Скачать 253.54 Kb.
|
Материалы по самообразованию Утверждено на заседании педагогического совета протокол №______ от_________________ Положение о работе педагогов ___________________ общеобразовательной школы 1-3 ступеней над темами самообразования 1. Общие положения 1.1. настоящее Положение регулирует деятельность учителей предметников, классных руководителей, воспитателей и других педагогических работников над темами самообразования, которая является одной из основных форм работы повышения квалификации. 1.2. Работа педагогов над темами самообразования является обязательной. 1.3. При совмещении педагогом двух и более должностей тема самообразования определяется по каждому виду деятельности. 2. Цель и задачи 2.1. Целью работы над темами самообразования является систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня. 2.2. Задачи: - совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса; - овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей; - изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий; - развитие инновационных процессов. 3. Порядок работы над темой самообразования 3.1. Тема самообразования определяется, исходя из: - единой методической темы учебного заведения; - актуальности и важности темы, ее научно-теоретического и практического значения; - затруднений педагогов; - педагогического стажа; - уровня профессиональной компетентности педагога. 3.2. Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от 2-х до 5-ти лет. 3.3. Каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы над темой самообразования. 3.4. В процессе работы над темой самообразования и по ее завершению педагог представляет наработанный материал. Формы представления могут быть различны: - выступления (отчет) на заседании кафедры или МО, методического совета педсовета; - теоретический, методический и практический семинар; - практикум; - тренинг; - мастер-класс; - открытый урок. 3.5. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ведет учет тем самообразования, курирует деятельность педагогов по их реализации, консультирует, оказывает обходимую методическую помощь. 3.6. Руководители методических объединений ведут учет тем самообразования членов МО, отслеживают результативность работы над темами самообразования, включают в планы работы МО отчеты педагогов о работе над темами самообразования в различной форме. 3.7. результат работы по теме самообразования может быть представлен в форме: - доклада; - реферата; - статьи в журнале; - программы; - дидактического материала; - методического пособия; - научно-методической разработки. 3.8. Весь наработанный материал сдается в методический кабинет и является доступным для использования другими педагогами. 3.9. Наиболее значимый опыт работы педагога может быть рекомендован к использованию коллегами в своем учебном заведении и других учреждениях образования. 3.10. положение сопровождается приложениями: - примерный план работы педагога над темой самообразования; - примерный план отчета по самообразованию; - примерное содержание папки по самообразованию. Памятка для педагогов по организации самообразования Основные направления, в которых учителю необходимо заниматься самообразованием
Примерное содержание папки по самообразованию
Памятка для педагогов: Какими педагогическими коммуникативными умениями должен обладать учитель?
Алгоритм планирования : 1. Выбор темы, определение целей, постановка задач согласно профессиональным потребностям; 2. Разработка плана по самообразованию; 3. Определение источников информации; 4. Изучение теоретических источников; 5. Организация и управление процессом обучения на основе наработанных материалов (подготовка и проведение открытых уроков, классных часов, информационных часов, мероприятий); 6. Систематизация наработанных материалов и их оформление, коррекция деятельности и объективная оценка ее результатов; 7. Подготовка отчета по теме самообразования; 8. Определение эффективности и перспективности дальнейшей деятельности. Вопросы результативности самообразовательной деятельности рассматриваются на заседаниях методических объединений, методического совета, где заслушиваются отчеты педагогов по самообразованию, осуществляется презентация наработанных по теме самообразования материалов. Проводятся методические выставки "Итоги самообразовательной деятельности". Материалы продуктивной педагогической практики учителей имеются в методическом кабинете учебного заведения, печатаются на страницах информационно-методических журналов ". Факторы, препятствующие саморазвитию и факторы, стимулирующие саморазвитие педагога. Самообразование будет продуктивным, если учитель удовлетворен своей работой, а в процессе самообразования реализуется его потребность в саморазвитии. При исследовании можно выявить факторы, которые препятствуют саморазвитию педагогов. Если их расположить в порядке убывания, то получится следующая картина: * Недостаток времени; * Состояние здоровья; * Разочарование в результатах имевшихся ранее неудач; * Недостаточная поддержка со стороны администрации; * Собственная инерция. Чтобы самообразование стало продуктивным влияние данных факторов нужно стремиться свести к минимуму. Каким способом это сделать? Мы можем повлиять на другую сторону процесса, а именно на факторы стимулирующие саморазвитие учителя. К этим факторам можно отнести следующие: Факторы, вызывающие интерес к работе:
Именно на последнем факторе хочется остановиться подробнее. В каждом учебном заведении уже 3 года работает, если не работает, то следует разработать рейтинговую систему оценки деятельности педагогов. В соответствии с положением ежегодно в конце года проводится оценка результативности профессиональной деятельности учителей по ряду критериев (результативность работы по предмету, внеклассной работы, методической деятельности). При оценке результативности методической работы отслеживается: участие в конкурсах педмастерства, в педсоветах, семинарах, работа по обобщению опыта, проведение открытых уроков, научно-исследовательская деятельность и т.д. Возможно в этой рейтинговой системе не был предусмотрен критерий «Результативность самообразовательной деятельтности». Поэтому есть необходимость внести изменения в данное Положение, включив в него именно этот критерий (обсуждение). Примерный план работы педагога по самообразованию
Личный план самообразования учителя На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. При оформлении работы указываются:
По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей. При оформлении работы следует учитывать: ( творческий подход, степень обоснованности содержания материала, глубину и практическую значимость материала, наличие выраженной авторской позиции при разработке материала, способ подачи материала) Результат самообразования В личном плане самообразования учителя должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок:
Примерный план отчета по самообразованию в период реализации мероприятий практического этапа
(Можно использовать базу данных по ППО района) Примерные темы для самообразования
Продуктивность процесса самообразования Самообразование педагога будет продуктивным если:
Для подготовки и проведения педсовета
Опросник из 15 утверждений «Учитель – глазами учеников» (русский язык и литература, украинский язык и литература, иностранный язык, математика, физика, химия, биология, история, география, информатика). 1. Учитель умеет точно предсказать мои успехи в предмете 2. Учитель- справедливый человек 3. Учитель умело готовит меня к контрольным, экзаменам 4. Слово учителя для меня закон 5. Учитель тщательно планирует работу со мной 6. Я вполне доволен учителем 7. Учитель всегда может дать разумный ответ (в том предмете, который преподает) 8. Я полностью доверяю учителю 9. Оценка учителя всегда важна для меня 10. Работать с учителем - одно удовольствие 11. учитель внимательно выслушивает мое мнение 12. Я не сомневаюсь в правильноси и необходимости методов и средств, которые учитель применяет на уроке 13. Я могу поделиться с учителем своими мыслями 14. Учитель хорошо знает мои сильные и слабые строны 15. Я бы хотел стать похожим на учителя (своими человеческими качествами) Данные позиции учащиеся оценивают по 5-бальной системе: 5 - это точно о нем 4 - похоже на него 3 - когда как 2 - чаще к нему не относится 1 - совершенно к нему не относится (Содержание педсовета по данной теме можете разработать сами, исходя из особенностей вашего коллектива, работы учителей над темами самообразования и т.д.) Для сведения Педагогические советы Давно проверенной и традиционной формой, настоящей школой профессионального мастерства являются в ряде школ заседания педагогических советов. Происходит это там, где содержание их работы нацелено на внедрение в практику достижений педагогической науки и передового опыта. Педагогические советы рассматривают, например, такие вопросы, как пути совершенствования урока; психолого-педагогическое изучение школьников в классных коллективах; методы обучения и их оптимальный выбор; методика анализа урока знаний, умений и навыков учащихся; развитие самоуправления - важный фактор школьной жизни и другие. На педагогических советах как высшем органе коллективного руководства школой ставятся важнейшие проблемы повышения мастерства учителей, исходя из его теснейшей связи с результатами процесса обучения и воспитания. На педсоветах заслушиваются теоретические сообщения, выступления из опыта работы учителей, их творческие отчеты. Все это усиливаеи влияние педсоветов на рост мастерства учителей, повышает их значимость как органа коллективного управления. Повестка тематических педсоветов сообщается учителям заранее, лучше за два-полтора месяца до заседания. Создается комиссия, которая разрабатывает план подготовки педсовета, включающий изучение соответствующей литературы, посещение уроков, анализ личного опыта учителей, оформление тематических выставок, стендов и т.п. Основной доклад, как правило, готовит директор или его заместитель. Проект предстоящего педсовета также подгатавливается заранее и доводится до сведения учителей. Четко сформированное решение или рекомендации, своевременный контроль за их выполнением повышают действенность и эффективность заседаний педагогического совета школы. Методический совет Методический совет – совещательный орган при директоре школы, способствующий решению приоритетных психолого-педагогических проблем деятельности педагогического учреждения. Цель деятельности: организация и координация методического обеспечения образовательного процесса, методической учебы педагогических кадров. Задачи:
Творческие группы В связи с движением педагогов - новаторов, которое способствовало пробуждению педагогических поисков и педагогического творчества на местах, направленных на обучение и воспитание, а также на создание авторских приемов и методов, разработку авторских программ, в школах появилась новая форма методической работы - творческие группы. В отличие от методических объединений их состав менее стабилен; объединение же проводится не по принципу одних и тех же родственных предметов, а по принципу общности интересов, увлеченности единой идеей. Численность группы может быть различной, но практика свидетельствует, что в большой группе теряется душевность и открытость в общении, без чего невозможноо творческое общение. Официальный руководитель, как правило, в творческой группе не назначается. Лидерство берут на себя один или два - три ее наиболее активных и инициативных участников. Работа такой группы начинается с возникновения новой идеи, с поисков единомышленноков, с определения плана, разработки возникшей идеи. Затем каждый член группы самостоятельно изучает имеющиеся теоретические публикации и передовой опыт по разрабатываемому или смежному с ним направлению. Пополнив свои знания, обогатившись новыми данными по интересующему направлению, члены второй группы обмениваются полученными сведениями, исправляя и допролняя друг друга. Возникают споры, дискусии, диспуты. Теоретические рекомендации проверяются на практике, в ходе проведения учебных занятий и внеклассных мероприятий. Активизируется взаимопосещение уроков, факультативных и кружковых занятий и взаимопомощь учителей-единомышленников. В результате творческое усвоение нового, разработка авторских программ, приемов и методов проходит значительно быстрее, чем в других формах методической работы. Психолого-педагогические семинары Семинары - одна из форм повышения квалификации по системе Занкова. Личность ученика и учителя все более нуждались в изучении. Такого рода занятия были нужны всем учителям, поэтому стало целесообразным создание постоянно действующего семинара для всего школьного коллектива. В некторых школах занятия семинаров проводятся ежемесячно, однако во избежание перегрузки учителей большинству школ можно проводить их один раз в четверть. Очень важно, чтобы в работе семинара были органически связаны теория и практика. Например, лекция, посвященная видам нестандартных уроков, сопровождалась посещением таких уроков и т.п. При такой организации работы результатом семинара становятся не только знания, но и практические умения и навыки. При проведении психолого-педагогического семинара особенно необходимо обеспечить атмосферу творчества и после теоретического сообщения организовать учительскую дискуссию, диспут. В ходе семинара учителя сосредотачивают внимание на решении сложных педагогических проблем, коллективно ищут и создают новые или обновленные методы преподавания. Психолого-педагогические семинары приобщают учителей к творческой, опытно-экспериментальной и научно-исследовательской деятельности. Работа постоянно действующего семинара заметно повышает общую и педагогическую культуру учителей и воспителей. Методическая помощь молодым учителям Ежегодно университеты, педагогические институты и училища направляют на работу в школы страны тысячи своих выпускников. Выпускники с желанием идут на работу. Однако бывает и так: через некоторое время молодой учитель начинает сомневаться в праильности избранного пути. Почему? Прежде чем выпускник станет мастером своего дела, опытным учителем, ему предстоит приложить немало усилий. Время вхождения в педагогическую профессию, когда учитель остро нуждается в поддержке, может быть сокращено, если помощь начинающему учителю будет целенаправленной, а не от случая к случаю. Единая методическая тема Учебно-методическая работа в школе строится на принципе открытости и системности, целостности и целесообразности, практической направленности и конкретности. Методическая работа не должна сводится к разовым мероприятиям. Одной из самых важных форм методической работы является работа над единой методической темой /проблемой/. Единая методическая тема должна быть актуальной для всего коллектива, соответствовать уровню его развития; должна быть созвучна современным педагогическим идеям. Важно, чтобы методическая тема охватила как учебную, так и воспитательную работу. Передовой педагогический опыт. Важнейшим направлением методической работы является изучение, обощение и использование передового педагогического опыта. Изучаются суть опыта, его содержание, методы и приемы, конкретные условия возникновения, становления и развития, то есть то, что обычно называют творческой лабораторией учителя. При изучении педагогического опыта желательно установить, какая научная база явилась основой того или иного методического приема, какие конкретно современные ученые или какое наследие из истории педагогики вдохновили на творческие поиски, какие объективные и субъективные факторы, микроклимат и среда обеспечили высокий обучающий, воспитывающий и развивающий эффект. Передовой педагогический опыт обучает, воспитывает, развивает учителей, показывает перспективу, к которой должен стремиться каждый учитель. Он может быть изучен и использован в школе с помощью различных форм методической работы. Учителей следует ознакомить с формами обобщения педагогического опыта. Ими могут быть:
Распространение передового опыта обеспечивает выпуск бюллетеней, стенгазет. Показателями передового опыта являются творческая новизна, научная обоснованность, высокая результативность, экономия времени при достигнутых высоких результатах. Выводы по системе внутришкольной методической работы для руководителя :
(примерный) План работы методического совета на _________ учебный год
В протоколах заседаний подпись председателя МС, секретаря и руководителей Рассмотрено на заседании методического совета протокол №___ от ________ 2012 года (примерный) План подготовки и проведения педагогического совета «Совершенствование педагогического мастерства учителей ___________________ общеобразовательной школы 1-3 ступеней через самообразовательную деятельность»
|
Сводный отчет по воспитательной работе за 2011/2012 учебный год муниципального... Следует отметить, что это направление деятельности педагогов нашей школы всегда было актуальным и важным, занимало ведущее положение... | Протокол №2 от 25. 12. 2008г. Положение о порядке выборов членов Управляющего совета Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №26 | ||
Отчет о проделанной работе за 2006/2007 у г ... | Приказ №283 от 25. 05. 2013 г. Положение о школьной форме и внешнем... Протокол №7), родительского и ученического советов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной... | ||
Протокол №10 от 30. 12. 2010 г. Л. В. Гладченко 30. 12. 2010г. Положение... Настоящее Положение определяет порядок экспертизы, утверждения и хранения материалов аттестации учащихся за учебный год, за курс... | Протокол №1 от 01. 09. 2012 приказ №82/1-од от 01. 09. 2012 года положение Утверждено решением собрания работников муниципального образовательного учреждения Петровской средней общеобразовательной школы | ||
И. Б. Рычкова положение о рабочих программах мбоу г. Владимира «сош... Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном... | Положение о медицинском кабинете 1 Общие положения Положение о медицинском кабинете муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Видновской средней общеобразовательной... | ||
Положение о годовом календарном учебном графике муниципального общеобразовательного... Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательных учреждениях,... | Протокол №01 от 29 августа 2011 г. Положение о промежуточной аттестации Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Уставом школы и локальными актами и регламентирует... | ||
План работы уоу за 2007-2008 уч г. Моу хмелевской основной общеобразовательной школы Положение об учебно-опытном участке моу хмелёвской основной общеобразовательной школы | Книга рассчитана на педагогов и воспитателей, работающих с детьми... Школы является развитие её адептов в качестве именно духовных сердец, что позволяет им продвигаться Прямым Путём к реализации Заветов... | ||
Мбоу сош №6 г. Губкинский янао направленность проекта: оснащение... Направленность проекта: оснащение основной школы оборудованием, специфическим для школы ступеней | Программа вводится с сентября 2011-2012 учебного года и будет реализовываться... Данная программа разработана коллективом педагогов, родителей начальной ступени образования муниципального общеобразовательного учреждения... | ||
Протокол №1от 29 августа 2011 года положение о промежуточной аттестации Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Уставом школы и локальными актами и регламентирует... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Положение о методической работе в школе разработано на основе Типового Положения об общеобразовательном учреждении, Закона РФ «Об... |