Скачать 274.38 Kb.
|
РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению самообследования реализации образовательных программ высшего профессионального образования и подготовке отчета по его результатам Общие положения Самообследование является составной частью действующей системы менеджмента качества (СМК) университета. Целью самообследования является определение готовности профессиональной образовательной программы ВПО, реализуемой в вузе, к внешней экспертизе. В ходе его проведения должно быть выявлено соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников по данной специальности (направлению) требованиям соответствующих государственных образовательных стандартов. Результаты самообследования будут способствовать принятию мер по повышению качества подготовки. Самообследование специальности (направления) проводится в соответствии с Планом мероприятий по подготовке и проведению аккредитации университета, утвержденным решением Ученого совета 25 октября 2011 г. По результатам самообследования составляется отчет (далее - Отчет), в котором подводятся итоги и содержатся конкретные выводы по объектам проверки. Отчет о самообследовании образовательных программ формируется по результатам работы комиссий по самообследованию. Для удобства обработки данных, представляемых кафедрами, и последующего их обобщения Отчет должен оформляться в заданной последовательности и содержать ответы на поставленные в данных рекомендациях вопросы. В целях обеспечения доступности и наглядности информации сведения рекомендуется представлять в виде таблиц и рисунков (графиков, диаграмм и т.п.). Не исключено, что в связи с доработкой Рособрнадзором нормативных актов по организации аккредитации вузов Отчет потребует корректировки, которая будет организована в рабочем порядке. РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТАТитульный лист Отчета оформляется в соответствии с образцом (Приложение 1). Текст Отчета оформляется:
Нумерация страниц единая, номер страницы располагается в правом нижнем углу страницы. В Отчете принимается внутренняя сквозная нумерация арабскими цифрами. Точка после последней цифры не ставится. Таблицы и рисунки отчета должны иметь порядковый номер. Нумерация таблиц и рисунков - внутренняя сквозная. Название таблиц выполняется обычным начертанием по центру страницы. Переносы и точки в конце названий не допускаются. Номер таблицы располагается над названием таблицы в правом верхнем углу после слова «Таблица». Название рисунков располагается под рисунком по центру страницы. Отдельные фрагменты разделов, выделенные в рамку, вносить в Отчет без изменений с добавлением необходимых данных. СТРУКТУРА ОТЧЕТА О САМООБСЛЕДОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Титульный лист Содержание
Приводятся общие сведения о специальности и выпускающей кафедре.
Далее приводится краткая историческая справка; управление кафедрой; ведущие преподаватели кафедры (степени, звания, общественное признание). Отмечаются основные изменения на кафедре за период с 2008 г. Приводится перечень специальностей (направлений), по которым кафедра (кафедры) обеспечивает подготовку специалистов в настоящее время, формы обучения.
Дается краткая характеристика организационно-правового обеспечения образовательной деятельности на кафедре.
В тексте кратко анализируются: – динамика приема, контингента и выпуска по годам; соотношение между приемом и выпуском; – динамика числа студентов, обучающихся по договорам с полным возмещением затрат на обучение; – прием на основе направлений от предприятий, организаций; – доля студентов, отчисленных по неуспеваемости (по годам за рассматриваемый период), сохранность контингента (%); Данные представить в таблицу:
– формы организации нового набора студентов на данное направление или специальность (характеристика форм работы с предприятиями, школами, техникумами, довузовской подготовкой школьников).
В тексте кратко анализируются: количество выпускников, направленных на работу; заявок на подготовку от количества выпускников; выпускников состоящих на учете в службе занятости; выпускников, направленных на работу в регион; помощь выпускникам в трудоустройстве; отзывы потребителей специалистов; перечень основных предприятий, с которыми имеются договора на подготовку специалистов и т.д.
Анализируются учебные планы по блокам дисциплин: перечень и объем дисциплин.
В тексте приводится обоснование введения в региональную и элективную компоненту набора читаемых дисциплин. Анализируется соответствие учебно-методических комплексов дисциплин, входящих в учебный план ООП, утвержденным требованиям к структуре и содержанию. Согласно распоряжению от 24.11.2006 г. № 58 в УМК дисциплины входят:
Дополнительные документы:
Определяется наличие рабочих программ по дисциплинам, предусмотренным учебным планом специальности, наличие программ практик. Анализ проводится по следующим позициям:
В отчете должны быть отражены:
Выпускающая кафедра заполняет таблицу Приложение 2 «Сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой» с использованием материалов, предоставленных кафедрами, ведущими занятия, по данной образовательной программе. Показать наличие по всем дисциплинам, учебного плана учебников и учебных пособий внешних издательств, имеющимся в библиотеке университета. Также в таблице указать к какому виду занятий относится данный учебник или учебное пособие: лекции, лабораторные или практические занятия, курсовая работа, курсовой проект, самостоятельная работа студентов (РГЗ) и т.п., указать наибольшее количество студентов в семестре, изучающих данную дисциплину. Проводится анализ обеспеченности образовательного процесса учебной литературой (фактическое состояние и соответствия требованиям, указать причины недостатка учебной литературы, задачи по обеспеченности студентов учебной литературой на следующий год и перспективу и т.п.). К учебной литературе относится учебный фонд, сформированный в соответствии с учебными планами и рабочими программами дисциплин и нормами.
Выпускающая кафедра заполняет таблицу Приложение 3 «Сведения об обеспеченности образовательного процесса учебными пособиями (изданные преподавателями кафедры, в т.ч. с грифами)» и Приложение 4 «Сведения об обеспеченности образовательного процесса методическими указаниями (внутривузовские издания)» с использованием материалов, предоставленных кафедрами, ведущими занятия, по данной образовательной программе. Показать наличие по всем дисциплинам учебного плана учебных пособий и методических указаний, имеющихся в библиотеке БГТУ им. В.Г.Шухова и/или на кафедре. Указать к какому виду занятий относится: лекции, лабораторные или практические занятия, курсовая работа, курсовой проект, самостоятельная работа студентов (РГЗ) и т.д. и наибольшее количество студентов в семестре, изучающих данную дисциплину. Для учебного пособия, имеющего гриф УМО, НМС, Минобрнауки России, другие грифы федеральных органов исполнительной власти и др., указать дату (год) присвоения и вид грифа. Провести анализ обеспеченности образовательного процесса по образовательной программе в целом (по всем блокам дисциплин) учебными пособиями и методическими указаниями, изданными преподавателями и сотрудниками кафедры в университете за последние 10 лет (фактическое состояние и соответствия требованиям, указать причины недостатка литературы, задачи по обеспеченности студентов литературой данного вида на следующий год и перспективу и т.п.) (2012 г – планирование).
Охарактеризовать наличие на выпускающей кафедре средств вычислительной техники и программного обеспечения, которые позволяют повысить качество подготовки специалистов по образовательной программе. Дать анализ непрерывности компьютерной подготовки в процессе обучения. Кратко охарактеризовать основные программные продукты, используемые по дисциплинам выпускающей кафедры. Отметить использование сети Интернет в учебном процессе. Выпускающая кафедра заполняет таблицы: Приложение 5 «Сведения об обеспеченности образовательного процесса электронными учебными пособиями и другими методическими разработками» и Приложения 6 «Сведения об оснащенности учебного процесса программными продуктами и базами данных учебно-научного назначения» с использованием материалов, предоставленных кафедрами, ведущими занятия, по данной образовательной программе. Указать по всем дисциплинам учебного плана только электронные учебные пособия и др. методические разработки, имеющие государственную регистрацию и/или в фонде алгоритмов и программ БГТУ им. В.Г. Шухова (на сайте университета http://soft.intbel.ru), имеющиеся в библиотеке университета и/или на кафедре При наличии рецензии государственного учреждения, уполномоченного Минобрнауки России, грифа (УМО, НМС, другие грифы федеральных органов исполнительной власти и др.) указать его вид и дату (год) присвоения. Указать также к какому виду занятий относится: лекции, лабораторные или практические занятия, курсовая работа, курсовой проект, самостоятельная работа студентов (РГЗ) и т.д. и наибольшее количество студентов в семестре, изучающих дисциплину. Провести анализ обеспеченности образовательного процесса электронными учебными пособиями и методическими указаниями, изданными преподавателями и сотрудниками кафедры за последние 10 лет (фактическое состояние и соответствия требованиям, задачи по обеспеченности студентов литературой данного вида на следующий год и перспективу и т.п.). Указываются программные продукты и базы данных, имеющиеся и использующиеся в учебном процессе; а также инструктивно-методические материалы, в т.ч. разработанные сотрудниками кафедры. На основе данных разделов 3.2.1, 3.2.2 и 3.2.3 заполняется таблица Приложение 7 Сведения об обеспеченности обучающихся учебной и учебно-методической литературой из фонда вуза.
Качество реализации содержания ООП выявляется через организацию учебного процесса. Анализируются соответствие расписания занятий учебному плану, организация самостоятельной работы студентов, реализация практической подготовки студентов, использование современных методик обучения и форм организации учебного процесса. Анализ проводится по следующим позициям:
В портал кафедры по каждой дисциплине заложен (возможно) следующий методический материал:
В тексте Отчета дается общая характеристика лабораторно-учебной базы с указанием наиболее значимого оборудования, приобретенного за период с 2008 г. Состояние материально-технической базы оценивается по следующим показателям:
По всем дисциплинам проводится анализ обеспеченности образовательного процесса специализированными аудиториями, кабинетами, лабораториями, компьютерными классами и др. Выпускающая кафедра заполняет таблицу по самообследованию Приложение 8 «Сведения об оснащенности лабораториями, кабинетами и оборудованием учебно-научного назначения» с использованием материалов, предоставленных кафедрами, ведущими занятия, по данной образовательной программе. Таблица заполняется по всем дисциплинам учебного плана: наименование специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий и др. с перечнем основного оборудования; загруженность специализированного дорогостоящего оборудования учебной и научной работой. При проведении занятий в компьютерном классе, указать аппаратное и программное обеспечение, использовать данные таблицы Приложения 6 «Сведения об оснащенности учебного процесса программными продуктами и базами данных учебно-научного назначения».
Особое внимание необходимо обратить на качество организации практической подготовки студентов:
Проводятся анализ организации самостоятельной работы студентов ее эффективные формы и контроль; организация выполнения курсовых работ и проектов и т.п. Необходимо охарактеризовать:
Дать оценку, реализуемой на кафедре и по образовательной программе концепции организации самостоятельной работы и ее эффективность.
Указать достаточность количества текущих форм контроля студентов и их соответствие ГОС, уровень требований при проведении текущего и промежуточного контроля
В тексте приводится анализ контингента аспирантов (по формам обучения), количество окончивших аспирантуру, количество защитившихся в срок до одного года после завершения обучения. Докторантура (указать защитившихся, темы диссертаций, научные специальности)
Качество образования характеризуется применением в учебном процессе сведений, полученных в процессе научной работе преподавателя, поэтому в число показателей необходимо включить:
Показать динамику по годам (2008 – 2012 гг.) выполнения ФЦП, АВЦП, НИР по ЕЗН, НТП, грантам, хозяйственным договорам (по объемам финансирования и количеству тем). В анализе указать:
Кроме объемов финансирования и качественного описания направлений исследования, в анализе указать:
В анализе отметить:
Эффективность проводимой научно-исследовательской работы (издание научной и учебной литературы, активность в патентно-лицензионной работе). Показать динамику публикаций статей, монографий по годам (2008 – 2012 гг.) с разбивкой по материалам, опубликованным:
В анализе указать: – количество статей по: – фундаментальным исследованиям; – прикладным исследованиям и НИОКР; – соответствие: – приоритетным направлениям развития науки и техники; – критическим технологиям; – участие студентов в совместных публикациях.
Показать динамику по годам (2008 – 2012 гг.) проектов, реализованных в инновационных структурах, заполнить таблицу Приложение 11 «Сведения об инновационной деятельности».
Проведение научно-методических конференций. Участие в международных, российских, региональных выставках и конференциях, показать динамику по годам (2008 – 2012 гг.) с анализом:
В анализе следует отметить характер докладов:
Выпускающая кафедра заполняет таблицу Приложение 12 «Сведения по всем реализуемым программам дополнительного профессионального образования» Сведения о дополнительном профессиональном образовании, проводимом кафедрой, включаются за период 2007 – 2012 гг. Включаются профессиональные образовательным программам продолжительностью обучения 72 часа и более. Название программы должно соответствовать коду базовой специальности по ОКСО. В колонке «должностная категория слушателей» указать категорию обучавшихся (например, руководители предприятий, специалисты предприятий, студенты, аспиранты и др.). К виду обучения относятся: повышение квалификации, стажировка, профессиональная подготовка. Провести анализ состояния дополнительного профессионального образования на кафедре за 2007 – 2012 гг. и задач по организации и реализации дополнительного профессионального образования кафедрой на следующий год и перспективу и т.п.).
Характеризуется:
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Рекомендации и формы по проведению самообследования специальностей (направлений) подготовки») | Рекомендации по проведению самообследования Российской Федерации, решением Ученого совета Университета от 29. 10. 2007 «Об эксперименте по переходу на рейтинговую систему в... | ||
Методические рекомендации по проведению урока (классного часа), посвященного... Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области | Методические рекомендации по организации и проведению II (зонального) и III Методические рекомендации по организации и проведению 2 (зонального) этапа областного конкурса «Лидер в образовании Оренбуржья –... | ||
Разработанная Институтом Программа самообследования деятельности... Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и приказа Министерства образования и науки Российской... | Методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий.... Азбука интересных дел методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий. 22 | ||
Методические рекомендации по организации и проведению информационных часов Пойковский Методические рекомендации по организации и проведению информационных часов / бунр «Межпоселенческая библиотека», Метод отд.; сост.... | Методические рекомендации по проведению практических (семинарских)... Методические рекомендации по проведению практических (семинарских) занятий по дисциплине | ||
«центр экспертизы, мониторинга и информационно-методического сопровождения»... Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников | Методические рекомендации по проведению, оформлению и презентации... М 54 Методические рекомендации по проведению, оформлению и презентации исследовательской работы учащихся/ Составители: Борщева Н.... | ||
Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» Российской Федерации Д. В. Ливановым, который дал поручение разработать и направить в адрес руководителей органов управления образованием... | Методические рекомендации по проведению научно-практических исследований... Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ на индивидуальные темы | ||
Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных... Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области | Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных... Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области | ||
Методические рекомендации по подготовке и проведению дискуссии Методические... Приложение Рейтинг популярных профессий за последние 5-ть лет | Методические рекомендации по организации и проведению праздничных... Президента РФ проводить соответствующие мероприятия, Совет муниципальных образований Республики Дагестан предлагает в практической... |