«Утверждаю»
Директор ГБОУ СОШ № 374
______________/М. О. Шамалова/
ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОТЕ С МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ В ШКОЛЕ 1.ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ 1.1.Настоящее положение регламентирует деятельность методического объединения школы, одной из задач которого является работа с молодыми специалистами. 1.2.Молодой специалист – это сотрудник школы: - не имеющий педагогического стажа: - выпускник среднего или высшего учебного заведения по специальности «учитель начальных классов» или учитель – предметник; - студент 3 – 5 – го курсов высшего педагогического учебного заведения; - обучающийся на курсах переподготовки по специальности «учитель»; - имеющий педагогический стаж менее 3 лет в образовательном учреждении.
1.3.Наставник – это учитель: - обладающий квалификационной категории не ниже первой; - стажем работы в образовательном учреждении не менее 5 лет; - высоким профессиональным мастерством; - стабильно высокими результатами в работе; - пользующийся авторитетом и уважением среди коллег, администрации, учащихся и их родителей; - постоянно повышающий свой профессиональный уровень. 1.4.Работа с молодыми специалистами предусматривает индивидуальную работу наставников по передаче собственного опыта и созданию условий для профессионального и личностного роста начинающих педагогов.
1.5.Работа с молодыми специалистами начинается с момента подписания приказа руководителя образовательного учреждения об организации наставничества и о закреплении за начинающим учителем опытного педагога. 1.6.Наставничество является добровольным общественным поручением. 2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ 2.1.Цель работы с молодыми специалистами – совершенствование профессиональных педагогических компетенций и личностный рост начинающего педагога. 2.2.Задачи: - профессиональная и психологическая адаптация молодых специалистов;
- установление отношений плодотворного сотрудничества и взаимодействия между всеми членами педагогического коллектива образовательного учреждения; - мотивами молодых специалистов в совершенствовании профессиональных и личностных качеств; - способствование становлению индивидуального стиля педагога, раскрытию творческого потенциала; - оказание своевременной помощи молодым специалистам в преподавании предметов и в воспитательной деятельности; - обеспечение эффективности и результативности образовательного процесса. 3.ПОРЯДОК ЗАКРЕПЛЕНИЯ НАСТАВНИКА ЗА МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТОМ 3.1Кандидатура наставника рассматривается и утверждается на заседании методического объединения с его согласия.
3.2 За одним наставником может быть закреплено не более двух молодых специалистов. 3.3 Наставник закрепляется за молодым специалистом не позднее первой недели с момента его назначения на должность.
3.4 Окончательное назначение наставника осуществляется после согласования с молодым специалистом.
3.5 Замена наставника осуществляется на основании приказа в случаях: - невыполнения им своих обязанностей;
- увольнения или перевода на другую должность; - психологической несовместимости с молодым специалистом. 4.ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА НАСТАВНИКА
4.1 Наставник обязан:
- изучать нормативные документы, методические рекомендации, инструктивные письма, регламентирующие деятельность педагога в образовательном учреждении; - составлять план работы с молодыми специалистами после согласования с руководителем методического объединения учителей школы и заместителем директора по учебно- воспитательной работе (далее- УВР); - изучать личностные качества молодого специалиста;
- способствовать созданию оптимальных условий для адаптации молодого специалиста в педагогическом коллективе;
- мотивировать и поощрять молодого специалиста к саморазвитию и самосовершенствованию; - оказывать помощь в овладении теоретическими знаниями и практическими навыками в профессиональной деятельности;
- способствовать раскрытию творческого потенциала начинающего педагога.
4.2 Наставник имеет право:
- корректировать план работы с молодым специалистами;
- с согласия заместителя директора или руководителя МО подключать других сотрудников образовательного учреждения к реализации поставленных задач по совершенствованию работы с молодыми специалистами; - использовать различные формы деятельности. 5.ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА 5.1 Молодой специалист обязан: - добросовестно исполнять свои функциональные обязанности;
- изучать нормативные документы, методические рекомендации, инструктивные письма, регламентирующие деятельность педагога в образовательном учреждении; - принимать активное участие в работе МО, творческих и инициативных групп по совершенствованию образовательного процесса и развитию школы в целом; - использовать в своей работе современные педагогические технологии (информационные, здоровьесберегающие, деятельностные);
- прислушиваться к рекомендациям опытных педагогов по организации учебного процесса;
- овладевать теоретическими знаниями и практическими навыками для совершенствования педагогических компетенций;
- совершенствовать свой культурный уровень; - отчитываться о результатах своей работы наставнику, заместителю директора, руководителю образовательного учреждения.
5.2 Молодой специалист имеет право: - вносить предложения по совершенствованию работы начальной школы ОУ;
- вносить изменения в план работы с молодыми специалистами;
- знакомиться с отчётами наставника, оценивающим его работу; - просить оказать ему квалифицированную помощь при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям, а также в работе с родителями;
- повышать свой профессиональный уровень любым способом, в т.ч. обращаться за помощью к любым членам коллектива образовательного учреждения; - выполнять какое – либо действие после согласования или консультации с наставником; - вносить предложения по изучению педагогическим коллективом той или иной проблематики в процессе работы. 6.РУКОВОДСТВО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НАСТАВНИКОВ 6.1. Деятельностью наставников руководит заместитель директора по УВР и руководитель МО. 6.2. Руководители деятельности наставников обязаны: - создавать необходимые условия для решения задач в работе с молодыми специалистами; - поощрять развитие наставничества в образовательном учреждении; - изучать, обобщать и представлять опыт наставничества на заседаниях МО; - регулярно посещать занятия молодых специалистами и их наставников;
- осуществлять своевременный контроль за выполнением наставником своих обязанностей; - оказывать помощь наставникам и психологическую поддержку молодым специалистам; - стимулировать молодого специалиста к педагогической активности; - разрабатывать рекомендации по работе с молодыми специалистами; - определять; - эффективность совместной деятельности наставника с молодым специалистом; - степень готовности молодого специалиста к педагогической деятельности; - уровень профессионализма молодого специалиста; - степень комфортности пребывания молодого специалиста в педагогическом коллективе; - результативность работы (уровень успешности и обученности учащихся). 7.ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ РАБОТУ С МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ 7.1. Работу с молодыми специалистами регламентируют следующие документы: - настоящее Положение; - план работы окружного методического центра с молодыми специалистами;
- внутришкольный план работы с молодыми специалистами на год; - приказы руководителя образовательного учреждения об организации наставничества; - протоколы заседаний методического объединения; - методические рекомендаций по организации наставничества; - сведения о молодых специалистов и их наставниках; - отчеты наставников;
- отчеты молодых специалистов;
- отчет по диагностике затруднений молодых специалистов; - отчет по мониторингу результативности работы с молодыми специалистами; - диагностические карты по повышению профессионального уровня молодых специалистов.
Принято на заседании педагогического совета ГОУ СОШ ______374_____
Протокол № _____ от «___» __________20 _____г.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА: *ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ: - умение самостоятельно подготовить и провести личностно ориентированный урок с использованием различных форм, методов, приемов, технологий. - проводить уроки разной целевой направленности; - способствовать изменению мотивов и целей ученика; - планировать свою деятельность, ставить цели, выбирать оптимальные средства обучения; * КОММУНИКАТИВНЫЕ: - демократический стиль общения с учащимися; - преимущественное использование организующих, а не оценивающих воздействий на уроке; - управление своим эмоциональным состоянием; * ИНФОРМАЦИОННЫЕ: - регулярное изучение нормативных документов; - пополнение «методической копилки»; - знание и использование источников повышения профессионального мастерства; * УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ: - умение ставить цель и выбирать оптимальный путь ее достижения; - определять учебные задачи; - повышать познавательную активность и мотивацию учащихся; - объективно оценивать деятельность учащихся; - анализировать собственную деятельность, а также деятельность учащихся и педагогов; - определять проблемы и организовывать работу по их устранению; - расставлять приоритеты в профессиональной деятельности.
1-й год работы.
Тема: «Знания и умения учителя – залог творчества и успеха учащихся»
№
| Мероприятия
| Ответственные
| Сроки
| 1.
| Собеседование с молодыми учителями и воспитателями. Выбор наставника
| Директор, руководитель м\о
| Сентябрь
| 2.
| Учебный план – программа – тематическое планирование. Постановка задач урока.
Микроисследование «Как вы относитесь к своей профессии?»
| Зам. директора по УВР
| Сентябрь
| 3.
| Инструктаж о ведении школьной документации
| Зам. директора по УВР
| Сентябрь
| 4.
| Составление тематического планирования и поурочного планирования
| Зам. директора по УВР
| Сентябрь
| 5.
| Основы творческой разработки урока. Методические требования к современному уроку.
Дискуссия «Как добиться дисциплины на уроке?»
Методическая разработка «В помощь молодому учителю»
| Руководитель М/О
| Октябрь
| 6.
| Системно-ролевая модель воспитательной работы класса (диагностика в работе классного руководителя, проектирование целей, деятельность по сплочению и развитию коллектива, критерии оценки воспитанности учащихся)
Дискуссия «Факторы, влияющие на уровень воспитанности»
| Зам. директора по УВР
| Октябрь
| 7.
| Посещение уроков молодого специалиста учителем-наставником с целью оказания методической помощи.
| Учитель-наставник
| В течение года
| 8.
| Посещение уроков молодого специалиста администрацией школы, руководителями м/о
| Зам. директора по УВР
| В течение года
| 9.
| Оценочная деятельность учителя, ученика.
Дискуссия «Оценка и отметка – одно и то же или нет?»
Посещение молодым специалистом уроков творчески работающих педагогов
| Зам. директора по УВР
| Ноябрь
| 10.
| Анализ и самоанализ урока.
Требования к анализу урока.
Типы и виды уроков.
Виды анализа уроков.
Методические рекомендации «Современный урок»
| Зам. директора по УВР
| Декабрь
| 11.
| Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика.
Анализ урока с позиции здоровьесбережения.
| Зам. директора по УВР
| Январь
| 12.
| Педагогический манеж – выступление молодых специалистов.
| Зам. директора по УВР, молодые специалисты
| Февраль
| 13.
| Работа МС по теме самообразования. Контроль над работой МС с слабо- успевающими и одаренными детьми. Собеседование с родителями учащихся классов МС
| Зам. директора по УВР
| Март
| 14
| Круглый стол «управленческие умения педагога и пути их дальнейшего развития»
Дискуссия «Трудная ситуация и ваш выход из неё»
| Педагог-наставник
| Апрель
| 15.
| Проведение административного среза знаний.
Подведение итогов работы ШМС
Анкетирование на выявление профессиональных затруднений, определение степени комфортности педагога в коллективе.
| Зам. директора по УВР
| Май
|
2 ой год обучения.
Тема: «Самостоятельный творческий поиск»
№
| Мероприятия
| Ответственные
| Сроки
| 1.
| Тест «Коммуникативная готовность к диалогу с ребёнком»
Самообразование как источник индивидуального роста педагога.
Методические рекомендации по теме самообразования педагога.
| Зам. директора по УВР
| Сентябрь
| 2.
| Отчёт наставника на заседании МО о повышении эффектив- ности деятельности МС и результатах их работы. Консультация МС. Посещение уроков МС
| Зам. директора по УВР
наставники
| В течение года
| 3.
| Социально-психологические аспекты контроля знаний (виды контроля, , процедуры контроля, формы проведения)
| Зам. директора по УВР
| Ноябрь
| 4.
| Взаимопосещения уроков. Анализ и самоанализ уроков
| Молодые учителя, наставники.
| В течение года
| 5.
| Нетрадиционная форма урока: замысел, организация, анализ.
| Молодые учителя, наставники.
| Январь
| 6.
| Создание рейтинга успешности класса как фактор повышения творческой, познавательной, и общественно-трудовой активности учащихся.
| Зам. директора по УВР
| Февраль
| 7.
| Административный контроль. Срезы знаний.
Методические рекомендации «Как помочь слабоуспевающему ученику?»
| Зам. директора по УВР
| Март
| 8.
| Творческий отчёт молодых педагогов. Открытые уроки, внеклассные мероприятия.
| Зам. директора по УВР, зам. директора по В, молодые учителя, наставники.
| В течение года
|
| Заполнение диагностических карт роста пед. мастерства за год. Творческие отчёты учителей - наставников. Определение задач на следующий учебный год.
| Зам. директора по УВР
| Май
| 9.
| Подведение итогов работы ШМС
| Зам. директора по УВР
| Май
|
СПИСОК МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ И НАСТАВНИКОВ
№п/п
| Молодые специалисты
| Наставники
| 1.
| Алтов Иван Васильевич
|
| 2.
| Павлова Евгения Юрьевна
|
| 3.
| Матросова Юлия Анатольевна
|
| 4.
| Жуковский Денис Юрьевич
|
| 5.
| Балаев Николай Николаевич
|
| 6.
| Щедрова Ольга Андреевна
|
| 7.
|
|
|
|
|
|
СПРАВКА ПО ИТОГАМ КОНСУЛЬТАЦИИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА И СПЕЦИАЛИСТА ВНОВЬ ПРИШЕДШЕГО НА РАБОТУ В ГБОУ СОШ № 374
«_______»__________________ 20__ - 20___ учебный год. Краткое содержание консультации____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог-наставник / / |