Скачать 255.07 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра английского языка УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине «Лексикология» Заочное отделение для специальности – 050303 «иностранный язык» Утвержден на заседании кафедрыанглийского языка « 30 » августа 2006г., протоколом № 1. Воронеж – 2006 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Специальность 033200 \ 050303 Иностранный язык Квалификация учитель иностранного языка «…ДПП.Ф.04 – Лексикология Предмет лексикологии. Слово - основная структурно-семантическая единица языка. Теория знака и слово. Функции слова. Лексическое и грамматическое значения слова. Типы лексических значений. Роль семантической эволюции слов в обогащении словарного состава. Многозначность и однозначность слов. Значение и употребление слов. Роль словообразования в пополнении словарного состава. Роль заимствования в обогащении словарного состава. Источники заимствований. Устойчивые словосочетания фразеологического и нефразеологического характера. Классификация фразеологических единиц. Лексические пласты и группы в словарном составе языка и их роль в процессе коммуникации. Территориальная и социальная дифференциация лексики. Неологизмы, архаизмы и историзмы. Классификация синонимов. Типология антонимов и омонимов. Основные типы словарей…». ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра английского языка Программа учебной дисциплины «Лексикология» для специальности – 050303 «иностранный язык» Всего: 212из них: аудиторных - 32 лекционных – 16 практических - 16 самостоятельной работы - 180 Форма отчетности: экзамен Составитель: Аникеева Т. Р. Воронеж – 2006Пояснительная записка Курс лексикологии современного языка имеет цель дать студентам знания, теоретически обобщающие и систематизирующие сведения о словарном составе современного английского языка. Он изучается в ходе 6 семестра студентов дневного и заочного отделений. В курсе лекций рассматриваются основные наиболее сложные в теоретическом плане вопросы. Описание словарного состава современного английского языка основывается на единстве диахронического и синхронического подходов к рассматриваемым явлениям. На семинарских занятиях обсуждаются самостоятельно изученные студентами вопросы, достаточно полно освященные в учебной литературе.Лекции читаются и семинары проводятся на английском языке. Задачи обученияК концу прохождения данного курса студенты должны:
Формы контроля Качество знаний контролируется следующим образом: А. Текущий контроль. Текущий контроль заключается в выполнении тестовых заданий и упражнений, связанных с тематикой курса. Б. Итоговый контроль. В конце семестра студенты сдают экзамен, который проходит в виде собеседования. Им предлагаются 3 вопроса (2 теоретических и 1 практический). Примеры экзаменационных вопросов и заданий:
Тематический план
Содержание обученияТема 1. Введение в лексикологию. В теме рассматриваются задачи лексикологии, ее теоретическое и практическое значение, связь с другими разделами языкознания, место в обучении иностранным языкам в вузе и школе, систематичность лексики, синтагматические и парадигматические отношения, проблемы теории слова. Тема 2. Структура английского слова и вопросы словообразования. В теме рассматриваются морфологическая структура английского слова, морфемы и алломорфы, корень и основа; простые, производные и сложные слова, принципы морфемного и словообразовательного анализа, продуктивность словообразовательных средств. Тема 3. Аффиксация. В теме рассматриваются префиксы и суффиксы, принципы их классификации, исконные и заимствованные аффиксы, продуктивные и непродуктивные, семантические функции: многозначность, синонимия и омонимия аффиксов; сопоставление английской и русской аффиксации. Тема 4. Словосложение. В теме рассматривается основные критерии выделения сложных слов, сопоставление английских и русских сложных слов. Тема 5. Конверсия. В теме рассматривается сущность конверсии и различные точки зрения на эту сущность, место конверсии как способа словообразования в различных частях речи, семантические отношения слов в конверсионных парах, типы конверсии, случаи окказиональной конверсии. Тема 6. Сокращение слов и второстепенные способы словообразования. В теме рассматриваются статус сокращенных слов, их соотношение с синонимией и вариантностью, типы сокращений, взаимодействие сокращений с эллипсисом, сопоставление английских и русских сокращений; а также второстепенные способы словообразования, включая обратное словообразование, сопоставление с русским языком. Тема 7. Этимологические основы английской лексики. Генетическая разнородность английской лексики. Основные признаки исконных слов. Национальные группы заимствований и их роль в формировании и развитии английского словарного состава. Особенности ассимиляции заимствованных слов. Сопоставление этимологических основ английской и русской лексики. Тема 8. Введение в семасиологию и типологию значений. Природа и значение слова, лексическое и грамматическое значение, семема и семы, значение, контекст и сочетаемость, семантическая структура соотносительных слов в разных языках, рефлексиональный и функциональный подходы к анализу значения. Тема 9. Изменение значения, полисемия и омонимия. Историческая изменчивость семантической структуры слова. Лингвистический и экстралингвистический процессы, лежащие в основе семантических процессов. Перенос значения по сходству и смежности; расширение и сужение значения. Мелиорация и пейоризация значения. Полисемия и омонимия; классификация омонимов. Тема 10. Семантические группировки слов. Моносемантические и полисемантические слова, синонимы, антонимы, омонимы, типонимы. Семантические поля и тематические группы слов. Тема 11. Проблемы словосочетаний и валентности. Типы словосочетаний в английском языке. Свободные словосочетания и устойчивые обороты. Лексическая и грамматическая валентность. Лексическая валентность и нормы сочетаемости в английском и русском языках. Тема 12. Фразеологические единицы. Устойчивые словосочетание, нефразеологического характера и их классификация. Предмет фразеологии и определение фразеологической единицы, устойчивость, раздельнооформленность и переосмысления значения как основного критерия фразеологической единицы; различные классификации фразеологических единиц, структурные типы ФЕ, вариантность и синонимия; источники возникновения ФЕ. Тема 13. Национальные варианты английского языка. Соотношение понятий языка, варианта и диалекта, особенности британского литературного стандарта и региональные и социальные диалекты ВЕ; формирование и развитие американского варианта английского языка, основные лексические и иные особенности АЕ; различия в значении ряда английских слов в ВЕ и АЕ. Некоторые черты английского языка в Канаде и Австралии. Тема 14. Развитие и пополнение английской лексики в XX в. В теме рассматриваются рост и развитие английской лексики, его устойчивые элементы, устаревшие и новые (архаизмы и неологизмы); источники и пути пополнения английского словаря в XX в. – словообразование (аффиксация, словосложение, конверсия и фразообразование). Отмечено также место заимствований в пополнении английской лексики в XX в. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Содержание самостоятельной работы студентов по теоретическому курсу «Лексикология» (который в настоящее время довольно необычно входит в состав комплексного курса «Древние языки») включает:
Последняя категория студентов, к сожалению, весьма незначительна, но все же имеется (например, в 1996-1997 учебном году можно отметить студентов 3 курса О. Захарову и М. Извекову, которые в процессе слушания курса лексикологии на 2 курсе и после него пожелали работать над рефератами по лексикологии и стилистике). В центре самостоятельной работы студентов по курсу «Лексикология» находится индивидуальная работа студентов по подготовке к семинарам и участие в них. На семинары выносятся узловые вопросы курса. Для творческого проведения семинаров особое внимание уделяется следующим вопросам:
Активизации самостоятельной работы студентов служит также вдумчивый отбор тем студенческих курсовых работ и рефератов, направленный на развитие простейших навыков исследовательской работы, а не только на составление обзора литературы по какому-то вопросу. Вопросы к семинарским заданиямSeminar #1. Major problems of lexicology. The origin of English words. 1. The object of lexicology. The relations of lexicology and other linguistic sciences. 2. The notion of the lexical system. 3. Some problems of the theory of words. Types of motivation. 4. The etymological diversity of the English vocabulary. 5. Words of native origin. 6. General features of borrowings. 7. The assimilation of borrowings. 8. Interrelation between native words and borrowings. 9. International words. Seminar #2. The Structure and Formation of English Words. Affixation.
Seminar #3. Word-compounding. Conversion.
Seminar #4. Semantic Peculiarity of English Words. 1. General problems of semasiology. 2. Types of meanings. 3. Change of meaning. 4. Polysemy and homonymy. 5. Major lexical groups of words. Литература к семинарам. Семинар №1. 1)Антрушина Г.Б. Лексикология английского языка: Учеб. пособие для студентов/Г.Б. Антрушина, О.В. Афанасьева, Н.Н. Морозова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – С. 44 -77. 2)Аракин В.Д. Очерки по истории английского языка/В.Д. Аракин. – М., 1955. 3)Харитончик З.А. Лексикология английского языка/З.А. Харитончик. – Минск, 1992. 4)Ярцева В.Н. Развитие национального литературного английского языка/В.Н. Ярцева. – М., 1969. Семинар №2. 1)Антрушина Г.Б. Лексикология английского языка: Учеб. пособие для студентов/Г.Б. Антрушина, О.В. Афанасьева, Н.Н. Морозова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – С. 78 -86. 2)Арнольд И.В. Лексикология английского языка/И.В. Арнольд. – 3-е изд., на англ. яз. – М., 1990. – С. 87-102 3)Распопов И.П. Лекции по филологии и лексикологии/И.П. Распопов. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1986. – 148 с. 4)Смирницкий А.И. Лексикология английского языка/А.И. Смирницкий. – М., 1956. 5)Харитончик З.А. Лексикология английского языка/З.А. Харитончик. – Минск, 1992. Семинар №3. 1)Антрушина Г.Б. Лексикология английского языка: Учеб. пособие для студентов/Г.Б. Антрушина, О.В. Афанасьева, Н.Н. Морозова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – С. 86 - 114. 2)Арнольд И.В. Лексикология английского языка/И.В. Арнольд. – 3-е изд., на англ. яз. – М., 1990. – С. 60-81, 153-164. 3)Распопов И.П. Лекции по филологии и лексикологии/И.П. Распопов. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1986. – 148 с. 4)Смирницкий А.И. Лексикология английского языка/А.И. Смирницкий. – М., 1956. – С. 83-100. 5)Харитончик З.А. Лексикология английского языка/З.А. Харитончик. – Минск, 1992. Семинар №4. 1)Антрушина Г.Б. Лексикология английского языка: Учеб. пособие для студентов/Г.Б. Антрушина, О.В. Афанасьева, Н.Н. Морозова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – С. 129-224. 2)Арнольд И.В. Лексикология английского языка/И.В. Арнольд. – 3-е изд., на англ. яз. – М., 1990. 3)Смирницкий А.И. Лексикология английского языка/А.И. Смирницкий. – М., 1956. Темы докладов
План лекций |