Скачать 0.67 Mb.
|
Пояснительная записка Данная программа к учебникам Технология . Обслуживающий труд составлена на основе авторской программы О. А. Кожиной (кандидат педагогических наук),издательство Дрофа 2012 г. Программа составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета Технология в рамках направления Технология ведения дома общего образования и Требований к результатам обучения ,представленных в Стандарте основного общего образования .Программа составлена с учетом технологических знаний и опыта трудовой деятельности , полученных учащимися при обучении в начальной школе. Цели и задачи предмета технология:
Содержанием учебной программы предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям: 1Технологическая культура 2.Распространенные технологии современного производства 3.Основы черчения ,графики 4.Влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека 5. Отрасли общественного производства и профессионального самоопределения 6. Элементы домашней экономики и основы предпринимательства. 7.Декоративно- прикладное творчество ,проектная деятельность Учащиеся познакомятся со следующими общетрудовыми понятиями: -потребности, предметы потребления, потребительская стоимость продукта труда ,дизайн, проект ; -устройство, сборка приборов ,машин, механизмов ; -механизация труда и автоматизация производства; -технологическая культура производства, научная организация труда, средства и методы обеспечения применения безопасных приемов труда, технологическая дисциплина, этика общения; -себестоимость продукции ,экономия сырья, энергии, производительность труда; -безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов В процессе обучения учащиеся овладеют: -навыками по подготовке, организации трудовой деятельности на рабочем месте, соблюдения культуры труда; -формированием общей культуры личности: навыки общения, правила этикета, приема пищи, сервировки стола и т.д.; -навыками по подготовке к семейной жизни, к выполнению необходимых и доступных видов труда; -навыками творческой деятельности, - общими научными основами и организационно-экономическими принципами современного производства; - специальными умениями, технологиями по изготовлению одежды, ручной вышивке, вязанию и др. Основой учебной программы являются разделы: -Кулинария; -Создание изделий из текстильных и поделочных материалов; -Рукоделие, художественные ремесла. Программа включает в себя также разделы: оформление интерьера; электротехника; современное производство и профессиональное образование; проектные и творческие работы. Каждый компонент учебной программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, должно предваряться освоением учащимися необходимого минимума теоретических сведений. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих работ с элементами проектной деятельности. Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является творческая учебно-проектная деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические работы, учебно-практические работы, выполнение творческих работ. Для практических работ выбирается такой объект, процесс или тему творческой работы для учащихся, чтобы охватить всю совокупность рекомендуемых в программе технологических операций. При этом должна учитываться посильность объекта труда для школьников соответствующего возраста, а также его общественную и личную значимость. Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Место предмета в учебном плане В основной школе технология изучается с 5 – 7 класс по 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю; в 8 классе 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю; в 11 классе 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю. Результаты изучения предмета Изучение технологии в основной школе по направлению технология дома, реализуемая в учебниках Технология. Обслуживающий труд, обеспечивает достижение следующих результатов. Личностные результаты
Метапредметные результаты 1.Планирование процесса познавательной деятельности. 2.Ответственное отношение к выбору питания, соответствующего нормам здорового образа жизни. 3.Определение способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов. 4.проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса. 5.Самостоятельное выполнение творческих задач по созданию изделий декоративно прикладного творчества. 6.Виртуальное и натурное моделирование художественных и технологических процессов и объектов. 7.Аргументированная защита в устной или письменной форме результатов своей деятельности. 8.Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую и социальную значимость. 9.Выбор различных источников информации для решения познавательных и коммуникативных задач, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных. 10.Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную и общественно значимую потребительскую стоимость. 11.Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками. 12.Объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива. 13.Оценка своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам. 14.Обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах. 15.Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства. 16.Соблюдение безопасных приемов познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда. Предметные результаты в познавательной сфере: 1.Рациональное использование учебной и технологической информации для проектирования и создания объектов труда. 2.Оценка технологических свойств материалов и областей их применения. 3.Ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда. 4.Владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач. 5.Распознавание видов инструментов, приспособлений и оборудования и их технологических возможностей. 6.Владение методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации. 7.Применение знаний в процессе технологической деятельности. 8.Владение способами организации труда. 9.Применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов. В трудовой сфере: 1.Планирование технологического процесса. 2.Организация рабочего места с учетом научной организации труда. 3.Подбор материалов с учетом характера объекта труда. 4.Проведение необходимых опытов при подборе материалов и проектировании объектов труда. 5.Подбор инструментов с учетом требований технологии. 6.Планирование последовательности операций и составление технологической карты. 7.Выполнение технологических операций с соблюдением норм, стандартов, ограничений. 8.Определение качества сырья и пищевых продуктов. 9.Приготовление блюд из молока, овощей, рыбы, мяса, птицы, круп с учетом требований здорового образа жизни. 10.Формирование ответственного отношения к сохранению своего здоровья. 11.Составление меню для подростка, отвечающего требованию сохранения здоровья. 12.Заготовка продуктов для длительного хранения. 13.Соблюдение безопасных приемов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены. 14.Соблюдение трудовой и технологической дисциплины. 15.Выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем ( текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта ) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения. 16.Контроль промежуточных и конечных результатов труда. 17.Выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления. 18.Документирование результатов труда и проектной деятельности. 19.Расчет себестоимости продукта труда. В мотивационной сфере: 1.Оценка своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности. 2.Выбор профиля технологической подготовки. 3.Выраженная готовность к труду. 4.Согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности. 5.Осознание ответственности за качество результатов труда. 6.Наличие экологической культуры. 7.Стремление к экономии и бережливости. В эстетической сфере: 1 .Конструирование изделия. 2.Применение различных технологий декоративно-прикладного искусства. 3.Моделирование художественного оформления объекта труда. 4.Способность выбрать свой стиль одежды с учетом особенностей своей фигуры. 5.Эстетическое оформление рабочего места и рабочей одежды. 6.Сочетание образного и логического мышления в процессе творческой деятельности. 7.Создание художественного образа и воплощение его в материале. 8.Развитие пространственного и художественного воображения. 9.Развитие композиционного мышления. 10.Развитие чувства цвета, гармонии и контраста. 11.Развитие чувства пропорции, ритма, стиля и формы. 12.Понимание роли света в образовании формы и цвета. 13.Решение художественного образа средствами фактуры материалов. 14.Использование природных элементов в создании орнаментов. 1.Сохранение традиций декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в современном творчестве. 16.Применение художественного проектирования в оформлении интерьера жилого дома. 17.Применение методов художественного проектирования одежды. 18.Художественное оформление кулинарных блюд и сервировка стола. 19.Соблюдение правил этикета. В коммуникативной сфере : 1.Умение быть лидером и рядовым членом коллектива. 2.Формирование рабочей группы с учетом общности интересов и возможностей трудового коллектива. 3.Публичная презентация и защита идеи, изделия. 4.Способность к коллективному решению творческих задач. 5.Способность объективно оценивать идеи и достоинства работ членов коллектива. 6.Способность прийти на помощь товарищу 7.Способность бесконфликтного общения в коллективе. В физической сфере: 1.Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями. 2.Достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных технологических операций. 3.Соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований. 4.Развитие глазомера. 5.Развитие осязания, вкуса, обоняния. Содержание программы 5класс Раздел 1.Кулинария-20 часов: Физиология питания(2ч.); санитария и гигиена(2ч); интерьер кухни и столовой(4ч.); сервировка стола(2ч.); бутерброды и горячие напитки(2ч.); блюда из яиц(2ч.); блюда из овощей(4ч.); заготовка продуктов(2ч.) Раздел 2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов-38 часов: Рукоделие .Художественные ремесла(8ч.); элементы материаловедения(4ч); ручные работы(2ч.); конструирование и моделирование рабочей одежды(6ч.); Технология изготовления рабочей одежды(12ч.); Творческие проекты-10 часов 6 класс Раздел 1. Кулинария -16 часов: Физиология питания(2ч.); блюда из молока и кисломолочных продуктов(4ч.); блюда из круп, бобовых и макаронных изделий(2ч.); блюда из рыбы(2ч.); сервировка стола, этикет(2ч.); приготовление обеда в походных условиях(2ч.); заготовка продуктов(2ч.) Раздел 2.Создание изделий из текстильных и поделочных материалов-38 часов: Элементы материаловедения(2ч.); элементы машиноведения(4ч); конструирование и моделирование поясных изделий(8 ч.); технология изготовления поясных изделий(14 ч.) Раздел 3. Технология ведения дома-2 часа: Уход за одеждой и обувью (2ч.) Раздел 4. Электротехнические работы-2 часа: Бытовые электроприборы(2ч.) Творческие проекты-10 часов 7 класс Раздел 1.Кулинария-16 часов: Физиология питания(2ч.); изделия из теста(8ч.); сладкие блюда и десерты(4ч.); заготовка продуктов(2ч.) Раздел 2.Создание изделий из текстильных и поделочных материалов-36 часов: Элементы материаловедения(2ч.); элементы машиноведения(2ч.); конструирование и моделирование плечевого изделия с цельнокроенным рукавом(8ч.); Технологи изготовления плечевого изделия(14ч.); рукоделие (10ч) Раздел 3. Технология ведения дома-4 часа: Эстетика и экология жилища(4ч.) Раздел 4. Электротехнические работы- 2 часа: Электроосветительные и электронагревательные приборы. Электроприводы(2 ч.) Творческие проекты- 10 часов. 8 класс Раздел 1. Кулинария – 7 часов Физиология питания (1ч.); блюда из птицы(2ч.); блюда национальной кухни(1ч.); сервировка стола(1ч.); заготовка продуктов, упаковка пищевых продуктов(2ч.) Раздел 2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов – 16 часов: Конструирование и моделирование поясного изделия(4ч.); технология изготовления поясного изделия( 7 ч.); рукоделие (5ч.) Раздел 3. Технология ведения дома – 4 часа : Бюджет семьи , рациональное планирование расходов(2ч.); ремонт помещений(2ч.) Раздел 4 . Электротехнические работы – 1 час: Электротехнические устройства(1ч.) Раздел 5. Современное производство и профессиональное образование – 3 часа: Сферы производства и разделение труда(3ч.) Творческие проекты-3 часа. 11 класс Раздел 1. Кулинария – 20 часов: Основы рационального питания (2ч); блюда из рыбы(4ч.); блюда из рубленого мяса(4ч.); первые блюда(4ч.); блюда из тушеных овощей (2ч.); блюда из творога(2ч.); изделия из теста(2ч.). Раздел 2. Художественное проектирование одежды-12 часов: Раппорт ткани(1ч.); орнамент, принципы построения растительного и геометрического орнамента(2ч.); конфигурация изгибов ткани(1ч.); особенности Складок в изделиях(1ч.); значение драпировок(1ч.); цвет в художественном проектировании(6ч.) Раздел 3.Художественные ремесла-20 часов : Вышивка(4ч.); декупаж(8ч.); вязание спицами(10ч.) Раздел 4.Оформление интерьера-4 часа: Оформление интерьера(1ч.); значение предметов ручного труда в интерьере(1ч); цветовая гамма, оформление окон(2ч.) Творческие проекты-10часов. Требования к результатам усвоения содержания программы В результате изучения курса технологи учащиеся должны Знать: основные технологические понятия и характеристики; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций; влияние различных технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции; значение здорового питания для сохранения своего здоровья; Уметь: рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках; применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или приготовления кулинарного блюда; выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ; готовить различные кулинарные блюда с учетом принципов здорового питания; конструировать, моделировать, изготавливать швейные изделия и изделия декоративно-прикладного искусства ; выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов; соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием; осуществлять доступными измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия; находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку творческого проекта изготовления изделия с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания ценностей материальной культуры, для жизни и развития человека, формирования эстетической среды бытия; развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека, результатов слияния духовной и материальной культуры; получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; организации питания, обеспечивающего сохранение здоровья; приготовления и оформления кулинарных блюд здорового питания; сервировки стола и соблюдения правил поведения за столом; изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера; изготовления или ремонта изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования; измерения фигуры человека для определения размерных признаков одежды; выбора собственного стиля в одежде с учетом особенностей своей фигуры; контроля качества выполненных работ; выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены; оценки затрат, необходимых для создания объекта; построения планов профессионального образования и трудоустройства. Учебно - методический комплекс учащихся и учителя:
Программа курса Технология. Обслуживающий труд для 5 – 11 классов общеобразовательных учреждений (автор О .А .Кожина)Москва. Дрофа 2012г.
|
Рабочая программа по технологии (обслуживающий труд) для 6 класса... «Технология. Обслуживающий труд», и авторской программы основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд»... | Рабочая программа по технологии (обслуживающий труд) для 5 класса на 2013-2014 учебный год «Технология. Обслуживающий труд», и авторской программы основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд»... | ||
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного... «Технология. Обслуживающий труд», и авторской программы основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд»... | Тема: «Береги глаза» «Технология. Обслуживающий труд», и авторской программы основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд»... | ||
Конспект занятия в подготовительной группе «Технология. Обслуживающий труд», и авторской программы основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд»... | Образовательная программа Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Технология. Обслуживающий труд», и авторской программы основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд»... | ||
Конспект занятия- развлечения в подготовительной группе «Технология. Обслуживающий труд», и авторской программы основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд»... | Конспект урока Технология. Обслуживающий труд. 6 класс.: учеб для общеобразоват учреждений/ О. А. Кожине, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая; под ред.... | ||
1. Пояснительная записка к образовательной программе по обществознанию Л. Н. Боголюбов, академик рао, доктор педагогических наук, профессор; Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова,... | Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной группе мдоу «Родничок» «Технология. Обслуживающий труд», и авторской программы основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд»... | ||
Рабочая программа по технологии в 5 классе Челноковой Татьяны Павловны... «Технология. Обслуживающий труд», и авторской программы основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд»... | Современные технологии в работе педагога дополнительного образования «Технология. Обслуживающий труд», и авторской программы основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд»... | ||
Педагог дополнительного образования по иностранному языку И. А. Кулакова «Технология. Обслуживающий труд», и авторской программы основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд»... | Рабочая программа по предмету обществознание основное общее образование «Обществознание. 6 9 классы». Авторы программы: Л. Н. Боголюбов – академии рао, доктор педагогических наук, профессор; Н. И. Городецкая... | ||
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе федерального... «Технология. Обслуживающий труд», «Технология. Сельскохозяйственный труд (Агротехнология)» (под ред. В. Д. Симоненко). Программа... | Пояснительная записка Программа составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд», автор Горяева Н. А. / под руководством... |