Скачать 0.59 Mb.
|
http://www.orenipk.ru/kp/distant/ped/ped/tech.htm Современные технологии обучения: общая характеристика, особенности реализации План 1. Технологический подход в обучении. Анализ обобщенных педагогических технологий. 2. Технология модульного обучения. 3. Метод проектов. 4. Метод дебатов. 5. Кейс-метод. Основные понятия : технология; технология обучения; технологический подход в обучении; признаки технологии обучения; обобщенные педагогические технологии: цель, сущность, механизм технологии обучения; признаки технологии обучения; модульное обучение; модуль; модульная программа; технологическая карта; проектное обучение; ограничения проектного обучения; обучение методом дебатов; обучение кейс-методом. Начало документа 1. Технологический подход в обучении. Анализ обобщенных педагогических технологий Цели образования XXI века:
Поиск адекватных компетенций как интегрированного результата образования – это попытка «восстать» против процесса десоциализации, удержать личность в гравитации ее равноответственности перед собой и обществом, «ближним» и дальним», смягчить фрустрационные травмы, вероятность которых многократно повышается в условиях стремительного (стихийного) нарастания динамизма и неопределенности. Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством:
В технологическом подходе изначально присутствует ориентация на управляемость образовательного процесса, что предполагает четкую заданность целей и способов их достижения. Выделяют следующие признаки технологии обучения:
Любая технология обучения включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; системы действий преподавателя и учащегося; критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании. Таким образом, современную технологию обучения характеризуют следующие позиции:
Анализ обобщенных педагогических технологий
Целью технологии обучения в условиях перехода к гуманитарной парадигме образования являются личностные достижения учащегося , под которыми понимаются: а) степень прогресса личности по отношению к ее предшествующими проявлениями в образовательной деятельности (Л.С. Илюшин); б) личностное продвижение учащегося по лестнице достижений в процессе освоения знаний, умений, развития психических процессов, личностных качеств (А.Н. Майоров). Личностные достижения сегодня связываются с уровнем компетентности учащегося в образовательном процессе. Иерархия компетенций :
Ключевые компетенции: ценностно-смысловая компетенция (мировоззрение, ценностные ориентиры учащегося, механизмы самоопределения в различных ситуациях):
учебно-познавательная компетенция (элементы логической, методологической, общеучебной деятельности; целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка; приемы решения учебно-познавательных проблем; функциональная грамотность):
Социокультурная компетенция (познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере) ;
коммуникативная компетенция (знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями):
Информационная компетенция (поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача; владение современными информационными технологиями):
здоровьесберегающая компетенция (способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития; эмоциональная саморегуляция и самоподдержка; личная гигиена, забота о собственном здоровье, половая грамотность; внутренняя экологическая культура; способы безопасной жизнедеятельности):
Вопросы для самоконтроля: 1. Каковы причины технологического подхода в организации процесса обучения? Каково место технологии обучения в целостном образовательном процессе? 2. С чем связана гуманитарная составляющая современной технологии обучения? 3. Каково место компетенций в проектировании технологии обучения? Ответ обоснуйте. Литература • Агапов И. Г. Учимся продуктивно мыслить // Библиотечка «Вестника образования». — М., 2001. — № 2. • Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. – М., 2002. • Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989. • Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. – М., 2000. • Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. – М.: Народное образование, 2001. • Горчакова – Сибирская М.П. Инновации в профессиональном образовании: педагогические технологии: Учеб. Пособие. – М., 2001. • Загвязинский В. И. Педагогическое творчество преподавателя. — 2000. • Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. — СПб. 1999. • Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М., 1994. • Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. — Рига, 1995. • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2002. • Левитес Д. Г. Практика обучения: Современные образовательные технологии. — Мурманск, 1997. • Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г . №751. • Сибирская М.П. Концепция педагогической технологии // Энциклопедия профессионального образования: В 3т./Под ред. С.Я. Батышева. – М., 1998. • Ивлева И.А., Панасюк В.П., Чернышева Е.К. Концептуальные основы построения системы качества профессионального образования. – СПб., 2001. • Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / А.П. Панфилова; под общей редакцией В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с. • Педагогические Мастерские: Франция — Россия /Сост. Э. С. Соколова, И.А.Мухина: Под ред. Э.С.Соколовой; Пер. с фр. — М., 1997. • Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / Науч. ред. Т. И.Шамова, П.И.Третьяков. — М.; Тюмень, 1994. • Пригожий А. И. Нововведения: Стимулы и препятствия. — М., 1989. Развитие одаренности детей: (Опыт финалистов Всероссийского конкурса «Преподаватель года России»). — М., 1997. • Российская педагогическая энциклопедия / Гл. ред. В. В.Давыдов. — М-, 1993. • Федеральная программа развития образования в России. – М., 2000. • Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование: Феномен, концепция, технология // Педагогическое образование для XXI века: Материалы международной научно-практической конференции. — М., 1994. • Сластенин В.А., Шиянов Е.П. Гуманистическая парадигма педагогического образования // Педагогическое образование для XXI века: Материалы международной научно-практической конференции. — М., 1994. • Управление развитием инновационных процессов в школе / Науч.ред. Т.И.Шамова, П.И.Третьяков. — М., 2001. • Фридман Л. М., Маху В. И. Проблемная организация учебного процесса.— М., 2003. • Хуторской А. В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. — М., 1998. • Хуторской А.В. Практикум по дидактике и методикам обучения /А.В. Хуторской. – СПб.: Питер, 2004. – 541 с. – (Серия «Учебное пособие»). • Шамова Т.П. и др. Управление учебным процессом в школе на основе технологических карт преподавателя. — М., 1994. • Шамова Т.П., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. — М., 2001. • http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm Педагогические технологии и инновации • http://www.ido.edu.ru/ffec/psych/ps13.html Развивающие педагогические технологии • http://oio.tpu.ru/publ_2004/article2004_5.html Педагогические технологии и технология учебного процесса. Логический анализ понятий • http://vladimir.socio.msu.ru/1_KM/edutech_1.htm Педагогические технологии • http://www.sooro.ru/science-lib/pedsis/?PHPSESSID=i6rpls5ddlrbidgsc1tf1aiat1 Педагогические системы и технологии • http://coop.chuvashia.ru/kartuzov/site/4_3/2.htm Структура педагогических технологий • http://www.smartboard.ru/view.pl?mid=1126873196 Интерактивные технологии в образовании (спецкурс) • http://www.ioso.ru/distant/newpteh/intro2.htm Новые педагогические технологии (курс) • http://yesnet.purpe.ru/youngteach/edtehnol.htm Технологии обучения в структуре целостно го педагогического процесса Начало документа 2. Технология модульного обучения Модульная технология преобразует образовательный процесс так, что учащийся самостоятельно (полностью или частично) обучается по целевой индивидуализированной программе. Сердцевина модульного обучения — учебный модуль, включающий: законченный блок информации, целевую программу действий учащегося; рекомендации (советы) преподавателя по ее успешной реализации. Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля. Принципиальные отличия модульного обучения от других систем состоят в следующем: 1) содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель формируется для обучающегося и имеет указание не только на объем изучаемого содержания, но и на уровне его усвоения. Кроме того, учащийся получает от преподавателя совет в письменной форме, как рационально действовать; 2) изменяется форма общения преподавателя с учащимися. Оно осуществляется через модули и, безусловно, реализуется процесс индивидуального общения управляемого и управляющего; 3) учащийся работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю; 4) отсутствует проблема индивидуального консультирования, дозированной помощи учащимся. Цель модульного обучения — содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала. Исходные научные идеи 1. Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий обучающегося, причем не эпизодических, а системных. Поэтому, разрабатывая задания, преподаватель опирается на состав учения, ориентирует школьников на цель учебной деятельности, мотивирует ее принятие, определяет систему ученического самоконтроля и самооценки, обеспечивая, таким образом, самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс. 2. Модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если школьник выполняет задание с дозированной помощью преподавателя или одноклассников (подбадривание, указание ориентира и т.п.), он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, учащийся переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне. В модульном обучении это реализуется посредством дифференциации содержания и дозы помощи учащемуся, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава). 3. В основании модульной технологии находится и программированное обучение. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность обучающегося, индивидуализированный темп работы, регулярная сверка результатов (промежуточных и итоговых), самоконтроль и взаимоконтроль — эти черты программированного подхода присущи и технологии модульного обучения. 4. Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств. Система действий преподавателя и учащегося заключается в последовательности Последовательность действий преподавателя при составлении модуля. При разработке модулей следует исходить из известных принципов: • частные дидактические цели учебных элементов в своей совокупности обеспечивают достижение интегрированной цели модуля; реализация интегрированных целей всех модулей в свою очередь приводит к комплексной дидактической цели модульной программы; • реализованная обратная связь — основа управляемости и контролируемости процесса усвоения знаний. При этом входной и выходной контроль более жесткий, осуществляется преподавателем, а текущий и промежуточный (на стыке учебных элементов) - мягкий, проходит в виде само- и взаимоконтроля учащихся; • учебный и дидактический материал излагается доступно, конкретно, выразительно, в диалоговой форме; • при построении модуля соблюдается логика усвоения учащимися знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизация; • структура модуля должна соответствовать логике учебного занятия того или иного типа. Деятельность учащегося проходит в зоне его ближайшего развития; ориентирована на самоуправление и взаимоуправление, формирует навыки общения; дает возможность рационально распределять время; реализует рефлексивные способности учащегося на каждом занятии. Изменяется принципиально деятельность преподавателя. Его главная задача — разработать модульную программу, сами модули, а на занятии он мотивирует, организует, координирует, консультирует, контролирует, т.е., используя потенциал модульного обучения, осуществляет рефлексивное управление обучением. Ограничения 1. Уровень готовности обучающихся к выполнению самостоятельной учебной деятельности. 2. Материальные возможности образовательного учреждения. 3. Включение в модуль очень большого объема содержания деятельности, что создает дефицит времени. Введение модульной технологии в образовательный процесс нужно осуществлять постепенно. Можно сочетать традиционную классно-урочную систему (технология объяснительно-иллюстративного обучения) с модульной. Вопросы для самоконтроля: 1. В чем сущность модульного обучения? 3. Какова суть модульного построения учебной программы? 4. Какова роль учителя при работе учащегося с модулем (модульной программой)? 6. Каковы сильные и слабые стороны технологии модульного обучения? 7. В чем состоят ее ограничения? Как можно уменьшить существующие ограничения технологии модульного обучения? 8. Составьте алгоритм построения модульной программы 9. Почему технологию модульного обучения называют интегрированной? Ответ аргументируйте. Литература • Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.-192с. • Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989. • Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. – М., 2000. • Кларин В.М. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. - М.: Знание, 1989.- 75 с. • Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 2004. • Сенновский И.Б. Модульная педагогическая технология в школе: анализ условий и результатов освоения. - М., 1995. • Сенновский И.Б. Модульная система организации учебно-воспитательного процесса. – Завуч, №1, 1998, с. 37-41. • Сенновский И.Б. Управление переводом общеобразовательной школы на модульную систему организации учебно-воспитательного процесса. – Автореф. дис. канд. наук. – М., 1998. • Сибирская М.П. Концепция педагогической технологии // Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. / Под ред. С.Я. Батышева. – М., 1998. • Сковин Е.В. Интенсификация познавательной деятельности в условиях объединения школьных модулей.- М., 1993.-139 с. • Тимофеева Ю.Ф. Роль модульной системы высшего образования в формировании творческой личности педагога – менеджера//Высшее образование в России. №4 – 1993 – с. 119-125. • Третьяков Б.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография/ Под ред. П.И. Третьякова. – М.: Новая школа, 1997. • Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе, М., Новая школа, 2001. • Тряпицына А.П. Организация творческой учебно - познавательной деятельности школьников: Учебное пособие. – Л.: издательство ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989. • Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990. • Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Метод.пособие. – М.: Народное образование, 1996. • http://vladimir.socio.msu.ru/1_KM/edutech_1.htm Педагогические технологии, основанные на активной роли обучаемого • http://www.edu-eao.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=110&Itemid=59 От исследовательского подхода в обучении к самостоятельному открытию • http://open.websib.ru/techno.html Педагогические технологии Центра «Открытие» • http://referatw.ru/cgi-bin/main.cgi?level=5&p1=89&p2=235&p3=47426 Современные педагогические технологии • http://www.refcity.ru/content/22189.html Современные педагогические технологии • http://www.effecton.ru/763.html Психологическая экспертиза новых педагогических технологий • http://kmetmuk.narod.ru/katalog/15.html Где можно прочитать о педагогических технологиях • http://www.ipkpro.aaanet.ru/ipk_texn.html Современные педагогические технологии • http://www.library.ru/help/guest.php?Search=TopicID%3D490 Педагогические технологии, педагогические технологии в общеобразовательной школе Начало документа 3. Метод проектов |
План работы методического объединения учителей естественно-математического цикла «Личностно-ориентированный подход в обучении с использованием современных педагогических технологий» | Компетентностный подход в обучении, воспитании и развитии лицеистов... ... | ||
«использование информационных технологий в обучении аудированию» Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию... | Мкоу «Сторожевская основная общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области «Личностно-ориентированный подход в обучении с использованием современных педагогических технологий» | ||
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке Использование новых информационных коммуникационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный... | Анализ воспитательной работы моу «Большерагозинская основная общеобразовательная... Общешкольная методическая тема: «Личностно – ориентированный подход в воспитании и обучении». Исходя из общешкольной методической... | ||
Урок алгебры для 8-го класса Тема урока: «Вычисление квадратных корней» Применяемая технология: обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, технология модульного обучения | «Модульные технологии обучения географии как средство повышения познавательной... Оисков новых более эффективных методов была разработана модульная технология обучения. Основная идея модульной технологии состоит... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Технология модульного обучения, технология развития критического мышления, эвристический метод, прогнозирование, проблемный метод,... | Учитель моу «Восходская основная общеобразовательная школа» Алатырского... Из психологии используется рефлексивный подход. Накопленные обобщения теории и практики дифференциации, оптимизации обучения, проблемности... | ||
Темы индивидуальной методической работы преподавателей огбоу спо... Разработка модели модульного содержания психолого-педагогических дисциплин и их межпредметной интеграции. Разработка программ на... | Анализ работы кафедры «Искусство и технология» за 2012-2013 учебный год М/С:«Повышение качества образования на основе системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании»и методической темой кафедры:«Проектная... | ||
Анализ работы мо учителей английского языка за 2012-2013 учебный год Мо учителей иностранного языка работало над научно-методической темой: «Личностно-ориентированный подход в обучении иностранного... | Новаторский подход к методике обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Обосновать и экспериментально проверить правильность и эффективность использования современных образовательных технологий,активных... | ||
Анализ деятельности начальной школы за 2010-2011 учебный год Использование современных педагогических технологий, методик, приемов и способов успешного обучения и воспитания | Пояснительная записка Данная программа к учебникам Технология. Обслуживающий... Технология ведения дома общего образования и Требований к результатам обучения,представленных в Стандарте основного общего образования.... |