технология: обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, технология модульного обучения
Технология модульного обучения на уроках биологии icon«Модульные технологии обучения географии как средство повышения познавательной...
Оисков новых более эффективных методов была разработана модульная технология обучения. Основная идея модульной технологии состоит...
Технология модульного обучения на уроках биологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Технология модульного обучения, технология развития критического мышления, эвристический метод, прогнозирование, проблемный метод,...
Технология модульного обучения на уроках биологии iconИспользование заданий технологии проблемного обучения на уроках биологии
...
Технология модульного обучения на уроках биологии iconРеферат Особенности использования технологии модульного обучения на уроках русского языка
Вожеровская основная общеобразовательная школа муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области
Технология модульного обучения на уроках биологии iconРабота мо учителей биологии и химии над проблемой: Развитие познавательной...
«Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии и химии на основе личностно-ориентированного обучения»
Технология модульного обучения на уроках биологии iconУроках биологии
...
Технология модульного обучения на уроках биологии iconМетодические рекомендации по использованию икт на уроках биологии Заключение
Теоретические основы использования информационных технологий при обучении школьников на уроках биологии
Технология модульного обучения на уроках биологии iconПлан Технологический подход в обучении. Анализ обобщенных педагогических...
«восстать» против процесса десоциализации, удержать личность в гравитации ее равноответственности перед собой и обществом, «ближним»...
Технология модульного обучения на уроках биологии iconИспользование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы
А уроках материалы модульного курса В. Ю. Выборновой «Вокруг тебя Мир…». Создание нестандартных ситуаций, постановка проблемной ситуации...
Технология модульного обучения на уроках биологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Но главное предназначение модуля – развивать мышление, сознание ученика. Технология блочно-модульного обучения помогает учителю научить...
Технология модульного обучения на уроках биологии iconПрограммы по биологии в VI-IX классах Научный
В связи с этим на уроках биологии необходимо больше уделять внимания на связь биологии с жизнью, при объяснении нового материала...
Технология модульного обучения на уроках биологии iconТемы индивидуальной методической работы преподавателей огбоу спо...
Разработка модели модульного содержания психолого-педагогических дисциплин и их межпредметной интеграции. Разработка программ на...
Технология модульного обучения на уроках биологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование частично-поисковых методов проблемного обучения как средства формирования логического мышления и творческих способностей...
Технология модульного обучения на уроках биологии iconТезисы. Михеева Л. Г
Отечественная и зарубежная практика показывает перспективность модульного обучения. В педагогической литературе модуль определяется...
Технология модульного обучения на уроках биологии iconИспользование проблемно-поискового метода обучения на уроках биологии
Описание основных методов и методик, используемых в предоставляемом педагогическом опыте. 11


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск