Исследование в 5 классе Слово как знак. Система значений слова. Цель: Организовать поисково-исследовательскую деятельность учащихся для решения учебной задачи





Скачать 57.41 Kb.
НазваниеИсследование в 5 классе Слово как знак. Система значений слова. Цель: Организовать поисково-исследовательскую деятельность учащихся для решения учебной задачи
Дата публикации10.08.2013
Размер57.41 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Урок – исследование в 5 классе

Слово как знак.

Система значений слова.

Цель:

1. Организовать поисково-исследовательскую деятельность учащихся для решения учебной задачи.

2. Первичная отработка навыков и умений учиться определять лексическое, грамматическое и словообразовательное значение слова.

Учебная задача:

рассмотреть слово как знак; выяснить, как устроен словесный знак, какие значения имеет, какими средствами эти значения выражаются.

Ход урока

  1. Орфографическое списывание – 10 минут

(Доска)

В жиз-ни чео-ве-ка важ-ну-ю роль иг-ра-ют все-воз-мож-ны-е зна-ки. Сиг-нал свео-фо-ра, ру-ко-по-жа-ти-е, те-ат-раль-ный би-лет, по-го-ны на мун-ди-ре вонно-слу-жа-ще-го - все э-то зна-ки, ко-то-рые поо-га-ют нам от-лиать о-дин пред-мет от дру-го-го, пра-виль-но ои-ен-ти-ро-вать-ся в раз-ных си-ту-а-ци-ях. Од-ним из са-мых важ-ных зна-ков яв-ля-ется сло-во.

  1. Работа над словом как знаком.

Преподаватель (П) Здравствуйте! Здравствуй! Что это за слова?

Ученик (У) Это приветствие. Слова вежливости.

П. Запишите слова, которыми по-другому можно приветствовать человека.

У. Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Привет! Салют! Здорово!

П. Каково значение слова здравствуй?

У. Я тебе желаю здоровья, приказываю здравствовать.

П. Салют – испанское слово: Салюд – здоровье.

Подберите однокоренные слова к слову здравствуй.

У. Здоровый, здороваться, здоровье, здоровяк, выздороветь…

П. Составьте предложение: приветствие с обращением + вопрос или поздравление.

У. Здравствуй, дорогой друг, как твое здоровье?

П. Итак, слово, как и любой знак, имеет значение. Одно? Два? Сколько и какие? О чем сообщает вам слово медведица?

У. Работа с Толковым словарем.

(хищное животное, живущее в лесах или горах).

П. Это лексическое значение слова. О чем еще сообщило это слово?

У. Это слово женского рода.

П. Чем отличается значение слов медведица, медведь, медвежонок?

У. Эти три слова называют животное одного и того же вида – у них общее лексическое значение; разные: 1 животное – самка

- самец

- детеныш

П. А какое из этих слов появилось первое?

У. Медведь

П. А как появилось другое?

Упрямая соединительная линия 7прямая соединительная линия 8. Медведь + иц (а)

ж + онок

П. Если слово образовалось от другого, значит, оно имеет словообразовательное значение.

А у слова медведь есть словообразовательное значение?

У. Нет, оно ни от чего не образовалось

П. Это основное слово. Его можно употреблять и для названия самки и детеныша. О чем еще сообщает слово медведица?

Упрямоугольник 9. Она одна, на это указ.

П. Значение числа (один – много) есть у любого имени существительного. Значения, которые обязательны для слов какой-либо части речи, называются грамматическими. Какие еще грамматические значения есть у этого слова?

У. Значение рода – жен. р., падежа – И.п.

П. Род и падеж указывают на особенности этого предмета, но не главное значение.

Обобщение.

Какие же значения и сколько имеет слово как знак?

У. 3 значения: лексическое, грамматическое и словообразовательное.

Отдых. Разгадывание ребусов.

Пе Яц

Л Пенал овёс заяц

П. Сколько и какие значения у слова медведица?

У. 5 значений: Л., С и 3 Г: род,. число. падеж.

П. Давайте запишем это как математическое выражение:

(медведь + самка + одна) + (ж. р. + И. п)

Почему так скобки?

У. В 1 скобке 3 основных, главных значения для этого слова

Ппрямая соединительная линия 22прямая соединительная линия 23. Давайте посмотрим, сколько значений у других слов:

Стол ик

(стол + маленький + один) + (м.р + И.п)

прямая соединительная линия 24прямая соединительная линия 25прямая соединительная линия 26 За зеленела

(зелень + появилась + одна) + (ж. р + прош. вр)

Итак, у большинства русских слов 3 группы значений. Их изучением занимаются специальные разделы науки о языке:

- Лексикология (раздел науки о языке, который изучает лексическое значение слова)

- Грамматика (раздел науки о языке, который изучает грамматические значения слова)

- Словообразование (раздел науки о языке, который изучает словообразовательное значение слова)

Что изучают эти разделы?

У. Высказывают свои предположения

П. Дает точные определения.

Запись определений в конспект.

  1. Первичная отработка навыков и умений определения значения слова.

Задание: определить значение слов:

Конь – (лошадь) сущ. Л. – крупное домашнее однокопытное

жпрямоугольник 2ивотное;

с. – конь

г. – ед. ч., м. р, И. п. - 4 значения

Сполилиния 6иние – прил. Л.– один из цветов солнечного спектра

спрямоугольник 3. – синий

г. – мн. ч, И. п. – нет значения рода - 3 значения

чпрямая соединительная линия 4прямая соединительная линия 5полилиния 10итаю - глаг. Л. – произносить вслух или про себя

с .– а ю (выражено суффиксом)

г. – ед.ч, 1 лицо, наст. Вр., изъявит. накл. - 6 значений

П. Что написано ? ( изба)

- образуйте однокоренные существительные.

избушка, избенка, избища

П. Порассуждайте: что общего между этими словами и в чем различие

У. общее – лексическое значение – жилище, дом.

грамматические значения – ж. р, ед.ч, Им .п

прямая соединительная линия 11

рпрямая соединительная линия 15прямая соединительная линия 12прямая соединительная линия 16прямая соединительная линия 13прямая соединительная линия 19прямая соединительная линия 20прямая соединительная линия 14азличие – словообразовательное значение выражено разными суффиксами :

- ушк, - енк, -ищ

П. Придумайте с каждым из слов такое предложение, которое оправдывало бы употребление данного слова.

У. Стоит избушка на курьих ножках.

Старая изба покосилась.

Избенка не имела вида.

Построили не избу, а избищу.

  1. Подведение итогов урока.

П. Какие новые знания вы получили сегодня?

У. Связный рассказ.

Узнали, что слово – это тоже знак, т.к. у него есть значение. Но в отличие от других знаков – зарубка, билет, у которых 1 значение, - у слова 3 основных значения – лексическое, словообразовательное и грамматические, эти значения изучаются в специальных разделах науки о языке: лексикология, словообразование и грамматика.

  1. Домашнее задание: выучить определения.

Упражнение 10.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование в 5 классе Слово как знак. Система значений слова. Цель: Организовать поисково-исследовательскую деятельность учащихся для решения учебной задачи iconТема: «Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно...
Идея: организовать исследовательскую деятельность учащихся по биологии через использование краеведческого материала
Исследование в 5 классе Слово как знак. Система значений слова. Цель: Организовать поисково-исследовательскую деятельность учащихся для решения учебной задачи iconЗначение проблемы философии языка для марксизма глава первая
Проблема идеологического знака. Идеологический знак и сознание. Слово как идеологический знак par excellence. Идеологическая нейтральность...
Исследование в 5 классе Слово как знак. Система значений слова. Цель: Организовать поисково-исследовательскую деятельность учащихся для решения учебной задачи iconПрограмма разработана в соответствии
Цель: организовать исследование «жизни» уже изученных языковых норм в речи, а также многоаспектный анализ чужого текста, опыт собственной...
Исследование в 5 классе Слово как знак. Система значений слова. Цель: Организовать поисково-исследовательскую деятельность учащихся для решения учебной задачи iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Лексикология» для специальности...
Предмет лексикологии. Слово основная структурно-семантическая единица языка. Теория знака и слово. Функции слова. Лексическое и грамматическое...
Исследование в 5 классе Слово как знак. Система значений слова. Цель: Организовать поисково-исследовательскую деятельность учащихся для решения учебной задачи iconУрок русского языка во 2 классе. Тема: Разделительный мягкий знак
Цели: 1 создать проблемную ситуацию и условия для ее разрешения, провести исследовательскую работу по теме «Разделительный мягкий...
Исследование в 5 классе Слово как знак. Система значений слова. Цель: Организовать поисково-исследовательскую деятельность учащихся для решения учебной задачи iconУтверждаю проректор по научной работе
Предмет лексикологии. Слово основная структурно-семантическая единица языка. Теория знака и слово. Функции слова. Лексическое и грамматическое...
Исследование в 5 классе Слово как знак. Система значений слова. Цель: Организовать поисково-исследовательскую деятельность учащихся для решения учебной задачи iconРазвитие иноязычной коммуникативной компетенции
Предмет лексикологии. Слово основная структурно-семантическая единица языка. Теория знака и слово. Функции слова. Лексическое и грамматическое...
Исследование в 5 классе Слово как знак. Система значений слова. Цель: Организовать поисково-исследовательскую деятельность учащихся для решения учебной задачи iconКонспект урока русского языка в 6 классе Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию
Цель урока: Организовать творческую деятельность учащихся по подготовке к написанию сочинения, используя личные наблюдения, произведения...
Исследование в 5 классе Слово как знак. Система значений слова. Цель: Организовать поисково-исследовательскую деятельность учащихся для решения учебной задачи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: организовать деятельность учащихся по осмыслению слова как языковой единицы и средства воздействия на человека, способного...
Исследование в 5 классе Слово как знак. Система значений слова. Цель: Организовать поисково-исследовательскую деятельность учащихся для решения учебной задачи iconУрок математики в 6 классе
Задачи для учителя: создать условия для формирования у учащихся знаний и навыков по данной теме; организовать учебную деятельность...
Исследование в 5 классе Слово как знак. Система значений слова. Цель: Организовать поисково-исследовательскую деятельность учащихся для решения учебной задачи iconКонспект урока биологии в 8 классе
Задачи для учителя: создать условия для формирования у учащихся знаний и навыков по данной теме; организовать учебную деятельность...
Исследование в 5 классе Слово как знак. Система значений слова. Цель: Организовать поисково-исследовательскую деятельность учащихся для решения учебной задачи iconРегулятивные : определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя
Цель: организовать деятельность учащихся по формированию представлений о признаках родственных слов, умения различать родственные...
Исследование в 5 классе Слово как знак. Система значений слова. Цель: Организовать поисково-исследовательскую деятельность учащихся для решения учебной задачи iconОсновная образовательная программа Начального общего образования
Предмет лексикологии. Слово основная структурно-семантическая единица языка. Теория знака и слово. Функции слова. Лексическое и грамматическое...
Исследование в 5 классе Слово как знак. Система значений слова. Цель: Организовать поисково-исследовательскую деятельность учащихся для решения учебной задачи iconРабочая Программа учебной дисциплины (модуля)
Задачи для учителя: создать условия для формирования у учащихся знаний и навыков по данной теме; организовать учебную деятельность...
Исследование в 5 классе Слово как знак. Система значений слова. Цель: Организовать поисково-исследовательскую деятельность учащихся для решения учебной задачи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предмет лексикологии. Слово основная структурно-семантическая единица языка. Теория знака и слово. Функции слова. Лексическое и грамматическое...
Исследование в 5 классе Слово как знак. Система значений слова. Цель: Организовать поисково-исследовательскую деятельность учащихся для решения учебной задачи iconРабочая программа разработана на основе примерной программы основного...
Предмет лексикологии. Слово основная структурно-семантическая единица языка. Теория знака и слово. Функции слова. Лексическое и грамматическое...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск