Новаторский подход к методике обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»





Скачать 396.89 Kb.
НазваниеНоваторский подход к методике обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
страница1/4
Дата публикации04.01.2015
Размер396.89 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4

Новаторский подход к методике обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»..

Цель:

Обосновать и экспериментально проверить правильность и эффективность использования современных образовательных технологий ,активных методов обучения,информационно-коммуникационных технологий в урочной и внеурочной деятельности.

Задачи:

  • Исследовать и изучить теоретический материал по использованию современных образовательных технологий на уроках и во внеурочной деятельности.

  • Изучить особенности использования информационно-коммуникативных технологий на уроках и во внеурочной деятельности для развития индивидуальных качеств учащихся

  • Выявить эффективность применения активных методов обучения на уроках и во внеурочной деятельности для формирования мотивов обучения.

Новые требования к профессионально-квалификационному потенциалу, определяемые массовыми технологическими и структурными изменениями экономики, рельефно отразили разрыв производства и социально-культурной сферы в качественно новом уровне производительных сил и сложившимися системами и формами подготовки кадров. Изменение содержания профессионального образования, требований к его качеству учитываются мной при разработке и реализации программ. Данное обстоятельство требует переориентации системы профессионального образования на инновационный путь развития. Это, прежде всего, выражается в пересмотре и обновлении программ обучения в направлении стимулирования творческой деятельности студентов, реального их участия в выполнении научно-исследовательских работ, интенсивной ломке старых и переходе к новым формам связи науки, профессионального образования промышленности.

Мною разработанная программа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» представляет возможности реализации различных подходов к построению образовательного процесса , формированию у студентов системы знаний , умений , навыков , универсальных способов деятельности и ключевых компетенций :

- умений самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность в сфере БЖ ;

- умений оценивать и корректировать своё поведение в окружающей среде ,участвуя в проектной и учебно-исследовательской работе ;

- умение отстаивать свою гражданскую позицию , осознанно осуществлять выбор пути продолжения образования.

Наука и инновации должны быть органически включены в широкий контекст содержания и структуры профессионального образования с целью повышения уровня обучения профессиональными навыками, овладение специальными знаниями, приобщение студента к культуре в разных ее аспектах.

На своих уроках я использую репродуктивную, репродуктивно- алгоритмическую, эвристическую и творческую технологии обучения.

Пользуюсь технологиями развивающего обучения, информационно- педагогическими технологическими технологиями, основанными на индивидуально-дифференцированном подходе.

Большое внимание уделяю сфере подготовки кадров таким квалификационным и трудовым навыкам, как умение действовать в условиях интенсификации информационного обмена и значительной децентрилизации информационного обеспечения, умение использовать информацию для обоснования решений и планирования деятельности. Внедряю современные образовательные технологии при подготовке студентов различных специальностей в нашем колледже. Использую такие формы, как: семинары, презентации с ИКТ, экскурсии на предприятия, встреча с работодателями, работа со справочной литературой, нормативной документацией, интернет-порталами.

Использование мультимедийных технологий, различных прикладных программ(текстовых и графических редакторов, табличных процессоров и других) при изучении нового материала, для выполнения практических заданий открывают огромные возможности для саморазвития, самопознания, самореализации личности ребёнка.

Применение компьютерной техники на уроках БЖ даёт возможность:

  • подготавливать печатные и раздаточные материалы (контрольные, самостоятельные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы), для использования в урочной и неурочной деятельности;

  • мультимедийное сопровождение объяснения нового материала, что позволяет более наглядно доносить учебный материал до учащихся (презентации, аудиозаписи реальных лекций, учебные видеоролики);

  • обработка учащимися статистических данных, даёт возможность учащимся лучше владеть компьютерными технологиями, возможность обобщать, делать выводы (построение таблиц, графиков, создание отчётов);

  • контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий, позволяет достаточно быстро и беспристрастно осуществлять контроль знаний учащихся при помощи компьютерных тестов;

  • использование на уроках и при подготовке к ним интернет-ресурсов облегчает труд преподавателя и студентов при поиске материалов к занятиям.

В результате применения компьютерной техники на уроках и во внеурочной деятельности, я делаю учебные занятия более разнообразными, в плане использования методов и средств, компьютерная техника позволила, во-первых увеличить качество учебных занятий, во-вторых сократить время на подготовку к занятиям.

В своей педагогической деятельности большое внимание уделяю общим проблемам: повышению качества знаний, активности, интереса учащихся к предмету и творческой самостоятельности на занятиях по БЖ. На протяжении многих лет эти проблемы требовали рассмотрения, изучения и творческого поиска путей их положительного разрешения

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет интенсифицировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Особенностями компьютерного обучения являются пошаговость в организации учебного процесса, наличие оперативной обратной связи, на основе которой осуществляется индивидуализация, дифференциация обучения, обеспечивается беспрерывный контроль за деятельностью учащихся на каждом этапе.

На своих занятиях использую технологии группового обучения. При проведении занятий различного типа (семинары, практические занятия, комбинированные уроки) студенты разбиваются на группы для решения творческих проблем, ситуационных задач. Здесь важную роль играет технология сотрудничества. При групповом обучении используются активные методы, основные на самостоятельном овладении знаниями в процессе активной познавательной деятельности. Также использую имитационные (игровые и неигровые),неимитационные методы обучения ( проблемная лекция, дискуссия, самостоятельная работа)

Мною используются и индивидуальные формы работы, когда учащимся выдаются задания на определенное количество времени. При индивидуализированной форме выдаются дифференцированные задания на нужный каждому отрезок времени.

Также применяется такая форма работы, как взаимоопрос, рецензирование и оценка учащимися ответов друг друга.

Если говорить о методике использования тестов, то она очень разнообразна. Тесты позволяют объективно измерить уровень подготовленности учащихся. На занятиях я использую тестовые задания 4 уровней , в зависимости от уровней усвоения учащимися учебного материала. Тестовый контроль даёт возможность при незначительных затратах времени опросить всех учащихся , более рационально использовать время , охватить больший объём содержания темы , быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала.

Тесты хороши как средство по организации учащимися собственной деятельности, как система обучающих заданий на их основе. Прекрасно показали себя тесты при использовании их в процессе игры типа «Брейн-ринга».

Тесты дают возможность индивидуализировать задания. Студенты используют их для самоконтроля. Тесты позволяют более объективно оценивать знания учащихся в ходе промежуточного и итогового контроля, помогают значительно увеличить накапливаемость оценок. Тесты использую в работе как с сильными, так и со слабыми учениками. К разработке и созданию тестовых заданий я привлекаю студентов.

В результате использования тестовых заданий, я наблюдаю следующие результаты:

  • - Повышение активности учащихся.

  • - Проявление интереса к внеклассным мероприятиям.

  • - Растет качество знаний.

Сегодня приходится постоянно задумываться над тем, что ожидает наших студентов. Ведь будущее потребует от них огромного запаса знаний и умений. В своей педагогической деятельности большое внимание уделяю общим проблемам: повышению качества знаний, активности, интереса учащихся к предмету и творческой самостоятельности на занятиях по БЖ. С появлением в колледже компьютерных классов поставленные задачи стали реально выполнимы, так как современные условия позволяют учащимся с интересом подойти к изучению учебных дисциплин.

Для создания настроя на уроке очень важно сразу обозначить актуальность темы. Сосредоточить внимание учащихся на главных целях обучения, связать конкретные вопросы с более общими. Направить исследование и процесс раскрытия важных понятий в нужное русло.

Научными исследованиями доказано, что самым доступным для детского понимания является деятельность (действия) учащихся при определенных условиях. В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы уроки в сочетании с другими формами работы становились эмоционально увлекательными, развивающими, а главное воспитывающими действиями, где дискуссии чередуются с практическими занятиями, тренинги с ролевыми играми, обсуждения актуальных проблем с разработкой учащимися самостоятельных работ (исследовательских, поисковых, творческих). Новые информационные технологии идут в направлении поиска путей наиболее глубокой и всесторонней адаптации содержания и технологии обучения к индивидуальным особенностям студента. Эта адаптация может происходить по разным направлениям. Среди них особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Работая в учебных проектах, студенты учатся проводить исследования, а действуя за компьютером, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде, получать большое количество текстовой, цифровой и графической информации, анализировать поступающую к ним информацию и представлять новые идеи. Таким образом, формируя осознанные, прочные знания по БЖ, я наблюдаю положительные результаты. С использованием информационных технологий можно расширить кругозор учащихся и их практические возможности.

Некоторые студенты не справляются с учебой, что приводит к целому ряду негативных последствий: потере интереса к обучению, отрицательному отношению к колледжу и преподавателям ,к учебному труду, падению успеваемости и т. д. Поэтому накопленный опыт показал необходимость некоторого переосмысления методической системы обучения. Сложившаяся методика ориентирована на максимум усвоения знаний по всем предметам.

Анализ результатов успеваемости меня очень волнует. В целом система образования в образовательных учреждениях все еще не отвечает современным требованиям. Поэтому, основной работой считаю поиск эффективных путей совершенствования методической системы обучения.

При изучении материала я использую иллюстрированные плакаты, схемы, графики, видеоролики. Современные информационные технологии позволяют полно и интересно проиллюстрировать содержание учебного материала с помощью компьютерных презентаций (слайд-фильмов). Отличительной особенностью таких пособий является зрелищность, а не только информативность.

Всё это позволяет мне полно и интересно проиллюстрировать содержание учебного материала наглядно и доступно для учащихся.

Проектную деятельность я использую на занятиях по БЖ. Для этого применяю групповую форму работы. Творческие группы студентов занимаются исследовательской деятельностью – сложной, целенаправленной аналитической деятельностью ,в ходе которой включаются мыслительные и познавательные процессы. Они планомерно и систематически изучают объекты реальной действительности в городе, районе, крае и стране. Студенты также получают сведения из средств массовой информации. Их интересуют вопросы влияния жизнедеятельности человека на среду обитания , увеличение количества генетических патологий у новорожденных. Безусловно , исследовательская деятельность позволяет задуматься молодежи о своём образе жизни и о будущем поколении.

Активные методы обучения побуждают студентов к активной мыслительной деятельности и направлены главным образом не на изложение знаний и их запоминание , а на самостоятельное овладение в процессе активной познавательной деятельности. В своей работе я использую проблемные лекции , эвристические беседы , поисково-исследовательскую деятельность, а также игровые и неигровые имитационные методы.

Творческую деятельность учащиеся проявляют при составлении и написании рефератов и докладов. Эта форма работы предполагает самостоятельное изучение дополнительной литературы, развивает познавательный интерес, побуждает студентов пользоваться интернет-порталами.

Например,урок по теме: «Общие сведения о ЧС», реферат на тему «ЧС природного характера», «ЧС техногенного характера», доклад: «Антропогенные опасности».

Проверка подобных работ позволяет не только оценить знания учащихся, выяснить степень усвоения материала. По ним можно проследить образ мысли, интересы, чтобы затем использовать эти наблюдения в индивидуальной работе.

Проводя самостоятельные исследования, учащиеся реализуют свои творческие возможности по предмету. В зависимости от задач проекта проводят социологическое исследование.

Свои исследования студенты оформляют в виде презентаций. Решение правильно поставленных и корректно описанных исследовательских задач, а не «зазубривание» материала, существенным образом изменяет весь процесс обучения и резко повышает интерес учащихся к предмету.

В результате использования информационных технологий в процессе обучения, я наблюдаю следующие результаты:

  • - Студенты проявляют больше осознанности в изучении предмета, стали увереннее в оценках и выводах.

  • - Как сильные, так и слабые учащиеся охотно принимают участие во всех исследовательских работах.

  • - Учащиеся охотнее участвуют в различных внеклассных мероприятиях.

  • - Растет качество знаний.

  • - Возрос рейтинг предмета.

Таким образом, формирование прочных знаний требует большой работы с дополнительной литературой, умений использовать компьютерные технологии и программы в процессе обучения. Диалоговые и иллюстративные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса.

В ходе реализации разработанной мной программы у студентов формируется адекватное представление о военной службе , развиваются качества личности , необходимые для её прохождения ; студенты получают необходимые сведения в области оказания первой медицинской помощи ;формируется осознанное отношение к здоровому образу жизни.

С использованием современных образовательных технологий, активных методов обучения , информационных технологий можно расширить кругозор учащихся и их практические возможности. Я вижу в этом реальный путь получения качественного образования студентов.

















Преподаватель ГБОУ СПО СРСК Трофимова Елена Анатольевна

План-конспект
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Новаторский подход к методике обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа по дисциплине «Спортивные игры» для студентов одо...
...
Новаторский подход к методике обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. В. Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании основной образовательной программы специальности 040201 "Социология"...
Новаторский подход к методике обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
«Безопасность жизнедеятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Новаторский подход к методике обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины медицина катастроф направление...
...
Новаторский подход к методике обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconМетодические указания по дипломному проектированию для студентов...
«Безопасность технологических процессов и производств», направления 280100 «Безопасность жизнедеятельности»/ нгту; Сост: А. Б. Елькин,...
Новаторский подход к методике обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд безопасность жизнедеятельности...
«Безопасность жизнедеятельности со специализацией Экологическая безопасность и охрана труда»
Новаторский подход к методике обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф
«Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф» (бжд и мк) является формирование культуры безопасности, готовности и способности...
Новаторский подход к методике обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11, Дпп. Дс. 7 Основы...
«Безопасность жизнедеятельности» со специализацией «Экологическая безопасность и охрана труда», 050104 «Безопасность жизнедеятельности...
Новаторский подход к методике обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconБезопасность жизнедеятельности
...
Новаторский подход к методике обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа учебной дисциплины сд. 13 Информационные технологии...
...
Новаторский подход к методике обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 07 Безопасность...
Безопасность жизнедеятельности является обязательной дисциплиной для всех специальностей и входит в блок общепрофессиональных дисциплин....
Новаторский подход к методике обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Руп дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Направление подготовки 190205. 65 «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные...
Новаторский подход к методике обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconПрограмма курса «Безопасность жизнедеятельности»
В соответствии в учебным планом кафедра сумгф в 2012-2013 учебном году обеспечивает учебный процесс по альтернативному курсу «Безопасность...
Новаторский подход к методике обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа для студентов направления подготовки 050100 (44. 03. 05)
Содержание: умк по дисциплине Информационная безопасность для студентов направления подготовки 050100 (44. 03. 05) Педагогическое...
Новаторский подход к методике обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «безопасность жизнедеятельности»
Умкд «Безопасность жизнедеятельности» часть 1 составлен на основании типовой программы гос впо, гос №215 тех/бак от 23. 03. 2000...
Новаторский подход к методике обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку и разрабатывающая...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск